Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития города Нефтеюганска
В настоящее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в социальной и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.
Использование методов стратегического планирования и коммуникации стратегических субъектов территории позволит повысить эффективность управления развитием муниципалитета и создаст благоприятные возможности для преодоления существующих и потенциальных проблем и устранения ограничений в их социально-экономическом развитии.
Эффективно функционирующая система стратегического планирования социально-экономического развития позволит решать задачи повышения качества жизни населения и роста экономики города.
Важным шагом на пути формирования системы стратегического управления является регламентация процессов муниципального управления. В систему стратегического управления города Нефтеюганска входят действующие целеполагающие документы:
1. Стратегия социально-экономического развития города Нефтеюганска до 2020 года, утверждённая решением Думы города от 08.04.2010 N 748-IV, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на повышение эффективности и устойчивости экономики, улучшение качества жизни и сохранение населения города.
2. Генеральный план города Нефтеюганска, утверждённый решением Думы города Нефтеюганска от 01.10.2009 N 625-IV.
В основу системы стратегического управления заложена оценка фактического состояния социально-экономического положения города Нефтеюганска.
По итогам 2012 года социально-экономическая ситуация в Нефтеюганске характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
Прирост среднегодовой численности населения за 2012 год составил 1,0%, при этом естественный прирост достиг 10,8%. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась на 21,6%, и составила 160 человек.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами производителей промышленной продукции достиг 25,2 млрд. рублей, что на 3,6% превышает показатель 2011 года. Индекс промышленного производства по итогам 2012 года составил 97,9%, что обусловлено снижением объёмов производства и распределения электроэнергии в связи с переходом корпоративной энергосберегающей компании ООО "РН-Энерго" на другую территорию.
Добыча нефти за 2012 год достигла 333 тыс. тонн, что выше показателя предыдущего года на 25,7%.
За январь-декабрь 2012 года введено 31,3 тыс.кв.метра общей площади жилья, в том числе индивидуальными застройщиками введено 2,7 тыс.кв. метра. Темп роста жилищного строительства составил 140,4%.
Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2012 года сложились в размере 24,4 тыс. рублей, реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 1,67%.
Потребительские расходы на душу населения составили 15,8 тыс. рублей.
Потребительский рынок продолжает оказывать влияние на поддержание общеэкономической динамики. В ответ на потребительские предпочтения и растущие требования к ассортименту, качеству и доступности предоставляемой продукции и услуг увеличивается доля современных форм торговли и обслуживания населения, повышается уровень конкурентоспособности, что способствует ускорению развития оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Потребительский рынок города динамично развивается. При этом еще остается ряд проблем, требующих решения.
Так объемы реализации, ассортимент и качество товаров, стабильность их поставок в розничную сеть напрямую зависят от состояния оптового звена. Оптовое звено продовольственных товаров в городе представлено только 20 крупными предприятиями, чего недостаточно, учитывая потребность розничной сети. Поставки в розничную торговлю города осуществляются через оптовые склады других регионов Российской Федерации (Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Москва). Недостаточное развитие оптовой торговли в городе и зависимость от оптового звена других регионов отражается на качестве прогнозирования запасов товаров первой необходимости, стабильности ассортимента и, как следствие, вызывает колебания розничных цен.
Основные проблемы розничной торговли города:
- нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 кв.м;
- территориальные диспропорции в размещении предприятий;
- достаточно высокий уровень выявления фактов нарушений санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- увеличение числа обращений граждан с признаками нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, вызванные в том числе и растущими требованиями потребителей к качеству продукции;
- низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).
Сегодня фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в городе составляет 496 кв.м на 1000 жителей.
Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.
Особая роль в развитии розничной торговли отводится ярмаркам, которые должны находиться в шаговой доступности для населения.
Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Наиболее остро это решение требуется в сфере реализации товаров на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основное количество подобной продукции.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации города Нефтеюганска по реализации стратегии социально-экономического развития города Нефтеюганска до 2020 года является поддержка и развитие малого предпринимательства.
Малый и средний бизнес города Нефтеюганска охватывает практически все основные виды экономической деятельности и в его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей муниципального образования. Кроме того, малый и средний бизнес способствует формированию среднего класса и смягчает социальную нагрузку на бюджет.
По состоянию на 01.07.2013 в городе Нефтеюганске действует 791 малое и среднее предприятие и 4077 индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет 11,6 тысяч человек. Оборот малых предприятий по итогам 2012 года составил 26 171,0 млн. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением администрации города Нефтеюганска от 18.01.2011 N 55.
За период реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске (2011-2013 годы) количество малых и средних предприятий увеличилось на 16,2% по сравнению с их количеством на начало реализации программы. Это свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство становится привлекательным для экономического активного населения, находящегося в поиске путей реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня.
Всего в городских мероприятиях в рамках реализации Программы за период 2011-2013 годы приняли участие более 3000 представителей малого и среднего бизнеса.
Структура отраслей малого предпринимательства в нашем городе представлена следующим образом: строительство - 27%, торговля - 21%, транспорт - 15%, предоставление прочих видов услуг - 37%.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, численность занятых на малых предприятиях и объём выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, сельском хозяйстве доля малых предприятий ещё незначительна.
Анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства на территории города Нефтеюганска свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить ряд проблем, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске, в том числе:
- недостаток и недоступность финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- недостаточный уровень информированности предпринимателей о мерах государственной, окружной и муниципальной поддержки, а также о существующих в городе организациях, оказывающих информационные, образовательные, консультационные и прочие услуги, необходимые для эффективного развития предпринимательской деятельности;
- недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции;
- недостаточные возможности поиска новых деловых партнёров и формирования деловых связей.
Все перечисленные проблемы требуют программного решения, консолидирующего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов местного самоуправления.
Реализация мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования требует комплексного и последовательного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий Подпрограммы по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.