Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 4 августа 2010 г. N 957
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2012 годы
13 октября 2010 г., 27 января, 17 февраля, 31 марта, 14 сентября 2011 г.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 14 сентября 2011 г. N 1081 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления
I. Паспорт долгосрочной целевой программы
"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных
ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа)
Наименование Программы |
Программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2012 годы |
Дата утверждения концепции и принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска от 26.05.2010 N 160-р |
Основание для разработки Программы |
Настоящая Программа разработана в целях реализации на территории города Ханты-Мансийска полномочий, указанных в подпунктах 11, 24, 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исполнения обязанности органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также в соответствии со статьями 8, 13 Федерального закона N 89 "Об отходах производства и потребления" и со статьей 7 Федерального закона N 7 "Об охране окружающей среды" |
Разработчик Программы |
Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчик-координатор Программы |
Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Исполнители Программы |
- Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска; - муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве"; - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска"; - Комитет по образованию Администрации города Ханты-Мансийска; - Управление по физической культуре, спорту, молодежной политике и туризму Администрации города Ханты-Мансийска; - Администрация города Ханты-Мансийска |
Цель Программы |
Обеспечение устойчивой безопасной экологической обстановки в городе |
Задачи Программы |
1) Контроль за сбросами стоков ливневой канализации в водные объекты, совершенствование системы водоотведения; 2) ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель; 3) увеличение численности и разнообразия объектов растительного мира; 4) внедрение, сохранение и упрочнение системы традиционных акций и мероприятий в области экологического воспитания и образования, просвещение населения города Ханты-Мансийска |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2010 году и рассчитана до 2012 года включительно |
Основные мероприятия Программы |
1) Проектирование и строительство полигона для утилизации снега; 2) проведение мероприятий в рамках ежегодной международной экологической акции "Спасти и сохранить"; 3) приобретение спецтехники для муниципальных предприятий; 4) приобретение и установка оборудования для утилизации ртутных ламп; 5) строительство зоны круглогодичного отдыха; |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Программы в 2010 г.- 2012 годы, 130 060 тыс. руб., в том числе: 2010 г. - 43 020 тыс. руб.; 2011 г. - 45 020 тыс. руб.; 2012 г. - 42 020 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Ожидаемые результаты: 1) устранение захламленности территории города Ханты-Мансийска; 2) привлечение и эффективное использование бюджетных средств для обеспечения экологической безопасности; 3) повышение экологической культуры населения; 4) улучшение качества воды поверхностных водных объектов; 5) улучшение эстетического, санитарно-гигиенического и экологического состояния зеленых насаждений вдоль улиц, магистралей, увеличение их видового разнообразия. Показатели социально-экономической эффективности: 1) количество полигонов для утилизации снега - 1 шт.; 2) количество проведенных конференций, акций, конкурсов - 20 шт.; 3) количество посаженых саженцев- 2000 шт.; 4) количество спецтехники для уборки и транспортировки мусора и снега с городских дорог и объектов внешнего благоустройства - 90 ед.; 5) количество установленного оборудования для утилизации ртутных ламп - 1 ед.; 6) количество автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха- 3 ед. |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Состояние окружающей среды в городе Ханты-Мансийске остается удовлетворительным. Чистота воздуха - один из основополагающих критериев экологии городской среды. Уровень загрязнения воздуха в городе Ханты-Мансийске характеризуется в соответствии с градациями как низкий.
Характеристики загрязнения воздуха:
ИЗА - индекс загрязнения атмосферы;
ПДК - предельно допустимая концентрация примеси, установленная Минздравом России;
СИ - наибольшая измеренная за короткий период времени концентрация примеси, деленная на ПДК, из данных измерений на посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями;
НП - наибольшая повторяемость превышения ПДК из данных измерений на одном посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями.
Таблица 1. Градации загрязнения воздуха
Градации |
Загрязнение воздуха |
Индекс |
Оценка |
I |
Низкое (Н) |
СИ |
0 - 1 |
НП % |
0 - 9 |
||
ИЗА |
0 - 4 |
||
II |
Повышенное (П) |
СИ |
2 - 4 |
НП % |
10 - 19 |
||
ИЗА |
5 - 6 |
||
III |
Высокое (В) |
СИ |
5 - 10 |
НП % |
20 - 49 |
||
ИЗА |
7 - 13 |
||
IV |
Очень высокое (ОВ) |
СИ |
> 10 |
НП % |
> 50 |
||
ИЗА |
>= 14 |
Основными источниками загрязнения являются предприятия электроэнергетики, жилищно-коммунального и транспортного хозяйств. Основные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду города Ханты-Мансийска являются котельные, которые работают на природном газе в количестве 109 шт.
