Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2019 г. N 73-АПА19-3 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 апреля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
с участием прокурора Болдоевой Э.В,
при секретаре Абзаевой В.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-31/2019 по административным исковым заявлениям НУЗ "Отделенческая больница на станции Северобайкальск ОАО "РЖД", Тихонова Сергея Осиповича о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N 2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" не действующим, АО "Теплоэнерго" к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующими с момента принятия нормативно-правовых актов - приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 10.12.2018 г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 10.12.2018 г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N2/119 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N3/146 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N3/147 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск",
УСТАНОВИЛ:
Приказом Республиканской службы по тарифам РБ от 10.12.2018 г. N 2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" на период с 02 ноября 2017 года по 31 декабря 2020 года установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" согласно приложению N 1 к приказу. Также данным приказом установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период урегулирования для формирования с использованием метода индексации тарифов, согласно приложению N 2 к приказу.
В связи с принятием приказа от 10.12.2018 г. N 2/56 Республиканской службой по тарифам РБ приняты приказы от 10.12.2018 г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 10.12.2018 г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск".
19 декабря 2018 г. Республиканской службой по тарифам приняты приказы N2/119 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N3/146 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N3/147 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск".
Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Северобайкальск ОАО "Российские железные дороги" обратилось с административным иском о признании приказа от 10.12.2018 г. N 2/56 несоответствующим законодательству Российской Федерации и недействующим.
Исковые требования мотивированы тем, что установление указанного индивидуального тарифа противоречит требованиям федерального законодательства. Непосредственно до издания оспариваемого приказа органом регулирования устанавливались дифференцированные по системам теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую МП "Жилищник" в МО "город Северобайкалськ" (приказы РСТ от 09.08.2016 N 2/32 и от 09.08.2016 N 2/33). Оспариваемым приказом, в отличие от ранее применявшегося подхода предусмотрен единый тариф на тепло, вырабатываемое по разным системам теплоснабжения для различных потребителей. Считает, что сама по себе передача источников тепловой энергии, последовавшая в ходе начавшегося отопительного сезона, не могла изменить экономических условий их эксплуатации, принятых во внимание при установлении приказами РСТ от 09.08.2016 N 2/32 и от 09.08.2016 N 2/33 тарифа для МП "Жилищник". Потребители, включая административного истца, будучи включенными в менее затратную систему теплоснабжения, вынуждены оплачивать поставляемую в рамках этой системы тепловую энергию по цене, включающей стоимость тепловой энергии, которая поставляется потребителям, включенным в более затратную систему теплоснабжения. Необходимость дифференциации тарифов обусловлена взаимосвязанными положениями пунктов 24 и 68 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075. Отпуск тепловой энергии на объекты ответчика в начале отопительного сезона производились по тарифу, установленному приказом РСТ от 09.08.2016 N 2/32 для МП "Жилищник". Именно исходя из данного тарифа административный истец планировал свои затраты на тепловую энергию на весь отопительный сезон.
Тихонов О.С. обратился с административным иском о признании приказа от 10.12.2018 г. N 2/56 несоответствующим законодательству Российской Федерации и недействующим.
Основания и мотивы данного административного истца аналогичны административному иску, предъявленному НУЗ "Отделенческая больница на станции Северобайкальск ОАО "Российские железные дороги".
АО "Теплоэнерго" обратилось с административным иском о признании приказа от 10.12.2018 г. N 2/56, а также приказов от 10.12.2018 г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 10.12.2018 г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N2/119 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N3/146 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018 г. N3/147 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" недействующими с даты принятия данных правовых актов.
Исковые требования мотивированы тем, что РСТ РБ нарушила установленную процедуру общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы, опубликования информации, так как проекты приказов в отношении АО "Теплоэнерго" не подготавливались, и не организовывалось их общественное и иное обсуждение в соответствии с действующим законодательством. Служба по тарифам нарушила установленную в Правилах регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1705 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" процедуру открытия и рассмотрения тарифного дела. 19 октября 2018 г. АО "Теплоэнерго" обратилось в РСТ РБ с заявлениями об установлении тарифов на регулируемый период, что подтверждается копиями соответствующих заявлений. Ввиду того, что в РСТ РБ со стороны АО "Теплоэнерго" были поданы заявления об установлении цен (тарифов) вместе с необходимыми материалами, то в силу пункта 12 Правил РСТ РБ была не полномочна по своей инициативе открывать тарифные дела и рассматривать иные документы, кроме приложенных к заявлениям АО "Теплоэнерго" от 19.10.2018 г. Тарифы, установленные в отношении АО "Теплоэнерго" Приказами от 10.12.2018 г. полностью совпадают с приказами, которые были изданы 27.10.2017 г. и признаны недействующими. Таким образом, РСТ РБ в нарушении части 3 статьи 216 КАС РФ преодолело действие Определения Верховного Суда РФ от 09.08.2018 г. повторным принятием такого же нормативного акта, что не допустимо.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2019 г. административные дела по указанным выше искам объединены в одно административное дело.
