Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
города Когалыма
от 25 июля 2008 г. N 275-ГД
Генеральный план города Когалыма
25 апреля, 30 декабря 2013 г.
Введение
Генеральный план города Когалым Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан на основании договора N 7029 заключенного между ЗАО "Архитектурная инженерная фирма "Ленко" от 21 июня 2007 г. и ФГУП РосНИПИ "Урбанистики", муниципального контракта N 147-ОК от 18 июня 2007 г. между администрацией города Когалыма и ЗАО "Архитектурная инженерная фирма "ЛенКо", а также Постановления "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки генерального плана города Когалыма Главы города Когалыма С.Ф. Какоткина".
Генеральный план - один из видов градостроительной документации по территориальному планированию, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в данном документе определяется функциональное назначение городских территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, а также интересов других муниципальных образований.
При разработке генплана учитывались: Генплан г. Когалым (1982, 1987 г.), Анализ реализации генплана 1989 г., Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского округа (2007 г.), Градостроительный кодекс (от 29.12.2004 г., с изменениями и дополнениями до момента выполнения проекта).
Топоснова представлена Администрацией города Когалыма и скорректирована по состоянию на 2007 год.
Проект разработан до 2025 г., с выделением 1 очереди строительства до 2015 г.
Проект разработан в архитектурно-планировочном секторе N 4 (руководитель - А.А. Данилищин).
Автор проекта архитектор, ГАП А.А. Данилищин, при участии архитектора Ю.К. Петухова. Руководитель инженерных разделов И.В. Любимов.
Отдельные разделы генплана выполняли следующие специалисты:
Разделы |
Исполнители |
Краткая характеристика г. Когалыма и основные потенциальные факторы, влияющие на его развития. Комплексная оценка территории. Современная и проектная организация территории города. Ландшафтно-рекреационные ресурсы, зеленые насаждения. |
ГАП, архитектор - А.А. Данилищин |
Варианты архитектурно-планировочного решения генплана |
архитектор - Ю.К. Петухов |
Население. Анализ и прогноз развития хозяйственного комплекса. Культурно-бытовое обслуживание населения. Жилищный фонд и жилищное строительство. |
экономист - В.А. Абрамов |
Природные и инженерно-строительные условий. |
инженеры - В.Г. Тихомирова, Н.С. Охинченко |
Транспортная инфраструктура. |
инженер - А.И. Лаперье |
Водоснабжение и водоотведение. |
инженер - А.В. Гундарев |
Энергоснабжение. |
рук. ИСО - Н.Н. Гоголев инженеры - Г.В. Климов, В.А. Грехнева, И.В. Яцкевич |
Инженерная подготовка территории. |
инженер - Н.П. Кипрушина |
Современное состояние окружающей среды и природоохранные мероприятия. |
инженеры - Г.Л. Егорова, О.А. Щедрина, О.А. Чигрова |
Рисков уязвимости территории от опасных природных и техногенных воздействий |
инженер - И.М. Шмелев |
Анализ реализации предыдущего генерального плана. Основные мероприятия на первую очередь строительства. Основные технико-экономические показатели проекта. |
Соответствующие специалисты |
Графическое оформление, компьютерная верстка пояснительной записки. |
В.А. Кривонос В.А. Абрамов |
Руководители института "Урбанистики", Архитектурной инженерной фирмы "ЛенКо" и авторский коллектив благодарит администрацию г. Когалым и управление капитального строительства, в первую очередь, за оказание помощи в сборе исходных данных для генплана города.
Когалымский городской округ, далее в тексте также именуется городом Когалымом (г. Когалым), что соответствует одному из его официальных названий, употребляемых в официальных документах органах власти Ханты-Мансийского авт. округа - ЮГРЫ и города Когалыма, а также в органах статистического учета.
Решением Думы г. Когалыма от 30 декабря 2013 г. N 377-ГД в раздел 1 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
1. Основные положения и ограничения развития
Город Когалым расположен в северо-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Тюменской области, граничит с Сургутским и Нижневартовским районами и находится на расстоянии около 800 км от Тюмени, 320 от г. Ханты-Мансийска, 160 км от г. Сургута (88 км по железной дороге), 230 км от г. Нижневартовска.
В состав городского округа входят непосредственно город Когалым и поселок Ортъягун, расположенный на расстоянии 20 км от города. Общая площадь городского округа составляет 20700 га. Утвердить границы отдельных населённых пунктов: Когалым и посёлок Ортъягун, входящих в состав городского округа город Когалым, в соответствии со схемой границ отдельных населенных пунктов согласно приложению к генеральному плану города Когалыма.
В г. Когалыме проживает 57,7 тыс. чел. и он является базовым городом группы нефтяных месторождений и вахтовых поселков при них.
Общая численность кадров, связанных с обустройством и эксплуатацией тяготеющих к Когалыму нефтяных месторождений составляет 17100 чел., в т.ч. проживающих в границах городского поселения 5590 чел.
Вновь открытые месторождения нефти и газа позволяют не только стабилизировать современную численность населения города, но и обеспечить ее рост на перспективу.
Для устойчивого и безопасного развития города на период расчетного срока в генеральном плане предусматривается кроме активного развития основного производства по добыче нефти и газа - развитие сферы местной промышленности, в том числе: пищевой, строительных материалов, машиностроения, производства и передачи электроэнергии и газа.
