Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 14 октября 2010 г. N 166
Долгосрочная целевая программа
"Новая школа Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы"
24 мая, 3 августа, 30 сентября 2011 г.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 30 сентября 2011 г. N 184 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование долгосрочной целевой Программы |
"Новая школа Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Правовое основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 08.07.2010 N 160-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на 2011 - 2013 годы"; постановление администрации Ханты-Мансийского района от 14.09.2009 N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района" |
Заказчик Программы |
комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет по образованию); департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района (далее - департамент строительства, архитектуры и ЖКХ) |
Разработчик Программы |
комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района |
Исполнители |
комитет по образованию; департамент строительства, архитектуры и ЖКХ; частный инвестор |
Цель |
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного раз-вития экономики района, современным потребностям общества и каждого жителя района |
Задачи |
1) обеспечение инновационного характера образования через модернизацию кадровых, организационных, технологических и методических условий в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа"; 2) обеспечение комплексной безопасности и повышение энергоэффективности зданий учреждений образования; 3) укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры образования |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2013 годы: I этап - 2011 год, II этап - 2012 год, III этап - 2013 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий предполагаемый объем финансирования Программы на 2011 - 2013 годы - 897256,5 тыс. рублей: 2011 год - 122067 тыс. рублей, в том числе бюджет района - 59137 тыс. рублей; 2012 год - 392840 тыс. рублей, в том числе бюджет района - 24059 тыс. рублей; 2013 год - 382349,5 тыс. рублей, в том числе бюджет района - 32459,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
к 2013 году предполагается: увеличение охвата услугами дошкольного образования детей раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет) до 63 процентов; увеличение доли общеобразовательных учреждений, оснащенных современным учебным и компьютерным оборудованием, до 50 процентов; увеличение доли общеобразовательных школ, осуществляющих электронный документооборот, до 100 процентов; увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих мониторинг индивидуальных достижений учащихся, до 50 процентов; увеличение доли образовательных учреждений, оборудованных всеми средствами пожарной, анти- террористической безопасности: дошкольных - до 80 процентов, общего - до 82 процентов; увеличение количества вновь введенных мест в учреждениях дошкольного образования - до 100 мест |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Принятие новой программы "Новая школа Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы" даст новый мощный импульс развитию системы образования, достижению качественных результатов по приоритетным направлениям деятельности. Реализация Программы позволит компенсировать существующие в системе образования противоречия, в том числе решить вопросы качества материально-технической базы инфраструктуры образования, кадрового обеспечения. Будущие изменения продиктованы как внутренними потребностями, так и направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и связаны с совершенствованием структуры, содержания и технологий, системы управления образованием.
Все вышесказанное предопределяет необходимость решения задач целевой программы "Новая школа Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы".
2. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации
Образовательная сфера Ханты-Мансийского района - динамично развивающаяся система, функционирование которой строится по принципу подчинения объективным потребностям экономики и населения района.
Стратегическая цель долгосрочного развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры - обеспечить сохранение его роли в экономике, как необходимой основы для повышения качества жизни, благосостояния, формирования установки на постоянное проживание в районе современных и будущих жителей Югры. Образование в этом контексте признается ключевым ресурсом инновационного развития округа, а следовательно и района.
Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию образовательного процесса и обновление материально-технической базы учреждений образования в соответствии с современными требованиями, показала необходимость объединения приоритетов для обеспечения развития образования района в единой Программе.
В Ханты-Мансийском районе на 01 января 2010 года действует 52 образовательных учреждения, в которых более 99 зданий учебного, производственного, культурно-бытового, хозяйственного назначения. На сегодняшний день техническое состояние зданий, сооружений и высокий процент износа не соответствует условиям труда и образовательного процесса в учреждениях образования района. Так 46 процентов образовательных учреждений района имеют здания со сверхнормативным сроком эксплуатации, не соответствующие современным требованиям безопасности. Образовательные учреждения: МОУ: ООШ с. Базьяны, МОУ: ООШ д. Белогорье, МОУ: ООШ с. Тюли, МОУ: СОШ п. Выкатной, МОУ: СОШ п. Кедровый, МОУ: СОШ с. Кышик имеют на балансе здания 1960 - 1970 годов постройки; в 11 образовательных учреждениях - МОУ: ООШ с. Базьяны, МОУ: ООШ п. Пырьях, МОУ: СОШ с. Батово, МОУ: СОШ п. Бобровский, МОУ: СОШ п. Выкатной, МОУ: СОШ п. Горноправдинск, МОУ: СОШ д. Шапша, МОУ: СОШ п. Кедровый, МОУ: СОШ с. Кышик, МОУ: СОШ п. Луговской, МОУ: СОШИ п. Горноправдинск - 17 зданий и сооружений имеют год ввода в эксплуатацию по данным технических паспортов 1970-1990 годов. Ежегодно в учреждениях образования идет процесс износа зданий и сооружений, в некоторых из них капитального ремонта никогда не проводилось. Так 7 объектов образования имеют процент износа 70 процентов и более, в том числе 5 зданий общеобразовательных учреждений. По статистическим данным здания более половины образовательных учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в том числе каждое второе здание общеобразовательного учреждения.
