Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 14 октября 2010 г. N 157
Долгосрочная целевая программа
"Современное здравоохранение Ханты-Мансийского района" на 2011 - 2013 годы"
1 июня 2011 г.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 1 июня 2011 г. N 98 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1. Паспорт долгосрочной целевой Программы
Наименование Программы |
"Современное здравоохранение Ханты-Мансийского района" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Правовое основание для разработки Программы |
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.10.2007 N 162-оз (в ред. от 09.11.2009 N 188-оз) "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008 - 2012 годы"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 28.12.2006 N 144-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007 - 2001 годы"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.01.2006 N 8-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие материально - технической базы социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2006-2012 годы |
Заказчик Программы |
администрация Ханты-Мансийского района |
Разработчик Программы |
комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет по здравоохранению) |
Исполнитель Программы |
комитет по здравоохранению; департамент строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации района (далее - департамент строительства, архитектуры и ЖКХ) |
Основные цели Программы |
целью программы является: снижение заболеваемости инвалидности и смертности на основе повышения качества и доступности медицинской помощи, направленное, в дальнейшем, на увеличение продолжительности жизни населения |
Задачи Программы |
1. Развитие первичной медико-санитарной помощи в соответствии с современными требованиями 2. Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно - транспортных происшествиях и других видах травматизма 3. Информатизация системы здравоохранения и развитие телемедицинских технологий 4. Совершенствование информационно-пропагандистской деятельности 5. Стабилизация эпидемической ситуации по социально - значимым заболеваниям 6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ханты-Мансийского района через реализацию комплексных мероприятий по специфической и неспецифической профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний 7. Приведение инфраструктуры здравоохранения в соответствие с современными требованиями для обеспечения комфортных условий пребывания |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2013 годы; реализация Программы осуществляется в 3 этапа: I этап - 2011 год, II этап - 2012 год, III этап - 2013 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования на 2011 - 2013 годы за счет средств бюджета района составляет 60774,0 тыс. руб., в том числе: 2011 год - 27524,0 тыс. рублей; 2012 год - 16625,0 тыс. рублей; 2013 год - 16625,0 тыс. рублей. |
Оценка ожидаемой эффективности Программы |
к 2013 году ожидается (по сравнению с 2009 годом): снижение общей смертности на 5 процентов или до 11,2 на 1000 среднегодового населения; снижение младенческой смертности на 1 тыс. родившихся живыми в диапазоне от 4,0 до 10,9 случаев; стабилизация показателей общей заболеваемости взрослого населения до 1 198,2 случаев на 1 тыс. населения; увеличение средней продолжительности жизни до 70,5 лет у женщин и до 55,1 лет у мужчин |
2. Технико-экономическое обоснование Программы
В течение ряда лет в Ханты-Мансийском районе действуют долгосрочные целевые программы: "Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского района" (далее - национальный проект), "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", основными направлениями которых являются развитие первичной медико-санитарной помощи в Ханты-Мансийском районе, повышение профессиональной подготовки медицинских кадров, информационная поддержка и управление проектом, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения первичного звена, профилактика социально - значимых заболеваний.
Целесообразность принятия долгосрочной целевой программы "Современное здравоохранение Ханты-Мансийского района" на 2011 - 2013 годы продиктована необходимостью комплексного решения вопроса по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения района, стабилизации демографической ситуации, дальнейшему развитию первичной медико - санитарной помощи с помощью программного подхода, организации мероприятий по дальнейшей реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", информатизации системы здравоохранения в целях улучшения качества и доступности медицинской помощи.
Реализация национального проекта в период 2008 - 2009 годы позволила добиться ряда положительных результатов:
улучшение демографических показателей в 2009 году в сравнении с 2008 годом:
естественный прирост увеличился в 2,1 раза,
снижение общей смертности на 15,6 процента,
снижение смертности от болезней системы кровообращения на 7,5 процента,
снижение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм на 49,0 процентов;
число посещений за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилось на 0,7 процента;
число ЭКГ-исследований за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилось на 24,4 процента;
число УЗИ-исследований за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилось на 28,2 процента.
Вместе с тем, складывающаяся эпидемиологическая и социальная обстановка в районе, климатические, территориальные, демографические особенности района, уровень смертности и заболеваемости диктует необходимость продолжения программно-целевого подхода в целях дальнейшего совершенствования системы здравоохранения района, повышения доступности и качества оказания медицинской помощи.