Усиливается роль Когалыма как транспортного центра, в котором увеличивается объем пассажиро- и грузоперевозок на воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Организуется междугороднее автобусное сообщение с районами ХМАО и другими регионами Тюменской области.
Несмотря на суровые природно-климатические условия, город отличается современным архитектурным обликом, высоким уровнем культурно-бытового обслуживания, благоустройства, озеленения, устойчивым социально-экономическим развитием.
Развитая сеть автомобильных дорог связывает правобережный город многоэтажной застройки с левобережным жилым районом малоэтажной застройки, Северной и Восточной промзонами, а также с вахтовыми поселками месторождений нефти.
Особое внимание уделяется созданию населению города благоприятных условий проживания и экономической деятельности, повышению качества жизни путем предоставления услуг в сфере обслуживания, образования, медицины и отдыха.
Система расселения города Когалыма с функционированием вахтовых поселков, создает определенные трудности по созданию комфортных условий проживания работающих в поселке. В целях решения этих проблем, представляется целесообразным сделать предложение по выделению из Сургутского и Нижневартовского районов соответствующих месторождений и создание Когалымского административного района, охватывающего месторождения, тяготеющие к городу.
Стратегические направления развития города генеральным планом увязываются как с реализацией федеральных проектов по развитию образования, здравоохранения, предоставления доступного жилья, так и с глобальными федеральными планами развития Сибири и Дальнего востока, концепции социально-экономического развития ХМАО, что позволит в конечном итоге, обеспечить перспективный рост населения города порядка 60 - 65 тыс. чел.
Объем нового жилищного строительства и реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда определяется необходимостью повышения жилой обеспеченности населения города. В настоящее время жилобеспеченность составляет 16,7 м2 общей площади на одного человека, и принимается на конец расчетного срока генерального плана в размере 25 м2 на одного человека. Для обеспеченья принятой жилобеспеченности при 5 - 9 этажной застройки потребуется 86 га новых территорий.
Учитывая вышеизложенное основные стратегические направления развития города до 2025 года можно представить в следующем виде:
- дальнейшее функционирование существующих и освоение новых нефтяных месторождений
- развитие новых альтернативных отраслей "диверсификация экономики"
- развитие многоукладной экономики с созданием новых отраслей промышленности и промпредприятий
- развитие транспортных сообщений и перевозок на воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте
- создание Когалымского административного района за счет присоединенных месторождений тяготеющих к городу
- повышение качества жизни проживающего населения на основе устойчивого экономического роста, базирующегося на инновационных технологиях и глобальной конкурентно - способности, а также за счет жилого строительства, развития инженерной инфраструктуры и транспорта и мероприятий по культурно-духовному развитию личности
- расширение сотрудничества и развитие кооперативных связей г. Когалым с г. Ханты-Мансийском, Сургутом, Нижневартовском, Ноябрьском и др.
- размещение филиалов предприятий производственной и транспортной инфраструктуры выше перечисленных городов с Когалымом.
Однако ряд факторов требует обратить особое внимание на дальнейшее развитие города и судьбы его населения:
- Основной градообразующей базой развития города является добыча нефти, сокращение которой зависит от истощения ее запасов и снижения спроса на нефть, и по этому необходимо принятие мер уже в настоящее время, чтобы город не прекратил свое существование после разработки запасов нефти.
- При размещении аэропорта была совершена градостроительная ошибка, в результате которой полоса взлета с южной стороны и подлета самолетов с северной стороны перекрывает, как жилые поселки вдоль железной дороги, так и Восточную промзону. Кроме того, пос. подвержены шумовому воздействию от 75 до 90 дб. Все вместе взятое неблагоприятно влияет на здоровье людей, а их жизнь в случае аварийной ситуации подвергает опасности. Поэтому для исправления сложившейся ситуации необходимы либо реконструкция аэропорта, либо вынос жилых поселков за пределы опасной зоны
Ограничения развития
В основу разработки генерального плана городского поселения положен пофакторный анализ природных и техногенных ограничений, в границах которых устанавливается определенный режим градостроительной деятельности (см. "Сводная схема границ территорий, земель и ограничений" инв. N 2629 н/с) к планировочным ограничениям или комплексной оценки территории относятся следующие:
1. градостроительная оценка
2. инженерно-геологическая оценка территории
3. условия водообеспечения
4. ландшафтно-эстетическая оценка
5. экологическая оценка
6. транспортная обеспеченность
7. риск уязвимости территории от опасных природных и техногенных воздействий.
В результате комплексной оценки территории имеется возможность дифференцировать территории на благоприятные, ограничено-благоприятные, неблагоприятные, территории регламентированного освоения и не подлежащие застройке для размещения различных функциональных зон и дать предложения по перспективному использованию территорий.
Для жилой застройки рекомендуются территории севернее и южнее правобережного района города. Для развития промышленно- коммунальных предприятий возможно территории восточнее Северной промзоны. Размещение общественно деловой застройки рекомендуется в центральной части города в районе микрорайонов 13, 2, 5 и 7, а также на свободных территорий старых и новых микрорайонах. Для рекреационного использования предпочтительнее лесные территории в районе рек и озер
Ниже приведенные "Положения о территориальном планирование" соответствуют требованиям Градостроительного кодекса, ст. 23: "5. Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя:
1) цели и задачи территориального планирования;
2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.".
2. Цели и задачи Генерального плана городского округа Когалыма
Генеральный план городского округа муниципального образования "г. Когалым", как документ территориального планирования решает комплекс вопросов, связанных с экономической деятельностью городского округа, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединения.
Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач:
- повышение эффективности использования территории города, реконструкция и благоустройство городских территорий
- выделение территорий для нового жилищного, производственного и других видов строительства, и резервирование территорий для развития города за пределами расчетного срока
- достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий, улучшение жилищных условий, физического состояния и качества жилищного фонда
- качественное улучшение социальных условий проживания в городе: здравоохранения, образования, культуры, отдыха и другие виды обслуживания
- повышение надежности и безопасности функционирования транспортной и инженерной инфраструктур города
- улучшение экологической ситуации, проведение мероприятий по развитию комплексности системы благоустройства и озеленения территории
- сохранение ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города
- защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В генплане для решения этих задач разработаны необходимые мероприятия, которые приводятся ниже.
3. Мероприятия по территориальному планированию
3.1. Мероприятия по развитию планировочной структуры города
В основу развития планировочной структуры положена сложившаяся структура территории, состоящая из правобережного и левобережного жилых районов и промзон северной и восточной (1 вариант).
По второму варианту левобережный жилой район, состоящий из поселков 1 - 3 этажной ветхой застройки и находящийся в зоне подлета самолетов, переносится в правобережный жилой район.
К основным мероприятиям по развитию планировочной структуры города следует отнести следующие:
1. Деление планировочной структуры правобережного планировочного города на северный, центральный, западный и южный жилые районы с сохранением сложившейся системы микрорайонов 15 - 20 га и этажностью 5 - 9 этажей, за исключением двух домов высотой 16 этажей.
2. Структура левобережного района в первом варианте, укрупняется и состоит из жилого района Пионерный (Старый город) и Фестивального (Привокзальный). В районах выявлены общественные центры и спорт ядро. Упорядочена система магистральных улиц и дорог местного значения.
3. Совершенствование общегородского центра и развитие системы учреждений культурно-бытового обслуживания произведено в соответствии с действующими нормами (см. основной чертеж).
4. Совершенствование системы зеленых насаждений общего пользования (парк культуры и отдыха с городским стадионом, детский парк, пешеходная аллея, бульвары, скверы, зона отдыха).
5. Совершенствование системы транспорта. Классификация дорог на магистральные и местного значения. Рекомендация обходных дорог грузового движения с юго-западной стороны, в зоне железной дороги и северного промузла с выходом на внешние территориальные дороги (г. Сургут, Ноябрьск, пос. Повх и др.).
6. Благоустройство и озеленение внутреннего пространства промзон, учреждений культурно-бытового обслуживания, магистралей и дорог местного значения
7. Благоустройство территорий в зонах отдыха: устройство подъездных дорог, лыжных и пешеходных дорожек, мест отдыха для рыбной ловли, загорания, купания, установка малых форм
3.2. Мероприятия по функциональному зонированию территории и использованию земель
Разработанное в проекте функциональное зонирование учитывает природную, экономико-географическую специфику города, сложившиеся особенности использования городских земель и основывается на градостроительской концепции развития города.
Состав функциональных зон
На территории г. Когалыма установлены следующие функциональные зоны:
I. Жилые зоны
II. Общественно-деловые зоны
III. Производственные зоны
IV. Природно-рекреационные зоны
V. Зона инженерной и транспортной инфраструктуры
VI. Земли сельскохозяйственного использования
VII. Зоны специального назначения
VIII. Прочие территории (земли не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность)
Развитие города в сравнении с существующим его состоянием предусматривает изменение границ функциональных зон (см. чертеж "Схема планируемых границ функциональных зон" инв. N 2622 ДСП).
I. Жилые зоны:
5 - 9 этажная застройка - строительство микрорайонов 5, 11 на первую очередь и 8, 12 на расчетный срок (1 вариант). По 2 варианту дополнительно застраиваются микрорайоны 9 и 14 на расчетный срок
1 - 3 этажная застройка - предусматривается в пос. Пионерном за счет реконструкции ветхого фонда на 1 очередь и на новой территории, где произведен гидронамыв, на расчетный срок (южнее пр. Нефтяников). 1 вариант. По второму варианту - 1 - 3 этажная застройка поселков Пионерный, Фестивальный, Железнодорожников, Строителей выносится на территорию правобережного города. 2 - 3 этажная застройка в 15, 16 микрорайонах и индивидуальная жилая застройка размещается севернее озера и 5, 7 микрорайонов.
II. Общественно-деловые зоны получают свое развитие:
общегородской центр с главной площадью - от гостиницы вдоль улицы Дружбы народов до пр. Нефтяников.
Севернее ул. Нефтяников размещается автовокзал и автосервисный комплекс.
физкультурно-оздоровительный комплекс запроектирован между 5, 7 микрорайонами, а лыжная база южнее микрорайона 10
общественно-деловой комплекс запроектирован на месте существующих аттракционов
культурно-развлекательный комплекс - предлагается в микрорайоне 1 рядом с рестораном (состоит из 2 музеев, Дома культуры и творчества молодежи, существующих клубов, учреждений культуры народного творчества и др.)
плавательные бассейны, учреждения общественного питания, бытового и коммунального обслуживания - размещаются на территории существующих и новых микрорайонов.
III. Производственные и коммунальные зоны остаются в прежних границах на территориях Северной и Восточной промзон, а также западнее ул. Бакинской. При необходимости расширений производственных зон предусматриваются резервы на территории Восточной промзоны и восточнее Северной промзоны.
