Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности Кондинского района
Муниципальная программа "Обеспечение экологической безопасности Кондинского района на 2017 - 2020 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 426-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями), Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", Пособием по составлению раздела "Охрана окружающей среды" к СНиП 1-101-95.
Устойчивое развитие Кондинского района, качество его окружающей среды во многом зависят от обеспечения экологической безопасности, в первую очередь в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Образование отходов опережает их переработку, обезвреживание и использование. По данным регионального кадастра отходов, ежегодно на территории Кондинского района образуется более 3 тыс. тонн отходов производства и потребления.
При значительных объемах образования отходов их использование и переработка в Кондинском районе отсутствует (около 5% переработки и обезвреживания). В основном, отходы размещаются на полигонах и свалках. Используются и обезвреживаются только отходы металлов и медицинские отходы, которые составляют не более 5% от общего количества образующихся отходов.
В настоящее время на территории Кондинского района эксплуатируются два специализированных объекта размещения твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) общей площадью 38 Га.
На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведет к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.
Необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях Кондинского района имеет место практика создания мест несанкционированного размещения (более 11 таких свалок коммунальных отходов).
Накопление отходов на несанкционированных объектах размещения несет значительный экологический, экономический и социальный ущерб.
Решение указанных проблем в области обращения с отходами, в рамках Муниципальной программы, предполагается решить при реализации мер, направленных на совершенствование организационного, нормативно-правового, информационного и технического обеспечения в области обращения с отходами, в том числе:
разработать нормативные правовые акты и иные акты в области обращения с отходами;
провести научно-технические работы в области обращения с отходами, а также внедрить систему мониторинга обращения отходов;
построить новые локальные полигоны твердых коммунальных отходов;
реконструировать и модернизировать существующие полигоны твердых коммунальных отходов;
обеспечить внедрение новейших технологий переработки вторичного сырья;
организовать селективный сбор отходов с выделением их потоков с повышенным содержанием вторичного сырья;
развить систему централизованного сбора отходов, с охватом всех источников их образования;
реализовать меры, обеспечивающие переход на более современные технологии обращения с отходами.
Приоритетными направлениями данной Муниципальной программы является снижение влияния на окружающую среду объектов размещения твердых коммунальных и промышленных отходов.
Актуальность разработки данной Муниципальной программы обусловлена необходимостью совершенствования экологической политики с целью обеспечения экологической безопасности населения муниципального образования, путем применения программного целевого подхода, позволяющего рационально и экологически эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы муниципального образования Кондинский район.
Муниципальная программа является гибкой, допускающей и предполагающей в ходе реализации природоохранных мероприятий, их корректировку и обеспечение координации с планами социально-экономического развития территории и предприятий.
В результате реализации предусмотренных Муниципальной программой мероприятий будет создана гибкая система, регламентирующая хозяйственную деятельность на территории муниципального образования Кондинский район, достигнуто улучшение экологической обстановки, уменьшение социально-экономических потерь, связанных с ущербом здоровью населения в результате неблагоприятного воздействия загрязнения объектов окружающей среды.
1.1. Географические особенности территории
Кондинский район расположен в юго-западной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на западе Западно-Сибирской равнины, в пределах Кондинской низменности.
На востоке и юго-востоке граничит с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на северо-востоке и севере с Ханты-Мансийским, Октябрьским и Советским районами, западная граница со Свердловской областью.
Площадь Кондинского района 54,64 тыс. кв. км - это 1/10 площади территории автономного округа. Кондинский район состоит из городских поселений: Кондинское (с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок городского типа Кондинское, деревня Никулкина, деревня Старый Катыш, деревня Ильичевка); Куминский; Луговой; Междуреченский; Мортка (с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок городского типа Мортка, деревня Юмас, село Ямки, деревня Сотник) и сельских поселений: Болчары (с находящимися в его составе населенными пунктами: село Болчары, село Алтай, деревня Кама); Леуши (с находящимися в его составе населенными пунктами: село Леуши, поселок Лиственичный, поселок Ягодный, поселок Дальний); Мулымья (с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок Мулымья, поселок Назарово, село Чантырья, село Шаим, деревня Ушья, поселок Супра); Половинка; Шугур (с находящимися в его составе населенными пунктами: деревня Шугур, село Карым).
1.2. Земельные ресурсы
Район обладает значительными лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель лесного фонда Кондинского района составляет 5124,8 тыс. Га. Лесной государственный фонд на территории района находится в ведении трех лесхозов, в состав которых входит 11 лесничеств, 8 урочищ.
1.2.1 Анализ уровня загрязнения почвы в Кондинском районе
Почвы и почвенный покров района характеризуются высокой обводненностью и чрезвычайно сильной заболоченностью. Характерными свойствами почв являются повышенная кислотность.
Слабая дренированность в сочетании с атмосферной переувлажненностью района способствует застою почвенно-грунтовых вод и определяет невысокий потенциал самоочищения почв от техногенных загрязнителей.
Захламление и загрязнение коммунальными и производственными отходами, сброс на рельеф неочищенных сточных вод приводят к нарушению земель.
Для предотвращения загрязнения почвенно-растительного покрова необходимо предусмотреть ряд мероприятий:
- проведение исследований состояния почв района;
- выполнение работ по рекультивации существующих загрязненных земель;
- организация санитарной очистки территории района.
