Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Нижневартовского района
от 23 июля 2010 г. N 1076
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
на территории муниципального образования Нижневартовский район на 2010 - 2020 годы"
Паспорт Программы
I. Характеристика проблемы
Проблема высокой энергоемкости экономики, большие энергетические издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) и бюджетном секторе актуальны как для России в целом, так и для муниципального образования Нижневартовский район (далее - район) в частности, поэтому решение вопросов повышения энергоэффективности экономики имеет приоритетное значение.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2008 N 491-рп "Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Программа устанавливает цели и задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в общей политике социально-экономического развития района.
Основным способом решения поставленных в Программе задач является стимулирование энергосбережения, то есть предложение участникам отношений в сфере энергопотребления экономически выгодных для них правил поведения, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов. Модернизация и обновление региональной экономики на основе энергосберегающих технологий является второй составляющей решения поставленных в Программе задач.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат бюджета района, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, инженерной инфраструктуры (далее - Объектов), и как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению администрацией района политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Реализация Программы будет осуществляться на основе выполнения мероприятий Программы, взаимосвязанных по целям, задачам и срокам исполнения.
При реализации данных мероприятий в 2010-2020 годах должны быть достигнуты результаты по:
- внедрению энергосберегающих мероприятий (реализация малозатратных мероприятий (сроки окупаемости по малозатратным мероприятиям - от 6 месяцев до 1 года, возможность повышения энергоэффективности - от 30 до 50%);
- проведению энергетического обследования муниципальных объектов (получение достоверных исходных данных, используемых в расчетах нормативов удельного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии);
- реализации мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на топливо- и энергообеспечение муниципальных объектов (выполнение мероприятий со средним уровнем затрат, создание условий для экономии топлива при производстве тепловой и электрической энергии, повышение энергоэффективности тепловых сетей, повышение энергоэффективности электрических сетей и системы освещения, повышение энергоэффективности систем водоснабжения).
На территории района в результате обслуживания и содержания Объектов были выявлены:
- потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
- недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
- отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления.
В результате на Объектах наблюдаются потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов.
На многих Объектах остается устаревшая система освещения помещений, что приводит к большому расходу электроэнергии.
Затраты на оплату коммунальных услуг увеличиваются. При этом примерно, 25% этих затрат связаны с отсутствием эффективных методов использования ресурсов и эффективного управления потреблением энергии.
В числе основных причин, по которым энергосбережение Объектов выходит на первый план, является необходимость:
- снижения расходов бюджета района на оплату коммунальных услуг;
- снижения экологической напряженности, связанной с развитием энергетики;
- улучшения микроклимата на Объектах.
В Районе предполагаемый потенциал энергосбережения Объектов составляет порядка 20%. В настоящее время капитальный ремонт и реконструкция Объектов осуществляются с применением энергосберегающих технологий, в частности: замена участков трубопроводов системы отопления - с применением трубы ППР изоляции, но это не позволяет сократить объемы потерь до требуемых величин.
Сложившаяся система контроля за потреблением услуг в муниципальных учреждениях не стимулирует их работников к обеспечению режима энергосбережения. Зачастую при выборе оборудования и приборов систем тепло-, электро- и водоснабжения превалирует только их стоимость. Персонал в большинстве случаев не имеет должной квалификации, что становится причиной сбоев в их работе, преждевременного выхода оборудования из строя.
Процесс энергосбережения в районе можно обеспечить только программно-целевым методом.
Без надлежащей эксплуатации дорогостоящее оборудование будет выходить из строя, что потребует дополнительных бюджетных средств. При разработке проектов реконструкции и модернизации инженерного оборудования Объектов необходимо обеспечить унификацию оборудования, что позволит обеспечить оптовые закупки запасных частей к нему и снизить их стоимость.
В структуре потребления тепловой энергии в 2009 году общий объем потребления составил 289,9 тыс. Гкал в год. Потребление тепловой энергии в бюджетной сфере - 51,4 тыс. Гкал (17,7%) и на производственные нужды - 26,2 тыс. Гкал (9,1%).
Общая протяженность тепловых сетей составляет 106 км. Потери в теплосетях за 2009 год составили 24,2 тыс. Гкал (7,1 %), которые складываются из:
- износа сетей (30%), а на отдельных участках трубопроводов подземной прокладки зафиксировано неудовлетворительное состояние физически и морально устаревшего оборудования котельных (86%);
- низкой обеспеченности услугами теплоснабжения;
- разрегулированности системы теплоснабжения.
За последние годы в районе предпринят ряд шагов по энергосбережению. Так, до 2008 года в районе установлено более 248 приборов учета тепла, воды и электроэнергии. В рамках проведения мероприятий по снижению потерь электроэнергии в населенных пунктах района проводится замена устаревших индукционных приборов учета электроэнергии на "ридерные" приборы учета.
Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных автоматизированных систем тепло- и электроснабжения. Окупаемость данных мероприятий составляет 5-6 лет в зависимости от типа и объема зданий.
Процесс по повышению энергоэффективности Объектов должен иметь постоянный характер, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями. Программные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачей зданий на обслуживание энергосервисным организациям.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются снижение расходов бюджета района на оплату энергоресурсов объектов на территории района за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повышение эффективности их использования.
