Заместитель председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу Блоцкого В.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района "Кировский район г. Хабаровска" на судебном участке N 19 от 30 октября 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении директора МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" Блоцкого В.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного района "Кировский район г. Хабаровска" на судебном участке N 19 от 30 октября 2018 года Блоцкий В.И. привлечён к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Обжалуемые акты вступили в законную силу.
В жалобе Блоцкий В.И. просит отменить судебные решения, указав на совершение им малозначительного правонарушения в условиях крайней необходимости.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Из анализа положений ч.ч. 3, 5 ст. 219, ч.ч. 5 ст. 161 БК РФ следует, что принятие бюджетных обязательств осуществляется путём заключения государственных (муниципальных) контрактов и не должно выходить за пределы доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что 20 августа 2017 г. произошел взрыв газовоздушной смеси в жилом многоквартирном доме "адрес".
В целях ликвидации последствий взрыва состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г. Хабаровска.
Решением данной комиссии от 20 августа 2017 г. N 21 произошедшее событие квалифицировано как чрезвычайная ситуация муниципального характера по размеру материального ущерба. Администрация г. Хабаровска в лице МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" определена заказчиком на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ. Заказчику в целях ускорения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации предписано организовать заключение муниципального контракта на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ. При этом МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" требовалось в срок до 25 августа 2017 г. заключить с ООО "Е. Осетров и Партнёры" муниципальный контракт на изготовление проектно-сметной документации. И в этот же срок представить в финансовый департамент сметный расчёт на аварийно-восстановительные работы.
Основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предусмотрены п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Во исполнение решения чрезвычайной комиссии и на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" в лице директора Блоцкого В.И. 29 августа 2017 г. заключён муниципальный контракт N 17/54-9 с единственным поставщиком ООО "Е. Осетров и Партнёры". Предметом контракта явилось изготовление проектно-сметной документации по объекту: "Аварийно-восстановительные работы в квартирах NN 147 - 152, 155, 156 и лестничной клетки 7-10 этажей, пострадавших от взрыва газовоздушной смеси в жилом доме "адрес"". Цена контракта составила 272941 рубль.
Лимиты бюджетных обязательств в размере 3713511 руб. доведены до МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" лишь 21 сентября 2017 г. (л.д.23 -26).
21 сентября 2017 г. на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" в лице директора Блоцкого В.И. заключён муниципальный контракт N с ООО "Строительная компания "ДФО" на проведение вышеуказанных аварийно-восстановительных работ. Цена контракта составила 3449360 рублей.
Дополнительным соглашением от 25 сентября 2017 г. к муниципальному контракту от 21 сентября 2017 г. N уменьшена цена контракта на сумму 8790 руб, чем размер бюджетного обязательства, принятого при заключении контракта, приведен в соответствие с лимитами бюджетных обязательств.
Основанием привлечения Блоцкого В.И. к административной ответственности явилось нарушение в период с 29 августа по 21 сентября 2017 г. положений ч. 3 ст. 219 БК РФ в части принятия бюджетных обязательств сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств (до получения лимитов бюджетных обязательств на указанные цели) при заключении муниципальных контрактов N, N в отсутствие утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Вместе с тем судьями не было принято во внимание, что Блоцкий В.И. совершил противоправное деяние в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), поскольку действовал с целью неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации с целью защиты людей и их прав, провозглашенных ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью. Возникшая вследствие чрезвычайной ситуации опасность обрушения дома, угрожающая жизни и здоровью жильцов дома "адрес", не могла быть устранена иными средствами, при этом нарушение бюджетного законодательства является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При этом выводы судей о том, что к совершению правонарушения привело неправильное и несвоевременное планирование Блоцким В.И. бюджетных расходов следует признать ошибочным.
Финансирование контрактов, заключённых для целей ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций происходит в специальном порядке, который не предусматривает заблаговременного планирования бюджетных расходов.
Согласно ч.ч. 4,5 ст. 81 БК РФ финансирование деятельности по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется из резервного фонда муниципального бюджета. Средства резервного фонда местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе местного бюджета, используются по решению местной администрации в установленном ею порядке.
Заключение вышеуказанных муниципальных контрактов невозможно было запланировать своевременно в плане-графике закупок для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год во исполнение ч. 2 ст. 72 БК РФ, ч.ч. 1,2 ст. 21 Закона о контрактной системе.
В данном случае подлежал применению иной порядок планирования закупок. Такой порядок установлен п. 12 Постановления Правительства РФ от 05 июня 2015 N 554, согласно которому в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график закупок осуществляется в день заключения контракта.
Указанные обстоятельства является юридически значимыми при рассмотрении настоящего дела, поскольку свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения Блоцкого В.И. к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с действиями Блоцкого В.И. в состоянии крайней необходимости.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Блоцкого В.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного района "Кировский район г. Хабаровска" на судебном участке N 19 от 30 октября 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении директора МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" Блоцкого В.И. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - действие лица в состоянии крайней необходимости.
Заместитель председателя
Хабаровского краевого суда Н.Н.Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.