IV. На территории Природно-рекреационной зоны предусматривается
создание нового парка культуры с городским стадионом севернее 5 микрорайона
развитие детского парка на территории островка и прилегающих территорий между церковью Петра и Павла и дворцом спорта, с организацией нового увеселительного городка (Дисней Лэнд)
создание зон отдыха западнее нового автовокзала и микрорайона 9
организация места отдыха, лыжной и прогулочной трасс вдоль рек Ингуягун и Кирилл-Высъягун, вдоль многочисленных озер в лесных массивах.
V. Зона инженерной и транспортной инфраструктуры включают:
зоны улично-дорожной сети и коридоры инженерных коммуникаций (магистральные газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы и высоковольтные линии). Предусматривается строительство новых дорог в районе строящихся новых жилых микрорайонах
зону предприятий и сооружений автотранспорта (существующие и проектируемые автотранспортные предприятия, кооперативные гаражи, автостоянки, АЗС, СТО и др.)
зоны железнодорожного и воздушного транспорта
зоны предприятий и сооружений инженерной инфраструктуры (водозабор, ОСК, полигон ТБО, котельные, электроподстанции, АГРС и др.).
VI. Земли сельскохозяйственного использования занимают садово-огороднические товарищества, подсобные хозяйства, пашни и другие. Предусматривается увеличение территорий садоводческих товариществ.
VII. Зоны специального назначения
Расширение существующего кладбища в соответствии с нормами, строительство нового полигона ТБО (существующий полигон закрывается, а площадка нового полигона требует выбора в специализированном проекте за пределами 1 - 3 поясов СЗО водозаборов).
VIII. Прочие территории (земли не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность) включают территории не подлежащие застройке и освоению (затапливаемые 1% паводком, заболоченные, с высоким уровнем грунтовых вод, крутые береговые уступы, нарушенные территории и др.).
Результатом функционального зонирования территории города является баланс территорий, который отражает изменение (трансформацию) использования территорий и границ их от современного состояния до перспективного с расчетным сроком на 2025 год.
Сводные данные об использовании земель
Земельный баланс территории города составлен на основе экспликации земель, предоставленной администрацией города, а также на основе обмера опорного плана и основного чертежа. Этот баланс дает ориентировочное представление о существующем положении и об изменении использования городских земель в результате градостроительных предложений генерального плана г. Когалым.
Сводные данные об использовании земель (баланс территорий) (га)
N пп |
Функциональные зоны |
Площадь территории, га |
||
Современное состояние |
Первая очередь |
Расчетный срок |
||
1. |
Жилые зоны: |
275 |
313 |
433 |
1.1. |
многоэтажной застройки (5 - 9 эт.) |
143 |
178 |
264 |
1.2. |
малоэтажной застройки (2 - 3 эт.) |
100 |
79 |
113 |
1.3. |
усадебной (коттеджной) застройки |
31,5 |
56 |
56 |
2. |
Общественно-деловые зоны: |
98 |
115 |
132 |
2.1. |
делового, общественного и коммерческого назначения |
18 |
22 |
27 |
2.2. |
объектов коммунально-бытового назначения |
3 |
4 |
5 |
2.3. |
учреждений образования |
14 |
20 |
25 |
2.4. |
учреждений здравоохранения и социальной защиты |
14 |
15 |
15 |
2.5. |
спортивных комплексов и сооружений |
44 |
49 |
53 |
2.6. |
учреждений культуры |
6 |
6 |
7 |
2.7. |
других объектов обслуживания населения и производственной деятельности |
- |
- |
- |
3. |
Производственные и коммунальные зоны |
590 |
613 |
633 |
3.1. |
1 - 2 классов вредности с СЗЗ 1000 - 500 м |
26 |
26 |
26 |
3.2. |
3 класса вредности с СЗЗ 300 м |
30 |
33 |
35 |
3.3. |
4 - 5 классов вредности с СЗЗ 100 - 50 м |
534 |
554 |
577 |
4. |
Природно-рекреационная зона |
7865 |
7900 |
7895 |
4.1. |
городских парков, скверов, садов, бульваров (озеленение общего пользования) |
56 |
110 |
216 |
4.2. |
городского леса |
7389 |
7329 |
7129 |
4.3. |
озеленение санитарно-защитных зон |
70 |
110 |
200 |
4.4. |
земли водного фонда |
350 |
350 |
350 |
5. |
Зоны транспортной и инженерной инфраструктуры |
1400 |
1515 |
1610 |
5.1. |
улично-дорожная сеть и коридоры инженерных коммуникаций |
885 |
910 |
940 |
5.2. |
предприятия и сооружения автотранспорта |
44 |
70 |
95 |
5.3. |
железнодорожного транспорта |
135 |
135 |
135 |
5.4. |
воздушного транспорта |
200 |
200 |
200 |
5.5. |
предприятия и сооружения инженерной инфраструктуры |
180 |
200 |
240 |
6. |
Земли сельскохозяйственного использования |
401 |
435 |
435 |
7. |
Зоны специального назначения |
24 |
27 |
30 |
8. |
Прочие территории (земли не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность) |
4697 |
4430 |
4182 |
|
Всего в границах г. Когалым |
15350 |
15350 |
15350 |
в границах п. Ортъягун | ||||
|
Жилые зоны |
6 |
6 |
6 |
|
Общественно-деловые зоны |
2 |
2 |
2 |
|
Производственные и коммунальные зоны |
143 |
143 |
143 |
|
Природно-рекреационная зона |
2000 |
2000 |
2000 |
|
леса |
900 |
900 |
900 |
|
земли водного фонда |
1100 |
1100 |
1100 |
|
Прочие территории (земли не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность) |
2350 |
2350 |
2350 |
|
Всего в границах пос. Ортъягун |
5350 |
5350 |
5350 |
|
Всего в границах городского округа |
20700 |
20700 |
20700 |
В соответствии с земельным балансом территория города на 2007 г. составляла 15350 га. Территория пос. Ортъягун - 5350 га. Существующая территория городского округа - 20700 га, обеспечивает его развитие на расчетный срок с резервом на будущее.
