Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Мегиона от 28 декабря 2012 г. N 3072 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Приложение 1
к постановлению администрации г. Мегиона
от 15 октября 2012 г. N 2324
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и
энергобезопасности муниципального образования городской округ Мегион
на период 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года"
28 декабря 2012 г.
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и
энергобезопасности муниципального образования городской округ Мегион
на период 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года"
(далее - целевая Программа)
Наименование Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности городского округа город Мегион на период 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Дата и номер муниципального правового акта об утверждении долгосрочной целевой программы |
Постановление администрации города от "____" ___________ N____"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности городского округа город Мегион на период 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Разработчик Программы |
общество с ограниченной ответственностью "Уральский Центр Энергосбережения и Экологии", управление жилищно-коммунального комплекса администрации города |
Исполнители программы |
Управление жилищно-коммунального комплекса администрации города, муниципальные бюджетные учреждения городского |
Координатор программы |
Управление жилищно-коммунального комплекса администрации города |
Цель программы |
улучшение качества жизни населения города за счет реализации энергосберегающих мероприятий; удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики в энергетических ресурсах; устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса города; оптимизация расходной части бюджета города за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы; снижение размера платежей населения города и хозяйствующих объектов за энергетические ресурсы; создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Нормативные документы, на основании которых принята программа |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп; Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-р "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Основные задачи Программы |
1. Создание условий для реализации муниципальных целевых индикаторов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и энергобезопасности. 2. Создание организационно-технических и нормативно-правовых условий, направленных на реализацию энергосбережения и исключение необоснованного расходования первичных топливно-энергетических ресурсов и всех видов энергии. 3. Сокращение потерь энергоресурсов, снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса, обеспечение доступности для населения и бизнеса всех видов энергии. 4. Создание условий для реализации государственно-частного партнерства в энергоемких отраслях производства, бюджетной, жилищной и коммунальной сферах, привлечение к сотрудничеству на рынке производства и обслуживания энергетического оборудования, генерации и распределения энергии хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса. 5. Формирование у населения знания и навыки энергосбережения с использованием региональных информационных ресурсов и инновационных технологий |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2020 годы: I этап - 2013-2015 годы; II этап - 2016-2020 годы |
Перечень основных мероприятий |
1. Социально-экономическая и экологическая эффективность целей и целевых показателей деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности по секторам (направлениям деятельности) и иерархическим уровням: Энергосбережение при производстве и передаче ресурсов; Энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе; Энергосбережение в бюджетных учреждениях; Энергосбережение на муниципальном транспорте; Реконструкция и модернизация существующих котельных и тепловых сетей с целью достижения качественного теплоснабжения населения; 2. Процедура планирования и анализа деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3. Регламенты и стимулирующие механизмы взаимодействия организаций, ведущих хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, между собой и с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере энергосбережения; 4. Механизмы контроля деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 5. Совершенствование нормативно-правовой, методической базы и системы энергетического менеджмента. 6. Финансирование и управление реализацией программы |
Объемы и источники финансирования |
Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджета муниципального образования и автономного округа на соответствующий год, согласно внесению изменений в приложение 2 к настоящей программе: на реализацию Программы в 2013-2015 годах планируется направить - 257 086,04тыс. руб., в том числе: бюджет автономного округа - 300,00 тыс. руб.; бюджет городского округа - 6 000,00 тыс. руб; средства предприятий, учреждений - 250 786,04 тыс. руб. по годам: 2013 год - 131776,02 тыс. руб., в том числе: бюджет автономного округа - 300,00 тыс. руб.; бюджет городского округа - 2 000,00 тыс. руб.; средства предприятий, учреждений - 129 476,02 тыс. руб. 2014 год - 43 774,51 тыс. руб., в том числе: бюджет автономного округа - 0,00 тыс. руб.; бюджет городского округа - 2 000 тыс. руб.; средства предприятий, учреждений - 41 774,51 тыс. руб. 2015 год -81 535,51 тыс. руб., в том числе: бюджет автономного округа - 0,00 тыс. руб.; бюджет городского округа - 2 000,00 тыс. руб.; средства предприятий, учреждений - 79 535,51 тыс. руб. на реализацию Программы в 2016-2020 годах планируется направить - 275 419,62 тыс. руб., в том числе: бюджет автономного округа - 0,00 тыс. руб.; бюджет муниципального образования - 0,00 тыс. руб.; средства предприятий, учреждений - 275 419,62 тыс. руб. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели долгосрочной целевой программы (непосредственные) |
прекращение без учетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из бюджета; создание действенного экономического механизма стимулирования энергосбережения; сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики; суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов |
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели эффективности |
обеспечение 100% учета потребления ТЭР в бюджетной сфере и жилом секторе; составление энергетических паспортов всех объектов бюджетной сферы, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; привлечение жителей города к процессу экономии и обеспечение снижения потребления энергоресурсов в жилом фонде до 2020 года. По результатам внедрения мероприятий к 2020 году годовая экономия потребления энергоресурсов в жилищном фонде ожидается 8,876 тыс.т.у.т.(тонн условного топлива) в год. По результатам внедрения мероприятий к 2020 году годовая экономия потребления энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях ожидается 0,480 тыс. т.у.т. (тонн условного топлива) в год |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Повышение эффективности использования энергоресурсов на сегодняшний день является одной из приоритетных задач российской экономики.
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности городского округа Мегион на период 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года", (далее - Программа) направлена на активизацию практических действий в сфере энергосбережения с целью повышения уровня энергоэффективности города и реализации мер государственной политики энергосбережения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Программа в первую очередь нацелена на продвижение энергосбережения на территории муниципального образования, создания элементов системы управления и мониторинга энергоэффективностью города, а также на реализацию первоочередных задач по оснащению объектов жилого сектора и бюджетной сферы приборами учета, проведению работ по энергетическому обследованию и паспортизации.
Муниципальное образование - город Мегион расположен на востоке Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На его территории проживает 55,780 тыс. человек, в том числе поселок городского типа Высокий 7 тыс. чел. Площадь территории города составляет 50,51 кв.км.
Город Мегион является энергозависимым муниципальным образованием. Производство электрической энергии за счет местных ресурсов отсутствует.
