Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
главы района от 16 декабря 2008 г. N 1290
Долгосрочная целевая программа
"Сохранение и развитие культуры и искусства Нижневартовского района на 2009 - 2010 годы"
20 мая, 17 сентября 2009 г., 24 декабря 2010 г.
Постановлением администрации Нижневартовского района от 17 сентября 2009 г. N 1073 в паспорт внесены изменения
Паспорт Программы
I. Характеристика проблемы
В настоящее время Нижневартовский район является крупной финансово-экономической и социально-культурной частью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На его территории находится топливно-энергетическая база, действует разветвленная сеть нефтегазодобывающих предприятий и подразделения строительного комплекса. Как муниципальное образование Нижневартовский район характеризуется следующими показателями:
площадь - 118,5 тысяч квадратных километров;
численность населения - 34,6 тыс. человек, из них представителей коренных народов - 2,2 тыс. человек (ханты, ненцы, манси).
На территории района расположены 22 населенных пунктов, с действующими 9 муниципальными учреждениями культуры.
Потенциал культуры района влияет на формирование положительного имиджа района, утверждает его роль и место в окружном и отчасти всероссийском культурном пространстве.
О высокой степени востребованности учреждений культуры населением района (основным автором и потребителем) свидетельствуют следующие показатели:
каждый второй житель района - читатель одной из общедоступных библиотек. По данному показателю Нижневартовский район занимает второе место в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
каждый третий житель района - посетитель музеев (в 2005 году каждый пятый житель района являлся посетителем музее);
каждый четвертый школьник - учащийся детской школы искусств. Следует заметить, что по количеству принятых в первый класс на 2007 - 2008 учебный год Нижневартовский район занимает 1 место среди районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по количеству контингента учащихся - 3 место среди районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
5% населения (каждый 19 житель района) - участники клубных формирований в досуговых учреждениях. Данный показатель по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 3%.
Свидетельством признания культурных достижений района в Российской Федерации, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре является участие учреждений культуры района в реализации всероссийских проектов, окружных программ, таких как:
молодежные Дельфийские игры России;
всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества "Роза ветров";
окружная программа "Культура Югры";
окружная выставка "Сувенир - визитная карточка округа, района";
окружной конкурс "Мастер года";
окружная программа "Дети Югры" и др.
В современных условиях необходим выбор эффективных форм работ с населением, обеспечивающих реализацию общественных интересов через комплексный, программно-целевой подход к достижению стратегических целей муниципальной политики в области культуры. Программный и перспективный подход к развитию культуры и искусства Нижневартовского района обоснован уникальностью его исторического наследия, сложностью и разнообразием социокультурной среды района, необходимостью сохранения традиционных и развития инновационных методов работы.
Данная Программа направлена на сохранение достигнутых результатов в области культуры и искусства района и решение ряда проблем, изложенных в пунктах 1 - 10.
1.1. Историко-культурное наследие
Проблема:
недостаточная изученность территории района (целенаправленные планомерные исследования начаты только в 2001 году);
интенсивное промышленное освоение региона, которое влечет за собой повреждение или уничтожение памятников культурного наследия и, как следствие, необходимость аварийно-спасательных раскопок на гибнущих памятниках (многие уникальные для нашей территории памятники истории и культуры разрушаются из-за отсутствия средств на их реставрацию и консервацию, проведение охранных мероприятий);
отсутствие поставленных на государственный учет культовых объектов коренного населения района;
отсутствие объектов культурного наследия в структуре внутреннего туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.2. Музеи и музейные фонды
Проблема:
отсутствие условий для хранения музейных фондов (часть предметов требуют определенного режима хранения);
недостаточная квалификация кадров (70% сотрудников музеев не имеют специального образования).
1.3. Развитие культуры малочисленных народов Севера
Проблема:
отсутствие системы преемственности культурных традиций малочисленных народов Севера;
частичная утрата традиций культуры и искусства малочисленных народов Севера.
1.4. Развитие культурно-досуговой деятельности
Проблема:
однообразие форм досуга населения Нижневартовского района, без учета особенностей различных категорий населения, решение которой возможно на основе программных методов.