3.3. Мероприятия по развитию и размещению объектов капитального строительства
3.3.1. Развитие и размещение объектов жилья и культурно-бытового обслуживания
1. Демографические показатели по г. Когалыму на перспективу
Показатели |
Современное, состояние |
Первая очередь |
Расчетный срок |
1. Численность население (тыс. чел.) |
58,7 |
60,0 |
60,0 |
2. Коэффициенты (чел. на 1 тыс. населения) |
|
|
|
- рождаемость |
13,6 |
14,9 |
11,7 |
- смертность |
3,4 |
5,5 |
6,0 |
- естественный прирост |
10,2 |
9,4 |
5,7 |
3. Возрастная структура населения (%) |
|
|
|
- младше трудоспособного возраста |
23,0 |
22,2 |
21,3 |
- трудоспособного возраста |
72,2 |
68,7 |
66,9 |
- старше трудоспособного возраста |
4,8 |
9,1 |
11,8 |
2. Жилищное строительство
Новое жилищное строительство в городе определяется необходимостью повышения жилобеспеченности населения, в настоящее время она всего 16,7 м2/чел., а на перспективу принимается на первую очередь - 20 м2/чел. и на расчетный срок - 25 м2/чел.
В расчете плотность населения на территорию микрорайона определялась в соответствии с нормативами СНиП 2.07.01 - 89 (2000) и СП 30-102-99:
- для многоэтажной застройки в климатическом подрайоне IД севернее 58° с. ш. (где расположен г. Когалым), для территорий со средней градостроительной ценностью, плотность населения рекомендуется на уровне 370 чел/га. (при средней жилобеспеченности - 18 м2 /чел.), на первую очередь - 333 чел/га (37018/20) и на расчетный срок 266 чел/га (370х18/25)
- для малоэтажной секционной 1 - 3 этажной застройки плотность населения микрорайона принимается на уровне 140 чел./га (см. прил.5, СНиП 2.07.01 - 89)
- для блокированной и коттеджной (усадебной) застройки средняя плотность населения принимается в среднем на уровне 30 чел./га., при составе семьи в среднем 2,5 - 3 чел. и участке при доме 600 - 800 м2 (см. прил. 5 СНиП 2.07.01 - 89 и СП 30-102-99). Вместе с тем, для блокированной застройки участок при доме может быть меньше, а для коттеджной больше.
Первый вариант
Намечается реконструкция территории малоэтажного и усадебного жилищного фонда в левобережной части - поселки: Пионерный, Прибалтийских строителей, Фестивальный и МПС, за счет строительства нового малоэтажного и усадебного жилищного фонда.
Новую усадебную застройку намечается разместить на территории существующей малоэтажной (без приусадебных участков) застройки, на участке 28 га, ограниченном улицами: Широкая, Набережная, Комсомольская, Пионерская.
Расчет потребности в новом жилищном строительстве
Показатели |
Ед. изм. |
На 01.01.2007 |
Расч. срок |
в т.ч. первая очередь |
1. Численность население |
тыс. чел. |
58,7 |
60 |
60 |
2. Жилобеспеченность |
м2/чел. |
16,7 |
25 |
20 |
3. Жилфонд |
тыс. м2 |
981 |
1500 |
1200 |
4. Сносимый и реконструируемый |
- " - |
|
91 |
51 |
- в т.ч. малоэтажный |
- " - |
|
91 |
51 |
5. Сохраняемый жилфонд |
- " - |
|
890 |
930 |
6. Новое строительство |
- " - |
|
610 |
270 |
- малоэтажная застройка взамен сносимого и реконструируемого жилфонда на тех же территориях |
- " - |
|
70**) |
50 |
- новое строительство на новых территориях |
- " - |
|
540 |
220 |
Новое строительство среднем за год*) |
- " - |
|
33 |
30 |
*) по плану на 2007 - 2010 гг. - новое строительство 108 тыс. м2, или в год 27 тыс. м2
**) объем нового строительства меньше сносимого малоэтажного фонда, за счет того, что новую усадебную застройку намечается разместить на территории сносимого малоэтажного секционного фонда
Перспективное жилищное строительство на новых территориях
|
Расчетный срок |
в т.ч. первая очередь |
||||
Площадки |
Площадь, га |
Население, тыс. чел. |
Жил.фонд, тыс. м.кв.*) |
Площадь, га |
Население, тыс. чел. |
Жил.фонд, тыс. м.кв.**) |
1. Многоэтажная застройка |
|
|
|
|
|
|
МР N 5 |
14 |
3,7 |
93 |
14 |
4,7 |
93 |
МР N 8 |
15 |
4,0 |
100 |
|
|
|
МРN 11 |
17 |
4,5 |
113 |
17 |
5,7 |
113 |
МР N 12 |
18 |
4,8 |
119 |
|
|
|
Итого |
64 |
17,0 |
425 |
31 |
10,3 |
206 |
2. Малоэтажная секционная застройка |
|
|
|
|
|
|
ул. ул. Комсомольская - Береговая - Дружбы народов |
33 |
4,6 |
115 |
4 |
0,6 |
14 |
Всего по городу |
97 |
21,6 |
540 |
35 |
10,9 |
220 |
*) при жилобеспеченности - 25 м2/чел.
