Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 06 февраля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р,
при секретаре Искужиной Г.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП "Почта России" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2424 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", со дня его принятия,
установил:
27 декабря 2017 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з издало приказ N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года).
Приказ N1732 опубликован 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
В пункт 2424 Перечня к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено здание, общей площадью 6 570 кв.м, с кадастровым номером.., расположенное по адресу:.., в котором находится помещение, используемое для размещения отделения почтовой связи, с кадастровым номером.., общей площадью 873,7 кв.м.
Указанное выше нежилое помещение закреплено за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
16 августа 2018 года ФГУП "Почта России" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 986, 987, 1274, 110, 143, 318, 415, 485, 1643, 2424, 3088, 3187, 3654 Перечня к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года, полагая, что спорные здания, включенные указанными пунктами в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположены на земельных участках, разрешенный вид использования которых не предусматривает размещение на них офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Оспариваемые пункты Перечня к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года нарушают права административного истца как налогоплательщика.
Определением судьи Т.Г.А. от 07 сентября 2018 года заявление принято к производству суда.
Определением Заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Л.З.У. от 26 октября 2018 года в связи с нахождением судьи Т.Г.А. в отпуске дело передано судье Козловой Н.В.
29 октября 2018 года дело принято в производство судьи Козловой Н.В.(л.д.... ).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Наумов А.В, ПАО "Башинформсвязь".
Определением от 14 января 2019 года судом были приняты уточненные исковые требования (л.д.... ).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2019 года производство по настоящему административному делу прекращено в части требований о признании недействующими пунктов 110, 143, 318, 415, 485, 986, 987, 1274, 1643, 3088, 3187, 3654 Перечня к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года со дня его принятия.
Представитель ФГУП "Почта России" Никитчук А.З. в судебном заседании требования поддержала, указала, что приказ принят необоснованно, так как документы и фактические обстоятельства дела говорят о том, что здание не подпадает под критерии, установленные в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает возможным принять за основу решения техпаспорт от 2011 года.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Мухамедьянова Л.И. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указала, что согласно порядку, установленному Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 180, Министерство могло не производить обследование на момент включения здания в Перечень и формирования предварительного списка объектов. Заявитель был вправе подать заявление, на основании которого бы и было произведено обследование. В материалах дела представлены договоры аренды, которые подтверждают нахождение арендаторов в здании. Из договоров аренды видно, какой деятельностью занимаются арендаторы. Здание было включено в Перечень по пп. 2 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения), что подтверждается актом обследования.
Представитель ПАО "Башинформсвязь" Пониткова М.Н. поддержала административные исковые требования, пояснила, что ответчиком не представлено обоснования, допустимых и относимых доказательств, дающих основания для включения здания в Перечень. Вид разрешенного использования земельного участка также не позволяет размещать на нем объекты общественного питания и офисы.
Представитель Наумова А.В. - Рожков И.А. указал, что все 4 помещения с кадастровыми номерами..,..,..,... расположены в спорном здании. Помещения с кадастровыми номерами..,... принадлежат ПАО "Башинформсвязь". Помещение с кадастровым номером... площадью 446,7 кв.м частично передано магазину "... " ориентировочно в 2015 году. Площадь объекта с кадастровым номером... - 2369,6 кв.м. В акте от 06 апреля 2017 года указано, что на дату составления используется только 270 кв.м. Сказанное позволяет сделать вывод, что используется только 10,23%. Доказательств обратного суду не представлено. Полагал, что требования истца подлежат удовлетворению.