Для коммунального хозяйства городского округа город Мегион в настоящее время характерны следующие проблемы:
значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурсов и недостаточной технологической дисциплиной;
значительная протяженность сетей, большой объем потерь в сетях;
несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню;
низкая платежеспособность потребителей;
замедление и сокращение в условиях кризиса реконструкции и ввода новых производственных мощностей.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программным методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение энергоэффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действия поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования тарифов на энергоресурсы и коммунальные услуги.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещаться в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Недостатками средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития на местном уровне.
5. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития муниципального образования.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
ограниченность источников финансирования программных мероприятий и неразвитость механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
неопределенность конъюнктуры и неразвитость институтов рынка энергосбережения.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития городского округа город Мегион.
Для решения вопроса повышения энергоэффективности городского округа город Мегион возможно применение комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.
Энергосбережение на предприятиях, осуществляющих регулируемые виды деятельности
Раздел разработан в соответствии с приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 4 (далее - Приказ).
Действие этого нормативно-правового акта распространяется на следующие организации:
Осуществляющие деятельность в сфере теплоснабжения:
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал", г. Мегион.
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоНефть", г. Мегион.
Общество с ограниченной ответственностью"СпецТеплоСервис", г. Мегион.
Осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
Общество с ограниченной ответственностью"СпецТеплоСервис", г.Мегион.
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал", г.Мегион.
Осуществляющие электроснабжение города:
Открытое акционерное общество "ЮТЭК-Мегион".
Приказ устанавливает требования к регулируемым организациям в части:
целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программу в области энергосбережения и энергетической эффективности;
показателей энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемых организаций.
Далее перечислены общие мероприятия по повышению энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Мероприятия по повышению энергоэффективности в теплоэнергетическом комплексе
В городском округе город Мегион источником теплоснабжения является котельная "Южная" общей теплопроизводительностью 330 Гкал/час. Теплоносителем служит перегретая вода с параметрами 130/80єС со срезкой температурного графика на 70єС в переходный период "весна - осень". Потребителями тепла являются жилые дома капитального и некапитального исполнения микрорайонов и жилых поселков, объекты соцкультбыта и промышленные площадки города. Общая нагрузка по городу составляет 210 Гкал/час в том числе на горячее водоснабжение 17 Гкал/час.
Для снижения температуры теплоносителя с 130єС до нормированной для жилых зданий 95єС в домах капитального исполнения на индивидуальных тепловых пунктах установлены элеваторы или подмешивающие насосы. Для теплоснабжения потребителей, проживающих в домах некапитального исполнения, существуют 4 подмешивающие станции, 5 тепловых пунктов, работающих как подмешивающие станции, и один тепловой пункт, работающий по независимой схеме. Теплоснабжение объектов промышленных зон осуществляется через 2 подмешивающие станции и 6 тепловых пунктов.
В городе эксплуатируется 19 ЦТП, которые обеспечивают горячее водоснабжение части домов капитального исполнения. Остальная часть обеспечивается ГВС от индивидуальных тепловых пунктов в домах. В домах некапитального исполнения и в жилых поселках горячее водоснабжение осуществляется за счет несанкционированного открытого разбора из систем отопления, величина которого составляет не менее 20% от теплопотребления объекта.
Магистральные сети от котельной "Южная" до города выполнены в подземно - надземном исполнении и имеют протяженность ~ 2 км. Тепловые сети микрорайонов подземные, жилых поселков и промышленных зон в надземном исполнении, проложены совместно с водопроводом. Протяженность сетей теплоснабжения 75,2 км, в том числе сетей ГВС 4,1 км.
Котельная "Северная" подключена к магистральным сетям с котельной "Южная", в отопительный период не работает, является резервной. В летний период времени эксплуатируется на нужды ГВС. Котельная больничного комплекса является аварийной (резервной) работает на жидком топливе только во время ремонтов на тепловых сетях.
Источником теплоснабжения п.г.т.Высокий является отопительная котельная "Центральная" общей теплопроизводительностью 49,6 Гкал/час. Теплоносителем для левосторонней части поселка является вода с параметрами 95/70єС, для правосторонней части 115/70єС. Для снижения температуры теплоносителя с 115єС до 95єС предусмотрены 2 тепловых пункта, работающих по смесительной схеме. Основным потребителем тепла являются индивидуальные жилые дома и дома одно-, двухэтажной застройки различной степени благоустройства. Нагрузка поселка 39 Гкал/час.
Централизованным горячим водоснабжением охвачено около 30% потребителей, которое осуществляется двумя способами:
через два тепловых пункта с использованием теплообменников и теплоносителя котельной "Центральная" при достаточной температуре для ГВС;
от котлов, установленных на тепловых пунктах при недостаточной температуре теплоносителя для работы системы ГВС.
Способ прокладки тепловых сетей в основном надземный совместно с водопроводом. МУП "Тепловодоканал" обслуживается 148 км тепловых сетей включая сети ГВС.
Средний удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал муниципальными котельными в 2009 году составил 31,11 кВт.час/Гкал.
Средний удельный расход газа на выработку 1 Гкал составил 130,49 м. куб./Гкал, удельный расход воды на выработку 1 Гкал составил 0,59 м. куб. /Гкал.
Система теплоснабжения города находится в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют показатели деятельности предприятий: расход на собственные нужды котельных составляет 2,62 % от выработки, потери в сетях - 29,5 %. В связи с централизацией теплоснабжения и закрытием малых котельных, работавших на жидком топливе, разбросанности потребителей, протяженность тепловых сетей возросла, а также и потери при транспортировке тепла.
Выработано 806,821 тыс. Гкал тепловой энергии. Полезный отпуск составил - 554,013 тыс. Гкал, потери составили 29,5 %. Из общего полезного отпуска тепловой энергии потреблено населением 50,5 %, бюджетными организациями - 8,9 %, прочими потребителями - 40,6%.
Расчет удельных показателей эффективности деятельности МУП "Тепловодоканал", определенных в соответствии с Приказом, показал, что несмотря на невысокий уровень загрузки, организации в целом выполняют требования РСТ Ханты-Мансийского автономного округа -Югры.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ определено, что организации с участием муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ.
Исходя из фактических и плановых показателей энергетической эффективности заложенных в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности МУП "Тепловодоканал", что предприятие планирует последовательно снижать удельные расходы энергоресурсов и величину потерь.
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности в теплоэнергетическом комплексе необходимо сосредоточить на снижении удельного расхода электроэнергии на выработку 1 Гкал, снижение уровня потерь при транспортировке тепловой энергии и поддержание достигнутого уровня энергоэффективности.