**) при жилобеспеченности - 20 м2/чел.
Второй вариант
Планировочной организацией города рассматривается возможность переселения всех жителей левобережной части города в правобережную ее часть, в связи с тем, что левобережная часть накрывается шумовой и взлетно-посадочной аэродрома.
Расчет потребности в новом жилищном строительстве
Показатели |
Ед. изм. |
На 1.1.2007 г. |
Расч. срок |
в т.ч. первая очередь |
1. Численность население |
тыс. чел. |
58,7 |
60 |
60 |
2. Жилобеспеченность |
м2/чел. |
16,7 |
25 |
20 |
3. Жилфонд |
тыс. м2 |
981 |
1500 |
1200 |
4. Сносимый и реконструируемый |
- " - |
|
381 |
51 |
- в т.ч. малоэтажный |
- " - |
|
381 |
51 |
5. Сохраняемый жилфонд |
- " - |
|
600 |
930 |
6. Новое строительство |
- " - |
|
900 |
270 |
Новое строительство среднем за год*) |
- " - |
|
47 |
30 |
*) по плану на 2007 - 2010 г.г. - новое строительство 108 тыс. м2, или в год 27 тыс. м2
Перспективное жилищное строительство на новых территориях
Площадки |
Расчетный срок |
в т.ч. первая очередь |
||||
Площадь, га |
Население, тыс. чел. |
Жил. фонд, тыс. м.кв. |
Площадь, га |
Население, тыс. чел. |
Жил. фонд, тыс. м.кв. |
|
1. Многоэтажная застройка |
96 |
25,6 |
640 |
31 |
10,3 |
206 |
МР N 5 |
14 |
3,7 |
93 |
14 |
4,7 |
93 |
МР N 8 |
15 |
4 |
100 |
|
|
|
МРN 11 |
17 |
4,5 |
113 |
17 |
5,7 |
113 |
МР N 12 |
18 |
4,8 |
120 |
|
|
|
МР N 14 |
16 |
4,3 |
107 |
|
|
|
МР N 9 |
16 |
4,3 |
107 |
|
|
|
2. Малоэтажная секционная застройка |
62 |
8,8 |
220 |
14 |
2 |
49 |
МР N 15 |
38 |
5,4 |
135 |
14 |
2 |
49 |
МРN 16 |
24 |
3,4 |
85 |
|
|
|
3. ИЖС (северная часть города) |
40 |
1,6 |
40 |
15 |
0,6 |
15 |
Итого новое |
198 |
36 |
900 |
60 |
12,9 |
270 |
3. Культурно-бытовое обслуживание
Образование
Численность детей дошкольного возраста на расчетный срок вырастет почти на 14%, увеличится и потребность в учреждениях. Современная сеть должна быть расширена, исходя из потребности на 600 мест. (в т.ч. на первую очередь на 500 мест).
Численность детей в школьном возрасте вырастет незначительно, при том, что в настоящее время имеется избыток мест в школах.
Новое строительство дошкольных учреждений и школ по данному проекту намечается в районах нового многоэтажного жилищного строительства.
По второму варианту расселения (сселение левобережной части) объем нового строительства должен быть увеличен за счет ликвидации учреждений в левобережной части. В частности это касается 2-х школ на 450 и 1296 мест. В результате сохраняемая современная сеть должна составить 8,8 тыс. мест (по первому варианту 10,5 тыс. мест.) и новое строительство должно достигнуть 0,6 тыс. мест.
Кроме того, по второму варианту расселения необходимо рассмотрение вопроса о перенесение филиала Тюменского нефтегазового университета в правобережную часть города.
Здравоохранение
На первую очередь и расчетный срок необходимо увеличить на 100 мест в стационарных учреждений. Существующая сеть амбулаторно-поликлинические учреждения выше нормативной, и не требует расширения.
Исходя из состояния материально-технической базы сети учреждений здравоохранения города, ее перспективное развитие должно исходить из качественной ее реконструкции, основными направлениями которой должны стать:
- капитальный ремонт и благоустройство современных учреждений
- оснащение учреждений современным медицинским оборудованием
- повышение квалификации врачебного персонала
- внедрение новых организационных форм профилактики, диагностики, диспансеризации и лечения (например, развитие системы врачей общей (семейной) практики), проведение периодических медицинских осмотров населения с использованием передвижных амбулаторий, оснащенных рентгеновскими, флюорографическим и др. диагностическими установками
На период первой очереди в г. Когалыме намечается:
- реконструкция наркологического отделения
- реконструкция прачечной под отделение переливания крови
- строительство стоматологической поликлиники
- строительство поликлиники профосмотров с отделением профпатологии
- реконструкция котельной под общебольничные склады
- ремонт с заменой обшивки коридоров и электропроводки (согласно предписания пожнадзора) по отделению скорой помощи
- капитальный ремонт в 7-этажной поликлинике.
Приведенный выше расчет потребности относится лишь к учреждениям, функционирование которых должно быть обеспеченно государственной поддержкой. Кроме этого возможно, в зависимости от потребности, существование и платной медицинской помощи, как при государственных учреждениях, так и за счет создания частных учреждений.