Выслушав представителей ФГУП "Почта России" Никитчук А.З, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Мухамедьянову Л.И, ПАО "Башинформсвязь" Пониткову М.Н, Наумова А.В. - Рожкова И.А, заключение прокурора Сафина А.Р, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан, действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, было установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оно не позднее 1-го числа очередного периода по налогу определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Федеральным законом от 30.11.2016 г. N 401-ФЗ в статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности в абзац второй подпункта 2 пункта 3 и абзац второй подпункта 2 пункта 4 после слова "назначение" дополнены словами ", разрешенное использование или наименование", слова "с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости" заменены словами "со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,". Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Следовательно, включению в Перечень на 2018 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Спорное здание с кадастровым номером... расположено на земельном участке с кадастровым номером... по адресу:.., с видом разрешенного использования: для обслуживания части здания РУС и других нежилых строений и сооружений (л.д.... ).
Данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещении на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что является одним из предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий отнесения здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно пояснениям представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Мухамедьяновой Л.И, нежилое здание было включено в Перечень на 2018 год по пп. 2 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По вопросу предназначенности зданий и помещений судом исследованы: выписка из ЕГРН о назначении нежилого помещения с кадастровым номером.., занимаемое ФГУП "Почта России", поименованное как "нежилое помещение". Из технического паспорта на указанное помещение следует, что это "нежилое помещение", из свидетельства о государственной регистрации права от 17.11.2011 года - "нежилое помещение"(л.д.... ).
Согласно выписке из ЕГРН на объект недвижимости (здание) с кадастровым номером... указано назначение: "нежилое здание" (л.д.... ).
Из сводного технического паспорта спорный объект поименован "здание РУС" (л.д.... ).
По выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером... вид разрешенного использования для обслуживания части здания РУС и других нежилых строений и сооружений (л.д.... )
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На момент утверждения Перечня к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года действовал Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядка) на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России, Министерством в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства.
Обследование фактического использования помещений нежилого здания с кадастровым номером... на момент включения здания в Перечень к приказу N1732 от 27 декабря 2017 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не производилось.
Согласно п.3.3 Порядка Министерство в течение 15 дней со дня поступления обращения обеспечивает проведение обследования объектов в целях определения вида их фактического использования.
Административным истцом предоставлено суду письменное обращение и ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 19.12.2017 года, из которого следует, что объект недвижимости с кадастровым номером... не будет включен в Перечень на 2018 год, поскольку он не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.... ). При этом обследование объекта недвижимости в нарушение п.3.3 Порядка МЗИО Республики Башкортостан не производилось.
Административным ответчиком был представлен акт обследования фактического использования нежилого здания с кадастровым номером... от 26 сентября 2018 года N1 (проведенного после обращения в суд с настоящим иском), согласно которому доля площади недвижимого имущества, фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов на дату обследования составляет 36,5% от общей площади объекта недвижимого имущества (л.д.... ).
Указанный акт не отвечает признакам допустимости в силу того обстоятельства, что его вводная часть и исследовательская часть значительно отличаются по площади. Во вводной части указана общая площадь здания - 6570 кв.м, в ходе обследования проверена площадь помещений размером 6936,1 кв.м, к акту приложены фотографии только фасада здания и помещений почтового отделения, хотя выводы содержатся по помещениям всего здания; не соблюдена форма акта, предусмотренная приложением N2 к Порядку, а именно, в конце акта отсутствуют подписи членов комиссии (л.д.... ).
В связи с возникшими сомнениями по установлению фактического использования помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером.., определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2018 года по делу назначен комиссионный осмотр здания с участием представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, представителя ФГУП "Почта России" либо его территориального подразделения, установлен срок предоставления акта обследования - 23 ноября 2018 года (л.д.... ).
Согласно представленному административным ответчиком акту обследования N1 от 14 ноября 2018 года фактического использования нежилого здания с кадастровым номером... доля площади недвижимого имущества, фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов на дату обследования составляет 82% от общей площади объекта недвижимого имущества (л.д.... ).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2018 года в связи с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Наумова А.В, ПАО "Башинформсвязь" по делу назначено повторное обследование здания, расположенного по адресу:.., на 10 декабря 2018 года с участием привлеченных заинтересованных лиц, представителей ФГУП "Почта России" или его территориального подразделения, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан или его территориального подразделения (л.д.... ).
