Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2014 расходы:
- на реализацию мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры предусматривались в рамках долгосрочной программы по модернизации и реформированию жилищно-коммунального комплекса, утвержденной постановлением Администрации города от 29.11.2012 N 9199 "О долгосрочной целевой программе "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса муниципального образования городской округ город Сургут на 2013 - 2015 годы" (с последующими изменениями);
- на реализацию мероприятий по формированию резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также расходы по возмещению недополученных доходов газораспределительным организациям предусматривались в рамках ведомственной программы функционирования, утвержденной постановлением Администрации города от 04.02.2013 N 596 "Об утверждении ведомственной целевой программы функционирования департамента городского хозяйства" (с последующими изменениями);
- на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам на оплату задолженности за энергоресурсы предусматривались как непрограммные.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 423-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями), на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 29.08.2013 N 3058 "О разработке муниципальной программы "Развитие коммунального комплекса в городе Сургуте на 2014 - 2030 годы" (с последующими изменениями), содержащего перечень правовых оснований для ее формирования и четыре подпрограммы:
- подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами";
- подпрограмма "Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов";
- подпрограмма "Технологические разработки";
- подпрограмма "Поддержка частных инвестиций в жилищно-коммунальном комплексе".
Реализация мероприятий настоящей программы направлена на снижение издержек производства коммунальных услуг за счет модернизации инженерной инфраструктуры города, что соответствует вектору "ЖКХ" направления "Жизнеобеспечение" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года.
Программа предусматривает софинансирование расходов из средств окружного бюджета в рамках вышеуказанной государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.1. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами"
Подпрограмма включает в себя мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, а также формирование резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны.
Отсутствие возможности у муниципальных предприятий выполнять работы по реконструкции, расширению и капитальному ремонту объектов коммунального комплекса в полном объеме за счет собственных средств, утвержденных в тарифах, привело к ряду проблем, основной из которых является высокий уровень недоремонта инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не имея достаточных доходов от предоставления жилищно-коммунальных услуг, не производят в нужном объеме инвестиции в основные производственные фонды, которые необходимы не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержания в соответствие с требованиями норм эксплуатации.
В рамках предлагаемой программы планируется выполнение капитального ремонта, реконструкции муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры.
Сравнительный анализ основных показателей замены инженерных сетей (капитальный ремонт, реконструкция), выполненный в рамках производственных программ муниципальными предприятиями: Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием (далее - СГМУП) "Городские тепловые сети", СГМУП "Горводоканал", СГМУП "Тепловик", с учетом инвестиционных программ СГМУП "Горводоканал", за счет собственных средств предприятий и муниципальных объектов электросетевого хозяйства, за счет средств местного бюджета, представленный в таблице 1, свидетельствует о низком проценте замены сетей.
Согласно рекомендации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" процент замены должен составлять 5% от общей протяженности сетей, находящихся на балансе у предприятий.
Таблица 1
Наименование |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. Общая протяженность сетей |
км |
1 954,59 |
1 975,90 |
2 002,12 |
2 014,43 |
1.1. Теплоснабжения |
км |
885,50 |
894,90 |
894,96 |
900,28 |
1.2. Водоснабжения |
км |
373,84 |
381,96 |
392,50 |
396,44 |
1.3. Канализации |
км |
359,25 |
363,04 |
378,66 |
381,71 |
1.4. Электроснабжения |
км |
336,00 |
336,00 |
336,00 |
336,00 |
2. В том числе ветхих сетей |
км |
380,84 |
430,77 |
532,10 |
547,95 |
2.1. Теплоснабжения |
км |
194,80 |
209,90 |
220,40 |
238,14 |
2.2. Водоснабжения |
км |
120,87 |
128,76 |
132,10 |
132,31 |
2.3. Канализации |
км |
65,17 |
79,01 |
78,80 |
76,70 |
2.4. Электроснабжения |
км |
- |
13,10 |
100,80 |
100,80 |
3. Заменено ветхих сетей |
км |
31,86 |
23,97 |
26,19 |
30,81 |
3.1. Теплоснабжения |
км |
24,50 |
13,64 |
14,70 |
21,80 |
3.2. Водоснабжения |
км |
6,35 |
3,76 |
4,14 |
8,21 |
3.3. Канализации |
км |
1,01 |
2,87 |
3,25 |
0,80 |
3.4. Электроснабжения |
км |
0,00 |
3,70 |
4,10 |
0,00 |
4. Процент замены ветхих сетей от общей протяженности |
% |
1,63 |
1,21 |
1,31 |
1,53 |
4.1. Теплоснабжения |
% |
2,76 |
1,52 |
1,64 |
2,42 |
4.2. Водоснабжения |
% |
1,69 |
0,98 |
1,05 |
2,07 |
4.3. Канализации |
% |
0,28 |
0,79 |
0,86 |
0,21 |
4.4. Электроснабжения |
км |
- |
1,10 |
1,22 |
0,00 |
В аренде общества с ограниченной ответственностью "Сургутские городские электрические сети" находятся не только вновь построенные муниципальные объекты электросетевого хозяйства, но и бесхозяйные объекты, поступившие в муниципальную собственность в соответствии с законодательством, которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Из 77 арендуемых муниципальных объектов энергоснабжения за 2010 - 2012 годы реконструкцией было охвачено всего 16 объектов, из которых: КТПН - 10 шт, РП - 1 шт, ТП - 5 шт, а электрических сетей общей протяженностью 7,8 км.