Физическая культура и спорт
Исходя из нормативов "Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" (одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р) на перспективу в городе необходимо иметь (при средней вместимости сооружений):
- 28 спортивных залов
- 22 плавательных бассейна
- 216 площадок плоскостных сооружений
При низкой обеспеченности спортивными сооружениями в настоящее время (около 15% общей пропускной способности) достижение рассчитанных показателей намечается к концу расчетного срока, по плавательным бассейнам до 2050 г. (согласно "Методике_").
Важные направления оптимизация работы сети учреждений,:
- расширение сети кружков по различным видам физкультуры и спорта, как на платной, так и на бесплатной основе
- поддержание в нормальном состоянии сооружений, строений и помещений, с возможной заменой зданий, приходящих в негодность
- оснащение учреждений современным оборудованием, например применения современных тренажеров и компьютеризация процесса тренировок
Конкретные мероприятия по данным направлениям должны решаться местными органами власти, с учетом складывающихся возможностей по финансированию этих мероприятий, как за счет муниципальных, так и за счет республиканских, бюджетных и внебюджетных ассигнований. Значительная неопределенность формирование этих средств даже на ближайшее время не позволяет сказать что-либо определенное по их величине на перспективу.
По предложениям района в ближайшей перспективе в г. Когалыме возможно:
- капитальный ремонт кровли ледового дворца "Айсберг", строительство гостиницы для спортсменов.
- строительство ФСКа с универсальным игровым залом
- ввод городского стадиона с лыжной базой.
Культура и искусство
Расчет ориентировочной потребности в учреждениях культуры и искусства произведен в соответствии с "Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р.
Расчет показывает:
- общая потребность в клубных учреждениях должна достигать 1,8 тыс. мест, кроме того необходимо существование мест в кинотеатрах на 720 мест, при современной величине - 1,6 тыс. мест и кинотеатра на 500 мест, т.е. необходимо расширение сети на 420 мест.
- по нормативам в городе возможно существование 6 библиотек, в настоящее время в городе 3 библиотеки, поэтому возможно создание еще 3 библиотек. Важным является формирование качественного состава книжного фонда.. Необходимо отметить, и бурное развитие информатики в последние 15 лет. В настоящее время на одном диске DVD можно разместить несколько сотен книг и до двух полнометражных фильмов высокого качества. Для чтения этих книг и просмотра фильмов существуют удобные средства. В Интернете можно найти практически любые сведения из всех отраслей знания и искусства, и связаться аудиовизуально практически с любым человеком на земле подключенным к Интернету (в развитых странах их число превышает 70% от числа жителей). При этом постоянно появляются новые еще более компактные и эффективные средства хранения и передачи информации. В связи с выше изложенным, применение на перспективу (до 25 лет) каких либо существующих нормативов, достаточно проблематично, т.к. по некоторым видам обслуживания нормативы завышены
- общая потребность в детские школы искусств и эстетического образования должна достигать 650 мест (современная сеть - 670 мест)
- по нормативам в городе необходимо наличие: парка культуры и отдыха и 2 музеев, и музеи уже имеются в городе, поэтому их дальнейшее развитие должно быть идти по линии укрепления нормативной и материально-технической базы, а также повышения качества предоставляемых услуг.
Наиболее важные направления оптимизация работы существующей сети учреждений:
- расширение сети кружков и студий по различным интересам, как на платной, так и на бесплатной основе
- оснащение учреждений современным оборудованием, например компьютеризация школ и библиотек, и организация при них пунктов для выхода в Интернет
- всесторонняя поддержка творческой инициативы населения по развитию народных промыслов.
Конкретные мероприятия по данным направлениям должны решаться местными органами власти, с учетом складывающихся возможностей по финансированию этих мероприятий, как за счет муниципальных, так и за счет республиканских, бюджетных и внебюджетных ассигнований. Значительная неопределенность формирование этих средств даже на ближайшее время не позволяет сказать что-либо определенное по их величине на перспективу.
Прочие предприятия и учреждения обслуживания
Формирование комплекса по оказанию услуг населению направлено на развитие малого бизнеса в сфере - торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания.
Современные нормативы по рассматриваемым предприятиям и учреждениям отсутствуют. Поэтому приводятся расчеты на основе нормативов СНиП 2.07.01 - 89 (2000), которые во многом устарели. Применение данных нормативов СНиПа в настоящих рыночных условиях достаточно условно. Практически вся сеть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания является частной и кооперативной, поэтому ее развитие полностью определяется рыночными законами, и связана со спросом населения и рентабельностью функционирования учреждений.
Согласно этому ориентировочному расчету необходимо на расчетный срок:
- исходя из существующей величины торговой площади предприятий торговли, их строительство не требуется, новое строительство этих предприятий должно быть связано с освоением территорий под многоэтажное жилищное строительство.
- увеличение емкости предприятий общественного питания на 1 тыс. мест.
- увеличение емкости предприятий бытового обслуживания на 230 рабочих мест. Вместе с тем следуют считать, что нормативы СНиПа по этой сети завышены, т.к. при условии что эта сеть в настоящее время частная, и развивается на основе спроса, она в 3 раза меньше нормативного уровня.
- емкость бань должна быть увеличена на перспективу. Прачечные и химчистки населением практически не востребованы, но на расчетный срок возможно их создание в соответствие с потребностями населения.
