Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Нижневартовского района от 27 ноября 2012 г. N 2326 приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению администрации Нижневартовского района
от 8 ноября 2010 г. N 1677
Муниципальная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства на территории Нижневартовского района на 2011 - 2015 годы"
24 ноября 2011 г., 1 марта, 18 июня, 27 ноября 2012 г., 4 апреля, 18 октября 2013 г.
Постановлением администрации Нижневартовского района от 18 октября 2013 г. N 2171 в паспорт внесены изменения
Паспорт муниципальной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства на территории Нижневартовского района на 2011 - 2015 годы"
(далее - целевая программа)
Наименование целевой программы |
|
"Развитие сельского хозяйства на территории Нижневартовского района на 2011 - 2015 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы и внесения в Перечень целевых программ района (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
|
постановление администрации района от 03.11.2010 N 1663 "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Нижневартовского района на 2011 - 2013 годы"; постановление администрации района от 18.08.2011 N 1395 "Об утверждении Перечня целевых программ района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" |
Разработчик целевой программы |
|
отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации района |
Ответственный исполнитель целевой программы |
|
отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации района |
Соисполнители целевой программы |
|
отсутствуют |
Цели и задачи целевой программы |
|
цели: реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" на территории района; поддержка подотраслей агропромышленного комплекса района; поддержка иных мероприятий в области агропромышленного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"; задачи: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе; развитие звероводства; государственная поддержка рыбодобычи и рыбопереработки; стимулирование повышения имиджа сельскохозяйственного товаропроизводителя; улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; создание условий для развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности; развитие системы заготовки и переработки дикоросов |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы |
|
увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2010 года: производство мяса скота и птицы (в живом весе) - на 122 тонн; производство молока - на 469 тонн; увеличение удельного веса племенного скота в общем поголовья к уровню 2010 года на 7 процентов; увеличение выхода молодняка клеточных пушных зверей на одну штатную самку к уровню 2010 года - на 0,8 гол.; число получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, к уровню 2010 года - 8 получателей; увеличение производства продукции хлебопечения в удаленных труднодоступных сельских территориях к уровню 2012 года на 4 тонны; увеличение объемов сбора и переработки дикоросов к уровню 2012 года на 13 тонн |
Сроки реализации целевой программы |
|
2011 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм |
|
нет |
Объемы и источники финансирования целевой программы |
|
общий объем финансирования целевой программы - 415 165,91 тыс. руб., в том числе: на 2011 год - 80 189,29 тыс. руб., из федерального бюджета - 140,20 тыс. руб., из бюджета округа - 65 549,09 тыс. руб., из бюджета района - 14 500 тыс. руб.; на 2012 год - 90 577,54 тыс. руб., из окружного бюджета - 75 277,54 тыс. руб., из бюджета района - 15 300 тыс. руб.; на 2013 год - 114 704,08 тыс. руб., из федерального бюджета - 918,8 тыс. руб., из бюджета округа - 89 862,28 тыс. руб., из бюджета района - 23 923 тыс. руб.; на 2014 год - 66 471 тыс. руб., из бюджета округа - 54 274 тыс. руб., из бюджета района - 12 197 тыс. руб.; на 2015 год - 63 224 тыс. руб., из бюджета округа - 51 027 тыс. руб., из бюджета района - 12 197 тыс. руб. Источником финансирования целевой программы являются федеральный бюджет, бюджет округа, бюджет района. Ежегодные объемы финансирования целевой программы уточняются при составлении и уточнении бюджета района на соответствующий финансовый год. Средства федерального бюджета и бюджета округа на финансирование мероприятий целевой программы привлекаются согласно переданным субвенциям на реализацию переданных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках: Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 228-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)"; постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.10.2010 N 263-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года"; постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.03.2011 N 53-п "О Порядке предоставления субсидий на поддержку сельского хозяйства и деятельность по заготовке дикоросов; постановления администрации района от 18.04.2011 N 593 "О назначении уполномоченного органа по исполнению отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) и порядке выплаты субсидий сельхоз-товаропроизводителям района на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли, развития материально-технической базы малых форм хозяйствования". Дополнительно целевая программа может финансироваться за счет внебюджетных средств. Средства внебюджетных источников на финансирование мероприятий целевой программы предполагается привлекать путем заключения соглашений с хозяйствующими субъектами |
Ожидаемый конечный результат реализации целевой программы (показатели социально-экономической эффективности) |
|
повышение качества производства агропромышленной продукции и продуктов ее переработки; создание предпосылок на улучшение социально-экономического положения сельского коренного населения, занятого в агропромышленном комплексе района; увеличение числа работающих крестьянских (фермерских) хозяйств на 8 ед.; увеличение количества работников, трудозанятых в фермерских хозяйствах, на 14 чел.; увеличение количества личных подсобных хозяйств граждан, содержащих сельскохозяйственных животных, на 7 ед.; улучшение жилищных условий, приобретение жилья в сельской местности - 8 семей (специалистов); увеличение товарооборота в удаленных труднодоступных сельских территориях на 2437 тыс. руб.; увеличение числа сельскохозяйственных товаропроизводителей - участников мероприятий по повышению имиджа сельского хозяйства до 30 участников в год; увеличение количества хозяйствующих субъектов в сфере заготовки и переработки дикоросов - на 2 ед. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
1.1. Анализ ситуации
Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий.