В судебном заседании представители АО "Теплоэнерго" Есаков И.М, Жирнов В.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Административный истец Тихонов С.О, его представитель, являющийся также представителем административного истца НУЗ "Отделенческая больница на ст. Северобайкальск" - Груздев В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятии Сулаев В.Н. просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что тарифы установлены с соблюдением требований закона.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Болдоевой Э.В, полагавшей, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления АО "Теплоэнерго", суд приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 N 29 Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Согласно пункту 6.3.4 данного Положения руководитель Службы издает в пределах своих полномочий приказы, имеющие нормативный характер.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Из пункта 32 Основ ценообразования следует, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Из материалов дела следует, что в 2017 году между АО "Теплоэнерго", администрацией муниципального образования "город Северобайкальск" и Главой Республики Бурятия заключено концессионное соглашение, по условиям которого общество обеспечивает проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию муниципального имущества, посредством которого обеспечивает теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей муниципального образования "город Северобайкальск".
Регулируемую деятельность АО "Теплоэнерго" осуществляет впервые, ранее эту деятельность осуществляло МП "Жилищник".
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 16 марта 2018 года было отказано в удовлетворении исковых требований АО "Теплоэнерго" к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующими приказов от 27 октября 2017 года N 2/43 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; N 3/35 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго"в МО "город Северобайкальск"; N 3/36 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск".
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 августа 2018 г. указанное выше решение было отменено, приказы от 27 октября 2017 года N 2/43 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; N 3/35 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго"в МО "город Северобайкальск"; N 3/36 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" признаны недействующими с даты принятия данных нормативных правовых актов.
10 декабря 2018 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия вынесены оспариваемые приказы N 2/56, N3/63, N3/64, 19 декабря 2018 года вынесены приказы N2/119, N3/146, N3/147 о внесении изменений в приказы от 10.12.2018 г. соответственно.
Решения об установлении тарифов, а также внесение изменений в приказы принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума, что административными истцами не оспаривается.
Согласно пункту 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Доводы АО "Теплоэнерго" о том, что РСТ РБ не имела право по своей инициативе открывать тарифные дела, так как Общество обратилось в службу 19 октября 2018 г. с заявлением об установлении тарифов на регулируемый период, подлежат отклонению.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (ч. 2 ст. 178, ч. 6 ст. 180, ч. 4 ст. 216 КАС РФ).
Несмотря на отсутствие в определении Верховного Суда РФ от 09.08.2018 г. указания о возложении на РСТ РБ обязанности по принятию нового нормативного акта, по смыслу разъяснений, содержащихся в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 63, РСТ РБ имела право открыть тарифные дела с целью принятия замещающих актов.
Доводы административного иска АО "Теплоэнерго" о нарушении РСТ РБ процедуры общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы, опубликования информации, основаниями для удовлетворения исковых требований не являются.
Согласно пункту 5.1 Типового регламента внутренней организации органов исполнительной власти Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 19.12.2005 N 395 в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, орган исполнительной власти Республики Бурятия - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в юридическую службу органа исполнительной власти Республики Бурятия, размещает проект нормативного правового акта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Представителем административного ответчика представлена информация (скриншоты) о размещении проекта приказа РСТ РБ "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" на сайте государственных органов Республики Бурятия www: egov-buryatia.ru.
Из указанной информации также следует, что заключения антикоррупционной экспертизы принимаются до 10 декабря 2018 г.
Ссылка АО "Теплоэнерго" на пункт 8.1 Приказа Республиканской службы по тарифам РБ от 25.02.2014 г. N 8 "Об утверждении Положения о коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия" является необоснованной.
Из указанного пункта следует, что должностное лицо, которое вносит на рассмотрении коллегии вопрос об установлении тарифов в сфере электроэнергетики, обеспечивает размещение на официальном сайте Службы за один день до заседания коллегии материалов к заседанию коллегии в виде повестки заседания коллегии и пояснительной записки.
Учитывая, что 10 декабря 2018 года рассматривался вопрос об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, не размещение на официальном сайте Службы за один день до заседания коллегии материалов к заседанию коллегии в виде повестки заседания коллегии и пояснительной записки, нарушением процедуры принятия тарифов не является.
Из приказа РСТ РБ от 19.12.2018 г. N 2/119 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск", протокола заседания Коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 19.12.2018 г. N 2/119 следует, что из необходимой валовой выручки АО "Теплоэнерго" на 2019 г. исключены расходы в размере 31389000 рублей.
В соответствии с таблицей N 4 данного приказа сумма в размере 31389,57 рублей указана как размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществленной с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2017 год, в том числе по результатам проверки прокуратурой Северобайкальского района РБ.