Суммарный потенциал энергосбережения муниципального образования при производстве и транспорте тепловой энергии определен путем сопоставления текущих значений удельных показателей потребления энергоресурсов при производстве и транспорте тепловой энергии с нормативами и лучшими практиками. Он составляет около 6,486 тыс. т у.т. и распределяется следующим образом:
5,119 тыс. т у.т. - модернизация теплосетевого хозяйства в части снижения потерь теплоносителя,
1,356 тыс. т у.т. - модернизация теплосетевого хозяйства в части снижения потребления электроэнергии при производстве и транспорте тепловой энергии.
Вместе с тем точное определение потенциала энергосбережения при производстве и транспортировке тепловой энергии и перечень мероприятий по энергосбережению рекомендуемых для реализации невозможен без проведения аудита фактического состояния систем теплоснабжения муниципального образования. Указанную работу целесообразно провести в рамках разработки схемы теплоснабжения муниципального образования. Кроме того актуализированная схема теплоснабжения муниципального образования позволит увеличить загрузку энергоэффективных источников тепловой энергии.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" разработка схемы теплоснабжения городского округа город Мегион запланирована в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" и будет выполнена за счет средств окружного бюджета.
Повышение энергоэффективности в электрических сетях и наружном освещении
Энергосбытовой компанией для потребителей муниципального образования является открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания". Городской округ запитан от сетей 220/110 кВ НВЭС открытого акционерного общества "Тюменьэнерго". Сети электроснабжения находятся в собственности Администрации. По результатам проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества, состоявшегося 20.07.2010, в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", объекты энергоснабжения переданы по договору аренды движимого имущества от 21.07.2010 N 51-07/2010 открытому акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети". По договору подряда обслуживание электрических сетей выполняет открытое акционерное общество "Городские электрические сети".
В единой схеме электроснабжения города задействованы 7 подстанций 35/10/6 кВ, 152 единицы трансформаторных подстанций и распределительных пунктов на объекты жилья, соцкультбыта и производственной сферы, воздушные и кабельные линии общей протяженностью 312 км. В городе имеется 12 автономных дизельных электростанций, установленной мощностью 5330 кВт.
Общая протяженность линий уличного освещения составляет 83 км. Общее количество светильников уличного и внутриквартального освещения - 2121 шт.
Средний физический износ принадлежащих им сетей составляет и трансформаторных подстанций 84%
Общий объем покупки электрической энергии энергосбытовой компанией составляет более 231 млн кВт*час в год. Потери в сетях составляют 12,06 % (при среднем показателе по Ханты-Мансийскому автономному округу в 10,6 %).
Основными потребителями электрической энергии являются промышленные предприятия, потребляющие более 96,1 млн. кВт*час в год - 51%. На втором месте по уровню потребления - население - 41 % - около 76,9 млн. кВт*ч в год. Бюджетная сфера потребляет 7,5 % общего потребления электрической энергии муниципальным образованием, что составляет около 14 млн. кВт*ч. в год.
С целью модернизации электросетевого хозяйства муниципального образовании открытое акционерное общество "Городские электрические сети" совместно с администрацией города на основании Стратегии социально-экономического развития муниципального образования разработать Стратегию развития электросетевого хозяйства муниципалитета. Программа должна быть основана на результатах энергетического обследования организации и учитывать требования, установленные приказом РСТ Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры от 31.03.2011 N 14.
На основании Стратегии развития электросетевого хозяйства и результатов энергетического обследования компании, открытое акционерное общество "Городские электрические сети" необходимо в соответствии с требованиями Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ разработать/доработать собственную программу энергосбережения.
Повышение энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения
Деятельность в сфере системах водоснабжения и водоотведения городского округа город Мегион осуществляется МУП "Тепловодоканал".
Водоснабжение города Мегиона осуществляется от двух водозаборов подземных вод.
Основной Водозабор N 1 - расположен в Северо-западной части города. Водозабор эксплуатируется с 1976 года и в настоящее время обеспечивает ~ 81 % потребности города в воде питьевого качества. Он состоит из 19 эксплуатационных и 10 наблюдательных скважин.
Очистка артезианской воды от водозабора N 1 до питьевого качества проводится на водозаборных очистных сооружениях (ВОС), расположенных по улице Кузьмина.
Проектная производительность ВОС 12 тыс. м2/сут., фактическая производительность в периоды максимальной нагрузки от 12 до 14 тыс. м2/сут.
Водозабор N 2 расположен в городской черте, в пределах жилой застройки 13 микрорайона на берегу протоки Мега. Водозабор эксплуатируется с 1990 года и обеспечивает водой жителей 10, 11, 12, 13, 14, 15 микрорайонов города (около 10 тыс. человек) Мощность Водозабора N 2 - до 3 тыс. м2сут., он состоит из 5 эксплуатационных и 5 наблюдательных скважин.
Вода с водозабора N 2 поступает в разводящую сеть без очистки, по своим показателям качество воды соответствовало нормативным требованиям санитарным правил и норм, в настоящее время имеется незначительное превышение показателя качества по железу (0,37 - 0,4 мг/л), цветности (до 30 градусов) и мутности ( до 2 мг/л по каолину).
Существенные водопроводные сети представляют собой разветвленную в основном тупиковую сеть из стальных и частично полиэтиленовых труб.
Протяженность городской водопроводной сети составляет 79 км., включая магистральные водопроводы артезианской воды с водозабора до ВОС и котельной "Южная". Средний диаметр трубопроводов 149 мм.
Водоснабжение поселка городского типа Высокий осуществляется от одного водозабора ВОС "Центральный", расположенного в западной части поселка.
Водозабор состоит из 5 скважин. Очистка артезианской воды до питьевого качества производится на водопроводных очистных сооружениях производительностью 2,7 тыс. м2/сут. расположенных там же.
Существенные водопроводы сети поселка представляют собой разветвленную тупиковую сеть из стальных труб. Протяженность сетей водоснабжения составляет 66,8 км., средний диаметр трубопроводов 77 мм.
Установлены средства измерения горячей и холодной воды у потребителей: в 2008 году - 1069 шт. население, 4 шт. - бюджетные организации, в 2009 году - 1177 шт. население, 1 шт. - бюджетные организации.
Объем реализации по водоснабжению на 2010 год 4122,3 тыс. м2 на 2011 год 4113,7 тыс. м2, снизился на 8,6 тыс. м2, в связи с массовой установкой индивидуальных узлов учета расхода воды у потребителей.
