Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Мегиона
от 14 октября 2013 г. N 2351
Паспорт
муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион" на 2014 - 2016 годы"
Наименование муниципальной программы |
"Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион" на 2014-2016 годы" (далее Программа) |
Дата и номер муниципального правового акта об утверждении целевой программы |
Постановление администрации города от "____" __________2013 N _______ |
Разработчик Программы |
Департамент экономической политики администрации города Мегиона |
Исполнители Программы |
Департамент экономической политики администрации города Мегиона |
Координатор Программы |
Департамент экономической политики администрации города Мегиона |
Цель Программы |
Обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда |
Задачи Программы |
1) совершенствование государственного управления охраной труда в городском округе город Мегион; 2) развитие социального партнёрства между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями и общественными организациями для реализации государственной политики в области охраны труда; 3) снижение производственного травматизма; 4) улучшение условий труда в городском округе город Мегион. |
Перечень подпрограмм муниципальной программы, ведомственных программ и основных мероприятий |
1) Подготовка нормативных правовых актов, методических документов по охране труда. 2) Обеспечение деятельности отдела труда по осуществлению переданных полномочий по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда и по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях. 3) Участие в конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам социального партнерства, трудовых отношений и охраны труда, организуемых Департаментом труда и занятости населения ХМАО - Югры, научно-методическими центрами по охране труда. 4) Организация и проведение муниципального этапа смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений. 5) Обеспечение участия организаций в окружном этапе смотра конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений. 6) Организация и проведение муниципального этапа смотра-конкурса "Лучший специалист по охране труда". 7) Обеспечение участия специалиста по охране труда - победителя муниципального этапа смотра-конкурса "Лучший специалист по охране труда" в окружном этапе смотра-конкурса. 8) Организация и проведение на территории городского округа город Мегион эстафеты по охране труда. 9) Организация и проведение комплексных проверок и осуществление контроля совместно с органами надзора за обеспечением работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами в соответствии с установленными нормами; установлением компенсаций за тяжёлую работу с вредными и (или) опасными условиями труда; выполнением требований законодательства в сфере охраны труда. 10) Проведение семинаров, совещаний по вопросам улучшения условий и охраны труда с работодателями, специалистами по охране труда. 11) Изучение и распространение передового опыта работы по охране труда через организацию и проведение Дней охраны труда. 12) Оказание практической и методической помощи организациям в подготовке раздела "Улучшение условий и охраны труда" и приложений по охране труда в ходе разработки коллективных договоров. 13) Проведение экспертизы коллективных договоров, поступающих на уведомительную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства об охране труда. 14) Обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по охране труда и социально-трудовым отношениям. 15) Методическая помощь организациям в подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. 16) Организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в муниципальных учреждениях города. 17) Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов муниципальных учреждений. 18) Организация обучения руководителей и специалистов муниципальных учреждений города пожарно-техническому минимуму. 19) Проведение ежегодного анализа состояния условий и охраны труда в городском округе город Мегион, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. 20) Информирование населения через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях города. 21) Размещение на официальном сайте администрации актуальной информации по охране труда, информационно-справочных материалов, нормативных правовых актов по условиям и охране труда, в том числе для организаций малого и среднего бизнеса. 22) Содействие внедрению современных систем управления охраной труда. 23) Организация работы по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях. 24) Проведение комплексных мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда. |
Нормативные документы, на основании которых принята Программа |
1. Трудовой кодекс Российской Федерации; 2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.02.1998 N 2-оз "Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; 3. Постановление администрации города от 30.07.2013 N 1804 "О муниципальных программах городского округа город Мегион" |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014 - 2016 гг, один этап |
Финансовое обеспечение муниципальной программы |
Бюджет автономного округа и бюджет городского округа город Мегион Объём всего: 16339,85 тыс. руб.: 2014 - 7455,90 тыс. руб., в т.ч. окружной бюджет - 3125,80 тыс. руб.; местный бюджет - 4330,10 тыс. руб.; 2015 - 4388,75 тыс. руб., в т.ч. окружной бюджет - 2969,50 тыс. руб.; местный бюджет - 1419,25 тыс. руб.; 2016 - 4495,20 тыс. руб., в т.ч. окружной бюджет - 2969,50 тыс. руб.; местный бюджет - 1525,70 тыс. руб. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Снижение уровня пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчёте на 1000 работающих с 11 человек (0,3% на 1000 работающих) до 8 человек (0,2% на 1000 работающих); 2. Снижение количества пострадавших на производстве со смертельным исходом с 2 человек в расчёте на 1000 работающих (0,06% в расчёте на 1000 работающих) до 0 человек (0% в расчёте на 1000 работающих); |
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели эффективности |
1. Увеличение количества публикаций по вопросам охраны труда, размещенных на официальном сайте администрации города в сети Интернет и газете "Мегионские новости" с 25 до 49. 2. Увеличение количества организаций, расположенных на территории городского округа город Мегион, вовлечённых в работу по совершенствованию системы управления охраной труда посредством участия в смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда, с 5 организаций до 10. 3. Увеличение числа специалистов по охране труда городского округа город Мегион, вовлечённых в работу по повышению уровня профессиональных знаний, творческой активности, новаторства посредством участия в смотре-конкурсе "Лучший специалист по охране труда городского округа город Мегион", с 5 человек до 10. 4. Увеличение количества организаций, расположенных на территории городского округа город Мегион, вовлечённых в работу по совершенствованию системы управления охраной труда посредством участия в эстафете по охране труда, с 8 до 16. 5. Увеличение количества рабочих мест в муниципальных учреждениях города, на которых проведена аттестация по условиям труда, с 67% до 100%. 6. Увеличение количества руководителей и специалистов муниципальных учреждений города, ежегодно проходящих обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях, с 367 человек до 727. |
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Улучшение условий и охраны труда, сохранение здоровья работающего населения - чрезвычайно важная социально-экономическая задача. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания приводят к серьезным экономическим потерям, отрицательно влияют на состояние рынка труда, способствуют ухудшению демографической ситуации.