3. Описание имеющихся проблем, оценка существующей ситуации
Здоровье определяется сложнейшим взаимодействием различных факторов: социальных, экономических, политических, экологических и прочих.
Процессы формирования здоровья населения отражают общие тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и сельского населения автономного округа.
В настоящее время в системе здравоохранения Ханты-Мансийского района сохраняется ряд проблем, связанных как с климатическими и территориальными, так и с демографическими и социальными особенностями, решение которых требует программно-целевого подхода.
Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности учреждений здравоохранения является одной из приоритетных задач комплексного проекта модернизации в учреждениях здравоохранения Ханты-Мансийского района. На территории Ханты-Мансийского района функционируют 27 учреждений здравоохранения, из них в типовых зданиях, введенных с 2002 года, размещены две участковые больницы: Кышиковская и Сибирская, остальные учреждения располагаются в приспособленных помещениях, построенных в 60-х - 80-х годах, и требуют комплексного капитального ремонта и реконструкций. Неудовлетворительное состояние кровель, многочисленные протечки ведут к разрушению внутренних конструктивных элементов зданий - полов, стен, панелей перекрытий, потолков. Средняя степень износа всех зданий лечебно - профилактических учреждений здравоохранения Ханты-Мансийского района составляет 52,9 процента.
Демографическая ситуация.
Среднегодовая численность постоянного населения на протяжении последних пяти лет имеет отрицательную динамику и в 2009 году составила 16 385 человек, снизившись по сравнению с 2005 годом на 6 процентов или 1044 человека. Во временном периоде (2005-2009 годы) переломным стал 2007 год, когда впервые количество родившихся (209 человек) превысило количество умерших (207 человек), и с этого календарного года в районе отмечается естественный прирост.
Возрастная структура населения района в 2009 году сложилась следующим образом: 0-17 лет - 23,6 процента; 18-50 лет - 48 процентов, старше 50 лет - 28,4 процента. Сохраняется тенденция прогрессирующего роста удельного веса лиц в возрасте старше 50 лет.
На протяжении ряда лет смертность в районе остается высокой, но в 2009 году отмечается некоторое снижение показателя общей смертности на 11,1 процента, что выше окружного показателя в 1,8 раза.
Причины смертности:
1 место - болезни системы кровообращения-86 случаев (43,9 процента), на возраст 60 лет и старше приходится 74,4 процента всех случаев смертности;
2 место - новообразования - 44 случая (22,4 процента), где лица 60 лет и старше составляют 56,8 процента. Одногодичная летальность превышает окружной показатель на 92,1 процента;
3 место - травмы, отравления, несчастные случаи - 26 случаев (13,3 процента), на трудоспособный и молодой возраст (0-49 лет) приходится 61,5 процента.
Показатель болезненности на 1 тыс. населения за 2009 год, в сравнении с 2008 годом, снизился на 5,4 процента; показатель заболеваемости сельского населения за аналогичный период снизился на 4,9 процента.
Болезненность заболеваниями системы кровообращения превышает окружной показатель на 45,5 процента, в том числе ишемическими болезнями сердца - на 48,8 процента.
В сравнении с 2008 годом в 2009 году отмечается снижение показателя первичного выхода на инвалидность на 23,6 процента, но остаётся превышение окружного показателя на 28,4 процента (район - 43,4, округ - 33,8 на 10 000 населения). В абсолютных цифрах динамика численности инвалидов по району имеет тенденцию к снижению, с 2005 года снижение числа инвалидов составило 48,5 процента.
Показатель смертности составил 12,0 на 1 тыс. населения. Высокий уровень смертности обусловлен, в значительной степени, возрастным составом населения. Доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 8,4 процента, что по меркам государственной статистики является показателем старения населения. В 2009 году в возрасте 65 лет и старше умерло 46,8 процента всех умерших. Материнская смертность не регистрируется в районе на протяжении 8 лет.
Несмотря на меры, предпринятые в предыдущие годы, остаётся тревожной ситуация по социально - значимым заболеваниям.
За период 2009 года выросло число пациентов с впервые установленным диагнозом туберкулёз (12 человек за 2009 год, 7 человек за весь период 2008 года). Анализ данных пациентов показывает, что более половины из заболевших составляют неработающие молодые люди. Работа по данному направлению требует своего продолжения, особенно в условиях финансово - экономического кризиса и массового освобождения из мест лишения свободы лиц, больных туберкулёзом.