Из 336 км электрических муниципальных сетей выполнена реконструкция в 2010 году - 3,7 км, что составляет 1,1% от общей протяженности, в 2011 году - 4,1 км, что составляет - 1,22% от общей протяженности.
В 2012 году выполнена реконструкция двух КТПН и одной трансформаторной подстанции.
Согласно договору аренды муниципального имущества у открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Сургутгаз" находились в аренде групповые резервуарные установки сжиженного углеводородного газа N 6, N 11, N 15 и газопроводы низкого давления от них к жилым домам общей протяженностью 1 618,1 метра. Срок эксплуатации емкостей групповой установки сжиженного газа N 15 закончился в июне 2015 года. В указанное время также закончился срок эксплуатации емкостей газонаполнительной станции ОАО "Сургутгаз", из которых производилось наполнение сжиженным газом емкостей указанных групповых установок.
Газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов и на них распространяется действие Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
По результатам сравнения технико-экономического обоснования перевода многоквартирных домов, жители которых использовали сжиженный газ групповых установок сжиженного газа, на природный газ либо на электроснабжение, в 2014 году принято решение о ликвидации групповых установок сжиженного газа N 11 по улице Юности 6, 7, N 15 по улице Нагорной 13, 15, N 6 по улице Энергетиков 39, 41, 43 и по улице Республики 74, 76 и переводу нужд пищеприготовления жителей вышеуказанных домов со сжиженного газа на электроснабжение.
В целях безопасности населения, проживающего вблизи данных групповых установок, в программу включены проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по демонтажу и ликвидации указанных групповых установок. В 2013 году за счет средств местного бюджета демонтирована групповая установка сжиженного газа N 13 по улице Береговой, 72. В 2015 году демонтированы групповые установки сжиженного газа N 11 по улице Юности 6, 7 и N 15 по улице Нагорной 13, 15. Демонтаж групповой установки N 6 по улице Энергетиков 39, 41, 43 и по улице Республики 74, 76 запланирован в рамках настоящей программы в 2016 году.
Накапливающийся из года в год недоремонт инженерных сетей и оборудования приводит к их физическому и моральному износу, что может повлиять на качество и надежность предоставления коммунальных услуг потребителям и привести к аварийным ситуациям, связанным с ограничением предоставления услуг.
В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденным решением Думы города от 07.10.2009 N 604-IVДГ (с последующими изменениями), финансирование всех необходимых мероприятий по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования осуществляется за счет бюджетных средств и включает расходы, направленные, в том числе, на реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт объектов электро- и газоснабжения, задействованных в единой сети жизнеобеспечения города и переданных в аренду специализированным организациям.
В рамках программы планируется выполнить за период 2014 - 2030 годов
реконструкцию:
- 6 объектов электросетевого хозяйства, не соответствующих требованиям Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ);
- инженерных сетей электроснабжения протяженностью 0,729 км для обеспечения населения надежным электроснабжением;
- инженерных сетей водоотведения протяженностью 2,573 км;
- инженерных сетей теплоснабжения протяженностью 1,2 км;
- инженерных сетей водоснабжения протяженностью 0,6 км,
капитальный ремонт:
- инженерных сетей теплоснабжения 5,190 км;
- инженерных сетей водоснабжения 4,729 км;
- инженерных сетей водоотведения 3,028 км;
- канализационных насосных станций 1 ед.;
- трансформаторных подстанций 1 ед.;
- групповых установок сжиженного газа 3 ед. (демонтаж).
