Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2019 г. N 5-АПА19-61 настоящее решение оставлено без изменения
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
с участием прокурора Лазаревой Е.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-146/2019 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Восток Эко Транс" к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 9333, 9334, 9335, 9336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года; пунктов 9646, 9647, 9648 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года; пунктов 10648, 10649, 10650 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП, с 1 января 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
В п риложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включены под пунктом 9333 - здание с кадастровым номером *** по адресу*** ; пунктом 9334 - здание с кадастровым номером *** по адресу: *** ; пунктом 9335 - здание с кадастровым номером *** по адресу: *** ; пунктом 9336 - здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
В п риложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включены под пунктом 9646 - здание с кадастровым номером *** по адресу*** ; пунктом 9647 - здание с кадастровым номером *** по адресу: *** ; пунктом 9648 - здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2018 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 том 1 от 13 декабря 2018 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
В п риложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включены под пунктом 10648 - здание с кадастровым номером *** по адресу*** ; пунктом 10649 - здание с кадастровым номером *** по адресу: *** ; пунктом 10650 - здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Открытое акционерное общество "Восток Эко Транс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит признать недействующими:
- пункты 9333, 9334, 9335, 9336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года;
- пункты 9646, 9647, 9648 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года;
- пункты 10648, 10649, 10650 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП, с 1 января 2019 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** и считает, что данные здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца открытого акционерного общества "Восток Эко Транс" - Плетнев О.И, действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Вовк А.С, действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** : "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))". На основании изложенного спорные здания правомерно включены в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2019 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, открытое акционерное общество "Восток Эко Транс" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда от 19 февраля 2016 года, от 31 августа 2016 г, от 5 сентября 2016 г, от 9 ноября 2016 г, от 16 декабря 2016 г.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2017 года, до 2018 года, до 2019 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров (в редакции, действующей с 1 января 2017 года - площадью свыше 1000 кв.м.) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое здание с кадастровым номером *** по адресу***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра недвижимости и экспликации одноэтажное нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. имеет складское назначение, характеристика помещений "склад, пом. подсобное, мастерская, кабинет" (л.д.28, 33-36, 214-215 том 1);
- нежилое здание с кадастровым номером *** по адресу: ***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра недвижимости и экспликации одноэтажное нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. имеет складское назначение, характеристика помещений "склад" (л.д.30, 37, 216 том 1);
- нежилое здание с кадастровым номером *** по адресу: ***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права и экспликации одноэтажное нежилое здание общей площадью 94,8 кв.м. имеет складское назначение, характеристика помещений "склад" (л.д.29, 38 том 1). Указанное здание было демонтировано в 2017 году, что подтверждается актом проверки юридического лица, составленным 20 марта 2017 года Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы (л.д.203-204 том 1);
- нежилое здание с кадастровым номером *** по адресу: ***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра недвижимости и экспликации одноэтажное нежилое здание общей площадью 258 кв.м. имеет учрежденческое назначение, характеристика помещений "кабинет, пом. помещение" (л.д.27, 31-32, 217 том 1).
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные нежилых здания включены в оспариваемые пункты нормативного правового акта на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003020:38 по адресу: ***.
Действительно, спорные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***. Данный земельный участок находится в пользовании административного истца на условиях аренды для эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники, что подтверждается договором аренды земельного участка от 19 июня 2008 года NМ-03-508563, с учетом дополнительных соглашений к нему (л.д.42-46 том 1). Согласно письменному ответу Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве от 4 февраля 2019 года N2.16/02196 изначально до 9 апреля 2015 года данный земельный участок имел вид разрешенного использования: "эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники".
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260 был изменен вид разрешенного использования, в отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования: "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))" (л.д.47 том 1).
Открытое акционерное общество "Восток Эко Транс" обратилось в Арбитражный суд г..Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260. Решением Арбитражного суда г..Москвы от 14 декабря 2017 года по делу NА40-153187/17-21-862 в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260 отказано. Однако постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 года решение Арбитражного суда г..Москвы от 14 декабря 2017 года отменено, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260 признано недействительным полностью, на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Восток Эко Транс". Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2018 года постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения. Необходимо отметить, что постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 года установлено отсутствие у Департамента городского имущества города Москвы правовых оснований для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, доказательств изменения целевого назначения объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, видов деятельности учреждения или обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка суду не предоставлено.
Также судом установлено, что открытое акционерное общество "Восток Эко Транс" использует земельный участок в соответствии с целью его предоставления по договору аренды для эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники ГБУ г..Москвы "Автомобильные дороги" (л.д.52-72 том 1).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 30 октября 2018 года N36556 признано утратившим силу распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260 (л.д.48 том 1).
Согласно письменному ответу Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве от 4 февраля 2019 года N2.16/02196 с 9 апреля 2015 года на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260 в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения об установлении в отношении спорного земельного участка вида разрешенного использования: "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))". Сведения об изменении указанного вида разрешенного использования после издания распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30 октября 2018 года N36556 в Единый государственный реестр недвижимости не вносились (л.д.189-190 том 1).
При таких обстоятельствах распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260, которое послужило основанием для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, является недействительным и не влечет правовых последствий.
