Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2019 г. N 78-АПА19-17 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокуроров Долженко А.А, Чубыкина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Вектор" о признании недействующим пункта 906 приложения к приказу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Вектор" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 906 приложения к приказу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
В обоснование заявленных требований общество указало, что здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Павлова, д.14а, лит.А, имеющее кадастровый номер 78:07:0003170:3039, площадью 14 867,9 кв.м, принадлежащее ему на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку для размещения офисов используется менее 20 процентов общей площади здания.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, указывая на то, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, здание включено в названный Перечень на основании проведенного 13 октября 2016 года обследования, в установленный срок административный истец с заявлением о пересмотре результатов определения вида фактического использования спорного объекта не обращался. Доводы административного ответчика изложены в письменных возражениях (том 1 л.д. 92-94).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. В соответствии со статьей 1-1 названного регионального закона, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении зданий площадью свыше 3000 кв. м, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием которых в целях делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N 304 Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга с 03 июля 2017 года переименована в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержден оспариваемым приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п, размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (gov.spb.ru) 23 декабря 2016 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода (том 1 л.д. 125, 127).
В пункт 906 Перечня включено здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Павлова, д.14а, лит.А, имеющее кадастровый номер 78:07:0003170:3039, принадлежащее на праве собственности открытому акционерному обществу "Научно-исследовательский институт "Вектор" (том 1 л.д. 18, 124).
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержит понятие административно-делового центра и основные признаки названного объекта налогообложения.
В частности, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 на основании статьи 1-2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 4 Порядка в ходе проведения обследований объектов, указанных в Перечне, осуществляется фотосъемка и(или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и(или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5).
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга проведено обследование здания, принадлежащего административному истцу, в целях определения его фактического использования, о чем составлен акт обследования объекта недвижимого имущества от 13 октября 2016 года N 0640-ВФИ/С/2016, в результате которого установлено, что более 20% площади обследуемого здания фактически используется в целях делового назначения, административного назначения или коммерческого назначения для размещения офисов (том 1 л.д.95-96).
В указанном акте отражено, что обследуемое здание принадлежит на праве собственности акционерному обществу "Научно-исследовательский институт "Вектор" (код ОКВЭД (основной) - 72.19 Научные исследования в области естественных и технических наук), помещения сдаются в аренду под офисы на всех этажах здания.
Вместе с тем, в акте обследования и прилагаемых к нему документах отсутствуют сведения о том, какие именно помещения в здании определены административным ответчиком в качестве используемых под офисы.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика также не смог пояснить суду какие именно помещения в спорном здании используются в качестве офисов.
В тоже время административным истцом представлена справка о фактическом использовании помещений в спорном здании на момент проведения обследования, в соответствии с которой площадь помещений общего пользования составляет 2334,3 кв.м, 7 309,2 кв.м площади здания используется собственником для производственной деятельности, а 3 353, 1 кв.м площади здания используется в производственных целях арендаторами, что в совокупности составляет 12 996,6 кв.м, то есть 87,4 процентов от общей площади здания.
Исходя из представленной административном истцом справки о фактическом использовании помещений в спорном здании, на момент проведения обследования под офисы используются: в помещении 14-Н: комнаты 1-3, площадью 128,1 кв.м, которые арендованы "... " в помещении 18-Н: комнаты 10, 11, 40, площадью 66,1 кв.м, арендованные "... " комната 17, площадью 13 кв.м, арендованная "... " комнаты 18-19 площадью 37,8 кв.м, арендованные "... " комнаты 34-39, площадью 91,2 кв.м, арендованные "... ", комната 41, площадью 30,6 кв.м, арендованная "... " комнаты 12-16, площадью 66 кв.м, арендованные "... " в помещении 19-Н: комнаты 5-7, часть комнаты 4, часть комнаты 8, площадью 378,44 кв.м, арендованные "... " комнаты 1-3, площадью 45 кв.м, арендованные "... " часть комнаты 4 и часть комнаты 8, площадью 122,06 кв.м, арендованные "... ", в помещении 24-Н: комнаты 11, 29, 30, площадью 71,7 кв.м, арендованные "... " комнаты 12-13, площадью 43,2 кв.м, арендованные "... ", комнаты 14,15,16, площадью 60,1 кв.м, арендованные "... " комната 12, площадью 22,6 кв.м, арендованная "... " комнаты 8-10, 13, площадью 77,3, арендованные "... ", в помещении 25-Н комната 1, площадью 34,9 кв.м, арендованная "... " в помещении 26-Н, комната 14, площадью 45,5 кв.м, арендованная "... " комнаты 15-25, 8, площадью 163,3 кв.м, арендованные "... " в помещении 29-Н, комнаты 8, 23, площадью 48,2 кв.м, арендованные "... " в помещении 33-Н комната 2, площадью 38,3 кв.м, арендованная "... " в помещении 35-Н комната 1, площадью 29 кв.м, арендованная "... ". Общая площадь арендованных помещений для размещения офисов составляет 1612,4 кв.м, то есть 10,84 процентов от общей площади здания.
В подтверждение данных обстоятельств, административным истцом представлены копии договоров аренды, заключенных с указанными арендаторами и действовавших на момент проведения обследования, то есть на 13 октября 2016 года (том 2 л.д.3-7,10-14, 16-20, 23-31, 39-41, 46-50, 52-56, 60-64, 68-70, 77-85, 101-104, 109-113, 115-119, 121-125, 127-131, 137-141, 148-152).
Оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, отсутствие в акте обследования указания на номера помещений, используемых в качестве офисов, расчета их площади, а также то обстоятельство, что представитель административного ответчика не смог пояснить какие именно помещения отражены на приложенных к акту обследования фотографиях, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказано, что более 20 процентов общей площади здания используются в для размещении офисов.
При таких обстоятельствах имеются основания для признания недействующим пункта 906 приложения к приказу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Вектор" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 906 приложения к приказу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Вектор" судебные расходы в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.