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.00 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных и иных средств" муниципальным образованием создается и содержится резерв материальных ресурсов (запасов) для первоочередного обеспечения населения в военное время при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для минимизации и (или) ликвидации последствий терактов. Наличие резерва материальных ресурсов (запасов) повысит устойчивость функционирования объектов жизнеобеспечения города в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Формирование резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается ввиду необходимости иметь неснижаемый резерв материальных ресурсов для устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городской округ город Сургут. Мероприятие "Приобретение оборудования и инвентаря" предусмотрено во избежание остановки технологических процессов на объектах жизнеобеспечения (котельных, водозаборах, водопроводных очистных сооружениях, канализационных очистных сооружениях). Оснащение коммунальных объектов жизнеобеспечения муниципального образования данным оборудованием позволит снизить аварийность работы и повысить надежность коммунальных систем.
1.2. Подпрограмма "Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов"
В рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Сургуте был осуществлен переход на 100% процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, функционирует система адресной социальной поддержки граждан, совершенствуются системы управления многоквартирными жилыми домами, осуществляются мероприятия по финансовому оздоровлению организаций жилищно-коммунального комплекса, развитию конкурентных рыночных отношений. Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков, а качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг не всегда соответствует нормативным требованиям.
В целях недопущения роста платы населения за поставляемые ресурсы осуществляется предоставление субсидии на возмещение:
- недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению сжиженного газа по социально-ориентированным розничным ценам, за счет окружного бюджета. Субсидия носит заявительный характер и ее целью является возмещение экономически обоснованных затрат организации, возникающих при реализации сжиженного газа. Снабжение и доставка сжиженного газа реализуется населению по розничным ценам, утвержденным приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об установлении розничных цен на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Утверждаемая розничная цена не обеспечивает в полном объеме затрат предприятия. Чтобы обеспечить равные права потребителей на получение энергетических ресурсов, государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предполагается выделение субвенции для дальнейшего субсидирования недополученных доходов организаций, осуществляющих реализацию сжиженного газа населению города Сургута, части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам на оплату задолженности за энергоресурсы. Частичное погашение процентных ставок привлекаемых кредитных ресурсов осуществляется по ставке, не более чем на три процентных пункта превышающей ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Предельный размер частичного погашения процентных ставок по каждому кредитному договору не может превышать 50% и составлять более половины фактически уплаченных заемщиком средств. Объем финансирования мероприятий за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджета муниципального образования устанавливается в соотношении 99% и 1% соответственно.
Средства из бюджета автономного округа предоставляются муниципальному образованию в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 423-п.
1.3. Подпрограмма "Технологические разработки"
До 31.12.2015 на территории города при проектировании и строительстве объектов водоснабжения и водоотведения применялся проект "Генеральная схема водоснабжения города Сургута на период 2005 - 2010 годы с перспективой до 2015 года", утвержденный постановлением Администрации города от 21.06.2007 N 1925, и проект "Генеральная схема хозбытовой канализации города Сургута на период 2005 - 2010 годы с перспективой до 2015 года", утвержденный постановлением Администрации города от 21.06.2007 N 1926.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с последующими изменениями), Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 (с последующими изменениями) в 2015 году разработаны и утверждены схемы водоснабжения и водоотведения города.
Схема теплоснабжения города Сургута разработана за счет средств округа и утверждена постановлением Администрации города от 08.08.2013 N 5775. Постановлением Администрации города от 03.04.2015 N 2296 в муниципальную собственность переданы схема теплоснабжения города Сургута, соответствующая электронная модель и неисключительные права на использование программных средств. Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" с 2016 года требуется ежегодная актуализация схемы теплоснабжения города Сургута.
1.4. Подпрограмма "Поддержка частных инвестиций в жилищно-коммунальном комплексе"
Высокая стоимость эксплуатационных затрат и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги не позволяют осуществлять организациям коммунального комплекса масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения. Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов, привлекаемых в сферу жилищно-коммунального хозяйства, и существенное повышение эффективности инвестиционных проектов могут быть достигнуты только на основе формирования долгосрочного финансового обеспечения мероприятий по модернизации и развитию системы коммунальной инфраструктуры кредитно-финансовыми организациями и частными инвесторами с учетом целевых показателей надежности и качества предоставляемых коммунальных ресурсов.