3.3.2. Развитие и размещение объектов транспортной инфраструктуры
N п |
Наименование показателей |
Ед. измер. |
Первая очередь |
Расчетный срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Улично-дорожная сеть |
|
|
|
1. |
Строительство магистральных улиц и дорог (продолжение ул. Бакинская, вокруг автовокзала, ул. Лесная, а районе пос. Прибалтийских строителей и в Восточной промзоне) |
Км |
4.0 |
2.0 |
2 |
Строительство улиц и дорог местного значения (продолжение ул. Югорской, вокруг 8 микрорайона и в Северной и Восточной промзонах) |
Км |
- |
5.5 |
3 |
Строительство путепровода через ж.д. пути на продолжении ул. Широкой |
Ед. |
|
1 |
|
Городской транспорт |
|
|
|
1. |
Строительство автовокзала |
Ед. |
1 |
- |
2. |
Строительство станций тех. обслуживания |
Посты |
65 |
15 |
3. |
Строительство авт. заправ. станций легк. автомобилей |
Колонки |
4 |
4 |
4 |
Строительство гаражей индивид. автомобилей и платных автостоянок |
Маш. мест |
7000 |
3000 |
3.3.3. Развитие и размещение объектов инженерной инфраструктуры
Водоснабжение
- Централизованной системой горводопровода МУП "Водоканал" предусматривается практически 100% охват территории города. Схема хозяйственно-питьевого водоснабжения города принята однозонной, противопожарной, низкого давления. Минимальный свободный напор в сети при максимальном водопотреблении для одноэтажной застройки принят не менее 10 м, а при большей этажности на каждый этаж добавляется 4 м, но, в целом, не более 60 м. Свободный напор для отдельных высотных зданий (или их групп) обеспечивается насосными станциями подкачки.
- Уточнить в установленном порядке ЗСО источника водоснабжения водозабора в районе аэропорта
- Произвести перекладку ветхих сетей водопровода согласно проекту
- Качество воды в сети хозпитьевого водопровода должно соответствовать нормативам СанПиН 2.1.4.1074 - 01 "Питьевая вода"
- Для новой застройки с повышенным сантехническим благоустройством удельные среднесуточные (за год) нормы водопотребления приняты по нормативам г. Санкт-Петербурга 400 - 415 л/сут/чел. ("Градостроительство. Планировка и застройка новых и реконструируемых внецентральных селитебных районов С-Пб", ТСН 30-301-2002 г., С-Пб)
Водоотведение
- Централизованной системой горканализации МУП "Водоканал" предусматривается практически 100% охват территории города.
- Схема хозяйственно-бытовой канализации города на все этапы проектирования сохраняется по сложившейся структуре: основное направление сточных вод в городе - с севера, северо-востока на юг, юго-запад; система - самотечно-напорная, раздельного типа. В систему КГ МУП "Водоканал" должны поступать стоки от жилых и общественных зданий, от коммунальных предприятий и промышленности. Загрязненные промстоки перед сбросом их в горканализацию должны проходить предварительную очистку на локальных (собственных) очистных сооружениях до качества, определяемого "Инструкцией по приему промышленных сточных вод в городскую хозяйственную канализацию".
- Очистка сточных вод принимается биологическая с доочисткой. Выпуски очищенных вод в р. Кирилл-Высь-Ягун сохраняются. Качество очищенных стоков должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.5.980 - 00 "Водоотведение населённых мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
- Реконструкция очистных сооружений канализации
- Для новой застройки с повышенным сантехническим благоустройством удельные среднесуточные (за год) нормы водоотведения приняты по нормативам г. Санкт-Петербурга 400 - 415 л/сут/чел. ("Градостроительство. Планировка и застройка новых и реконструируемых внецентральных селитебных районов С-Пб", ТСН 30-301-2002 г., С-Пб)
- Прокладка вторых линий напорных трубопроводов от существующих канализационных насосных станций.
- Осуществить строительство новых канализационных коллекторов и строительство новых канализационных насосных станций в соответствии с данным проектом. Произвести перекладку ветхих коллекторов
Энергоснабжение
Основные мероприятия:
Электроснабжение. Сложившаяся система электроснабжения г. Когалыма обеспечивает питание городских и промышленных потребителей по обоим предлагаемым вариантам на 1-ю очередь и расчетный срок без сооружения дополнительных центров питания и прокладки сетей. Необходима будет только прокладка распределительных сетей 10(6)кВ. и сооружение необходимого количества ТП 10(6)/0,4кВ в соответствии с объемами, предусматриваемыми проектами застройки соответствующих микрорайонов нового строительства.
Теплоснабжение.
- Увеличение мощности котельной
- Реконструкция изношенных тепловых сетей
- Прокладка магистральных тепловых сетей с появлением новой жилой застройки
Газоснабжение.
Предусмотрена закольцовка газопровода среднего давления, подающего газ к котельным, отапливающим Пионерный посёлок и котельной аэропорта с газопроводом Восточной зоны. Предусмотрена также закольцовка газопровода среднего давления на котельные водозаборных сооружений и Северной промзоны. Для обеспечения бесперебойной работы коммунальных котельных необходимо выполнить закольцовку газопровода диаметром 500 мм от существующего кранового узла N 56, построенного на перспективу c газопроводом на котельные коммунальной зоны. Рядом с переходом газопровода среднего давления через ручей Кирилл - Высьягун рекомендуется проложить резервную нитку (в
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.