Показатели демографического развития (общий коэффициент рождаемости на 2009 год - 83 родившихся на 16 385 человек населения), опережающий рост спроса на услуги дошкольного образования в сельских поселениях обостряют проблему доступности образовательных услуг. На конец 2009 года более 296 детей стояли в очереди для определения в дошкольные образовательные учреждения, в 2010 году- 235.
На основании данных прогноза численности детей в возрасте от 0 до 18 лет к 2013 году, с учетом материально-технического состояния зданий образовательных учреждений, дефицит мест (в соответствии с нормативами) составит в учреждениях дошкольного образования - 330 (37 процентов от действующего фонда).
Особое внимание необходимо уделить также повышению энергоэффективности, качества оснащенности зданий учреждений образования с учетом требований комплексной безопасности и дизайна современной образовательной среды. По результатам проверок образовательных учреждений надзорными органами в 2009 году выявлено 73 нарушения правил пожарной безопасности и 106 по предписаниям Роспотребнадзора. Не устранены более 47 замечаний капитального характера, предписаний Госпожнадзора и 50 нарушений, выявленных Роспотребнадзором. Системами тревожной сигнализации не обеспечено 100 процентов образовательных учреждений, требует замены устаревшее технологическое оборудование в более половины учреждений образования, 36 процентов образовательных учреждений не обеспечены всеми видами благоустройства (водопровод, канализация, централизованное отопление). Выявлена потребность в оснащении образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса.
Несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007 - 2010 годы:
более 50 процентов школьников района обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям;
более 20 процентов образовательных учреждений района нуждаются в обновлении учебно-наглядных пособий, современных оборудованных кабинетах.
Все общеобразовательные учреждения обеспечены доступом к сети Интернет, однако в большинстве учреждений отсутствуют локальные внутренние сети, необходимые для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота. Динамика совершенствования информационно-коммуникационных технологий требует постоянного обновления и развития учебного и учебно-производственного оснащения образовательного процесса.
Несмотря на внедренные новые организационно-экономические механизмы, повышение открытости системы образования, расширение возможностей для обновления профессионализма педагогических кадров, образование Ханты-Мансийского района недостаточно соответствует задачам инновационного развития. Для всех уровней образования характерны следующие проблемы:
несоответствие кадрового состава отрасли требованиям квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 августа 2009 года N 593;
отсутствие преемственности содержания и технологий образования между уровнями образования, эффективных внутренних связей;
60 процентов заведующих и 20 процентов заместителей заведующих детских садов не имеют высшего образования;
требует систематизации и повышения эффективности работа с одаренными детьми района.
Отрасль "Образование" Ханты-Мансийского района по оценке эффективности деятельности за 2009 года заняла 22 место среди всех муниципальных образований района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В основном большую роль в этом сыграл большой объем не-эффективных расходов (22 место), в том числе по управлению кадровыми ресурсами (20 место) и низкая наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях (22 место). Количество учителей и прочего персонала в школе формируется в зависимости от количества учебных часов по базисному учебному плану. А в связи с исторически сложившейся низкой плотностью населения Ханты - Мансийского района (3,5 человека на 10 квадратных километров) - 89,3 процента школ являются мало-комплектными и фактическое значение наполняемости классов в среднем на 35 процентов ниже нормативного значения. Географическая удаленность поселений друг от друга, отсутствие централизованного электроснабжения, низкая транспортная доступность (круглогодичное сообщение имеют только пять населенных пунктов, д. Согом обслуживается авиатранспортом девять месяцев в году) в Ханты - Мансийском районе не позволяют провести укрупнение общеобразовательных учреждений. Одной из острейших проблем российской системы образования в целом, и системы образования района в том числе, является проблема финансового обеспечения малокомплектных сельских школ ввиду высокой стоимости обучения в них учащихся (норматива бюджетного финансирования в расчёте на одного учащегося). Прирост стоимости обучения одного учащегося в мало-комплектной школе значительно выше прироста стоимости обучения одного учащегося в полнокомплектной школе, то есть стоимость образовательной услуги в малокомплектной школе растёт быстрее, чем этот же показатель по другим школам. Увеличение затрат на одного учащегося общеобразовательных учреждений связано с ростом заработной платы работников системы общего и дополнительного образования в связи с введением новой системы оплаты труда и увеличением объёма средств, направленных на улучшение материально-технической базы системы образования, и инвестициями в строительство новых школ и детских садов. Федеральным законом "Об образовании" установлено, что норматив финансирования малокомплектных сельских образовательных учреждений должен учитывать все затраты, независимо от количества обучающихся. По показателям, непосредственно характеризующим деятельность образовательных учреждений и предоставленные ими услуги, сфера "образование" Ханты-Мансийского района занимает места в первой десятке.