Положения статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 года на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Восток Эко Транс". Однако Департамент городского имущества города Москвы лишь издал распоряжение от 30 октября 2018 года N36556 о признании утратившим силу распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260. При этом в Единый государственный реестр недвижимости не внесены соответствующие сведения относительно вида разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в юридически значимые периоды времени спорные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования: "эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники". Данный вид разрешенного использования был установлен в отношении земельного участка до его изменения недействительным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 года N3260. При этом судом также учитывается фактическое использование спорного земельного участка административным истцом в юридически значимые периоды времени.
Согласно пункту 1.7 устава, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности открытого акционерного общества "Восток Эко Транс" является механизированная уборка улиц и магистралей, вывоз мусора, благоустройство территорий, строительство жилых и нежилых зданий, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (л.д.73-118 том 1). Спорные нежилые здания в юридически значимый период времени сдавалось административным истцом в аренду ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги", в частности:
- 13 сентября 2016 года между административным истцом и ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" заключен договор аренды недвижимого имущества за N10/16, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование переданы: нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. по адресу*** ; нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. по адресу: *** ; нежилое здание общей площадью 94,8 кв.м. по адресу: *** ; нежилое здание общей площадью 258 кв.м. по адресу: ***. Срок действия договора с 28 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (л.д.139-144 том 1);
- 30 декабря 2016 года между административным истцом и ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" заключен договор аренды недвижимого имущества за N01/01/17, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование переданы: нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. по адресу*** ; нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. по адресу: *** ; нежилое здание общей площадью 258 кв.м. по адресу: ***. Срок действия договора с 1 января 2017 года по 30 ноября 2017 года (л.д.145-150 том 1);
- 28 ноября 2017 года между административным истцом и ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" заключен договор аренды недвижимого имущества за N04/11/17, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование переданы: нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. по адресу*** ; нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. по адресу: *** ; нежилое здание общей площадью 258 кв.м. по адресу: ***. Срок действия договора с 1 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д.151-157 том 1);
- 7 декабря 2017 года между административным истцом и ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" заключен договор аренды недвижимого имущества за N2/18, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование переданы: нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. по адресу*** ; нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. по адресу: *** ; нежилое здание общей площадью 258 кв.м. по адресу: ***. Срок действия договора с 1 января 2018 года по 30 ноября 2018 года (л.д.158-164 том 1);
- 23 ноября 2018 года между административным истцом и ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" заключен договор аренды недвижимого имущества за N01АР/18, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование переданы: нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. по адресу*** ; нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. по адресу: *** ; нежилое здание общей площадью 258 кв.м. по адресу: ***. Срок действия договора с 1 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года (л.д.165-170 том 1).
По сведениям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" является деятельность по чистке и уборке прочая (л.д.105-118 том 1). Согласно акту проверки юридического лица, составленному 20 марта 2017 года Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы, в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, расположены:
- нежилое здание общей площадью 1914,5 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу***, находится в пользовании ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги", которое использует помещения здания под складские цели и под раздевалку персонала;
- нежилое здание общей площадью 136,3 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, находится в пользовании ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги", которое использует помещения здания под складские цели;
- нежилое здание общей площадью 258 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, находится в пользовании ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги", которое использует помещения здания под складские цели и под раздевалку персонала;
- нежилое здание общей площадью 94,8 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, демонтировано, на его месте находится котлован;
- также на земельном участке размещена уборочная и дорожная техника ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги", два металлических навеса и два некапитальных строения, используемые под КПП и склад. Сторонних пользователей не выявлено (л.д.203-204 том 1).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в юридически значимый период времени спорные нежилые здания находились в пользовании ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" на условиях договора аренды, фактически использовались по своему техническому назначению под административно-складские цели, а земельный участок также для стоянки уборочной техники. Таким образом, фактическое использование нежилых зданий и земельного участка соответствует виду разрешенного использования земельного участка для "эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники", а также договору аренды относительно целевого использования земельного участка.
Доказательств, подтверждающих нахождение в зданиях и их помещениях офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в юридически значимые периоды времени спорные нежилые здания не относились к административно-деловым центрам, а земельный участок, на котором расположены здания, не имел вид разрешенного использования, предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Вследствие этого спорные здания и земельный участок не подпадают под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Следовательно, оспариваемые пункты 9333, 9334, 9335, 9336 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год; пункты 9646, 9647, 9648 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год; пункты 10648, 10649, 10650 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими:
- пунктов 9333, 9334, 9335, 9336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года (период с которого применяется данный нормативный правовой акт в указанной редакции);
- пунктов 9646, 9647, 9648 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года (период с которого применяется данный нормативный правовой акт в указанной редакции);
- пунктов 10648, 10649, 10650 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП, с 1 января 2019 года (период с которого применяется данный нормативный правовой акт в указанной редакции).
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление открытого акционерного общества "Восток Эко Транс".
Признать недействующими пункты 9333, 9334, 9335, 9336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года.
Признать недействующими пункты 9646, 9647, 9648 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Признать недействующими пункты 10648, 10649, 10650 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N1425-ПП, с 1 января 2019 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества "Восток Эко Транс" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.