Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2019 г. N 44-АПА19-20 настоящее решение оставлено без изменения
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С,
при секретаре Еремеевой С.С,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М, представителя административного истца ООО "Союз БМ" Пономарева С.С, представителя административных ответчиков Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края К, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз БМ" о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
25 ноября 2017 г. Правительством Пермского края принято постановление N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 944-п), которым определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к данному Постановлению (далее - Перечень). Нормативный правовой акт 30 ноября 2017 г. размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 4 декабря 2017 г. опубликован в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48.
Пунктом 1060 таблицы N 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечень включено трёхэтажное здание кондитерского цеха и административно-бытового корпуса с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Таким образом, налоговая база объекта недвижимости с кадастровым номером ** при определении налога на 2018 год определяется как его кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "Союз БМ" (далее также - административный истец, ООО "Союз БМ"), являясь собственником приведённого выше объекта капитального строительства, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта 1060 таблицы 1 Перечня, утверждённого Постановлением N 944-п, ссылаясь на то, что объект недвижимости с кадастровым номером ** не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; включение этого здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон N 141-ПК), нарушает права и законные интересы ООО "Союз БМ" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Союз БМ" Пономарев С.С, действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Коньшина М.С, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях от 25 февраля 2019 г.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Законом N 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казённых учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Названным Министерством данный перечень был сформирован, а в дальнейшем этот перечень Правительством Пермского края был утверждён Постановлением N 944-п.
Таким образом, Постановление N 944-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. N 223-п, указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункту 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", и это обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Союз БМ" является собственником объекта недвижимого имущества, находящегося по адресу: ****, включённого в пункт 1060 Перечня: кирпично-панельного здания кондитерского цеха и административно-бытового корпуса (лит. А, А1), количество этажей: 3, общей площадью 3879,1 кв. м, состоящего из 72 помещений на 1 этаже, 36 помещений на 2 этаже, 35 помещений на 3 этаже, 16 помещений на промежуточном этаже, с кадастровым номером **.
Объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: под объекты недвижимости предприятия пищевой промышленности.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не предполагает размещения на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ условий отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, критерием для признания того, что здание предназначено или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения является размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия (собственника здания) и не являющейся определённым этапом такой деятельности.
Их акта обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 1 ноября 2018 г, составленного на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 11 октября 2018 г. N СЭД-31-02-2-2-1251 "О проведении мероприятия по определению фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", следует, что объект недвижимости по адресу: ****, общей площадью 3879,1 кв. м, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, имеет кадастровый номер **, является нежилым и имеет назначение "кирпично-панельное здание кондитерского цеха и административно-бытового корпуса". Нежилые помещения общей площадью 506,6 кв. м используются под кабинеты (офисы), в том числе под коридоры, сан. узлы, которые предназначены для функционирования офисных помещений, нежилые помещения площадью 68,9 кв. м используются под магазин; остальная часть нежилых помещений общей площадью 3303,6 кв. м используется под склады и подсобные помещения. Здание расположено на земельном участке площадью 5733 кв. м с видом разрешённого использования: под объекты недвижимости предприятия пищевой промышленности. Таким образом, общая площадь нежилых помещений, используемая для размещения офисов (кабинетов) и магазина в здании составляет 575,5 кв. м, что составляет 14,8 % от общей площади здания.
Таким образом, только 14,8 % от общей площади спорного объекта недвижимости может быть использовано под офисы (кабинеты) и на этой площади может осуществляться самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, что не соответствует критерию административно-делового центра применительно к пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Само по себе указание в ЕГРН и технической документации объекта капитального строительства на наименование части здания - "административно-бытовой корпус" для отнесения его к категории административно-делового центра недостаточно.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность включения спорного объекта недвижимости в Перечень, утверждённый Постановлением N 944-п.
Однако Правительство Пермского края доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего ООО "Союз БМ" недвижимого имущества условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения этих зданий в оспариваемый Перечень, не представило.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. N 848-п утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении административного дела, мероприятия по определению видов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент его включения в Перечень Правительством Пермского края не производились. Включение объекта недвижимости (зданий) с кадастровым номером ** в Перечень произведено на основании сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленных в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
Оценивая представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости включен в Перечень, утверждённый Постановлением N 944-п, без соблюдения требований статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 2 Закона N 141-ПК, и это нарушает права и законные интересы ООО "Союз БМ", так как незаконно возлагает на юридическое лицо обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества.
Учитывая, что оспариваемый административным истцом региональный нормативный правовой акт принят с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, требования ООО "Союз БМ" являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Оспариваемый административным истцом Перечень в части пункта 1060 подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В силу положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Пермского края в пользу ООО "Союз БМ" подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Союз БМ" удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 1060 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью "Союз БМ" с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 26 марта 2019 г.
Решение в законную силу не вступило.
Судья - подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.