Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации города
от 26.06.2017 N 112-нп
Программа
курсового обучения муниципальных служащих администрации города Нефтеюганска, работников муниципальных организаций города Нефтеюганска в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(далее - Программа)
1. Общие положения
1.1. Курсовое обучение муниципальных служащих администрации города Нефтеюганска, работников муниципальных организаций города Нефтеюганска в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Курсовое обучение) - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее - ЧС и военные конфликты), а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
1.2. Курсовое обучение муниципальных служащих администрации города Нефтеюганска, работников муниципальных организаций города Нефтеюганска (далее - Работники) организуется в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Цели и задачи Курсового обучения
2.1. Цель Курсового обучения - повышение готовности Работников к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, характерным для города Нефтеюганска.
2.2. Основными задачами обучения являются:
- усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для города Нефтеюганска, а также различных видов оружия;
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
- изучение порядка и последовательности действий по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!";
- изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;
- выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- подготовка Работников к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.
3. Формы Курсового обучения
3.1. По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
3.1.1. Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является беседа.
Беседа - это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения Работников в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике.
В ходе беседы руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.
3.1.2. Основу обучения Работников составляет проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия).
Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования Работниками необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие - основной вид практической подготовки Работников по действиям в различных условиях обстановки.
В ходе комплексного занятия все Работники, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу, правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.
На комплексном занятии обучаемые отрабатывают практические действия последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).
4. Порядок и последовательность проведения Курсового обучения
Обучение Работников планируется и проводится ежегодно в объеме 16 часов.
Занятия проводятся ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков Работников, в рабочее время.
Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей Работников, а также особенностей их профессий.
Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.
При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.
Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках (при наличии). Занятия по темам 7 и 8 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки по действиям Работников при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.
Знания и умения, полученные при освоении тем программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия Работников в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.
5. Руководство обучением и учет результатов
5.1. Руководство обучением должно обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения Работников организации в области ГО и защиты от ЧС.
5.2. Для достижения поставленных целей в руководстве обучением необходимо:
- качественное планирование учебного процесса;
- систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;
- изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
- эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
- постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
Руководители занятий предусматривают максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
5.3. Контроль качества усвоения учебного материала руководители занятий осуществляет путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.
В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знаний и умений Работников, прошедших обучение, руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.
Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знаний и умений, полученных в ходе отработки тем Программы.
Учёт проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах.
Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения.
6. Мероприятия по обеспечению требований безопасности
Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности Работников, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением правил, норм и требований безопасности, приказов и распоряжений руководителя организации, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.
Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
7. Планируемые результаты обучения
Работники, прошедшие обучение в соответствии с настоящей Программой, должны:
а) Знать:
- поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
- способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;
- места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
- порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты Работников, правила поведения в защитных сооружениях;
- правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;
б) Уметь:
- действовать по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", с информацией о воздушной тревоге и химической тревоге;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; проводить частичную санитарную обработку;
- практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;
- оказывать первую помощь пострадавшим в неотложных ситуациях.
8. Тематический план
N п/п |
Наименование тем |
Вид занятия |
Количество часов |
1. |
Аварийно-химически опасные вещества, их воздействие на организм человека, предельно допустимые и поражающие концентрации |
беседа |
2 |
2. |
Порядок действий в зонах химического заражения, при авариях на химически опасных объектах |
беседа |
2 |
3. |
Поражающие факторы оружия массового поражения и других видов оружия |
беседа |
2 |
4. |
Порядок получения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге и действий по ним |
беседа |
1 |
5. |
Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера |
беседа |
2 |
6. |
Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации |
беседа / тренировка |
2 |
7. |
Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов |
комплексное занятие |
2 |
8. |
Действия работников при аварийной ситуации и пожаре на территории организации |
комплексное занятие |
1 |
9. |
Оказание первой помощи пострадавшим |
беседа / тренировка |
2 |
Общее количество часов: |
16 |
8.1. Краткое содержание тем занятий
Тема 1. Аварийно-химически опасные вещества (далее - АХОВ), их воздействие на организм человека, предельно допустимые и поражающие концентрации.
Виды АХОВ. Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия защиты от хлора, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновении химической аварии. Оказание первой помощи при поражении АХОВ.
Потенциально опасные объекты: ОАО "Юганскводоканал".
Тема 2. Порядок действий в зонах химического заражения, при авариях на химически опасных объектах. (далее - ХОО).
Зоны возможного химического заражения на территории муниципального образования город Нефтеюганск.
Порядок действий населения:
- при получении сигнала экстренного оповещения об аварии на ХОО;
- при невозможности покинуть зону химического заражения;
- при эвакуации из зоны химического заражения;
- при выходе из зоны химического заражения.
Тема 3. Поражающие факторы оружия массового поражения и других видов оружия.
Современные средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы. Способы защиты населения.
Тема 4. Порядок получения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге и действий по ним.
Порядок оповещения Работников и доведения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией:
- о воздушной тревоге;
- химической тревоге.
Порядок действия Работников при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" в рабочее время.
Особенности действий Работников при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" в нерабочее время.
Тема 5. Действия Работников в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.