В Ханты-Мансийском районе по итогам 2009 года онкологическая заболеваемость заняла второе место. Ежегодно отмечается прирост онкологических больных не только в районе, но и в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре и по России. По этим причинам необходимо совершенствование ранней диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных, что имеет не только медицинское, но и важное социально - экономическое значение.
Смертность от болезней кровообращения, по-прежнему, занимает лидирующие позиции. За годы реализации программных мероприятий удалось снизить число умерших от болезней системы кровообращения. Этот факт подтверждает положительный социальный эффект проводимых программных мероприятий и требует дальнейшего его продолжения.
Заболеваемость сахарным диабетом продолжает расти и является одной из острых медико-социальных проблем, которая обусловлена ростом заболеваемости и развитием тяжёлых осложнений, приводящих к ранней инвалидизации, к снижению продолжительности жизни больных. Рост заболеваемости регистрируется как среди взрослого, так и среди детского населения. Снижение инвалидизации и смертности населения, проживающего в районе, от сахарного диабета и его осложнений, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом - сложная задача. Комплексное решение проблем диабета возможно при программно-целевом подходе, позволяющем осуществлять управление диабетом.
Следует отметить улучшение материально-технического обеспечения подразделений муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием, расходными материалами, санитарным транспортом. В 2009 году муниципальные учреждения здравоохранения получили за счет бюджетов всех уровней медицинского оборудования на сумму 1,024 млн. руб. Все муниципальные учреждения здравоохранения учреждения снабжены одноразовым инструментарием, средствами индивидуальной защиты. Приобретено стерилизационное оборудование для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, офтальмоскопы, плантографы, анализаторы мочи Клинитек, аппаратно-программный комплекс ЭКГ.
В 2009 году, в сравнении с 2008 годом, отмечено снижение лабораторных исследований на 5,8 процента, рентгенологических исследований - на 12,7 процента, эндоскопических - на 29,3 процента. Наряду с этим, наблюдалось увеличение электрокардиографических исследований на 20,2 процента, увеличение числа ультразвуковых исследований - на 28,2 процента. Приобретение экспресс - анализаторов в амбулатории и участковые больницы, при отсутствии биохимической лаборатории, позволили проводить биохимические исследования крови.
За период 2008 - 2009 годы приобретено 3 санитарных автомобиля (в 2008 году - 1, в 2009 году - 2; в Кышиковскую участковую больницу и в районную поликлинику).
Несмотря на предпринятые за годы реализации программ меры по дооснащению учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, во многих учреждениях имеется медицинское оборудование и санитарные автомобили, имеющие 100 процентный износ.
В настоящее время на балансе учреждений здравоохранения числится 2065 единиц медицинского оборудования, в том числе срок службы, превысивший 5 лет - 1463 единицы (общий износ медицинского оборудования составляет 66 процентов), что в свою очередь диктует необходимость дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения в части обновления медицинского оборудования в соответствии с утвержденными Минздравсоцразвития России порядками оказания медицинской помощи. Учитывая особенности транспортного сообщения между населенными пунктами врачебных участков, в рамках реализации национального проекта за 2008 - 2009 годы лодочные моторы не приобретались, что не позволяет активизировать выездную работу в приписные поселки врачебных участков в навигационный период.
В период 2009 года и 1-ое полугодие 2010 года проведено списание 2227 единиц медицинского и немедицинского оборудования, мебели, оргтехники, автотранспорта в муниципальных учреждениях здравоохранения на сумму 10 955,8 тыс. руб. За аналогичный период приобретено 3 автомобиля, медицинского оборудования на сумму 5 572,3 тыс. руб.
В 2009 году за счет бюджета муниципального образования обучено 42 медицинских работника: 10 врачей, 32 средних медработника, в том числе за счет программы "Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского района" обучено 19 человек: 1 врач - оториноларинголог, 1 врач-терапевт, 2 педиатра, 9 фельдшеров, 6 медсестер. Утвержденный объем финансирования на 2009 год составлял 150,0 тыс.рублей - исполнение 100,0 процентов.
В муниципальной системе здравоохранения Ханты-Мансийского района остаются проблемы с укомплектованием штатов врачебными кадрами. Укомплектованность врачебными кадрами в 2009 году составила 86,7 процента, средними медицинскими работниками - 92,1 процента. Вместе с тем, обеспеченность врачами учреждений здравоохранения в 2009 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 17,6 процента.
Дальнейшая информатизация системы здравоохранения должна способствовать повышению доступности и качества квалифицированной медицинской помощи, обеспечению эффективной информационной поддержки системы здравоохранения, граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания.