1.5. Развитие культуры малых сел и деревень района
Проблема:
наиболее значимой проблемой является организация полноценного досуга населения малых сел района, вызванная отсутствием достаточных условий: слабая материально-техническая база, устаревшее оборудование, отсутствие необходимой мебели, реквизита, современного светового и звукоусиливающего оборудования, музыкальных инструментов, костюмов, низкий уровень кадрового потенциала.
1.6. Развитие библиотечного обслуживания в районе
Проблема:
недостаточное финансирование комплектования библиотечных фондов;
недостаточная компьютеризация сельских библиотек.
1.7. Художественное образование и воспитание
Проблема:
недостаточное развитие материально-технических условий и кадрового потенциала детских школ искусств.
1.8. Киновидеобслуживание населения
Проблема:
отсутствие нормативно-правовой базы для сельской киноотрасли;
интенсивные темпы развития современных цифровых технологий в кино, что влияет на отставание сельских киноустановок района;
морально устаревшая материально-техническая оснащенность сельских киновидеоустановок района;
высокая прокатная стоимость права публичного показа видеофильмов (стоимость одного фильма на DVD-диске с правом публичного показа на 1 год колеблется в размере от 10 до 20 тыс. рублей в зависимости от градации фильма; стоимость видеофильма, выпущенного для широкого экрана, с правом показа на 1 месяц колеблется в размере от 20 до 60 тыс. рублей за одну копию в зависимости от зрительского спроса и кассовости фильма);
низкий уровень доходов, кассовых сборов от показа и проката видеофильмов.
1.9. Развитие материально-технической базы учреждений культуры
Проблема:
на сегодняшний день уровень комплектации технологическим и музыкальным оборудованием (звуковое, световое, оргтехника, музыкальные инструменты, мебель) остается недостаточно высоким. Как правило, учреждения культуры комплектуются оборудованием при их вводе в эксплуатацию.
1.10. Информационно-методическое обеспечение
Проблема:
недостаток современной научно-методической литературы, необходимой для внедрения инновационного характера в деятельность учреждений культуры района;
необходимость обучения работников учреждений культуры в области социального проектирования и иных инновационных форм и видов деятельности.
Программно-целевой подход к решению данных проблем основан на связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и прозрачности социального эффекта.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков ее реализации, а также целевых показателей
2.1. Основная цель - достижение стратегических целей государственной и региональной политики в области культуры. Сохранение и развитие культурного и духовного потенциала района, как основы его целостности, устойчивости и динамичного развития, гармонизации культурной жизни района.
2.2. Достижение основной цели Программы предполагается посредством достижения целей Программы в социально-экономической, социокультурной сферах управления муниципальной политикой путем решения поставленных задач.
Цели и задачи Программы:
2.2.1. Цель - выявление, сохранение и постановка на государственный учет объектов историко-культурного наследия.
Задача - организация научно-исследовательской работы на территории района по выявлению и постановке на учет объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность с привлечением высококвалифицированных специалистов в сфере изучения, охраны и реставрации памятников.
2.2.2. Цель - популяризация объектов историко-культурного наследия и культурных традиций, вовлечение объектов культурного наследия в структуру внутреннего туризма.
Задача - внедрение в практику работы музеев современные информационные технологии по учету, хранению и популяризации музейных предметов и музейных коллекций.
2.2.3. Цель - сохранение элементов и традиций национальной культуры, их воспроизводство и приспособление к современным условиям развития.
Задача - создание условий для развития народных художественных промыслов и ремесел, фольклора в целом.
2.2.4. Цель - создание условий для непрерывной передачи культурных традиций, восстановление утраченных обычаев, обрядов, фольклора малочисленных народов Севера.
Задача - развитие системы преемственности культурных традиций малочисленных народов Севера путем увеличения числа детей, подростков и молодёжи, участвующих в воссоздании образцов культуры и искусства малочисленных народов Севера.
2.2.5. Цель - активизация, стимулирование и модернизация культурных процессов на территории района.
Задача - создание системы традиционных районных и региональных фестивалей, праздников, конкурсов, выставок.
2.2.6. Цель - сохранение и развитие культурного потенциала малых сел и деревень района.
Задача - организация гастрольной деятельности творческих коллективов района на территории малых сел.
2.2.7. Цель - создание единой автоматизированной библиотечной системы для обслуживания сельских библиотек района, в том числе отдаленных с правом сетевого доступа пользователей к инфор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.