Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы
1. Подпрограмма 1. "Управление муниципальными финансами в Советском районе на 2015 - 2018 годы".
1.1. Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Советского района.
1.2. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ являются соблюдение бюджетного законодательства, безусловное исполнение бюджетных обязательств и переориентация бюджетного процесса в Советском районе на решение проблем повышения эффективности функционирования государственного и муниципального секторов экономики.
В последнее десятилетие в систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
мониторинг состояния общественного сектора экономики;
инвентаризация действующих расходных обязательств;
введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку долгосрочных и ведомственных целевых программ Советского района, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
1.3. Одновременно с процессом реформирования системы муниципальных финансов была проведена реформа местного самоуправления и разграничение полномочий, позволившие четко определить сферы ответственности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления Советского района и поселений, входящих в состав Советского района, а также выстроить формализованную систему взаимоотношений между ними (включая систему распределения межбюджетных трансфертов).
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики Советского района шли в направлении расширения горизонта бюджетного планирования, внедрения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления Советского района, повышения качества оказания муниципальных услуг. В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений на 01.01.2016 в правовом статусе казённых функционирует 18 муниципальных учреждений, в статусе бюджетных 25 муниципальных учреждений, и в статусе автономных 20 муниципальных учреждений.
1.4. В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте Советского района www.admsov.ru в разделе Финансово-экономическое управление администрации Советского района размещается информация об исполнении и плановых показателях бюджета Советского района. В рамках полномочий финансового органа Советского района Финансово-экономическое управление администрации Советского района (далее Финансово-экономическое управление) организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
1.5. В части управления муниципальным долгом Советского района утверждена методика планирования долговых обязательств Советского района и определения долговой нагрузки на бюджет Советского района.
1.6. В 2011 - 2013 годах развитие бюджета Советского района осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Советского района на период до 2013 года", утвержденной постановлением администрации Советского района от 21.12.2011 N 4756.
По большинству направлений ее реализации были достигнуты положительные результаты.
Несмотря на поступательное развитие, в последние годы, нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре и, соответственно, в Советском районе, еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов в целом, низкой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений;
недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Управление муниципальными финансами в незначительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств Советского района.
1.7. Бюджет Советского района переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей будет осуществляться на основе муниципальных программ Советского района и государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Инструментом финансового обеспечения, синхронизации целей и задач муниципальных программ Советского района станет Бюджетная стратегия Советского района до 2020 года и на период 2030 года.
Долгосрочное бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению в долгосрочной перспективе.
Контроль осуществляется за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета Советского района, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета Советского района, а так же за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
1.8. В последнее десятилетие в сфере автоматизации управления информационными и денежными потоками, обеспечения формирования и исполнения бюджета района:
а) функционирует информационная система управления финансами Советского района, состоящая из следующих программных продуктов:
автоматизированная система "Бюджет" - программа по формированию и казначейскому исполнению бюджета;
автоматизированная система "Удаленное рабочее место" - удаленное рабочее место автоматизированной системы "Бюджет" для связи с главными распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями;
программа "Скиф" - сводная отчётность финоргана;
программный продукт "Парус -своды" - программа сводной отчётности для главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств и муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
автоматизированное рабочее место "КБР" - почтовая программа финорган -РКЦ;
автоматизированное рабочее место "СУФД" и "Континент" - почтовая программа финорган -ОФК и УФК с защищённым каналом связи;
б) используется электронный документооборот по безбумажной технологии, для чего внедрены электронно-цифровые подписи и необходимые для этого программные продукты;
в) передача дополнительной информации осуществляется посредством почтовых сервисов сети "Интернет".
Таким образом, на сегодняшний момент в Советском районе сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления государственными и муниципальными финансами.
Однако до настоящего времени:
не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами Советского района на 2015 - 2018 годы" направлена на урегулирование нерешенных проблем в сфере управления муниципальными финансами Советского района.
2. Подпрограмма 2. "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Советского района на 2015 - 2018 годы".
2.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов местного самоуправления отнесено решение круга значимых вопросов в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.
Реализация указанных полномочий невозможна без сбалансированной и взаимоувязанной политики, проводимой на всех уровнях публичной власти.
Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости местных бюджетов, а также сокращение разрыва в уровнях бюджетных возможностей являются обязательными условиями, необходимыми для решения поставленных задач.