До 01.01.2015 часть затрат на уплату процентов организациям коммунального комплекса по привлекаемым заемным средствам на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство, капитальный ремонт объектов коммунального комплекса, реализацию проектов альтернативной энергетики возмещалась в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.11.2010 N 313-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", то есть округ напрямую финансировал организации коммунального комплекса. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Государственную программу, утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 423-п, установлен порядок предоставления субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований на возмещение части затрат на уплату процентов организациям коммунального комплекса по привлекаемым заемным средствам на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство, капитальный ремонт объектов коммунального комплекса, реализацию проектов альтернативной энергетики, получаемой ранее в соответствии с постановлением Правительства автономного округа N 313-п.
Предельный размер субсидии определяется на основании размера основной части долга заемщика (без учета просроченной задолженности) по кредитному договору и суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленных из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактической уплаты процентов, увеличенной на 3 процентных пункта.
Объем финансирования мероприятия за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований устанавливается в соотношении 99% и 1% соответственно.
Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальным образованием. Объем финансирования данного мероприятия государственной программы может уточняться.
Применение программно-целевого метода для решения перечисленных проблем позволит повысить эффективность планирования, рационально использовать финансовые ресурсы на реализацию мероприятий по поддержанию муниципальной инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями норм эксплуатации, создать условия для обеспечения гарантированного предоставления населению и организациям города коммунальных услуг надлежащего качества.
Таблица 2
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Наименование показателя результата реализации муниципальной программы |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год (оценка) |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами" | ||||||
Доля выполненных работ по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры от запланированных |
% |
- |
- |
- |
50 |
100 |
Доля выполненных работ по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры от запланированных, % |
% |
- |
- |
- |
100 |
100 |
Количество разработанных проектных изыскательских работ |
ед. |
2 |
- |
5 |
3 |
2 |
Протяженность реконструированных кабельных линий 10 кВ |
км |
- |
- |
- |
- |
0,336 |
Протяженность реконструированных кабельных линий 0,4 кВ |
км |
4,1 |
- |
- |
- |
0,393 |
Количество реконструированных трансформаторных подстанций (ТП) |
ед. |
4 |
1 |
- |
1 |
2 |
Количество реконструированных комплектных трансформаторных подстанций наружных (КТПН) |
ед. |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
Протяженность реконструированных сетей водоотведения |
км |
- |
- |
- |
2,573 |
- |
Количество полученной документации по результатам инженерных изысканий |
компл. |
- |
- |
- |
- |
2 |
Протяженность отремонтированных сетей теплоснабжения |
км |
14,7 |
5,73 |
3,76 |
3,367 |
0,728 |
Протяженность отремонтированных сетей водоснабжения |
км |
4,15 |
3,5 |
2,19 |
1,871 |
0,364 |
Протяженность отремонтированных сетей водоотведения |
км |
- |
- |
- |
0,091 |
- |
Количество отремонтированных КНС |
ед. |
- |
- |
- |
- |
1 |
Количество отремонтированных трансформаторных подстанций (ТП) |
ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
Количество демонтированных групповых установок сжиженного газа |
ед. |
- |
- |
1 |
- |
2 |
Количество приобретенного оборудования |
ед. |
2 |
2 |
8 |
14 |
- |
Подпрограмма "Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов" | ||||||
Уровень возмещения недополученных доходов газоснабжающей организации |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля возмещения затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам на оплату задолженности за энергоресурсы от уплаченной суммы процентов |
% |
- |
50 |
50 |
50 |
50 |
Подпрограмма "Технологические разработки" | ||||||
Количество разработанных схем водоснабжения |
шт. |
- |
- |
- |
- |
1 |
Количество разработанных схем водоотведения |
шт. |
- |
- |
- |
- |
1 |
Количество актуализированных схем теплоснабжения |
шт. |
- |
- |
- |
- |
- |
Подпрограмма "Поддержка частных инвестиций в жилищно-коммунальном комплексе" | ||||||
Доля возмещения затрат на уплату процентов организациям коммунального комплекса по привлекаемым заемным средствам на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство, капитальный ремонт объектов коммунального комплекса от уплаченной суммы процентов |
% |
- |
- |
- |
- |
50 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.