Советский районный суд г. Махачкалы
судья Атаев Э.М.
Суд апелляционной инстанции:
Верховный Суд Республики Дагестан
Магомедова А.М,
Багаутдинова Ш.М. (докл.),
Османов Т.С.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г. Махачкала 27 марта 2019 г.
Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Суворова С.А,
членов президиума Абдулхалимова М.М, Загирова Н.В, Магомедова М.А, Мустафаевой З.К, Устаевой Н.Х,
рассмотрел по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний РФ по доверенности Дашдемирова В.В. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 сентября 2018 г. гражданское дело по иску Османова Ю.А. к ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 4 УФСИН по Республике Дагестан", Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Дагестан о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным отказ Федеральной службы исполнения наказаний России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад члена президиума Загирова Н.В, доводы представителей ФСИН РФ Дашдемирова В.В. и ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РД Магдилова Н.М, просивших удовлетворить кассационную жалобу, объяснения Османова Ю.А, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит отклонению, президиум
установил:
Османов Ю.А. обратился в суд с иском к ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 4 УФСИН по Республике Дагестан", Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Дагестан о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным отказ Федеральной службы исполнения наказаний России от 6 февраля 2016 г, и обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что он 17 июня 2014 г, будучи действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы РФ, он сдал документы в комиссию УФСИН России по Республике Дагестан для постановки на учет, получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ".
Комиссией УФСИН России по Республике Дагестан в соответствии с протоколом от 8 июля 2014 г. N 28 принято решение о направлении его пакета документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Спустя длительное время, после его увольнения со службы, последним было принято решение об отказе в принятии на учет.
Отказ был мотивирован отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Считает данное решение незаконным по тем основаниям, что 17 июня 2014 г. им в полном объеме были поданы документы для постановки его на учет для получения единовременной выплаты на состав семьи из 5 человек. Вопросов к оформлению представленных документов и их объему у комиссии не возникло. Условий, которые не порождают наличия права у истца на получение единовременной социальной выплаты, комиссией при проверке соответствия их перечню и установленному порядку оформления также не выявлено.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13 апреля 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 сентября 2018 г, постановлено:
"Исковые требования Османова Ю.А. к ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 4 УФСИН по Республики Дагестан", Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Дагестан о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным отказа ФСИН России от 6 февраля 2016 г. и обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты удовлетворить.
Признать за Османовым Ю.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении на состав семьи из 5 человек согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акт РФ".
Признать незаконным отказ комиссии ФСИН России от 16 февраля 2016 г. в постановке на учет Османова Ю.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 5 человек.
Обязать ФСИН России принять Османова Ю.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из 5 человек, с момента подачи заявления".
В кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний РФ по доверенности Дашдемирова В.В. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и вынесении нового судебного решения об отказе в удовлетворении исковых требований Османова Ю.А.
В обоснование доводов жалобы указывается, что, согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Указывает на то, что судами необоснованно сделана ссылка на справку администрации МО "село Геджух" от 24 ноября 2017 г, в которой указано, что наименование улицам в "адрес" присвоено в 2011 г, так как справка администрации МО "село Геджух" Османовым Ю.А. в комиссию ФСИН России представлена не была, в связи с чем комиссия ФСИН России не могла дать им должной правовой оценки. В суде первой инстанции истец не представил доказательств того, что указанные справки им были представлены в комиссию ФСИН до принятия решения по его заявлению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что представленные заявителем документы, с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке Османова Ю.А. на учет для приобретения или строительства жилого помещения, являются необоснованными. Суды не учли тот факт, что предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилого помещения является дополнительной социальной поддержкой сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка требованиям, указанным в п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Выводы судов обеих инстанций о том, что при принятии документов комиссией не было указано на полноту пакета документов, не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса, ввиду того, что проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, то есть ФСИН России, а не территориальному управлению.
В нарушение требования п. 5 подпункта "з" Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 Османовым Ю.А. не представлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
То обстоятельство, что истцом не представлены выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с места жительства своих N детей до их регистрации по месту жительства заявителя, учитывая, что дата регистрации детей не указана, имели существенное значение для принятия решения.
Кроме того, по данному делу ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Дагестан не может являться стороной по делу, так как никаких действий по постановке на учет или приему документов для постановки на учет Османова Ю.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья не осуществляла.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х. от 18 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.
Президиум находит кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судами допущены.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Османов Ю.А. работал в органах ФСИН России по Республике Дагестан, выслуга лет в календарном исчислении составляет 17 лет 2 месяца 13 дней, 17 июня 2014 г. он обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 16 февраля 2016 г. Османову Ю.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по причине отсутствия обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2013 г. N 369.
Османов Ю.А. с членами своей семьи (из 5-ти человек) на момент подачи рапорта были зарегистрированы по адресу: РД, "адрес" жилом помещении общей площадью 108,9 кв.м, принадлежащем на праве собственности отцу заявителя Османову Ю.А. Других жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих на праве собственности Османов Ю.А. и члены его семьи не имеют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Османова Ю.А о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 6 февраля 2016 г. об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции со ссылкой на положения частей 1, 3, 4, статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сделал вывод о наличии у Османова Ю.А. права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления (рапорта) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты и, как следствие, о незаконности принятого в отношении его решения комиссии ФСИН России.
Суд полагал, что в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Дагестан, уполномоченную на принятие и проверку документов от сотрудников уголовно-исполнительной системы в Республике Дагестан в целях их дальнейшей постановки на соответствующий учет, истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение данной выплаты.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан.
Между тем, суды не учли следующее.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
В нарушение приведенных норм вывод суда первой инстанции о том, что имеются основания для возложения на ФСИН России обязанности поставить Османова Ю.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17 июня 2014 г, сделан в отсутствие необходимых доказательств.
Так, в материалах дела находится копия выписки из похозяйственной книги N 10 от 16 июня 2014 года по адресу: РД, "адрес", представленная Османовым Ю.А. в комиссию ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, из которой следует, что он и его члены семьи зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении с 28 января 2010 г. (период менее 5 лет).
Сведения же о регистрации по месту жительству, улица, номер дома и квартиры в паспорте не указаны, то есть за последние 5 лет до подачи им рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, как предусмотрено пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют.
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку Османовым Ю.А, претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства членов его семьи в определенный период за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, президиум полагает, что выводы суда первой инстанции о необоснованности решения комиссии ФСИН России об отказе Османову Ю.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и о наличии у Османова Ю.А. права быть принятым на такой учет с даты подачи им соответствующего рапорта (с 17 июня 2014 г.) являются неправомерными.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Османова Ю.А. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 сентября 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе суда.
Председательствующий С.А. Суворов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.