Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 14 октября 2010 г. N 159
Долгосрочная целевая программа
"Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского района в 2011 - 2013 годах"
14 февраля, 1 августа, 30 сентября 2011 г., 19 апреля, 24 сентября, 5 декабря 2012 г., 19 марта 2013 г.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 19 марта 2013 г. N 62 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование долгосрочной целевой Программы |
"Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского района в 2011 - 2013 годах" |
Правовое обоснование для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.11.2004 N 63-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; Устав Ханты-Мансийского района; постановление администрации Ханты-Мансийского района от 14.09.2009 N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района" |
Заказчик |
администрация Ханты-Мансийского района |
Разработчик и исполнитель Программы |
департамент имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района (далее - департамент имущественных, земельных отношений и природопользования) |
Цели |
улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского района |
Задачи |
1. Снижение уровня негативного воздействия, факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты 2. Решение проблем по охране земельных ресурсов в области обращения с отходами, увеличение доли обеспеченности населенных пунктов района полигонами твердых бытовых и промышленных отходов, установками по утилизации биологических и твердых бытовых отходов 3. Внедрение экологически чистых и малоотходных технологий |
Сроки и этапы реализации Программы |
срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы: I этап- 2011 год; II этап-2012 год; III этап - 2013 год |
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансирования Программы на 2011 - 2013 годы - 49 509,85 тыс. рублей, в том числе: 37 760,85 тыс. рублей - за счет средств бюджета района; 11 749,00 тыс. рублей - за счет средств бюджета автономного округа, в том числе: 2011 год - план - 12 154,50 тыс. рублей - за счет бюджета района; факт - 8 134,00 тыс. рублей - за счет бюджета района; 2012 год - план - 40 085,00 тыс. рублей, из них 28 336,00 тыс. рублей - за счет бюджета района, 11 749,00 тыс. рублей - за счет бюджета автономного округа; факт - 38 604,20 тыс. рублей, из них 26 855,20 тыс. рублей - за счет бюджета района, 11 749,00 рублей - за счет бюджета автономного округа; 2013 год - 2 771,65 тыс. рублей - за счет бюджета района |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
улучшение к 2013 году состояния окружающей среды на территории Ханты-Мансийского района: увеличение к 2013 году доли размещения и утилизации твердых бытовых отходов в соответствии с природоохранными требованиями с 35 процентов до 90 процентов; увеличение к 2013 году доли утилизированных биологических отходов с 40 процентов до 95 процентов |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Площадь Ханты-Мансийского района составляет 4631,5 тыс. га или 8,7 процента от территории округа. Основную часть земель района составляют земли лесного фонда - 83,4 процента. На территории района расположено 3014 озер, протяженность рек составляет 16165 км. Земли населенных пунктов составляют 29,1 тыс. га - 0,6 процента.
Район расположен в пределах одной природной зоны - зоне тайги. В ней различают три подзоны: северную, среднюю, южную. Южная зона, в которой господствуют хвойные и смешанные леса, лежит южнее 60° северной широты, т.е. в поясе умеренного климата.
Все 33 сельских населенных пункта размещены на берегах Иртыша, Оби или протоках больших и малых рек.
По состоянию на 01 января 2009 года на территории Ханты-Мансийского района постоянно зарегистрированного населения - 17 338 человек.
Состояние окружающей среды на территории Ханты-Мансийского района по результатам проверок, проведенных природоохранными службами в 2008 - 2010 годах, признано удовлетворительным, хотя местами антропогенная нагрузка на окружающую среду по некоторым показателям превышает допустимые нормы в несколько раз.
Согласно решениям Ханты-Мансийского районного суда администрация района обязана принять меры по организации надлежавшей утилизации биологических отходов, образуемых в районе, а также обеспечить в 2011 году утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения п. Кирпичный, с. Троица, с. Белогорье, с. Батово, п. Выкатной, с. Цингалы.
Через Программу предусмотрено решение проблем по охране земельных ресурсов в области обращения с отходами, увеличение доли обеспеченности населенных пунктов района полигонами по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, установками по утилизации биологических и твердых бытовых отходов.
2. Оценка существующей ситуации
Сегодня экологическая политика администрации Ханты-Мансийского района, как и в предыдущие годы, направлена на улучшение качества окружающей природной среды, предотвращение деградации природных комплексов и снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения района. Достижение данных целей органами местного самоуправления района решается посредством выполнения задач по недопустимости загрязнения земельных ресурсов.