Объемы рассчитаны на основании расчетных объемов включенные в договора с юридическими лицами, а население на основании действующих нормативов расхода коммунальных ресурсов с учетом фактического потребления по приборам учетам.
Средний удельный расход электроэнергии на подъем, очистку 1 м3 воды в 2009 году составил 1,5 кВт.час/м3, по автономному округу от 0,3 до 3,0 кВт.час/м3. Удельный расход эл.энергии на транспортировку воды 0,31 кВт*ч/м3
Хозяйственно-бытовые сточные воды от жилого массива и производственные сточные воды от предприятий города поступают по самотечной канализационной системе в приемный резервуар ГКНС (городской канализационной насосной станции) и далее с помощью насосов CD -450-56, работающих в автоматическом режиме, перекачиваются на очистные сооружения КОС -15000 полной биологической очистки с проектной мощностью 5475 тыс. м3/ год (15 тыс. м3/сут.). Учет сточных вод осуществляется с помощью ультразвукового расходомера - счетчика УРСВ -010.
Сточные воды от потребителей по самотечным коллекторам поступают на канализационные насосные станции 1, 2, 3, 4 микрорайоны, канализируются в КНС-1 и КНС-3. От КНС-1 стоки перекачиваются в районную канализационную насосную станцию (РКНС), оттуда напорными коллекторами Ду500 подаются на канализационные очистные сооружения (КОС), где проходят механическую и биологическую очистку. В КНС-6 поступают сточные воды 6 мкр., спортивно-оздоровительный комплекс "Жемчужина" и КНС пожарного депо. Напорные коллектора КНС-3 КНС-6 подают сточные воды непосредственно на КОС. Протяженность сетей водоотведения 85,5 км., в том числе напорных 25,1 км.
Очистка сточных вод от потребителей производится на канализационных сооружениях.
Производительность канализационных очистных сооружений (КОС) города Мегиона 15 тыс. м2/сут., расположены в юго-западной части города. Удельный расход эл.энергии на транспортировку стоков - 1,01 кВт*ч/м3
Канализационные очистные сооружения города Мегиона в период максимальных нагрузок работают на полную мощность без резерва. Объемы воды из ливневой канализации, поступающие в самотечную хозяйственно-бытовую канализационную сеть города также поступают на КОС, так как очистных сооружений ливневой канализации нет. Расширение и реконструкция КОС не завершены, в настоящее время ведется строительство биореактора.
Существующие КНС технически устарели, имеют большой физический износ и не отвечают современным требованиям по категории надежности. Необходимо строительство новых РКНС КНС-1. протяженность сетей водоотведения 85,5 км., в том числе напорных 25,1 км.
Производительность канализационных очистных сооружений поселка городского типа Высокий КОС N 1 "Центральные" - 2 тыс. м2/сут., расположены в северо-западной части поселка, КОС N 2 (МПС) - 151 м2/сут., расположены в восточной части поселка.
Сточные воды от потребителей по самотечным коллекторам поступают на канализационные насосные станции (5 шт). Протяженность сетей водоотведения 30,2 км., в том числе напорных 7 км.
Объем реализации по водоотведению на 2010 год 3945,71 тыс. м2, на 2011 год 3910,304 тыс. м2, снизился на 35,406 тыс. м2, в связи с массовой установкой индивидуальных узлов учета расхода воды у потребителей.
Расчет удельных показателей эффективности указанных организаций, определенных в соответствии с Приказом, показал, что, организация выполняют требования РСТ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части соответствия удельных расходов электроэнергии на водоснабжение и водоотведение рекомендованным нормативам.
Исходя из фактических и плановых показателей энергетической эффективности заложенных в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности МУП "Тепловодоканал" видно, что предприятие планирует последовательно снижать удельные расходы энергоресурсов и величину потерь.
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения необходимо сосредоточить на снижении удельного расхода электроэнергии на водоснабжение и водоотведение и поддержание достигнутого уровня энергоэффективности.
Для этого следует на основании Стратегии социально-экономического развития муниципального образования разработать Стратегию развития системы водоснабжения и водоотведения муниципалитета.
На основании данной Стратегии и в соответствии с результатами энергетического обследования систем водоснабжения и водоотведения, проводимыми муниципальным унитарным учреждениям "Тепловодоканал" должен разработать собственную программу энергосбержения и согласовать ее с РСТ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Энергосбережение в бюджетных учреждениях
В городском округе город Мегион на сегодняшний день насчитывается 197 бюджетных объектов.
Суммарное годовое ресурсопотребление бюджетными организациями составляет: 264,98 тыс. куб. м воды; 57,753 тыс. Гкал/год тепловой энергии; 21,409 млн. кВт*час/год электроэнергии.
В соответствии с 261-ФЗ в регионе идет активная работа по установке приборов учета потребления ТЭР и воды бюджетными учреждениями. На сегодняшний день обеспеченность приборами учета составляет:
Приборы учета воды холодной воды 120 шт.
Приборы учета горячей воды 56 шт.
Приборы учета тепловой энергии 70 шт.
Приборы учета электроэнергии 196 шт.
Расходы бюджета на оплату коммунальных услуг составляют: 81,133 млн. руб., из них:
на оплату услуг водоснабжения и водоотведения- 10,172 млн. руб.;
услуг теплоснабжения - 50,157 млн. руб.;
услуг электроснабжения - 27,403 млн. руб.
Удельный расход тепловой энергии в бюджетной сфере составляет 0,276 Гкал/кВ.м. в год, что на 13,68% ниже среднего удельного теплопотребления объектами бюджетной сферы ХМАО.
Удельный расход электрической энергии составляет 102,4 кВт*час/кВ.м в год, что на 1,37% выше среднего значения по бюджетной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Данные значения ключевых показателей энергетической эффективности для бюджетной сферы свидетельствуют о том, что электрохозяйство зданий находятся в хорошем состоянии и каких-либо значительных действий по кардинальному изменению ситуации с энергообеспечением не требуется.
Собственно потенциал энергосбережения на организациях бюджетной сферы по тепловой энергии составляет порядка 5-10 % среднего теплопотребления по округу, что в денежном эквиваленте для города Мегион составляет около 2,388 млн. руб. в год.
Таким образом, на первоначальном этапе (до 2015 года) необходимо создать условия для поддержки высокого уровня энергоэффективности организаций бюджетной сферы (установить приборы учета, перейти на взаиморасчеты по показаниям приборов учета, разработать и апробировать комплекс стимулирующих и поддерживающих мероприятий по повышению мотивации к энергосбережению: работа с персоналом, финансовая поддержка).
