Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Инвестиции в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение
Финансовые потребности для осуществления строительства, реконструкции и технического перевооружения систем теплоснабжения
Величины капитальных вложений для осуществления строительства, реконструкции и технического перевооружения источников теплоснабжения приведены в разделе 4, тепловых сетей и теплосетевых объектов - в разделе 5.
Предложения по источникам инвестиций, обеспечивающих финансовые потребности
В сложившихся условиях хозяйственно-финансовой деятельности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области теплоснабжения на территории муниципального образования города Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возможно рассмотрение различных источников финансирования, обеспечивающих реализацию проектов, предусмотренных различными вариантами развития:
собственные средства теплоснабжающих организаций;
заемные средства (кредиты);
целевое финансирование из бюджетов различных уровней.
Включение капитальных затрат в тариф на тепловую энергию может быть реализовано введением этих затрат в необходимую валовую выручку при использовании различных методов формирования тарифов в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1075 от 22.10.2012 г. "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и приказом Федеральной службы по тарифам N 760-Э от 13 июня 2013 года, а именно:
метода экономически обоснованных расходов (затрат);
метод индексации установленных тарифов;
метода обеспечения доходности инвестированного капитала.
На данный момент все теплоснабжающие организации города формируют тариф на тепловую энергию с помощью метода индексации установленных тарифов (с ежегодной корректировкой тарифов).
Возврат инвестиций при формировании тарифа методом индексации установленных тарифов может осуществляться следующим способом:
за счет включения в тариф ускоренной амортизации (неподконтрольные расходы - п. 39 N 760-Э от 13 июня 2013 года), варьируемым параметром в данном случае является коэффициент уменьшаемого остатка, который может принимать значения от 1 до 3 (в соответствии с п. 43 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета);
за счет включения в тариф расходов по выплате займов и кредитных договоров средства, которых направляются на капитальные вложения (за вычетом амортизационных отчислений, являющихся источником финансирования капитальных вложений), включая проценты по займам и кредитным договорам (неподконтрольные расходы - п. 39 N 760-Э от 13 июня 2013 года);
за счет устанавливаемого нормативного уровня прибыли (2) учитывающего, в том числе необходимость в осуществлении инвестиций (устанавливаемая прибыль - п. 41 N 760-Э от 13 июня 2013 года).
При формировании тарифа с помощью метода обеспечения доходности инвестированного капитала в необходимую валовую выручку регулируемой организации включается возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал. Для применения метода обеспечения доходности инвестиционного капитала необходимо соблюдение целого ряда условий:
регулируемая организация не является государственным или муниципальным унитарным предприятием;
имеется утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения;
соответствие одному из критериев:
регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию (мощность) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
регулируемая организация владеет производственными объектами на основании концессионного соглашения;
установленная тепловая мощность источников, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 10 Гкал/ч.;
протяженность тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 50 км в 2-трубном исчислении.
При формировании тарифа с помощью метода обеспечения доходности инвестированного капитала окупаемость инвестиций может достигаться за счет вариативности нормы доходности инвестированного капитала, а также срока возврата инвестиций (применимо только при заключении концессионного соглашения, т.к. в соответствии с п. 8 "Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, срок возврата инвестированного капитала устанавливается равным 20 годам, если иной срок не предусмотрен концессионным соглашением).
Финансирование рассматриваемых проектов из бюджетов различных уровней может быть реализовано через различные целевые муниципальные, краевые и федеральные программы, а также в рамках концессионных соглашений. Бюджетные средства могут быть использованы для финансирования низкоэффективных проектов и социально-значимых проектов при отсутствии других возможностей по финансированию проектов. Также бюджетные средства могут быть использованы для субсидирования разницы между экономически обоснованным значением тарифа на тепловую энергию (сформированного с учетом возврата капитальных затрат на реконструкцию и модернизацию систем теплоснабжения) и тарифом установленным регулирующим органом с учетом предельных уровней тарифов на тепловую энергию.
В целом на среднесрочную перспективу рассматривается следующая схема финансирования мероприятий по развитию систем теплоснабжения предложенных в актуализированном варианте:
проекты по реконструкции и модернизации существующих источников тепловой энергии, а также проекты по выводу из эксплуатации неэффективных котельных предлагается финансировать на 70% за счет целевого финансирования из бюджета и на 30% за счет льготного инвестиционного кредита (оплата процентов по кредиту предполагается за счет средств инвесторов реализующих проект);
проект по реконструкции тепловых сетей для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей, в том числе в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса предлагается финансировать на полностью за счет целевого финансирования из бюджета;
проекты связанные с подключением перспективной тепловой нагрузки (новое строительство источников тепловой энергии, новое строительство тепловых сетей для обеспечения перспективной тепловой нагрузки, реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметра трубопроводов для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки) предлагается финансировать за счет платы за подключение (в том числе индивидуальной платы за подключение при строительстве новой котельной).
Ценовые последствия для потребителей при реализации программ строительства, реконструкции и технического перевооружения систем теплоснабжения
Ценовые последствия для потребителей в зоне действия котельных АО "НЭРС"
Для АО "НЭРС" был рассчитан тариф на тепловую энергию с учетом прогнозного индекс дефлятора МЭР. Также была рассчитана прогнозная себестоимость отпуска тепловой энергии на основании данных себестоимости отпуска тепла за 2016 год (в каждой зоне действия источника тепловой энергии) и на основании изменения технико-экономических показателей работы котельных и тепловых сетей в результате их реконструкции и технического перевооружения. Также учитывался вывод из эксплуатации неэффективных котельных, ввод в эксплуатацию новых котельных, а также снижение сверхнормативных потерь тепловой энергии и бездоговорного потребления за счет перекладки существующих тепловых сетей и совершенствования работы по сбыту тепловой энергии. При этом себестоимость тепловой энергии была рассчитана без учета возврата инвестиций в реализацию мероприятий и с учетом возврата инвестиций (при схеме финансирования указанной в разделе 8.2 настоящего документа).
Результаты расчетов прогнозных тарифов на тепловую энергию и себестоимости отпуска тепловой энергии для АО "НЭРС", приведены на рисунке 8.1.
Рисунок 0.10 - Прогноз цен на тепловую энергию АО "НЭРС"
Из приведенного выше рисунка следует:
по состоянию на 2016 год себестоимость полезного отпуска тепловой энергии для АО "НЭРС" выше установленного тарифа, что приводит к убыткам порядка 120 млн. руб. в год;
до 2019 года при реализации программ строительства, реконструкции и технического перевооружения систем теплоснабжения АО "НЭРС" себестоимость полезного отпуска тепловой энергии также будет на уровне более высоком чем установленный тариф, что в свою очередь также приведёт к убыткам от деятельности по теплоснабжению. Данный факт осложнит реализацию предусмотренных мероприятий в указанный период (в этом случае например при реализации мероприятий в рамках концессионного соглашения потребуются дополнительные субсидии на покрытие указанных убытков концессионера);
в дальнейшем после 2020 года прогнозируется снижение себестоимости тепловой энергии как результат реализации программ строительства, реконструкции и технического перевооружения систем теплоснабжения АО "НЭРС".
Ценовые последствия для потребителей в зоне действия котельной ОАО "ЮКЭК - Нягань"
На рисунке 8.2 приведены значения прогнозных тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей в зоне действия котельной ОАО "ЮКЭК - Нягань".
Рисунок 0.11 - Прогноз цен на тепловую энергию для конечных потребителей в зоне действия котельной ОАО "ЮКЭК-Нягань"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.