Ежегодно 6,5 тыс. куб. м твердых бытовых отходов размещается на несанкционированных свалках, что создает ситуацию, близкую к чрезвычайной: свалки эксплуатируется с нарушением правил обращения с отходами - происходит возгорание отходов. Несанкционированные свалки, расположенные на территории населенных пунктов района, являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и паразитической микро- и макрофауны. В летний период на них создаются условия для развития переносчиков инфекционных заболеваний. Эксплуатация свалок осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует загрязнению атмосферного воздуха вредными химическими веществами (сероводород, индол, скатол и т.п.). Фильтрат, содержащий вредные химические и биохимические препараты, загрязняет почвенный слой и может попасть в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы. При возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы, так же могут попасть в воды рек Обь и Иртыш и стать источником массового заболевания людей и животных. Анализ реальных действий по решению проблемы обеспечения экологической безопасности при обращении с коммунальными отходами показал, что администрация района сможет выполнить требования природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в рамках реализации данной Программы.
3. Описание имеющейся проблемы
Ханты-Мансийский район сегодня - это территория активного нефтяного освоения, которая составляет всего 0,2 процента от площади района, но даже эти незначительные промышленные освоенные площади, на которой расположен топливо - энергетический комплекс, являются главным фактором, негативно воздействующим на природную среду.
На территории района ведут работы 8 крупных нефтегазодобывающих компаний, с которыми ежегодно заключаются социально - экономические соглашения, согласно которым компании устраняют экологический ущерб, нанесенный окружающей среде, и перечисляют в бюджет Ханты-Мансийского района денежные средства в размере 40 процентов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Проблема организации работ по строительству полигонов и утилизации бытовых отходов, а также их эксплуатация также является важным направлением в работе администрации района. Проблема в том, что в районе 33 населенных пункта, и в каждом из них невозможно построить полигон, стоимость которого составляет от 10 до 15 млн. рублей: это и само строительство ТБО, и строительство подъездной автодороги. Кроме того, стоит проблема по грамотной эксплуатации в дальнейшем данного объекта. Необходима специальная техника для работы на ТБО, организация сбора мусора в населенных пунктах.
В настоящее время в районе построено 5 полигонов ТБО. Кроме того, в ряде населенных пунктов района имеется 13 санкционированных свалок. В остальных - утилизация бытовых отходов пока является проблемной.
В процессе утилизации и хранения образующихся отходов на санкционированных свалках, ввиду отсутствия изолирующей пленки происходит вторичное загрязнение окружающей среды. Неорганизованное сжигание отходов приводит к выбросам в атмосферу значительного количества вредных веществ, которые образуют опасные токсичные соединения. Хранение отходов не на специально организованных полигонах приводит к загрязнению грунтовых вод, почвы. Одной из важнейших проблем является проблема утилизации медицинских отходов. Для решения этого вопроса в 2006-2008 годах из бюджета Ханты-Мансийского района выделено 7219 тыс. рублей на приобретение 3-х установок "Стерифлэш" для сжигания опасных медицинских отходов, установки смонтированы в п. Горноправдинск, п. Луговской, п. Сибирский.
На строительство полигона ТБО в п. Горноправдинске в период с 2008 по 2010 годы выделено 34185 тыс. рублей.
На строительство КОС 35 куб. м/сутки в с. Нялинское в период с 2008 по 2009 годы выделено 8175,5 тыс. рублей.
В 2006 - 2009 гг. для рекультивации несанкционированных свалок и очистки береговых полос из бюджета района было выделено 17320 тыс. рублей.
В рамках целевой Программы для решения указанных проблем предусмотрен комплекс первоочередных мероприятий, а именно:
1. Приобретение установок по утилизации биологических отходов в с. Батов, с. Тюли, д. Белогорье, с. Селиярово.
2. Обустройство площадок и приобретение установок по утилизации ТБО в с. Цингалы, с. Троица, д. Белогорье, с. Селиярово.
3. Проектирование и строительство полигона ТБО в п. Красноленинский.
4. Организация вывоза твердых бытовых отходов из п. Сибирский, с. Реполово, с. Батово, п. Выкатной, с. Тюли.
5. Приобретение спецтехники для обслуживания полигонов ТБО.
4. Основные цели и задачи целевой долгосрочной Программы
Достижение целей и решение задач Программы планируется осуществить путем реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер:
значительное снижение вреда, наносимого окружающей среде и населению ситуациями техногенного и природного характера и их последствиями;
улучшение качества состояния окружающей среды, оздоровление и сохранение экологической обстановки в Ханты-Мансийском районе, улучшение качества жизни и здоровья населения, увеличение продолжительности жизни путем снижения опасного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей;
разработка и применение экономических механизмов в целях снижения опасной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения, привлечение и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения экологической безопасности;
повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Принятие Программы, как одного из документов стратегического планирования Ханты-Мансийского района, и реализация ее положений позволят достичь улучшения показателей состояния окружающей среды.