Поскольку некоторые мероприятия по энергосбережению во многих случаях являются быстро окупаемыми (например, модернизация системы отопления, установка систем погодного регулирования, замена ламп накаливания на энергосберегающие), целесообразно передать эти мероприятия на энергосервис. С целью достижения максимальной эффективности использования бюджетных средств необходимо выделить соответствующие средства на субсидирование энергосервиса объектов бюджетной сферы. Это позволит повысить эффективность большего количества объектов при тех же затратах бюджета. Для апробации данного механизма в городе Мегион необходимо определить муниципальное унитарное предприятие (МУП) с достаточно хорошими показателями для получения кредитов под энергосервисные договора (МУП должен располагать собственными средствами для финансирования 20-30% расходов по энергосервисным договорам - для 5 учреждений эта сумма может составить 2-3 млн. рублей). МУП может временно выполнять функции энергосервисной компании для бюджетных учреждений.
Энергосбережение в жилом секторе
Жилой фонд города Мегион насчитывает 1110,5 тыс. кв. м. общей жилой площади (включая п.г.т. Высокий), из которой 1027,0 тыс.м2 (92,48%) составляет многоквартирный фонд и 83,5 тыс.м2 (7,52%) - частный фонд. Население города 51600 чел. в год потребляет 93033 тыс. кВт*ч/год. электроэнергии, 326,39 тыс.Гкал/год тепла, 3517.59 тыс.м3 воды.
Удельное потребление тепловой энергии составляет: 0,294 Гкал/м2 в год, водоснабжение - 186,77 л/чел в сутки (суммарно горячей и холодной воды), 1,802 кВт*ч/чел в год электроэнергии.
На сегодняшний день оснащенность приборами учета энергоресурсов жилых домов г.Мегион составляет:
Установлено приборов учета холодной воды 71 шт. (необходимо установить 436 шт.)
Установлено приборов учета горячей воды 36 шт. (требуется установить 140 шт.)
Установлено приборов учета тепла на отопление 104 шт. (требуется установить 101 шт.).
Общий потенциал повышения уровня энергоэффективности в жилом фонде составляет 8876,22 тыс. т.у.т., в том числе экономия тепловой энергии по централизованному теплоснабжению 5,524 тыс. т.у.т;
Таким образом, на первоначальном этапе реализации Программы (до 2015 года), необходимо:
перевести всех потребителей энергоресурсов, на оплату потребляемых ТЭР и воды по показаниям приборов учета.
апробировать систему энергосервисных договоров на установку и техническое обслуживание установленных инженерных систем.
Пропаганда энергосбережения
Цель пропаганды энергосбережения - вовлечение в этот процесс населения и организаций автономного округа путем формирования общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения.
Максимальная эффективность пропаганды энергосбережения может быть достигнута в городах автономного округа при условии тесного контакта населения и территориальных органов исполнительной власти.
Основным мероприятием в данном секторе является участие муниципального образования в реализации работы по пропаганде энергосбережения, проводимой на уровне округа в рамках реализации окружной программы энергосбережения, в т.ч.:
организация и проведение пресс-конференций с участием представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа по вопросам реализации долгосрочной целевой программы и реализации проекта по заключению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере и жилом секторе города Мегион;
производство и размещение социально-значимой информации на наружных информационных поверхностях в муниципальных образованиях (баннеры, брандмауэры);
изготовление и размещение социальных видеороликов по тематике информационной кампании;
проведение широкомасштабной информационной кампании, направленной на создание положительного отношения граждан к оплате потребленных энергоресурсов по показаниям приборов учета.
рассылка жителям муниципального образования и бюджетным учреждениям информационных брошюр с разъяснениями в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Характеристика ресурсопотребления и потенциал энергосбережения в городском округе город Мегион
Ресурсообеспечение города осуществляется несколькими организациями.
Теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение города Мегион
Основным источником тепловых ресурсов и воды в городе Мегион является МУП "Тепловодокал".
В настоящий момент предприятие эксплуатирует:
Котельная "Южная" работает на газообразном топливе с 3-мя водогрейными котлами КВГМ-100-150 и 2-мя паровыми котлами ДЕ-25-14, суммарной производительностью 330 Гкал/час. Котельная предназначена для покрытия тепловых нагрузок потребителей города Мегион.
Котельная "Северная" работает на газообразном топливе, в работе 4 котла 120 Гкал/час, установлено 14 котлов суммарной производительностью 172 Гкал/час - находится в резервном состоянии. Котельная предназначена для покрытия пиковых нагрузок отопления и нагрузок ГВС в летний период. Находилась в аренде у Открытое акционерное общество "СлавНефтьМегионНефтегаз" до августа 2010 года.
Обе котельные работают в одну сеть. Подключенная расчетная тепловая нагрузка г. Мегиона - 220 Гкал/час, в том числе на ГВС 18 Гкал/час;
Котельная "Больничного комплекса" работает на жидком топливе, производительность 1,8 Гкал/час. Предназначена для обеспечения горячим водоснабжением "Больничного комплекса" в летний ремонтный период года.
Тепловые пункты (ТП) - 4шт, работающих на нужды отопления, 19 центральных тепловых пунктов (ЦТП) на нужды горячего водоснабжения (ГВС);
Тепловые сети протяженностью 75,2 км в двухтрубном исполнении, в том числе сети горячего водоснабжения - 4,1 км.
В п.г.т.Высокий Муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал" эксплуатирует:
Котельная "Центральная" работает на газообразном топливе, установлено 5 котлов общей производительностью 59,6 Гкал/час. На жилые поселки "Зеленый", "СМП", "МПС" работают водогрейные котлы КВГМ - 10 (2 ед.). На остальную жилую застройку работают паровые котлы - ДЕ 25/14 - 2ед., ДЕ 16/14 -1ед.
Котельная "УБР" работает на жидком топливе (нефти) для нужд ГВС, производительность 4 Гкал/час, подключенная нагрузка 0,8 Гкал/час. Котельная работает также в режиме теплового пункта в зависимости от температуры наружного воздуха.
Котельная "МПС" на жидком топливе (нефти) производительностью 1,8 Гкал/час, подключенная нагрузка 0,4 Гкал/час. Находится в резерве, работает как ЦТП.