Городской автотранспорт является более значительным источником загрязнения атмосферы города. В городе на долю автомобилей приходится около 80% выбросов от всех остальных источников выбросов. Основной источник загрязнения - это двигатели на бензине и особенно дизельном топливе. В городе наблюдается резкое увеличение парка индивидуального автотранспорта, строительно-дорожных и грузовых машин. Наблюдается превышение ПДК по саже из-за крупногабаритного транспорта. Источниками загрязнения атмосферы также являются автостоянки и места парковки большого количества автомашин.
В отработавших газах двигателей внутреннего сгорания содержится свыше 200 вредных компонентов. Состав их зависит от ряда факторов: типа двигателя, режимов работы и нагрузки, технического состояния и качества топлива, условий движения автомобиля. В составе выхлопных газов преобладают окислы углерода и азота, сернистый ангидрид, углеводороды, в том числе и ароматические, а также сажа и 2,4-бензапирен.
Одна из наиболее серьезных экологических проблем, от решения которой зависит состояние здоровья населения города, рост бытовых и промышленных отходов. Техногенная городская среда оказывает глубокое влияние на социальное качество человека - его здоровье. Главные причины - тенденция к застройке, загрязненность воздуха, воды, почвы, неблагоприятное изменение климата, шум, рост городского населения, что влечет за собой рост бытовых и промышленных отходов. Они являются источником бактериального загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, идеальной средой для развития возбудителей кишечных инфекций, размножения крыс и мышей, являющихся главным источником переноса различных инфекций.
Санитарное и экологическое состояние города непосредственно зависит от существующей системы санитарной очистки и уборки. Структура санитарной очистки города Ханты-Мансийска формировалась при становлении и развитии инфраструктуры города. Вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) для размещения на полигон ТБО осуществляет в основном муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие (далее - МДЭП), имеющее лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Вывоз отходов осуществляется мусоровозным транспортом. Используется система несменяемых контейнеров. На обслуживании в МДЭП находится 1130 контейнеров. Отходы накапливаются в металлических контейнерах вместимостью 0,75 куб.м. и в евро-контейнерах вместимостью 1,1 куб. м., размещенных на специальных контейнерных площадках, не всегда соответствующих санитарным требованиям и нормам. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет. Использование неисправных контейнеров приводит к рассеиванию мусора вокруг контейнерных площадок и, как следствие, к ухудшению санитарно-гигиенической обстановки. Некоторые контейнерные площадки в городе нуждаются в модернизации и обустройстве.
Некоторые предприятия торговли, не заключая договоров с МДЭП, размещают образуемые ими отходы в контейнерах жилых домов, тем самым увеличивая затраты населения на данный вид коммунальных услуг. Также некоторые предприятия города используют свой транспорт для вывоза ТБО, что запрещается природоохранным законодательством, так как данный вид деятельности подлежит лицензированию. Данный факт затрагивает хозяйственные и экономические интересы нескольких самостоятельных организаций как заказчиков, так и исполнителей производственных работ. Такое положение дел не способствует развитию системы сбора и размещению отходов.
Сложной проблемой остается сбор ТБО в зоне частной застройки, гаражных и дачных кооперативов. Периодически возникают стихийные свалки в оврагах, вдоль дорог, несмотря на то, что МО систематически проводит работы по ликвидации несанкционированных свалок. Сортировка ТБО на предмет извлечения полезных компонентов и их использования как вторичного сырья в городе не производится. ТБО размещаются на полигоне ТБО, расположенном на 21-м километре автодороги Ханты-Мансийск - Шапша. Полигон находится в хозяйственном ведении МДЭП с 2006 года. Кроме выше перечисленных проблем в городе необходимо решать проблему с местом размещения отходов строительного мусора, который образуется от разборки ветхого жилого фонда и строительных отходов в процессе строительства объектов, которых в городе немало.