Цель: Улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского района.
Задачи:
1. Снижение уровня негативного воздействия, факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты.
2. Решение проблем по охране земельных ресурсов в области обращения с отходами, увеличение доли обеспеченности населенных пунктов района полигонами твердых бытовых и промышленных отходов, установками по утилизации биологических и твердых бытовых отходов.
3. Внедрение экологически чистых и малоотходных технологий.
Система показателей, характеризующих результаты реализации Программы, указана в приложении 1 к Программе.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 3 года:
I этап- 2011 год;
II этап- 2012 год;
III этап- 2013 год.
6. Перечень и описание программных мероприятий
Достижение поставленных целей и решение задач Программы предполагается путем выполнения комплекса программных мероприятий (приложение 2 к Программе).
Реализация поставленной цели и решение задач Программы, достижение планируемых значений целевых показателей Программы предусмотрено через выполнение следующих программных мероприятий:
Уменьшение загрязнения и захламления земельных ресурсов
В рамках данного направления предусмотрены мероприятия по проектированию и строительству полигона твердых бытовых отходов в п. Красноленинский с внедрением комплексов по переработке бытовых и промышленных отходов, которые позволят предотвратить вредное воздействие на окружающую среду отходов производства и потребления, увеличить общий объем использования и обезвреживания отходов, также приобретению, монтажу и пуско-наладке трех установок по утилизации твердых бытовых отходов в с. Цингалы, с. Троица, д. Белогорье.
Организация вывоза твердых бытовых отходов из п. Сибирский, с. Реполово, с. Батово, п. Выкатной, с. Тюли на полигоны ТБО г. Ханты-Мансийска и п. Горноправдинска.
Приобретение спецтехники для обслуживания полигонов ТБО (мусороуборочные машины, трактора).
Внедрение новых технологий по обезвреживанию опасных отходов.
В рамках данного направления предусмотрены мероприятия по приобретению, монтажу и пуско-наладке четырех установок для уничтожения биологических отходов, которые позволят предотвратить вредное воздействия на окружающую в с. Батово, с. Тюли, д. Белогорье, с. Селиярово.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 30 сентября 2011 г. N 189 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете района на реализацию Программы на очередной финансовый год, осуществляет субъект бюджетного планирования - администрация Ханты-Мансийского района.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов финансовой поддержки и будет осуществляться на основе договоров, заключаемых администрацией Ханты-Мансийского района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система управления реализацией Программы предполагает локальное нормативное закрепление ответственности выполнения мероприятий за управлением земельных ресурсов и природопользования департамента имущественных, земельных отношений и природопользования.
Подготовка ежегодного отчета о выполнении Программы, представление информации главе администрации района, депутатам Думы района и доведение информации до жителей района.
8. Оценка ожидаемой эффективности
Направление "Уменьшение загрязнения и захламления земельных ресурсов" предполагает строительство полигона ТБО в п. Красноленинский, приобретение, монтаж и пуско-наладку трех установок по утилизации твердых бытовых отходов в с. Цингалы, с. Троица, д. Белогорье, что позволит утилизировать в соответствии с действующим природоохранным законодательством до 90 процентов твердых бытовых отходов, образуемых от населения района, и увеличит долю утилизированных биологических отходов с 40 процентов до 95 процентов.
Достижение целей и решение задач Программы планируется осуществить путем реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер:
значительное снижение вреда, наносимого окружающей среде и населению ситуациями техногенного и природного характера и их последствиями;
улучшение качества состояния окружающей среды, оздоровление и сохранение экологической обстановки в Ханты-Мансийском районе, улучшение качества жизни и здоровья населения, увеличение продолжительности жизни путем снижения опасного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей;
разработка и применение экономических механизмов в целях снижения опасной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения, привлечение и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения экологической безопасности;
повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Принятие Программы, как одного из документов стратегического планирования Ханты-Мансийского района, и реализация ее положений позволят достичь улучшения показателей состояния окружающей среды.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 30 сентября 2011 г. N 189 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Механизм контроля исполнения Программы
Контроль за реализацией долгосрочной целевой Программы осуществляет заместитель главы администрации района - директор департамента имущественных, земельных отношений и природопользования.
Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно предоставляется в уполномоченный орган администрации Ханты-Мансийского района в установленные сроки.
Контроль за исполнением Программы даст возможность повысить эффективность работы как предприятий - участников процесса, так и финансовых вложений посредством инструментов, принятых для достижения поставленных целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.