Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития города Югорска
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования муниципального образования является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями города Югорска.
Развитие и модернизация сфер образования города Югорска является необходимым условием для формирования инновационной экономики города и осуществляется на основании:
1. Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп.
2. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Югорск до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города Югорска от 26.02.2015 N 5.
Государственным приоритетом в дошкольном образовании сегодня является обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций для детей дошкольного возраста (к началу 2016 года планируется обеспечить 100% доступность дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте от 3 до 7 лет). Образовательная сеть города Югорска представлена 10 учреждениями дошкольного образования, в том числе: 4 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждения, группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста в 6 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
В городе Югорск доступность дошкольным образованием по состоянию на 1 сентября 2015 года для детей в возрасте от 1,6 до 7 лет составляет 81,9% (2 605 детей) (в округе по итогам 2014 года - 65,8%), в том числе: в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100% (в округе по итогам 2014 года - 94,3%); в возрасте от 2 до 3 лет составляет 30%.
Дети в возрасте от 2 до 3 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях за счет основного летнего комплектования функционирующих детских садов (100 мест), ввода объекта новостройки (80 мест).
Не обеспеченных услугами дошкольного образования 1 246 детей (по состоянию на 01.09.2015), из них:
от 0 до 2 лет - 817 детей;
от 2 до 3 лет - 429 детей.
В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" с 1 сентября 2014 года после проведения капитального ремонта введено в эксплуатацию здание муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида "Радуга" (мощностью 274 места), с 1 сентября 2015 года введено в эксплуатацию новое здание (корпус 2) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки" (мощностью 300 мест).
В рамках государственно-частного партнерства ведется строительство нового детского сада по адресу Бульвар Сибирский, планируемый срок ввода в эксплуатацию 2016 год (мощностью 300 мест).
С 01.01.2014 с целью создания условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории города Югорска при эффективном использовании финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, в рамках подпрограммы II "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы города Югорска "Социально-экономическое развитие и совершенствование государственного и муниципального управления в городе Югорске на 2014 - 2020 годы", реализуются мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе - социального предпринимательства (группы по присмотру и уходу, группы кратковременного пребывания).
Финансовая поддержка заключается в предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат, фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с: приобретением оборудования, инвентаря и материалов; арендной платой по договорам аренды нежилых помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской деятельности; разработкой проектно-сметной документации для строительства новых объектов, реконструкции и модернизации существующих помещений; прохождением предварительных (периодических) медицинских профосмотров хозяйствующими субъектами и их работниками; возмещением части затрат на оплату получения образования, повышения квалификации кадров. Данными мерами поддержки воспользовались 2 индивидуальных предпринимателя, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми, услуги направленные на развитие творческих способностей детей.
Определены основные направления деятельности для создания благоприятных условий развития негосударственного сектора дошкольного образования. Разработана "дорожная карта развития негосударственного сектора услуг дошкольного образования на 2014 - 2016 годы".
Осуществляется социальное партнерство (сотрудничество) с 5-ю индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Данным видом услуг охвачено 75 детей в возрасте от 2 до 3 лет и с 3-мя индивидуальными предпринимателями, оказывающими иные услуги дошкольного образования (занятия на развитие творческих и интеллектуальных способностей). Данным видом услуг охвачено более 100 детей в возрасте от 0,8 месяцев до 5 лет.
За девять месяцев 2015 года в целях решения проблемы дефицита мест для детей дошкольного возраста дополнительно создано 10 мест за счет оптимизации функционирующих дошкольных образовательных учреждений.
В рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в ходе реализации мероприятий "дорожной карты" достигнуты следующие показатели:
- в 100% дошкольных образовательных учреждениях предметно-пространственная среда соответствует требованиям стандарта(приобретено игровое и интерактивное оборудование на сумму 2 237 тысяч рублей);
- локальные акты приведены в соответствии с современными требованиями стандарта;
- укреплена материально-техническая база образовательных учреждений;
- 167 педагогов прошли подготовку на курсах повышения квалификации в очной и дистанционной формах.
С 1 сентября 2015 года 100% воспитанников дошкольных образовательных учреждений обучаются по программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
В сфере общего образования в ходе реализации плана модернизации общего образования и "дорожной карты" достигнуты следующие показатели:
- проведена масштабная модернизация и оптимизация сети общеобразовательных учреждений: по состоянию на 1 января 2015 года действуют 7 учреждений общего образования, в том числе "Лицей им. Г.Ф. Атякшева", "Гимназия", негосударственное общеобразовательное учреждение "Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского" (2013 год - 8 учреждений);
- общеобразовательные учреждения, реализующие федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (далее ФГОС ООО) оснащены оборудованием в соответствии с требованиями стандартов;
- материально-техническая база и инфраструктура приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО, в том числе:
- 100% учащихся 1-5 классов перешедших на обучение по ФГОС ООО, обеспечены соответствующими учебниками;
- обновлены библиотечные фонды;
- возможность выхода в сеть Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 100% учащихся;
- доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), составляет 100%;
- все кабинеты начальных классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обеспечены мультимедийным комплектом оборудования;
- 100% педагогов 1- 6 классов в общеобразовательных учреждениях, прошли повышение квалификации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартам.