1.3 Анализ состояния существующих объектов размещения отходов
Загрязнение земель при обращении с отходами связано с размещением отходов на специализированных полигонах и на несанкционированных свалках твердых коммунальных и промышленных отходов.
1.3.1 Сведения о несанкционированных объектах размещения отходов (свалках) Кондинского района
На территории Кондинского района по предоставленным данным зарегистрировано
11 несанкционированных свалок. В таблице 1 представлены краткие характеристики объектов размещения отходов.
Рассредоточенное размещение отходов приводит к захламлению больших площадей земель. Многие свалки, особенно поселковые, имеют низкий уровень благоустройства, нет ограждений и обваловки. Учет и контроль поступающих отходов на таких свалках не ведется. В результате совместно размещаются твердые коммунальные отходы, строительные и промышленные отходы разных классов опасности (вплоть до высокоопасных). Не соблюдается технология захоронения отходов, не проводится мониторинг состояния окружающей среды.
Для ликвидации захламления отходами территории района необходимо обеспечение поселений специализированными объектами размещения отходов и проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
В гп. Мортка и сп. Леуши несанкционированные свалки являются закрытыми с сентября 2009 года, в гп. Междуреченский свалка закрыта с 2012 года. Все отходы с территорий гп. Мортка и сп. Леуши возятся на полигон твердых коммунальных отходов, который расположен в пгт. Междуреченский.
Закрытые свалки подлежат ликвидации (рекультивации).
1.3.2 Сведения о специализированных объектах размещения отходов Кондинского района
На территории Кондинского района имеется два полигона твердых коммунальных отходов. В таблице 2 представлены краткие характеристики полигона.
В связи с недостаточным количеством в Кондинском районе широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования, то есть на несанкционированные свалки.
1.4. Формирование экологической культуры
Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития района.
Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, поэтому на территории района активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.
С целью формирования экологической культуры населения уже в течение 10 лет реализуется проект "Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" (далее - Акция). Активными участниками эколого-просветительской деятельности, проходящей в рамках Акции, выступают дети, подростки и молодежь. Общее количество участников природоохранных и эколого-просветительских мероприятий проводимых на территории района мероприятий Акции ежегодно составляет 17 728 (ед.), из них детей, подростков, студенческой и работающей молодежи 14 828 (ед.)
Тем не менее, уровень экологической культуры населения района остается низким, что влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды.
Таблица 1
Объекты размещения отходов, подлежащие рекультивации
N п/п |
Населенный пункт |
Площадь объекта, га |
Накоплено, т |
1 |
2 |
3 |
4 |
Несанкционированные объекты размещения отходов | |||
1 |
пгт. Мортка |
5,0 |
48 000,0 |
2 |
с. Леуши |
3,8 |
12 640,0 |
3 |
пгт. Междуреченский |
17,0 |
223 000,0 |
4 |
п. Половинка |
3,12 |
25 196,0 |
5 |
пгт. Кондинское |
3,75 |
272 892,0 |
6 |
с. Алтай |
2,0 |
14 185,0 |
7 |
с. Болчары |
4,5 |
31 530,0 |
8 |
д. Кама |
1,0 |
13 968,0 |
9 |
д. Шугур |
2,0 |
7 550,0 |
10 |
пгт. Луговой |
2,0 |
24 441,0 |
11 |
пгт. Кумински |
2,0 |
46 490,0 |
|
Итого: |
46,17 |
719 892,0 |
из них эксплуатируются в переходный период реализации Муниципальной программы: | |||
1 |
пгт. Кондинское |
3,75 |
272 892,0 |
2 |
с. Алтай |
2,0 |
14 185,0 |
3 |
с. Болчары |
4,5 |
31 530,0 |
4 |
д. Кама |
1,0 |
13 968,0 |
5 |
д. Шугур |
2,0 |
7 550,0 |
6 |
пгт. Луговой |
2,0 |
24 441,0 |
7 |
пгт. Кумински |
2,0 |
46 490,0 |
Таблица 2
Характеристика специализированных объектов размещения отходов
Наименование свалки |
Предприятия, эксплуатирующие объекты размещения отходов |
Адрес, место расположения |
Площадь объекта, га |
Ширина СЗЗ. м |
Проектная вместимость, т |
Накоплено, т |
Годовая проектная мощность т/год |
Системы защиты ОС |
Система мониторинга окружающей среды |
Ближайший водный объект, км |
Ближайший населенный пункт, км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Полигон ТКО |
ООО "Акцент" |
Кондинский район, пгт. Междуреченский, ул. Сибирская, д. 119 |
28,0 |
1000 |
153711,0 |
50 235,5 |
6916,0 |
естественная защита, отвод ливневых и дренажных вод, грунтовые экраны, ограждение |
мониторинг ведется |
р. Большая Речка -1,4 |
пгт. Междуреченский -2,0 |
Полигон ТКО |
отсутствует |
- |
10,0 |
1000 |
116380,0 |
- |
1454,75 |
естественная защита, отвод ливневых и дренажных вод, грунтовые экраны, ограждение |
мониторинг ведется |
р. Большая Речка -1,4 |
пгт. Мортка -3,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.