В связи с отсутствием в представленном акте обследования от 10 декабря 2018 года подписей представителей ПАО "Башинформсвязь", ФГУП "Почта России", Наумова А.В, расхождениями по площадям во вводной и текстовой частях ( почти в 500 кв.м.) в его приобщении к материалам дела было отказано, определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2018 года по делу назначен повторный комиссионный осмотр спорного нежилого здания (л.д.... ).
В ходе судебного заседания 14 января 2019 года представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Мухамедьянова Л.И. пояснила, что осмотр помещений, принадлежащих Наумову А.В, в декабре 2018 года не производился, он предоставил помещения в январе 2019 года, возражала по существу проведенного обследования от 09.01.2019 года и просила руководствоваться актом от 10.12.2018 года. (л.д.... ).
В приобщении акта обследования от 09 января 2019 года судом было отказано ввиду отсутствия в акте сведений о площади с учетом технической документации, фотографий обследуемых помещений (л.д.... ).
В приобщении к материалам дела актов от 10.12.2018 года судом было отказано. Между тем, данные акты от одной даты, но различного содержания судом были исследованы. Вместе с тем, данные акты обследования не могли быть приняты в качестве доказательств по делу в связи с существенным расхождением в их содержании.
Так, к акту обследования, представленному на судебном заседании 06 февраля 2019 года, приложены фотографии, которые отсутствуют в акте обследования от 10.12.2018 года, представленному на предыдущее судебное заседание, и внесены неоговоренные изменения в содержание акта. В частности, в первоначально представленном акте от 10 декабря 2018 года фотоматериалы не приложены и в нем указано на приобщение фотографий в судебном заседании 28 ноября 2018 года (далее - вариант 1). В акте же, представленном в судебном заседании 06.02.2019 года, удалено указание в разделе "фотоматериалы" на приобщение в судебном заседании 28 ноября 2018 года и приложены фотографии (далее - вариант 2).
Кроме того, приложенные к акту обследования от 10.12.2018 года (2 вариант) фотографии касаются только помещений Наумова А.В, несмотря на проведение обследования всего здания и утверждение представителя ответчика, что в декабре 2018 года им не был обеспечен доступ в помещения Наумова А.В.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Учитывая, что административным ответчиком не представлены относимые и допустимые доказательства предназначения или фактического использования помещений нежилого здания с кадастровым номером... для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на момент его включения в Перечень, суд полагает, что здание не отвечает признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оно не подлежало включению в Перечень на 2018 год.
Более того, из представленных Наумовым А.В. договоров аренды нежилых помещений, размещенных в спорном здании на дату включения в перечень (л.д.... ), не следует, что более 20% площади здания используется для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения (л.д.... ).
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года признаны недействующими пункты 8558 и 8561 Перечня объектов на 2017 год, в том числе в части включения нежилого здания, общей площадью 6570 кв.м, с кадастровым номером... Судом признан недопустимым доказательством акт обследования фактического использования нежилого здания, составленный 02 февраля 2018 года, в связи с тем, что договора аренды при осмотре не исследовались, сроки аренды не устанавливались. Судом также учтен акт обследования фактического использования помещения с кадастровым номером... от 06.04.2017 года, в котором отражено, что для размещения объектов бытового обслуживания, офисов, торговых объектов используется 270,4 кв.м. или 11,4% от площади 2369,6 кв.м (л.д.... ).
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что спорное здание не отвечает признакам объектов недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку административный ответчик не представил доказательств того, что объект недвижимости используется для размещения в нем офисов или офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включение нежилого здания с кадастровым номером... в пункт 2424 Перечня на 2018 год противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ФГУП "Почта России", возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Таким образом, суд признает недействующим пункт 2424 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1732 от 27 декабря 2017 года, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 2424 Перечня подлежат признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП "Почта России" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункт 2424 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.