Бесспорно, что в условиях района производство сельскохозяйственной продукции высокозатратное, прежде всего из-за отсутствия дорог круглогодичного действия для обеспечения сырьем, кормами, реализации продукции, а также высокой доли кормов в структуре себестоимости. Имеющиеся массивы естественных сенокосов на территории района расположены в труднодоступных местах и практически не используются. Кормовая база животноводства в районе находится в тесной зависимости от уровня весенних вод и сроков их схода. Ресурсы сельского хозяйства района весьма ограничены, прежде всего суровыми природными условиями, недостаточным развитием транспортной схемы, отсутствием в большинстве хозяйств системы водоснабжения. Однако накопленный опыт ведения сельского хозяйства даже в этих условиях свидетельствует о возможностях расширения сельскохозяйственного производства в районе. В условиях ограниченных возможностей сельскохозяйственного роста картина сложившихся аграрных отношений отличается разнообразностью форм, агропромышленный комплекс района ориентирован сегодня на традиционные отрасли: животноводство, оленеводство, звероводство, рыболовство, где в основном заняты коренные малочисленные народы Севера, и такие инновационные, как: рыборазведение, глубокая переработка дикоросов.
Поэтому в условиях ограниченных возможностей сельскохозяйственного роста картина сложившихся аграрных отношений отличается разнообразностью форм. Сельскохозяйственное производство на территории района подразделяется на такие отрасли, как:
растениеводство - выращивание картофеля, овощей, сенозаготовка;
животноводство - молочно-мясное скотоводство, свиноводство, коневодство, оленеводство, птицеводство;
звероводство - разведение клеточных пушных зверей;
рыбная отрасль - рыболовство, рыбоводство, рыбопереработка;
охотпромысел;
сбор и переработка дикоросов.
Структура комплекса представлена крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными, рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими предприятиями, общинами, оленеводами, личными подсобными хозяйствами. В отраслях сельского хозяйства и рыболовства занято более 2 тысяч человек.
Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост цен на энергоносители, транспортные и иные услуги, разбросанность производственных объектов на больших территориях привели к снижению финансовых показателей сельскохозяйственного производства. Современное состояние предприятий агропромышленного комплекса на территории района находится в весьма сложном экономическом положении и нуждается в дальнейшей финансовой поддержке.
Важнейшим принципом усовершенствования управления агропромышленным комплексом должен быть системный программный подход, обеспечивающий взаимосвязанное совершенствование всех элементов хозяйственного механизма и всех сторон сельской инфраструктуры.
1.2. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса"
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" призван обратить внимание на состояние дел в отечественном сельском хозяйстве. Он включает в себя такие направления, как:
ускоренное развитие животноводства;
стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, развитие табунного коневодства и оленеводства;
аквакультура.
1.3. Рыбная отрасль
В водоемах района обитает 21 вид рыб, относящихся к 8 семействам, из них 13 видов имеют промысловое значение. Общая площадь рыбохозяйственного фонда района составляет 493 тыс. га.
Традиционно сельское население района проживает у водоемов, в связи с чем традиционным видом деятельности, наряду с сельским хозяйством, является рыболовство, а для коренных малочисленных народов Севера является основой сохранения жизненного уклада.