Из информационного письма И.о. Северобайкальского межрайонного прокурора на имя руководителя РСТ РБ от 09.11.2018 г. следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства о государственном регулировании тарифов в деятельности АО "Теплоэнерго". В ходе проверки установлено, что при установлении тарифов на тепловую энергию за регулируемый период 2017 год РСТ РБ, в состав необходимой валовой выручки АО "Теплоэнерго" включены денежные средства на операционные (подконтрольные) расходы в размере 41564,69 тысяч рублей. При проведении анализа указанных расходов АО "Теплоэнерго" установлено, что фактические расходы предприятия за регулируемый период 2017 года составили 10175,12 тысяч рублей, в связи с чем, неподтвержденные расходы указанной категории составили 31389,57 тысяч рублей.
Доводы представителя АО "Теплоэнерго" о том, что Республиканская служба по тарифам РБ не имела право исключать расходы на основании информации прокуратуры, а должна была сама запросить информацию в АО "Теплоэнерго" в данной части и проверить ее, также подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Таким образом, Северобайкальская межрайонная прокуратура имела право провести проверку соблюдения АО "Теплоэнерго" законодательства о государственном регулировании тарифов и направить информацию о ее результатах в регулирующий орган.
Данных о том, что информация, установленная в ходе проверки прокуратуры, о не подтверждении операционных (подконтрольных) расходов на сумму 31389,57 тысяч рублей, не соответствует действительности АО "Теплоэнерго" не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, у Республиканской службы по тарифам РБ отсутствовали основания для перепроверки информации прокуратуры.
Доводы АО "Теплоэнерго" о необоснованном занижении тарифного коэффициента соответствующей ступени по оплате труда, о необоснован6ном исключении расходов на прибыль, так как ранее, при вынесении отмененных приказов от 27.10.2017 г, указанные расходы предметом судебной проверки не были, подлежат отклонению.
То обстоятельство, что Республиканская служба по тарифам РБ принимая оспариваемые приказы, фактически принимала замещающие факты, не означает, что РСТ РБ не имела право проверять экономическую обоснованность расходов (затрат), не являющихся ранее предметом судебной проверки.
Доводы административного иска НУЗ "Отделенческая больница на станции Северобайкальск ОАО "РЖД"", Тихонова С.О. основаниями для признания спорного приказа N 2/56 недействующим, не являются.
Согласно частям 3, 4 статьи 11 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:
1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;
2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Согласно пункту 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Учитывая, что АО "Теплоэнерго" является единственной теплоснабжающей организацией в городе Северобайкальск, РСТ РБ правомерно установило единый тариф на тепловую энергию.
Вместе с тем заслуживает внимание довод административного иска АО "Теплоэнерго" о принятии тарифов, в нарушении выводов Верховного Суда РФ, без включения в необходимую валовую выручку расходов на создание нормативных запасов топлива.
Из подпункта "б" пункта 47 Основ ценообразования следует, что к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения является одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. N 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
При обращении АО "Теплоэнерго" в 2017 г. в РСТ РБ нормативы запаса топлива для Общества установлены не были.
Отменяя решение Верховного суда РБ от 19.03.2018 г, Верховный Суд РФ в своем определении указал, что не включение в необходимую валовую выручку расходов на создание нормативных запасов топлива в полном объеме противоречит реализации принципа обеспечения необходимости надежного функционирования теплоснабжения, в связи с чем органу регулирования надлежало установить нормативный запас топлива на уровне, установленном для МП "Жилищник".
Издавая оспариваемые приказы от 10.12.2018 г. РСТ РБ вновь не включило в необходимую валовую выручку расходы на создание нормативных запасов топлива, мотивируя это тем, что для МП "Жилищник" нормативные запасы топлива не устанавливались.
Однако данное обстоятельство не является основанием для не включения в необходимую валовую выручку расходов на создание нормативных запасов топлива в полном объеме.
Из пояснений представителя АО "Теплоэнерго" и представленных документов следует, что при обращении в РСТ РБ 19 октября 2018 г. с заявлением об установлении тарифов, Обществом, в числе прочих документов, был представлен приказ Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ от 02.10.2018 г, которым утверждены на 2018 г. (с 01.09.2018 - 31.12.2018), на 2019 г. нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии организации АО "Теплоэнерго" МО "город Северобайкальск".
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения.
Учитывая данные обстоятельства, Республиканская служба по тарифам имело право и возможность установить нормативный запас топлива для АО "Теплоэнерго" на уровне, установленном для организации теплоснабжения, действующей до МП "Жилищник", использовать для этих целей приказ Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ от 02.10.2018 г. или запросить дополнительную информацию, что административным ответчиком сделано не было.
Таким образом, исключение расходов на создание нормативных запасов топлива привело с необоснованному занижению тарифов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Приказы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 10.12.2018г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 10.12.2018г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018г. N2/119 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018г. N2/56 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018г. N3/146 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018г. N3/63 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск"; от 19.12.2018г. N3/147 "О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018г. N3/64 "О тарифах на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Теплоэнерго" в МО "город Северобайкальск" признать недействующими с даты принятия данных нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2019 года
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.