Тепловые пункты (ТП)- 2 шт. работают на отопление поселок "Зеленый" и "СМП";
Основными потребителями тепловой энергии являются:
Бюджетные потребители - 10,35%
Население - 55,84%
Иные потребители (в том числе на собственные нужды) - 33,82%
Водозаборы - предназначены для подъема и перекачки артезианской воды на городские водоочистные сооружения и котельную "Южная". Обеспечивают водой городских потребителей (жилые, общественные здания и сооружения, промышленные предприятия, объекты соц. культ быта, и т.д.):
Водозабор N 1 производительностью 21240 м3/сут с 25 скважинами (19 эксплуатационных и 6 наблюдательных);
Водозабор N 2 производительностью 3000 м3/сут с 9 скважинами (5 эксплуатационных и 4 наблюдательных).
Одиночные водозаборы производительностью 312 м3/сут.
Всего установленная мощность водозаборов 24552 м3/сут.
Водоочистные сооружения (ВОС) предназначены для подъема, очистки и передачи питьевой воды потребителям (жилым, общественным зданиям и сооружениям, предприятиям, объектам соцкультбыта, и т.д.) Проектная производительность 12000 м3/сут.
Водопроводные сети протяженностью 79 км, в том числе 52,4 км хоз. питьевого водоснабжения, и 26,6 км технологических водоводов.
Канализационные очистные сооружения (КОС) предназначены для очистки хоз. бытовых стоков от городских потребителей (жилых, общественных зданий и сооружений, промышленных предприятий, объектов соц. культ быта, и т.д.). Производительность 15000 м3/сут.
Канализационные сети протяженностью 85,5 км, в том числе
самотечные 60,4 км,
напорные 25,1км.
Канализационные насосные станции (КНС) - 12 станций предназначены для приема и перекачки хоз-бытовых стоков от городских потребителей на КОС.
Водозабор "Центральный" производительностью 4320 м3/сут с 5 рабочими скважинами;
Водозабор на котельной "Центральная" с 3 скважинами для обеспечения технических нужд котельной.
Водоочистные сооружения производительностью 2700 м3/сут.
КОС "Центральный" производительностью 2000 м3/сут.
КОС "МПС" производительностью 151 м3/сут;
(КНС) -6 станций;
Тепловые сети 71,7 км в двухтрубном исполнении, в том числе сети горячего водоснабжения - 7,2 км;
Водопроводные сети протяженностью 66,8 км хоз-питьевого водоснабжения.
Канализационные сети протяженностью 30,2 км, в том числе самотечные 23,2 км, напорные 7 км.
В г. Мегионе и п. Высокий введены в эксплуатацию водопроводные очистные сооружения, на которых применена новая технология очистки воды : атмосферная дегазация -аэрация воды, что по сравнению с барботажной технологией позволило в значительной степени сократить расход электроэнергии и обеспечить жителей питьевой водой, соответствующей всем параметрам ГОСТа.
Автоматизированная газораспределительная станция (АГРС) производительностью 150 тыс. м3 газа/ час.
Газопроводы высокого давления протяженностью 20,66 км.
Система электроснабжения города Мегиона
Энергосбытовой компанией для потребителей муниципального образования является открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания". Городской округ запитан от сетей 220/110 кВ НВЭС открытое акционерное общество "Тюменьэнерго". Степень износа линий электропередач по состоянию на 01.01.2007 составляет 35,77%, на 01.01.2008 - 37,14%, на 01.01.2009 - 38,50%. На головных подстанциях, а также подстанциях 35/10, 6 кВ существуют ограничения по приросту электрической мощности объектов МО.
Сети электроснабжения находятся в собственности Администрации, объекты энергоснабжения переданы по договору аренды открытому акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети". По договору подряда обслуживание электрических сетей выполняет открытое акционерное общество "Городские электрические сети".
Открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" с 2008 по 2010 год реализовала на территории городского округа город Мегион инвестиционный проект по созданию и внедрению автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета бытовых потребителей (далее АИИСКУЭ-НП).
Основными потребителями электроэнергии в городе являются:
промышленная зона города - 51,41%
жилая застройка - 41,11%;
социально-культурные предприятия и учреждения - 7,48%.
В муниципальном образовании жилой и бюджетной сферами потребляется 384,143 тыс. Гкал, 90,912 млн. кВт*ч, 3782,57 тыс. куб.м. воды.
Общее потребление тепловой энергии коммунальной сферой в городе составляет 785,721 тыс. Гкал в год (отпуск в сеть), из которых:
554,013 тыс. Гкал в год - полезный отпуск тепловой энергии в сеть;
231,708 тыс. Гкал в год (29,5% от общего потребления) составляют потери в сетях;
57,753 тыс. Гкал в год (10,42% от полезного отпуска тепловой энергии в сеть)- потребление организациями бюджетной сферы;
326,39 тыс.Гкал в год (58,91% от полезного отпуска тепловой энергии в сеть) - потребление жилищным фондом;
169,87 тыс.Гкал в год - приходится на прочих потребителей (30,66% от полезного отпуска тепловой энергии в сеть).
Объекты теплоснабжения коммунальной инфраструктуры (котельные) потребляют 104938тыс м3 газа (119209,57 т.у.т.), 25100 тыс.кВт*ч электроэнергии (8032 т.у.т.), что суммарно составляет 127,242 тыс. т.у.т. на производство тепловой энергии.
Основными потребителями тепловых ресурсов в муниципальном образовании являются население и бюджетные потребители. На их долю приходится 69,33% (от полезного отпуска в сеть) тепловой энергии.
В целом характеристика энергосистемы города Мегион характеризуется следующими показателями:
Потери в электрических сетях составляют 12,06% (при среднем показателе по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 10,6%)
Потери тепловой энергии при транспортировке составляют для:
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал" - 29,5% (является поставщиком энергоресурсов для жилищно-коммунального сектора города)
Общество с ограниченной ответственностью "СпецТеплоСервис" - 4,9% (не является поставщиком для жилищно-коммунального сектора)
Открытое акционерное общество"ТеплоНефть" - 4,77% (не является поставщиком для жилищно-коммунального сектора)
Удельный расход топлива при производстве тепловой энергии составляет:
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал"148,24кг.у.т./Гкал, что ниже требуемого уровня в 153 кг.у.т./Гкал, но выше чем в среднем по ХМАО.
Открытое акционерное общество "ТеплоНефть" 124,16кг.у.т./Гкал, что ниже требуемого уровня в 153 кг.у.т./Гкал.