В региональном эксперименте по опережающему внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС ООО) продолжили участие три муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения ("Лицей им. Г.Ф. Атякшева", "Гимназия", "Средняя общеобразовательная школа N 5"). В прошедшем учебном году на базе данных образовательных учреждений организована деятельность пилотных площадок по опережающему введению ФГОС ООО в 7-х классах и стажировочных площадок по опережающему введению ФГОС ООО в 5-х, 6-х классах.
В ходе реализации концепций математического и дополнительного образования в МБОУ "Гимназия" реализуется проект "Технопарк".
Актуальной задачей последних лет стал поиск эффективных инструментов обеспечения доступности качественных образовательных услуг для особых групп детей в сфере образования и социализации (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, одаренные дети).
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей-инвалидов осуществляется обучение на дому с использованием дистанционных технологий на базе МБОУ "Лицей им. Г.Ф. Атякшева". В 16,6% общеобразовательных учреждений создана универсальная безбарьерная среда для организации инклюзивного образования (на базе МБОУ "Гимназия"" созданы условия для безбарьерного обучения малоподвижных групп населения (имеются пандусы, расширенные двери, лифты, санитарные комнаты)). Для 119 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов обучаются индивидуально на дому и в специальных (коррекционных) классах 8 вида (на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2").
Доля учащихся 10-11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений), составляет 87,7%. При этом действующая система профильного обучения в городе Югорске не может удовлетворить в полной мере образовательные потребности всех обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями. Для решения данной проблемы Управлением образования совместно с образовательными учреждениями города созданы условия (нормативно-правовые, организационные) для функционирования муниципальной сети профильного обучения.
Очень важно, чтобы в каждом общеобразовательном учреждении были обеспечены современные бытовые условия, в связи, с чем ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий.
Здания образовательных учреждений обеспечены:
- кнопками экстренного вызова группы быстрого реагирования - 92% (нет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 4" по техническим причинам);
- системами пожарной безопасности - 100%;
- охраной частными охранными предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (в период образовательного процесса) - 100%;
- системами видеонаблюдения - 100%;
- системами пожарной автоматики с дублированием сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта - 100%.
До 87,9% увеличилась доля кабинетов общеобразовательных учреждений, оснащенных современным оборудованием, соответствующим современным требованиям.
В целях осуществления безопасных перевозок организованных групп детей имеются четыре автобуса (два автобуса на 22 места, один на 34 места, один на 11 мест), оснащенные ремнями безопасности, контрольным устройством - тахограф цифровой, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Водители, выполняющие перевозку детей, в обязательном порядке проходят предрейсовый медицинский осмотр.
Дополнительное образование представлено 3 учреждениями разной ведомственной принадлежности: сферы образования и физической культуры и спорта (2013 год -5, 2014 год - 4).
Для расширения спектра образовательных программ дополнительного образования детей и повышения их качества проведена реорганизация муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей, в том числе:
- станции юных натуралистов "Амарант" путем присоединения к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношескому центру "Прометей" (далее - ДЮЦ "Прометей") в начале 2014 года;
- Детской художественной школы путем присоединения к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей "Детская школа искусств города Югорска" в 3 квартале 2015 года.
Реорганизация способствует удовлетворению творческих потребностей обучающихся и содействует инновационной общественно-полезной деятельности подростков и молодежи.
Введено в эксплуатацию новое здание ДЮЦ "Прометей", что позволило расширить перечень образовательных услуг и обеспечить безопасные, комфортные условия для осуществления образовательного процесса.
Услугами дополнительного образования охвачено 2877 детей в возрасте от 5 до 18 лет (46,2%). Интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей позволяет расширить спектр образовательных услуг в муниципальном пространстве.
В школах города в 2014 - 2015 учебном году организовано 125 кружков и секций, которые посещают 2303 (48,8%) учащихся общеобразовательных учреждений, в 2013 году организовано 113 кружков и секций, в которых обучалось 1659 обучающихся (39,9%). Наблюдается положительная динамика по охвату детей дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях.