2.2. Специфика сферы реализации подпрограммы "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Советского района на 2015 - 2018 годы" муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Советского района на 2015 - 2018 годы" состоит в следующем:
мероприятия подпрограммы направлены, прежде всего, непосредственно на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципального района, городских и сельского поселений, входящих в состав Советского района, на базе современных принципов эффективного управления муниципальными финансами, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию Советского района;
достижение результатов муниципальной программы будет зависеть, в том числе от участия всех муниципальных образований Советского района в ее реализации.
2.3. Межбюджетные отношения на местном уровне являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений между уровнями власти.
На текущий момент можно констатировать, что, в целом, система межбюджетных отношений в Советском районе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством.
Кардинальные изменения в сфере межбюджетных отношений в Советском районе начались с 2006 года, в связи с принятием двух базовых федеральных законов: от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) и от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающих полномочия по уровням власти, и внесения существенных поправок в бюджетное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений. В связи с этим в Ханты-Мансийском округе - Югре был принят закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2008 N 132-оз "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее Закон о межбюджетных отношениях).
Принятие закона о межбюджетных отношениях имело огромное позитивное значение в плане формализации финансовых взаимоотношений между региональными и местными бюджетами на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании расходных обязательств муниципальных образований.
2.4. Предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях власти. Реализация указанных аспектов политики осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Советского района в бюджеты поселений, входящих в состав Советского района: дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
С целью оказания финансовой помощи для осуществления органами местного самоуправления полномочий поселений, входящих в состав Советского района, из бюджета Советского района предоставляется дотация.
Своевременное перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам поселений, входящих в состав Советского района, в течение финансового года позволяет обеспечить сбалансированное и устойчивое исполнение местных бюджетов, недопущение возникновения кассовых разрывов и возможность финансирования социально значимых и приоритетных расходных обязательств.
В целях содействия местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций поселениям, входящих в состав Советского района, оказывается финансовая поддержка в виде иных межбюджетных трансфертов на подготовку и проведение мероприятий к юбилейным датам.
Осуществляется предоставление в 2016 году иных межбюджетных трансфертов городским и сельскому поселениям, входящих в состав Советского района, на поэтапное повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Повышение качества оказания муниципальных услуг осуществляется через механизм делегирований региональных полномочий на уровень муниципальных образований с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий.
Предоставление межбюджетных трансфертов является неотъемлемой частью политики органов местного самоуправления.
2.5. Возможность обеспечения равного доступа граждан Советского района к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри консолидированного бюджета Советского района.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ с 2006 года на территории Советского района расположены семь городских поселений и одно сельское поселение.
В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Советского района, и оказание им финансовой помощи с целью обеспечения равной доступности населения к получению муниципальных услуг, предоставляемых за счет средств местных бюджетов, вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Советского района.
Действующий в районе формализованный порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений объективен и прозрачен.
При этом методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Советского района, на протяжении всего срока реализации муниципальной программы должна соответствовать установленным бюджетным законодательством требованиям.
Законом о межбюджетных отношениях предусмотрена возможность стимулирования деятельности органов местного самоуправления к повышению эффективности муниципального управления и качества управления муниципальными финансами.
2.6. Поддержка реформ на местном уровне послужила хорошим проводником для практического внедрения новаций, предусмотренных федеральным бюджетным законодательством (муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, ведомственных и долгосрочных целевых программ, планирования по действующим и принимаемым обязательствам и т.д.).
Тем не менее, в ряде поселений, входящих в состав Советского района, остается низким качество организации и управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются низкая достоверность финансового планирования, недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом, в частности внедрение программно-целевых методов планирования и исполнения бюджета.
2.7. Муниципальная программа призвана создать условия для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений, для сокращения различий в бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Советского района, в целях наиболее полного удовлетворения спроса граждан на муниципальные услуги, для устойчивого исполнения бюджетов поселений, входящих в состав Советского района, обеспечения финансированием социально-значимых и первоочередных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации, создания стимулов к повышению управления муниципальными финансами.
Муниципальная программа ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов исполнительной власти, реализующих другие государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальные программы Советского района.
Достижение целей муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках соответствующих подпрограмм.
Состав целей, задач и подпрограмм муниципальной программы приведен в её паспорте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.