В соответствии с вышеизложенными целями основными задачами энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
- реализация малозатратных мероприятий (сроки окупаемости мероприятий от 6 месяцев до 1 года), направленных на энергосбережение и возможность повышения энергоэффективности, - от 30% до 50%;
- получение достоверных исходных данных, используемых в расчетах нормативов удельного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии;
- выполнение мероприятий - со средним уровнем затрат (сроки окупаемости мероприятий - до 3 лет), направленных на повышение энергоэффективност, и от 20% до 60%;
- создание условий для экономии топлива при производстве тепловой и электрической энергии;
- повышение энергоэффективности тепловых сетей;
- повышение энергоэффективности электрических сетей и системы освещения;
- повышение энергоэффективности систем водоснабжения.
III. Программные мероприятия
Мероприятия Программы реализуются в период с 2010 года по 2020 год. Основные усилия будут сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах района, выполнением первоочередных энергосберегающих мероприятий, организацией механизма контроля за выполнением Программы, пропагандой энергосбережения и кадровой подготовкой специалистов.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 1 к Программе.
Основными принципами реализации Программы являются:
- комплексный подход и системность планируемых мероприятий;
- консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в части решения проблем энергоэффективности;
- привлечение для реализации энергосберегающих проектов на территории района всех источников финансирования, включая средства бюджета района, округа и привлеченные средства;
- обеспечение основных стандартов энергопотребления.
Программа должна создать максимально благоприятные условия для развития энергосбережения. Эти условия создаются как "стимулирование" подобающего поведения и действий через предоставление разного рода преференций, льгот, выгод, так и как "понуждение" к экономному и бережному расходованию энергетических ресурсов посредством штрафов и наказаний.
В ходе реализации Программы планируется организовать:
- контроль и надзор за исполнением планов энергетического развития, за исполнением требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы энергосбережения на территории района;
- энергетическое инспектирование потребителей энергетических ресурсов, за исключением потребителей, подлежащих инспектированию федеральным органом исполнительной власти;
- сбор статистической отчетности о количестве потребляемых энергетических ресурсов объектами на территории района, систематизация и обобщение полученных данных;
- установление системы мер тарифного стимулирования энергосбережения на основании федерального законодательства.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий прогнозный объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования на 2010 - 2020 годы составляет 508 312,76 тыс. руб., в том числе:
в 2010 году - 15 425,00 тыс. руб.;
в 2011 году - 54 460,00 тыс. руб.;
в 2012 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2013 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2014 году - 50 747,76 тыс. руб.;
в 2015 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2016 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2017 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2018 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2019 году - 48 460,00 тыс. руб.;
в 2020 году - 48 460,00 тыс. руб.
Источником финансирования Программы является бюджет района. Кроме того, возможно участие в финансировании бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
Средства внебюджетных источников на финансирование Программы предполагается привлекать путем заключения соглашений с хозяйствующими субъектами.
В объеме финансирования бюджета района учитываются средства, передаваемые, в соответствии с Соглашениями о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципального образования Нижневартовский район.
Ежегодные объемы финансирования Программы уточняются при составлении и уточнении бюджета района на соответствующий финансовый год.
Объемы финансирования Программы на 2010 - 2020 годы носят прогнозный характер и подлежат корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета района, округа путем уточнения по сумме и мероприятиям.
Прогнозные объемы финансирования по годам и мероприятиям приведены в приложении 1 к Программе .
Предельный объем финансирования мероприятий Программы, предусмотренный в бюджете района: на 2011 год - 4 814,0 тыс. руб., на 2012 год - 11 569,0 тыс. руб., на 2013 год - 34224,0 тыс. руб.
После утверждения бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов уточнить Программу на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов в части объема финансирования за счет средств бюджета автономного округа и бюджета района. Определить долю софинансирования строительства и реконструкции объектов Программы в части средств софинансирования из бюджета района.
Финансирование Программы за счет бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется в рамках реализации окружных программ путем заключения соглашений о реализации программ.
V. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Механизм реализации Программы включает следующие элементы:
- разработка и издание правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
- передача при необходимости части функций муниципального заказчика подведомственным учреждениям (организациям), которым муниципальный заказчик может передавать в установленном порядке выполнение части своих функций;
- ежегодная подготовка и уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат на реализацию программных мероприятий;
- размещение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте администрации района информации о ходе и результатах реализации Программы.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик - координатор Программы управление жизнеобеспечения поселений администрации района.
Муниципальный заказчик - координатор Программы реализует свои функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Текущее управление Программой осуществляет начальник управления жизнеобеспечения поселений администрации района.
Муниципальный заказчик - координатор Программы контролирует и координирует выполнение программных мероприятий, обеспечивает при необходимости их корректировку, координирует деятельность по реализации основных мероприятий Программы, осуществляет мониторинг и оценку результативности мероприятий.
Муниципальный заказчик - координатор Программы организует размещение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте администрации района информации о ходе и результатах целевой Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов.
Исполнители Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Исполнители Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляют информацию на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя по исполнению мероприятий Программы координатору Программы.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы муниципальный заказчик - координатор Программы ежегодно согласовывает уточненные показатели, характеризующие результаты реализации Программы на соответствующий год.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Глава района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.