С учетом детей, охваченных дополнительным образованием в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях, охват дополнительным образованием составляет 70,3% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, что соответствует целевому показателю государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
В целях развития научно-технического направления в дополнительном образовании в 2015 году ООО "Газпром трансгаз Югорск" стал пилотной площадкой автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", в рамках которой планируется реализация инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей".
В 2014-участники мотоклуба, конноспортивного клуба, клуба авиамодельного спорта неоднократно становились призерами конкурсов и соревнований различных уровней. Участники объединений технического творчества - победители и призеры окружного конкурса "Юные техники - будущее инновационной России", команда МБОУ "Гимназия" стала победителем в региональных отборочных соревнованиях по робототехнике "РобоФест-Урал" в номинации "Андроидные роботы" и призером VII Всероссийского молодежного фестиваля "Робофест - 2015" (2-е место). Управление образования удостоено дипломом 2 степени на окружном конкурсе проектов муниципальных программ развития дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Такого количества значимых побед образование Югорска не знало на протяжении последних пяти лет.
Во исполнение положений Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" решаются задачи по обеспечению достижения целевых показателей уровня заработной платы отдельных категорий работников образовательных организаций, при этом достижение целевых показателей взаимосвязано с повышением качества образовательных услуг (переход на "эффективный контракт").
Средняя заработная плата педагогических работников в городе Югорск в 2014 году составила:
- по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в 2014 году - 51 324,8 руб., при средней по округу - 50 643 руб., увеличение по сравнению с 2013 годом на 9,8% (2013 год - 46 630,2 руб.);
- по педагогическим работникам общеобразовательных организаций - 53 189,0 руб., при средней по округу - 60 837 руб., увеличение по сравнению с 2013 годом на 5% (2013 год - 50 680,6 руб.);
- по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей - 46 049,4 руб., при средней по округу - 50 735 руб., рост в сравнении с 2013 годом - 4,6% (2013 год - 43 953,6 руб.).
Целевые показатели по заработной плате педагогических работников, определенных Соглашением между Департаментом образования и молодежной политики ХМАО - Югры и администрацией города Югорска на 2014 год достигнуты.
Одной из основных проблем общего образования является отсутствие доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения, несмотря на реализуемые меры по введению дополнительных мест (увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания, расширения альтернативных форм дошкольного образования, вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных учреждениях). Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения, приоритетным становится обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. При условии высокого демографического роста не удается в полном объеме обеспечить потребность населения услугами дошкольного образования только за счет строительства новых объектов, в связи с чем, необходимо продолжить развитие негосударственного сектора, расширять альтернативные формы дошкольного образования. Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требует конструирования и апробации нового развивающего образовательного пространства, повышения профессиональной компетентности педагогических работников, разработки и внедрения новых образовательных программ, учитывающих запросы и интересы всех участников образовательного процесса.
Необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер. Тем не менее, отмечено уменьшение охвата учащихся общеобразовательных учреждений олимпиадным движением. Необходимо изменение образовательного процесса традиционных общеобразовательных учреждений, что позволит создать условия для более широкого проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В процессе внедрения новых стандартов необходимо модернизировать работу общеобразовательных учреждений, создав условия не только для проявления одаренности, но, в первую очередь, для ее развития в образовательной деятельности. Это возможно посредством индивидуализации образовательного процесса, разработки и внедрения вариативных форм профильного и углублённого обучения: создания профильных классов, групп, потоков в общеобразовательных учреждениях на основе сетевого взаимодействия; построения индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента.
Необходимо развитие системы дополнительного образования детей: а именно технического творчества, робототехники, моделирования, которые на настоящий момент развиты недостаточно.
Инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Большая часть зданий действующих общеобразовательных учреждений вводилась массово в период активного построения социальной инфраструктуры в 1980 - 1990 годы и также массово подошла к критической точке износа или ветшания. Несмотря на принимаемые меры по строительству, реконструкции, ремонту объектов сферы образования 33% всех общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта. Необходимо создание безбарьерной среды в типовых зданиях образовательных учреждений, что требует значительных финансовых затрат и проведения работ капитального характера (расширение дверных проемов, создание подъемных устройств и т.д.). Имеются типовые здания школ, несоответствующие современным требованиям к душевым, туалетам, спортивным залам, пищеблокам. Данные недостатки неустранимы даже при проведении работ капитального характера. Кроме того, высокие показатели демографического развития привели к увеличению количества учащихся, что вызвало нехватку площадей: 16.4% учащихся обучаются во вторую смену, недостаточно спортивных залов для организации третьего часа физкультуры. Необходимо дальнейшее оснащение образовательных учреждений информационным и учебным оборудованием с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов. Дальнейшего развития требует муниципальная система оценки качества образования.
На решение обозначенных проблем направлены основные мероприятия муниципальной программы, отраженные в таблице 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.