Общая численность медицинского персонала в муниципальных учреждениях здравоохранения - 324 человека, из них 67 врачей и 257 средних медицинских работников. Компьютерный парк составляют 151 единицу, из них 124 компьютера эксплуатируются от 3-х лет и больше и требуют замены. В учреждениях района имеется три локальных вычислительных сети с устаревшей архитектурой и оснащением, и, соответственно, требующих модернизации. По состоянию на 01.01.2010 обеспеченность штата компьютерной техникой составляет 61,2 процента, то есть на 1 компьютер приходится 1,6 работника. Процент износа компьютерной техники в учреждениях здравоохранения Ханты-Мансийского района на 01.01.2010 составил 82,1 процента. Работают в сети Интернет 100 процентов юридических лиц и 50 процентов фельдшерско-акушерских пунктов. В районе существует проблема не только отсутствия технической возможности подключения учреждений к Интернету, но и проблема по обеспечению бесперебойной связью и высокоскоростным Интернетом.
Оборудование для проведения телемедицинских консультаций имеется в трех учреждениях здравоохранения Ханты-Мансийского района. За 2007 год проведено 38 телемедицинских консультаций, в 2008 году - 94, в 2009 году - 72 телемедицинских консультации.
Достигнутые результаты в ходе реализации мероприятий национального проекта, целевых долгосрочных программ подтверждают их актуальность и необходимость дальнейшего решения имеющихся проблем путём комплексного и программно - целевого подхода. Практика реализации мероприятий ранее действующих 3 программ района показала необходимость объединения приоритетных направлений развития здравоохранения в единой программе.
4. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы указаны в паспорте Программы.
Система показателей, характеризующих достижения поставленной цели, указана в приложении 1 к Программе.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.
Реализация Программы осуществляется в 3 этапа:
I этап - 2011 год,
II этап - 2012 год,
III этап - 2013 год.
6. Основные мероприятия Программы
Достижение поставленных целей и решение задач Программы предполагается путем выполнения комплекса программных мероприятий (приложение 2 к Программе).
7. Механизм реализации Программы
Исполнителем Программы является комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского района.
Координацию работы по реализации Программы осуществляет заместитель главы района по социальным вопросам.
Реализация Программы осуществляется на основе четко скоординированного взаимодействия органов местного самоуправления с комитетом по здравоохранению путем заключения в установленном порядке комитетом по здравоохранению, администрацией Ханты-Мансийского района муниципальных контрактов (договоров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет по здравоохранению разрабатывает и является ответственным исполнителем Программы и обеспечивает поквартальное представление информации о ходе реализации Программы заместителю главы района по социальным вопросам и в уполномоченный орган администрации района в установленном порядке.
8. Оценка ожидаемой эффективности Программы
В результате реализации Программы к окончанию 2013 года (по сравнению с 2009 годом) предполагается достижение следующих целевых показателей:
снижение общей смертности на 5 процентов или до 11,2 на 1000 среднегодового населения;
снижение младенческой смертности на 1 тыс. родившихся живыми в диапазоне от 4,0 до 10,9 случаев;
отсутствие материнской смертности;
увеличение средней продолжительности жизни до 70,5 лет у женщин и до 55,1 лет у мужчин;
снижение первичного выхода на инвалидность на 10 процентов или до 39,1 случая на 10 тысяч населения;
стабилизация показателей общей заболеваемости взрослого населения до 1 198,2 случаев на 1 тыс. населения;
снижение случаев заболеваемости на 100 тыс. населения:
ВИЧ - инфекцией до 30,2,
туберкулёзом до 78,8,
хроническим алкоголизмом до 286,7,
злокачественными новообразованиями до 322,7;
снижение смертности от сердечно - сосудистых заболеваний до 420,1 случаев на 100 тыс. населения;
снижение показателя одногодичной летальности онкобольных до 50,7 случаев на 100 тыс.населения;
снижение показателя запущенности онкопатологии до 25,2 случаев (IVстадия) на 100 тыс.населения;
снижение числа абортов на 100 родившихся живыми и мёртвыми до 14,8;
доля абортов у первобеременных в общем количестве абортов снизится до 14,8 процента.
9. Механизм контроля за реализацией Программы
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет заместитель главы района по социальным вопросам путем согласования муниципальных контрактов (договоров) и анализа представленной отчетности об исполнении муниципальных контрактов (договоров) по объемам и суммам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.