Существует проблема загрязнения водных объектов. Основными источниками загрязнения являются:
захламление мусором в местах массового отдыха горожан - протока Горная (река Иртыш и Обь);
захламление береговой полосы и русла реки Иртыш затопленными бесхозными судами, баржами, железобетонными конструкциями;
загрязнение нефтепродуктами водного объекта в местах стоянок судов в период навигации и в местах стоянок автотранспорта, расположенных на территории береговой полосы;
отсутствие очистных сооружений ливневых стоков;
утилизация снега с городских дорог и внутриквартальных проездов. Площадка для размещения вывозимого с городских дорог, внутриквартальных проездов снега, используемая с 2003 г., находится в 300 м от поймы реки Иртыш. Для предотвращения загрязнения вод р. Иртыш необходимо строительство полигона для утилизации снега.
Вышеуказанные источники загрязнения являются мощным фактором загрязнения водных объектов, которые могут привести к ухудшению состояния и качества вод, а также негативно влиять на состояние пойм рек, которые являются нерестилищем и местом нагула ценных пород рыб (нельма, муксун, стерлядь и др.).
Захоронение биологических отходов производится на полигоне ТБО МДЭП в биотермической яме, соответствующей нормативным требованиям.
Медицинские отходы с окружной больницы утилизируются на установках Newster 10. Зола от установок (переработанные отходы) вывозится на полигон твердых бытовых отходов по договору с МДЭП. В лабораториях биологические жидкости дезинфицируют и утилизируют в канализационную сеть. Остается вопрос утилизации медицинских отходов с других медицинских учреждений, находящихся в городе.
Эпидемиологические безопасные патологоанатомические, органические операционные отходы (органы, ткани) крупных размеров хоронятся по договору с МУ "Ритуальные услуги".
Существующая система сбора и вывоза ТБО в городе Ханты-Мансийске в целом может быть охарактеризована как удовлетворительная, хотя она и нуждается в некоторой модернизации и оптимизации, в результате которой произойдет повышение эффективности ее функционирования.
Интенсивно растущее население в городе, увеличивающиеся доходы и изменение структуры потребления усложняют решения проблемы утилизации отходов.
Увеличение численности населения происходит как за счет миграционного притока, так и за счет естественного прироста.
Общая площадь городских земель составляет 33776 га. Лесопарковая зона Ханты-Мансийска занимает 11952 га или 35,4% всей городской территории. На данной территории преобладают реликтовые виды хвойных деревьев - кедр, пихта, сосна.
Городские застройки, которые поглощают все новые и новые земли, приводят к сокращению лесопарковой растительности города, уничтожаются рекреационные и средообразующие природные комплексы, исчезает внутригородская растительность, зеленые насаждения способствуют очищению воздуха, поставляют кислород, увлажняют городской воздух, заглушают шум, удовлетворяют психологические потребности жителей в естественной природной среде.
Существует проблема с недостаточной мощностью канализационных очистных сооружений города. Канализационно-очистные сооружения в городе в настоящее время сильно загружены.
В связи с наличием значительной части неблагоустроенного жилищного фонда (без централизованного водоснабжения) в таких районах имеет место сброс жидких бытовых отходов на рельеф, в так называемые "помойницы". Развитие сетей водоснабжения будет способствовать снижению воздействия на окружающую природную среду данного фактора.
Существует проблема с отсутствием культуры и грамотности населения города в вопросах охраны окружающей среды. Отсутствие грамотности (экологического образования) в области экологии приводит не только к разрушению экосистем, но и к прямым финансовым потерям, ухудшению здоровья населения. Проблема формирования у подрастающего поколения и взрослого населения культуры природолюбия и экологической культуры не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от отношения человека к природе зависит само существование жизни на земле. Специфика нынешнего времени связана с увеличением внимания к экологической составляющей образования и воспитания, что требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с грамотным экологическим мировоззрением.
Экологическая культура личности предполагает наличие у каждого человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе.
По мнению воспитателей и педагогов, знаний, полученных на уроках в рамках школьной программы, недостаточно для формирования культуры природолюбия и экологической культуры ребенка и подростка. Большинство школьников не видят взаимосвязей в природе, не осознают вред, причиняемый природе действиями человека. Поэтому в рамках программ дополнительного образования детей и подростков должны разрабатываться и активно внедряться новые методы, формы, подходы и приемы, дающие возможность формирования у подрастающего поколения культуры природолюбия.
Под экологическим образованием следует понимать не только обучение, но и воспитание, развитие личности, формирование ее гражданской ответственности за здоровье человека и окружающую природную среду.
Экологическое образование по цепочке "детский сад - школа - высшее учебное заведение" позволит обеспечить непрерывность экологического образования, просвещения. Проведение школьных олимпиад позволит привлечь внимание учеников и учителей к проблемам экологии.