Принятие новой Программы даст новый мощный импульс развитию системы образования, достижению качественных результатов по наиболее приоритетным направлениям, однако ее реализация требует скоординированной деятельности администрации района и комитета по образованию. Важно также в условиях инвестирования в систему образования дополнительных финансовых средств обеспечить их рациональное использование и получение максимального социального эффекта.
Все вышесказанное предопределяет решение целей и задач целевой муниципальной программы "Новая школа Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы" на территории района программными средствами и обосновывает целесообразность разработки и реализации данной Программы.
3. Цели и задачи программы
Цели и задачи Программы приведены в паспорте Программы.
Система показателей, характеризующих результаты реализации Программы, указана в приложении 1 к Программе.
4. Сроки и этапы реализации программы
Сроки и этапы реализации Программы: 2011 - 2013 годы:
I этап - 2011 год,
II этап - 2012 год,
III этап -2013 год.
5. Перечень основных мероприятий Программы
В систему мероприятий по реализации Программы включены комплексные меры, обеспечивающие достижение конечных целей реализации Программы.
Программные мероприятия направлены на решение тактических задач Программы в рамках:
I подпрограммы "Инновационное развитие образования",
II подпрограммы "Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса",
III подпрограммы "Развитие материально-технической базы сферы образования".
Достижение поставленных целей, решение задач Программы предполагается путем выполнения комплекса программных мероприятий (приложение 2 к Программе).
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 30 сентября 2011 г. N 184 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Механизм реализации программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете района на реализацию Программы на очередной финансовый год, осуществляет субъект бюджетного планирования - администрация Ханты-Мансийского района.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов финансовой поддержки и будет осуществляться на основе договоров, заключаемых администрацией Ханты-Мансийского района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система управления реализацией Программы предполагает локальное нормативное закрепление ответственности выполнения мероприятий за специалистами комитета по образованию администрации Ханты-Мансийского района.
Подготовка ежегодного отчета о выполнении Программы, представление информации главе администрации района, депутатам Думы района и доведение информации до жителей района.
7. Оценка ожидаемой эффективности программы
Эффективность Программы складывается из социально-педагогических эффектов, получаемых в результате реализации программных мероприятий.
В результате реализации Программы к окончанию 2013 года в системе образования района будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования и достигнуты следующие целевые показатели:
увеличение охвата услугами дошкольного образования детей раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет) до 63 процентов (01.10.2010 - 50 процентов);
увеличение доли общеобразовательных учреждений, оснащенных современным учебным и компьютерным оборудованием, до 50 процентов (01.10.2010 - 7 процентов);
увеличение доли общеобразовательных школ, осуществляющих электронный документооборот, до 100 процентов (01.10.2010- 57 процентов);
увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих мониторинг индивидуальных достижений учащихся, до 50 процентов (01.10.2010- 20 процентов);
увеличение доли образовательных учреждений, оборудованных всеми средствами пожарной, антитеррористической безопасности: дошкольных - до 80 процентов (01.10.2010 -74 процента), общего образования - до 82 процентов (01.10.2010 -76 процентов);
увеличение доли образовательных учреждений, отвечающих современным условиям по осуществлению образовательного процесса: дошкольных - до 40 процентов (01.10.2010 - 36 процентов), общего образования - до 25 процентов (01.10.2010 - 7 процентов);
увеличение количества вновь введенных мест в учреждениях дошкольного образования - до 100 мест (01.10.2010 - 0 процентов).
Мероприятия Программы позволят также создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить степень удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 30 сентября 2011 г. N 184 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Механизм контроля за исполнением программы
Контроль за реализацией долгосрочной целевой Программы осуществляет заместитель главы администрации района по социальным вопросам.
Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно предоставляется в уполномоченный орган.
Контроль за исполнением Программы даст возможность повысить эффективность работы как образовательных учреждений - участников процесса, так и финансовых вложений посредством инструментов, принятых для достижения поставленных целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.