Воздействие электрического тока на организм человека.
Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.
Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.
Тема 6. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.
Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.
Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.
Действия при укрытии Работников в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.
Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.
Тема 7. Действия Работников при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для территории города Нефтеюганска, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, характерные для территории города Нефтеюганска, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
Порядок действий работников при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
Тема 8. Действия работников при аварийной ситуации и пожаре на территории организации.
Основные требования охраны труда и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.
Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.
Порядок и пути эвакуации.
Профилактические меры по предупреждению пожара.
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.
Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.
Тема 9. Оказание первой помощи пострадавшим.
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Практическое наложение повязок.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
9. Учебно-материальная база
9.1. Учебные объекты
Для реализации программы курсового обучения работающего населения, в зависимости от численности Работников, в организациях необходимо иметь:
а) с численностью работников до 200 человек - комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС, один уголок по ГО и ЧС (далее - уголок ГОЧС);
б) с численностью работников свыше 200 человек - многопрофильный учебный кабинет (класс), учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом здании.
Комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС должен включать: плакаты, схемы и слайды по темам занятий, слайд-проектор, переносной экран, отдельные образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов.
Уголок ГОЧС - информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования Работников по вопросам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
Под многопрофильным учебным кабинетом (классом) понимается учебный кабинет (класс), позволяющий проводить занятия по нескольким направлениям обучения.
В состав многопрофильного учебного кабинета (класса) входят: рабочее место преподавателя, интерактивная доска и экран, рабочие места обучаемых и средства обеспечения учебного процесса, в том числе тренажеры, макеты, имитаторы. Для оснащения многопрофильного класса нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса, необходимо руководствоваться разделом 9.2 настоящей Программы.
Учебная площадка - специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям в опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
В организациях, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования - многопрофильный класс, натурный участок местности и уголки ГОЧС.
Натурный участок местности - участок местности на территории организации, либо вне ее, с расположенными на нем объектами, обеспечивающими отработку личным составом сил ГО и РСЧС навыков действий по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в соответствии с их предназначением.
9.2. Примерный перечень средств обеспечения учебного процесса
9.2.1. Вербальные средства обучения.
Нормативные правовые документы:
- конституция Российской Федерации с комментариями для понимания;
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны";
- постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
Учебная литература:
- Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Институт риска и безопасности, 2015. - 336 с.
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Пособие для самостоятельного изучения. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ООО "ТЕРМИКА.РУ", 2016.- 392 с.;
- Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие / Под общ. ред. Г. Н. Кириллова. - 8-е изд. - М.: Институт риска и безопасности, 2013. - 536 с.;
- Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС по пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. - М.: ИРБ, 2011;
- Организация защиты от террористических актов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайных ситуаций: Практическое пособие/Под ред. М.И. Камышанского. - 2-е изд., - М.: Институт риска и безопасности, 2011. - 512 с.;
- Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. - 320 с.;
- Подготовка и проведение учений и тренировок с нештатными аварийно- спасательными формированиями, работниками организаций и предприятий: Методические рекомендации и образцы документов / Под общ. ред. В.Я. Перевощикова. -4-е изд., - М.:Институт риска и безопасности, 2013.-304 с.;
- Оказание первой помощи пострадавшим: Практическое пособие. - М: МЧС России, 2010. - 84; Электронный ресурс http://www.mchs.gov.ru/upload/sitel/document_file/ AfYX9NREiM.pdf.
9.2.2. Визуальные средства обучения.
Плакаты:
- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- гражданская оборона Российской Федерации;
- виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
- опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, способы защиты от них;
- действия населения при авариях и катастрофах;
- аварии на химически опасных объектах;
- действия населения при стихийных бедствиях;
- тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;
- первая помощь при чрезвычайных ситуациях;
- лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;
- охрана труда на объекте;
- химическая защита;
- защитные сооружения гражданской обороны;
- средства защиты органов дыхания;
- средства радиационного и химического контроля;
- средства дезактивации и дегазации;
- средства индивидуальной защиты;
- умей действовать при пожаре;
- добровольная пожарная дружина;
- уголок гражданской защиты;
- терроризм - угроза обществу;
- безопасность людей на водных объектах;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- единый телефон пожарных и спасателей 01, 112.
Макеты и манекены:
- макет простейшего укрытия;
- макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ).
Слайды:
- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
- опасности, возникающие при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, способы защиты от них;
- тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;
- техника, механизмы и приборы, состоящие на оснащении формирований гражданской обороны;
- назначение, технические данные и порядок применения.
9.2.3. Технические средства обучения:
- приборы радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля;
- средства индивидуальной защиты;
- медицинские средства индивидуальной защиты;
- образцы огнетушителей;
- первичные средства пожаротушения;
- тренажеры (робот-тренажер "Гоша" и др.).
9.2.4. Информационные средства обучения.
- аудио-, видео-, проекционная аппаратура;
- персональный компьютер (планшетный ПК, ноутбук);
- слайд-проектор;
- экран настенный;
- экран проекционный с электроприводом.
9.2.5. Аудиовизуальные материалы.
Мультимедийные обучающие программы, фильмы и ролики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.