Так, за последние три года в организациях городского округа город Мегион произошло 38 несчастных случаев с тяжёлым и смертельным исходом: в 2010 - 14, в 2011 - 13, 2012 - 11; в которых пострадал 41 человек: в 2010 - 13, в 2011 - 17, в 2012 - 11; погибли 4 работника: в 2010 - 1, в 2011 - 1, в 2012 - 2. Из приведенных данных следует, что уровень производственного травматизма в организациях города достаточно высок. Значительная часть произошедших несчастных случаев вызвана типичными причинами организационного характера: нарушением требований охраны труда и техники безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, недостатками в обучении работников безопасности труда, нарушениями трудовой дисциплины и другими.
В результате проведенных медицинских осмотров выявлено 35 человек с подозрением на профессиональные заболевания, 4 человека получили инвалидность вследствие профессионального заболевания. При этом реальная картина может быть еще хуже, так как статистика не учитывает растянутые во времени факторы повреждений здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые "скрытые профессиональные риски", уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.
Одной из серьезной проблем является то, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в организациях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу. Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учёта, а порой и вопреки медицинским показаниям, так за период 2010-2012 гг. погибло на производстве 15 работников (в 2010 - 5, в 2011 - 4, в 2012 - 6) по причине общего заболевания, напрямую не связанного с производственной деятельностью.
Игнорирование работодателями требований охраны труда и отсутствие мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и находятся в сфере их прямой ответственности и экономической заинтересованности.
Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда. Поэтому только консолидированные усилия органов исполнительной власти, сторон социального партнёрства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.
В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда, позволит планомерно проводить в организациях города работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели. Её реализация требует совместных усилий администрации города, органов надзора и контроля, профсоюзов и работодателей.
Использование программно-целевого метода в системе управления охраной труда предусмотрено в действующем законодательстве, в том числе:
в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
в статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
в статье 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10.02.1998 N 2-оз "Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в соответствии с которой органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны труда разрабатывают, утверждают, обеспечивают реализацию территориальной целевой программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением.
Реализация Программы позволит обеспечить снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда и эффективно расходовать средства местного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы.
Основные цели и задачи Программы
Главная цель программы "Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион" на 2014-2016" - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счёт:
- совершенствования государственного управления охраной труда в городском округе город Мегион;
- улучшения условий труда, снижения уровня производственного травматизма;
- развития социального партнёрства между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципального образования, работодателями и общественными организациями для реализации государственной политики в области охраны труда.
Цель и задачи реализации муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион" на 2014-2016" основываются на системе целеполагания долгосрочного развития города, сформированной в рамках Стратегии социально-экономического развития города до 2020 года.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий муниципальной программы городского округа город Мегион "Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион" на 2014-2016 годы" предусмотрена на период с 2014 по 2016 годы и осуществляется в один этап.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств окружного бюджета, средств бюджета городского округа город Мегион.
Общий объём финансирования Программы составляет 16339,85 тыс. рублей.
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Средства окружного бюджета |
Средства бюджета городского округа город Мегион |
Средства окружного бюджета |
Средства бюджета городского округа город Мегион |
Средства окружного бюджета |
Средства бюджета городского округа город Мегион |
3125,80 |
4330,10 |
2969,50 |
1419,25 |
2969,50 |
1525,70 |
7455,90 |
4388,75 |
4495,20 |
Ожидаемые конечные, а также непосредственные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1. Снизить уровень пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчёте на 1000 работающих с 11 человек (0,3% на 1000 работающих) до 8 человек (0,2% на 1000 работающих);
2. Снизить количество пострадавших на производстве со смертельным и тяжёлым исходом с 2 человек в расчёте на 1000 работающих (0,06% в расчёте на 1000 работающих) до 0 человек (0%в расчёте на 1000 работающих);
3. Увеличить количество рабочих мест в муниципальных учреждениях города, прошедших аттестацию по условиям труда, с 67% до 100%.