Рыбная отрасль, как одна из приоритетных в районе, представлена рыбодобычей, переработкой и разведением.
Рыбодобычей занимаются на территории района 6 предприятий.
Рыбопереработкой занимается излучинский рыбозавод.
На территории района при активном участии администрации развиваются единственные в округе крестьянские (фермерские) хозяйства, которые специализируются на выращивании осетровых пород рыб.
Рыбная отрасль приобретает особую актуальность как отрасль, эксплуатирующая самовоспроизводящиеся ресурсы страны и дающая быструю окупаемость вложенных средств. Наиболее перспективными является бассейновое выращивание рыбы при регулируемом температурном режиме. При этом на рынке появится новый вид рыбной продукции "живая рыба", полностью отсутствующий в настоящее время.
Осетроводство как объект хозяйствования является одним из наиболее перспективных и рентабельных видов рыбоводства.
Благодаря прекрасным вкусовым и питательным качествам, осетровые являются наиболее ценными промысловыми рыбами.
В реках Обь-Иртышского бассейна обитают два вида осетровых рыб - сибирский осетр (Acipenser baerii Brandt) и стерлядь (Acipenser ruthenus marsiglii Brandt).
В 1998 году было принято решение о занесении осетра сибирского в Красную книгу Российской Федерации. В настоящее время вылов осетра строго ограничен (до 50 эк. в год) и ведется только в целях искусственного воспроизводства.
На фоне катастрофически снижающейся численности осетровых в естественных водоемах все большее значение приобретает создание и развитие промышленной аквакультуры - товарного выращивания осетровых в хозяйствах.
1.4. Звероводство
С 2001 года на территории Нижневартовского района работает единственная звероферма в с. Охтеурье.
Звероферма в с. Охтеурье - социально значимое предприятие для села (единственное производство), на котором работают 16 жителей села, в основном из числа коренных малочисленных народов Севера. Задачи предприятия - развитие традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов Севера путем включения в трудовую деятельность коренного населения (ханты, манси и др.), так как для обеспечения зверей кормами (рыбой, ягодой) заключаются договоры на вылов рыбы. На договорной основе привлекаются более 100 человек за сезон, основная часть которых - жители отдаленных национальных поселков района, ведущих традиционный образ жизни (у которых других источников дохода, кроме рыбалки и сбора дикоросов, нет).
В настоящее время содержание зверофермы полностью финансируется из бюджета района.
Материально-техническая база зверофермы требует полной модернизации (устаревшее оборудование, шеды, клетки, ручная раздача кормов и воды). Строительство новой зверофермы позволит повысить производительность труда, обеспечить сохранность поголовья, улучшить качество меха).
1.5. Оленеводство
В настоящее время на территории района частным оленеводством занимается 92 человека, общая численность поголовья оленей в хозяйствах которых составляет 2 187 голов, из них основная часть приходится на территории городского поселения Новоаганск (с. Варьеган), где оленеводством занимается 50 человек, в хозяйствах которых находится 1 457 оленей, сельского поселения Ларьяк (с. Корлики): 29 оленеводов - 582 оленя, сельского поселения Аган: 13 оленеводов - 148 оленей. Общая площадь оленьих пастбищ по территориям традиционного природопользования (родовые угодья) на территории района составляет 1 732 577 га, на которых возможно круглогодичное содержание оленей свыше 3 500 голов.
1.6. Сбор и переработка дикоросов
Нижневартовский район обладает значительным ресурсным потенциалом, территория района располагает богатейшими природными ресурсами хозяйственно ценных плодов и растений.
Большая часть территории района покрыта лесами, в которых растут кедр, сосна, ель, пихта, лиственница, береза.
Природа щедро одарила территорию района грибами, кедровым орехом, ягодами: черникой, голубикой, брусникой, морошкой, клюквой.
Наличие больших площадей болот и лесов низкого бонитета определяют возможность широкого сбора дикоросов: грибов, ягод, лекарственных растений, кедрового ореха.
Леса и болота района богаты плодово-пищевыми видами растительности: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, шикшей, малиной, шиповником, черемухой, рябиной, папоротником, кедровыми орехами, грибами и др.
