Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2019 г. N 74-АПА19-5 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 19 марта 2019 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Марковой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" о признании недействующим пункта 6 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N 135-п от 06 апреля 2018 года в части распространения действия подпункта 2.4.5 "Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги", на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - по тексту ПАО "Якутскэнерго") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N 135-п от 06 апреля 2018 года.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 4500 рублей.
Требования мотивированы тем, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N 450-п от 27 сентября 2017 года утвержден "Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги" (далее - Порядок). Приказ N450-п и утвержденный им Порядок опубликован 12 октября 2017 года в "Якутских ведомостях" N40.
Подпунктом 2.4.5 Порядка определяется размер субсидии в целях отопления жилых зданий, имеющих конструктивную особенность, предусматривающую два и более видов отопления для поставщика дополнительного коммунального ресурса, для которого не установлен льготный тариф на отопление.
06 апреля 2018 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) издан приказ N 135-п "О внесении изменений в Порядок представления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденный приказом от 27 сентября 2017 года N 450-п". Приказ N 135-п опубликован 17 апреля 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru за N1401201804170002.
Пунктом 1.11 внесены изменения в Порядок, в том числе исключен подпункт 2.4.5 Порядка, определявший размер субсидии в целях отопления жилых зданий, имеющих конструктивную особенность, предусматривающую два и более видов отопления для поставщика дополнительного коммунального ресурса, для которого не установлен льготный тариф на отопление.
Пунктом 6 Приказа N135-п от 06 апреля 2018 года определено, что настоящий приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года.
Приказ N135-п от 06 апреля 2018 года подлежит признанию недействующим в части пункта 6, как противоречащий закону, имеющему большую юридическую силу, а также нарушающий права и законные интересы ПАО "Якутскэнерго", поскольку распространяет свое действие на правоотношения, которые подлежали регулированию другим, действовавшим на тот момент правовым актом.
ПАО "Якутскэнерго" является коммерческой организацией и несет затраты в связи с оказанием услуг по передаче электроэнергии в целях отопления жилых зданий, в том числе имеющих конструктивную особенность. Согласно внесенных Приказом N135-п от 06 апреля 2018 года изменений ПАО "Якутскэнерго" будет вынуждено выставлять населению объемы потребления начиная с 01 января 2018 года, при этом объемы будут предъявлены за несколько месяцев (январь-апрель 2018 года). До момента внесения изменений в Порядок ПОА "Якутскэнерго" руководствовалось условиями Порядка, действовавшими до 06 апреля 2018 года о субсидировании услуг по отоплению жилых зданий, имеющих конструктивную особенность, и не имело возможность выставлять объемы населению либо иным образом урегулировать правоотношения по оказанию данной услуги. В данной части Приказ N134-п от 06 апреля 2018 года противоречит статье 54 Конституции Российской Федерации. Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции РФ и имеет общеправовое значение, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Представитель ПАО "Якутскэнерго" Егорова К.М, действующая на основании доверенности _______ года заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Николаева А.Д, действующая на основании доверенности N N... от _______ года и Емельянова М.Н, действующая на основании доверенности N N... от _______ года возражали против заявленных требований, суду пояснили, что принятый оспариваемый нормативный правовой акт в части не противоречит требованиям федерального законодательства и Конституции РФ, не нарушает права и законные интересы ПАО "Якутскэнерго", исключение пункта 2.4.5 из Порядка произведено в целях приведения в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Полагают, что требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, проверив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Марковой Д.Р, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ПАО "Якутскэгенрго" является ресурсоснабжающей организацией и имеет право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
По мнению истца, оспариваемый пункт Приказа N135-п от 06 апреля 2018 года ограничивает его право на полное возмещение недополученных доходов, препятствуют получению такой субсидии, поскольку придает нормативному правовому акту, согласно которому обществу полагается возмещение недополученных доходов, обратную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
Судом установлено, что Министерством жилищно-коммунального и энергетики республики Саха (Якутия) 06 апреля 2018 года издан приказ N135-п "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденный приказом от 27 сентября 2017 года N450-п", который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 года N 58 "Об определении исполнительных органов государственной власти республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации", то есть принят уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
27 сентября 2017 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) издан Приказ N450-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги".
Приказом N135-п от 06 апреля 2018 года подпункт 2.4.5 Порядка, определявший размер субсидии в целях отопления жилых зданий, имеющих конструктивную особенность, предусматривающую два и более видов отопления для поставщика дополнительного коммунального ресурса, для которого не установлен льготный тариф на отопление, утратил силу с 01 января 2018 года.
В судебном заседании представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) пояснил, что убытки возникшие у ресурсоснабжающей организации в связи с отменой подпункта 2.4.5 Порядка могут взыскиваться в судебном порядке с государственных органов, принявших такое решение.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Закон и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 10.03.2005 года N 71-О, названный Закон является общим, устанавливающий порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов РФ. Содержащееся в нем правовое регулирование порядка и срока вступления в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.
Пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 98-З N199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" предусмотрено, что действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или нормативным правовым актом о введении в действие нормативного правового акта. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20.07.2011 года N 20-П, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2, 3 статьи 55 и статей 57 Конституции РФ.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает требования ПАО "Якутскэнерго" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пунктом 6 оспариваемого Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) придана обратная сила ранее действующему нормативному правовому акту, Приказу N450-п от 27 сентября 2017 года, поскольку указано на распространение действия оспариваемого приказа на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года, то есть ухудшающего положение заявителя, обязанного к перерасчету платежей с 01 января 2018 года.
Участниками процесса не отрицалось в судебном заседании того факта, что обязательства по оплате за отопление жилых домов, имеющих конструктивную особенность, предусматривающих два и более видов отопления, для которого не установлен льготный тариф на отопление, в данное время не субсидируются. Обязательства по оплате указанной услуги возникают у населения с 01 января 2018 года, тогда как изменения в Порядок предоставления субсидии внесены приказом N135-п от 06 апреля 2018 года. На ПАО "Якутскэнерго", как на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по перерасчету указанных платежей за прошедший период.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не исполнялся, суд считает необходимым признать недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт со дня его издания.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ПАО "Якутскэнерго" уплачена государственная пошлина в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей согласно платежного поручения N N... от _______ года. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ПАО "Якутскэнерго" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 6 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N135-п от 06 апреля 2018 года в части распространения на подпункт 2.4.5 "Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги" на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, со дня его издания.
В течение одного месяца после вступления в законную силу настоящего решения, сообщение о его принятии, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в пользу ПАО "Якутскэнерго" 4500 рублей.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.