4. Увеличить количество руководителей и специалистов муниципальных учреждений города, ежегодно проходящих обучение и проверку знаний по охране в обучающих организациях автономного округа, с 367 человек до 727.
5. Увеличить количество публикаций по вопросам охраны труда, размещенных на официальном сайте администрации города в сети Интернет и газете "Мегионские новости", с 25 до 49.
6. Увеличить количество организаций, расположенных на территории городского округа город Мегион, вовлечённых в работу по совершенствованию системой управления охраной труда посредством участия в смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда, с 5 организаций до 10.
7. Увеличить число специалистов по охране труда городского округа город Мегион, вовлечённых в работу по повышению уровня профессиональных знаний, творческой активности, новаторства посредством участия в смотре-конкурсе "Лучший специалист по охране труда городского округа город Мегион", с 5 человек до 10.
8. Увеличить количество организаций, расположенных на территории городского округа город Мегион, вовлечённых в работу по совершенствованию системы управления охраной труда посредством участия в эстафете по охране труда, с 7 до 16.
В ходе выполнения мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда, планов оздоровительных мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест, планируется улучшение условий труда.
Для достижения этих целей предусматривается приступить к внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и проведению регулярных аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Эффективность реализации мероприятий Программы и степень решения её задач будут оцениваться путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов её реализации и достигнутых (фактических) важнейших целевых показателей.
Источниками информации для оценки эффективности реализации Программы являются статистические отчеты и информация органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Социальный эффект от реализации Программы будет выражаться:
- в сохранении народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества и как следствие увеличение продолжительности жизни;
- в снижении количества неполных семей и детей-сирот вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- в повышении социальной защищенности и удовлетворенности работников условиями труда;
- во влиянии органов местного самоуправления на обеспечение охраны труда, принятии предупредительных и профилактических мер, направленных на снижение несчастных случаев и профессиональной заболеваемости.
Экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет выражаться:
- в увеличении производительности труда;
- в снижении материального ущерба от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Обобщенная характеристика программных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 1 к муниципальной программе "Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион" на 2014-2016 годы".
Мероприятия Программы сформированы, исходя из требований законодательства, ведомственной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2013-2015 годы", утвержденной распоряжением Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2012 N 395-р "Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2013-2015 годы".
Особенностью Программы является организационно-методическая и координирующая направленность программных мероприятий. Это обусловлено спецификой государственного управления в области охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления городского округа город Мегион, работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Механизм реализации Программы
Общую координацию программных мероприятий и управление реализацией Программы обеспечивает департамент экономической политики администрации города Мегиона.
Методы управления реализацией Программы:
1. Нормативно-правовые:
- подготовка проектов нормативных правовых актов в области охраны труда;
- совершенствование системы управления охраной труда в городском округе город Мегион;
- разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда.
2. Организационные и технические:
- создание и постоянное обновление базы данных о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории городского округа город Мегион;
- совершенствование организационного и технического обеспечения государственного управления охраной труда;
- проведение комплекса организационных мероприятий (совещания, семинары и др.), направленных на улучшение условий и охраны труда работников организаций, в том числе на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, содействующих созданию систем управления охраной труда;
- совершенствование системы медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе имеющих стаж работы с вредными и (или) опасными производственными факторами 5 и более лет.
3. Информационные:
- проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях городского округа город Мегион.
Мероприятия и объемы их финансирования будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей и фактических затрат.
Механизм реализации Программы включает элементы ежегодной подготовки и уточнения перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат на реализацию программных мероприятий.
Контроль за реализацией Программы осуществляет департамент экономической политики администрации города Мегиона.
Отдел труда департамента экономической политики администрации города Мегиона ежемесячно, в срок не позднее 15 числа, следующего за отчётным месяцем, направляет информацию в отдел аналитической работы и прогнозирования департамента экономической политики о финансовых затратах и показателях результативности Программы с краткой пояснительной запиской о ходе реализации Программы; в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным, а также по окончании срока реализации Программы представляет отчёт о ходе реализации Программы и оценку эффективности и результативности реализации Программы в соответствии с Порядком проведения и критериями ежегодной оценки эффективности реализации целевой Программы.
Информацию о ходе и результатах реализации Программы отдел труда департамента экономической политики размещает на официальном сайте администрации города в сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.