Общество с ограниченной ответственностью "СпецТеплоСервис" 128,15кг.у.т./Гкал, что ниже требуемого уровня в 153 кг.у.т./Гкал
Утечка и неучтенный расход воды в системе водоснабжения составил14,19%, что выше среднего показателя по Ханты-мансийскому автономному округу, равному 13%.
Удельный расход электрической энергии на водоснабжение и водоотведение составил 1,55кВтч/м3, что превышает показатели максимального норматива в соответствии с приказом РСТ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 14 (1 кВт*час/м3 на водоснабжение и 0,5 кВт*час/м3 на водоотведение).
Удельный расход воды на собственные нужды составил 6,19%, что выше максимального норматива согласно приказа РСТ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 14 (не более 6%).
Удельный расход тепловой энергии в бюджетной сфере составляет 0,276 Гкал/м2 в год, что на 13,68% ниже среднего удельного показателя по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Удельный расход электроэнергии на объектах бюджетной сферы составляет 102,3 кВтч/м2 в год, что выше (на 1,4%) среднего показателя по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Удельный расход тепловой энергии в жилом секторе составляет 0,294 Гкал/м2 в год, что выше среднего показателя по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на (1,35%).
Средний удельный расход электрической энергии, потребляемой жилым сектором в городе составляет 1,803 тыс.кВтч/чел в год, что на 33,4% выше среднего показателя по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Потенциал энергосбережения в городском округе оценен для бюджетного и жилого секторов, объектов коммунальной энергетики.
Оценка потенциала энергосбережения выполнена на основе анализа текущего уровня удельных показателей энергоэффективности в сравнении с существующими нормативами, лучшими практиками, имеющейся статистики по аналогичным процессам и технологиям.
Определение требуемого уровня показателя выполнено на основе существующего положения в анализируемой сфере и имеющихся возможностей округа.
При оценке потенциала использованы удельные показатели. Их значения принимались на основе исходной информации по муниципальному образованию, статистических данных ресурсопотребления и отчетов региональной службы по тарифам.
2. Основные цели и задачи программы, целевые показатели, показатели
экономической, бюджетной и социальной эффективности
Основной целью Программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в городском округе город Мегион за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий, организаций и потребителей, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы города на энергосберегающий путь развития.
Задачами программы являются сокращение расходов на оплату энергоресурсов в бюджетной сфере; сокращение бюджетных расходов на предоставление мер социальной поддержки населения на оплату жилищно-коммунальных услуг; снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии и воды; сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии; сокращение потерь тепловой и электрической энергии и воды; повышение уровня компетенции населения и специалистов в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.
Для мониторинга результативности реализации Программы энергосбережения используются показатели, утвержденные федеральными нормативно-правовыми актами: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".
В перечне содержатся общие целевые показатели, а также целевые показатели по отдельным видам энергетических ресурсов, целевые показатели для бюджетного сектора, жилищного фонда и транспортного комплекса.
Органы государственной власти муниципального образования ежегодно проводят корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
В этой связи планируется проведение ряда мероприятий, направленных на создание системы мониторинга потребления энергетических ресурсов основными потребителями.
Ожидается, что реализация программных мероприятий позволит:
Обеспечить годовую экономию энергоресурсов за счет мер программы по повышению эффективности использования ТЭР в бюджетной сфере в объеме не менее 0,480 тыс. т.у.т. в год к 2020 году
Обеспечить годовую экономию энергоресурсов за счет мер Программы по повышению эффективности использования ТЭР в жилом секторе в объеме не менее 8,876 тыс.т.у.т./год. к 2020 году.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
обеспечение 100% учета потребления ТЭР в бюджетной сфере и жилом секторе;
составление энергетических паспортов всех объектов бюджетной сферы, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
снижение до 2020 года расходов бюджета на оплату ТЭР на 15%;
привлечение жителей города к процессу экономии и обеспечение снижения потребления энергоресурсов в жилом фонде до 2020 года, в том числе:
расход потребления электроэнергии минимум на 20% при потенциале снижения потребления равном 33,3%;
расход потребления тепловой энергии на 5%;
расход потребления воды на 10%;
Целевые индикаторы и показатели долгосрочной целевой программы (непосредственные):
прекращение без учетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из бюджета;
создание действенного экономического механизма стимулирования энергосбережения;
сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики;
суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов.
3. Программные мероприятия
Все мероприятия Программы представлены в Приложении 1 к настоящей целевой Программе.
3.1. Система управления и мониторинга энергоэффективностью
Энергосбережение на муниципальном уровне является составной частью окружной системы энергосбережения, что требует создания единой системы управления энергоэффективностью в округе и созданию эффективных горизонтальных и вертикальных связей.
Контуры взаимодействия субъектов и объектов системы в процессе управления энергоэффективностью должны быть определены на основе:
целей и целевых показателей деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности по секторам (направлениям деятельности) и иерархическим уровням;
процедур планирования и анализа деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-регламентов и стимулирующих механизмов взаимодействия организаций, ведущих хозяйственную деятельность на территории субъекта РФ, между собой и с органами исполнительной власти субъекта РФ в сфере энергосбережения;
-механизмов контроля деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Важнейшим инструментом управления мероприятиями является оперативный мониторинг их реализации и оценки промежуточных результатов.
С этой целью в рамках реализации Федеральной программы энергосбережения формируется Государственная информационная система мониторинга и управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности (далее - ГИС).
Внедрение системы мониторинга и управления на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выполняется в рамках реализации окружной программы энергосбережения. В соответствии с программными мероприятиями, к концу 2012 года система должна функционировать на территории всего административного округа.
Порядок, периодичность и форма представления информации муниципальными органами власти для включения в ГИС на уровне округа формируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 20 "Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (далее - Постановление N 20).
Исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляют подготовку необходимой информации по формам, установленным Постановлением N 20, представляют ее в уполномоченный орган для включения в государственную информационную систему в соответствии с временным регламентом.
В качестве пилотного сектора для формирования элементов ГИС на уровне муниципального образования выбраны предприятия бюджетной сферы. Мероприятие предполагает разработку и внедрение механизма аналитических счетов на базе используемых в бюджетных учреждениях бухгалтерских компьютерных программ. Это позволит организовать сбор информации и автоматическое формирование ежемесячных отчетов о фактическом потреблении энергетических ресурсов.
3.2. Нормативное правовое обеспечение
Формирование эффективной окружной системы управления энергосбережением является межведомственной и межотраслевой задачей, для решения которой необходима разработка комплекса нормативно-правовых актов, направленных на создание взаимоувязанной многоуровневой системы: муниципальное образование - регион - федерация.