Исключительное разнообразие и широкое распространение дикорастущих ягод, грибов, орехов позволяют организовать заготовку этих естественных богатств лесов, полей, болот практически повсеместно. Это резерв, еще недостаточно полно используемый, для увеличения ассортимента товаров, особенно продовольственных и лекарственных.
Благодаря значительному содержанию легкоусвояемых сахаров, полисахаридов, крахмала, минеральных веществ, органических кислот дикорастущие плоды, ягоды и орехи имеют важное значение для рационального питания человека. Высокие вкусовые достоинства, а также содержание пектиновых, дубильных, разнообразных ароматических и красящих веществ обусловливают широкое применение дикорастущих плодов и ягод в кулинарии, кондитерском и ликероводочном производствах.
Около 200 видов съедобных грибов произрастают в наших лесах. Грибы как продукт питания представляют собой интерес благодаря высокому содержанию белков. В 1 кг сушеных белых грибов белков содержится в два раза больше, чем в 1 кг говядины, и в три раза больше, чем в 1 кг рыбы.
Исключительную пищевую ценность представляют кедровые орехи, которые содержат большое количество высокопитательных и легкоусвояемых жиров и белков. По содержанию масличных веществ орехи превосходят подсолнух и лен, а по содержанию белка они значительно богаче таких продуктов, как: мясо, яйца и бобы. Наличие незаменимых жирных кислот Омега-3 и Омега-6, высокое содержание антиоксидантов, микроэлементов, витаминов всех групп выводят кедровый орех и продукцию из него на одно их первых мест в мире среди масличных культур.
К сожалению, потенциал в этой сфере экономической деятельности не используется, а заготовка и реализация местных дикоросов, в настоящее время незначительна, можно сказать цельная, организованная заготовка и переработка дикоросов в районе отсутствует.
Органами государственной власти и местного самоуправления района многое делается в этом направлении, однако, инфляционные процессы в экономике страны и связанное с этим удорожание жизни, а также пространственная рассредоточенность хозяйств требует дополнительных существенных вложений в сельское хозяйство.
II. Основные цели и задачи целевой программы, целевые показатели, показатели эффективности
2.1. Основные цели:
реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" на территории района;
поддержка подотраслей агропромышленного комплекса района;
поддержка иных мероприятий в области агропромышленного комплекса;
устойчивое развитие сельских территорий в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
2.2. Основные задачи:
ускоренное развитие животноводства;
стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;
развитие звероводства;
государственная поддержка рыбодобычи и рыбопереработки;
стимулирование повышения имиджа сельскохозяйственного товаропроизводителя;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
создание условий для развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности.
2.3. Важнейшие целевые показатели в результате реализации целевой программы приведены в приложении 2 к целевой программе.
III. Перечень программных мероприятий
3.1. Перечень мероприятий с объемами финансирования приведен в приложении 1 к целевой программе.
3.2. В течение срока реализации целевой программы предполагается:
разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на нормативное обеспечение и регулирование в области сельского хозяйства района;
создание эффективного информационного поля в сфере сельского хозяйства;
проведение иных мероприятий, предусмотренных целевой программой.
Постановлением администрации Нижневартовского района от 4 апреля 2013 г. N 625 раздел IV изложен в новой редакции
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Постановлением администрации Нижневартовского района от 18 октября 2013 г. N 2171 пункт 4.1 изложен в новой редакции
4.1. Общий объем финансирования целевой программы за счет средств бюджета района, округа и федерального бюджета на 2011 - 2015 годы - 415 165,91 тыс. руб., в том числе:
на 2011 год - 80 189,29 тыс. руб., из федерального бюджета - 140,20 тыс. руб., из бюджета округа - 65 549,09 тыс. руб., из бюджета района - 14 500 тыс. руб.;
на 2012 год - 90 577,54 тыс. руб., из окружного бюджета - 75 277,54 тыс. руб., из бюджета района - 15 300 тыс. руб.;
на 2013 год - 114 704,08 тыс. руб., из федерального бюджета - 918,8 тыс. руб., из бюджета округа - 89 862,28 тыс. руб., из бюджета района - 23 923 тыс. руб.;
на 2014 год - 66 471 тыс. руб., из бюджета округа - 54 274 тыс. руб., из бюджета района - 12 197
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.