Необходимо создавать документальные фильмы о живой природе города. Создать непрерывную систему экологического образования невозможно без пропаганды и просвещения населения. Пропаганду экологического мировоззрения в городе необходимо проводить через средства массовой информации в основном с использованием материалов о состоянии окружающей среды в городе и регионе. Развитие системы экологического образования в последующие годы будет свидетельствовать о том, что поколение двадцать первого века будет жить в мире, где рациональное природопользование станет непременным условием грамотного и профессионального отношения к окружающей природной среде.
Для реализации данной программы по уменьшению источников загрязнения окружающей среды и стабилизации экологической обстановки в городе Ханты-Мансийске, а также во исполнение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2007 года N 294-п "О порядке ведения регионального кадастра отходов" необходим квалифицированный кадровый состав, обладающий законами законодательной и нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды.
III. Основные цели и задачи целевой Программы
Целью Программы является обеспечение устойчивой безопасной экологической обстановки в городе.
Задачи Программы:
контроль за сбросами стоков ливневой канализации в водные объекты, совершенствование системы водоотведения;
ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель;
увеличение численности и разнообразия объектов растительного мира;
сохранение и упрочнение системы традиционных акций и мероприятий в области экологического воспитания и образования;
внедрение экологического образования, воспитания и просвещения населения города Ханты-Мансийска.
Срок реализации программы: 2010 - 2012 годы.
IV. Объемы и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска. Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Программы в 2010 - 2012 годы - 130 060 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 г. - 43 020 тыс. руб.; 2011 г. - 45 020 тыс. руб.; 2012 г. - 42 020 тыс. руб.
V. Механизм реализации Программы
Программа будет реализовываться путем выполнения указанными в ней исполнителями мероприятий.
Непосредственный контроль за исполнением Программы, ответственность за ее результативность несет Департамент градостроительства и ЖКХ Администрации города Ханты-Мансийска.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Глава города.
Осуществление реализации мероприятий Программы производится за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска через размещение муниципальных заказов на выполнение мероприятий (работ, услуг) либо через муниципальные автономные учреждения.
VI. Культурные аспекты Программы
Осуществление Программы позволит сохранить и укрепить систему традиционных ежегодных экологических акций, конференций, конкурсов, проводимых Администрацией города на территории города, в школах и в библиотеках города, что способствует повышению экологической культуры населения. Также в результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено улучшение условий отдыха и досуга населения.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 14 сентября 2011 г. N 1081 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления
VII. Оценка социальной, экономической, бюджетной эффективности Программы
N п/п |
Наименование показателей результатов |
Наименование мероприятий (комплекса мероприятий, подпрограмм), обеспечивающих достижение результата |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Значения целевого показателя, предусмотренные Программой по годам |
Значение целевого показателя по окончании действия Программы |
Соотношение затрат и результатов (тыс. руб.) |
||||
Общие затраты по соответствующим мероприятиям |
Бюджетные затраты |
|||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Общие бюджетные затраты |
Затраты бюджета города |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Количество полигонов для утилизации снега |
Проектирование и строительство полигона для утилизации снега |
0 |
0 шт. |
0 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
78 540 |
|
78 540 |
2. |
Количество проведенных конференций, акций, конкурсов (ежегодно) |
Проведение мероприятий в рамках ежегодной международной экологической акции "Спасти и сохранить" |
23 шт. |
23 шт. |
20 шт. |
20 шт. |
20 шт. |
|
|
|
3. |
Количество посаженых саженцев (ежегодно) |
0 |
2000 шт. |
2000 шт. |
2000 шт. |
2000 шт. |
|
|
|
|
4. |
Количество спецтехники уборки и транспортировки мусора и снега с городских дорог и объектов внешнего благоустройства |
Приобретение спецтехники для муниципальных предприятий |
79 |
86 |
91 |
96 |
96 |
44 020 |
|
44 020 |
5. |
Количество установленного оборудования для утилизации ртутных ламп |
Приобретение и установка оборудования для утилизации ртутных ламп |
0 |
0 |
1 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
3 000 |
|
3 000 |
6. |
Количество автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха |
Строительство зоны круглогодичного отдыха |
0 |
3 шт. |
3 шт. |
3 шт. |
3 шт. |
4 500 |
|
4 500 |
7. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 14 сентября 2011 г. N 1081 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления
VIII. Перечень программных мероприятий
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Ханты-Мансийска от 4 августа 2010 г. N 957 "О долгосрочной целевой программе "Охрана... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.