Необходимо развитие нормативно-правовой базы энергосбережения на муниципальном уровне, в том числе принятие документов по следующим направлениям:
приведение полномочий исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствие с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и актами законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по энергосбережению;
положение о Комиссии по энергосбережению в городе Мегион;
положение об энергетической паспортизации жилых зданий;
положение об энергетической паспортизации объектов социальной сферы;
порядок мониторинга энергопотребления жилых зданий;
порядок мониторинга энергопотребления объектов социальной сферы;
разработка (или принятие рекомендованной округом) методики ранжирования и выбора первоочередных объектов реализации энергосберегающих мероприятий (Бюджетная сфера, жилой сектор, коммунальная инфраструктура и прочие);
принятие формы технического задания на проведение энергетического обследования для учреждений бюджетной сферы;
разработка на уровне муниципалитета методических рекомендаций учреждениям бюджетной сферы и распорядителям бюджетных средств по планированию расходов на оплату энергоресурсов при наличии заключенного энергосервисного договора.
утверждение рекомендуемого перечня типовых энергосберегающих мероприятий, которые могут быть предложены управляющим компаниям для реализации по договорам оферты с оплатой в рассрочку.
утверждение рекомендованной формы договора оферты на реализацию энергосберегающих мероприятий в рассрочку с включением расходов в ежемесячные платежи по расчетам за жилищно-коммунальные услуги.
Мероприятия раздела представлены в Приложении 2.
4. Обоснование ресурсного обеспечения целевой Программы
Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются, исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ в процессе реализации мероприятий Программы будет уточняться в соответствии с выполненной проектной документацией, сметными расчетами. Оплата фактически выполненных работ будет производиться в соответствии с фактическим уровнем цен на применяемые материалы, приборы, поправочные коэффициенты на строительно-монтажные работы.
Мероприятия Программы и объемы их финансирования могут быть ежегодно откорректированы с учетом возможностей бюджетов всех уровней.
В целом на реализацию программы планируется направить 532 505,65 тыс. руб., в том числе:
бюджет автономного округа 300,00 тыс. руб.;
бюджет городского округа 6 000,00 тыс. руб.;
прочие источники финансирования 526 205,65 тыс.руб.
В ходе реализации Программы объемы и источники финансирования могут ежегодно корректироваться с учетом реальных возможностей бюджетов предприятий и результатов энергетических обследований.
Прочие источники финансирования программных мероприятий предусматривают средства предприятий и организаций всех форм собственности, средства компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
Результатом выполнения энергосберегающих мероприятий Программы является:
Создание системы поддержки и повышение уровня энерго эффективности муниципального образования городского округа город Мегион.
По результатам внедрения мероприятий к 2020 году годовая экономия потребления энергоресурсов в жилищном фонде составит 8,876 тыс. т. у.т. в год.
По результатам внедрения мероприятий к 2020 году годовая экономия потребления энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях составит 0,480 тыс. т.у.т. в год.
Согласно приложению 2 (Целевые показатели).
6. Показатели Программы:
В данном разделе приводится полный перечень показателей оценки Программы, сгруппированный по цели, направлениям и задачам.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются в сопоставимых условиях.
При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях учитываются, в том числе, изменения структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, несвязанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Целью расчета целевых показателей является определение механизма оценки эффективности мероприятий, включенных в Программу:
Целевые показатели определяются соотношением индикаторов расчетного года и года, предшествующего году начала реализации региональных и муниципальных программ.
Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе
Согласно приложению 2.1
7. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения.
7.1. Механизм реализации Программы заключается в выполнении всеми участниками Программы цикла "планирование - реализация - мониторинг" показателей и ресурсов для реализации мероприятий Программы по каждому муниципальному контракту.
Для этих целей формируется детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы, который уточняется координатором Программы не реже двух раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов. Реализация Программы осуществляется в соответствии с утверждаемым ежегодно Планом мероприятий по ее реализации.
7.2. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для муниципального финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
7.3. Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми муниципальные заказчики заключают муниципальные контракты по результатам конкурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7.4. Администрация города и структурные подразделения организуют работу по реализации Программы в рамках своих полномочий, принимают правовые акты в пределах своей компетенции, решают вопросы бюджетного финансирования, принимают участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования работ, контролируют ход реализации мероприятий Программы, рассматривают и проводят экспертизу дополнительных предложений и проектов, вносят предложения по корректировке программы, изменению очередности выполнения работы, разработке нормативных документов, связанных с реализацией Программы.
7.5. Управление жилищно-коммунального комплекса администрации города, как координатор Программы в ходе реализации Программы:
осуществляет контроль за деятельностью муниципальных заказчиков по выполнению мероприятий;
вносит главе города проекты распоряжений, постановлений и других необходимых для выполнения Программы документов, по которым требуется решение главы города;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации Программы;
с учетом выделяемых финансовых средств уточняет показатели выполнения Программы и затраты на реализацию ее мероприятий, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
ведет мониторинг результатов Программы;
инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
по завершении программы представляет главе города доклад о выполнении Программы, включая эффективность использования финансовых средств за весь период ее реализации.
7.6. Исполнители Программы:
- участвуют в составлении детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
- разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации ее мероприятий;
- осуществляют управление деятельности исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;
- осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, заключение муниципальных контрактов;
- согласуют с координатором Программы и заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- представляют координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
7.8. В целях обеспечения согласованности действий при реализации Программы может быть создан Координационный совет по энергосбережению.
8. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Администрация города осуществляет текущее управление реализацией Программы, несет ответственность за реализацию Программы, контролирует сроки реализации мероприятий Программы и объёмы их финансирования. Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией города.
Координатор Программы - Управление жилищно-коммунального комплекса администрации города, согласно Положению о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ, ежемесячно, в срок не позднее 15 числа, следующего за отчётным месяцем, представляет в департамент экономической политики администрации города отчёт о ходе реализации Программы.
Исполнители Программы ежемесячно, в срок не позднее 10 числа, следующего за отчётным месяцем, представляет в управление жилищно-коммунального комплекса администрации города отчёт о ходе реализации Программы.
Управлением жилищно-коммунального комплекса администрации города по окончании реализации Программы проводится оценка эффективности ее реализации. Информация о результатах оценки эффективности реализации Программы доводится до сведения главы города.
Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Порядком проведения ежегодной оценки эффективности реализации целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.