Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально - экономического развития города Югорска
Многолетнее недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов привело к повышенному уровню износа домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.
Жители города Югорска до вступления в силу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-I занимали жилые помещения на условиях социального найма в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.
Данный Закон установил основные принципы осуществления приватизации муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Техническое состояние жилищного фонда на момент передачи не соответствовало нормативным характеристикам. Жилищный фонд передавался в муниципальную собственность от организаций разных форм собственности с недоремонтом свыше пяти лет.
На территории города Югорска расположено 640 жилых домов общей площадью 746,3 тыс. кв. метров, в том числе дома блокированной застройки.
В структуре жилищного фонда города числится:
- жилья с износом от 31% до 65% - 365,6 тыс. кв. метров;
- от 66% и выше - 123,6 тыс. кв. метров,
что составляет 66% от общего количества общей площади многоквартирных домов, расположенных на территории города.
Во избежание дальнейшего разрушения, оставшиеся многоквартирные дома необходимо привести в нормативное состояние и повысить их энергетическую эффективность.
Поправками, внесенными Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов окончательно возложена на собственников помещений в таких домах.
Предусмотрено создание условий для возможности накопления средств собственников, обеспечивающих их сохранность. Аккумулирование накоплений возможно как на индивидуальном банковском счете, открываемом для отдельно взятого дома, так и на счетах специализированной некоммерческой организации, создаваемой субъектом Российской Федерации. При этом в отношении последней субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за все убытки, причиненные собственникам помещений многоквартирного дома как в связи с некачественным управлением средствами, так и в связи с некачественным либо несвоевременно проведенным ремонтом.
Особое значение имеет размер минимального взноса, устанавливаемый, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который должен обеспечивать необходимый объем накоплений для проведения всего комплекса работ по капитальному ремонту за период действия региональной программы, который на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен на 30 лет, и в то же время быть доступным для граждан, не приводя к ситуации невозможности осуществления данных накоплений. Учитывая текущее социально - экономическое положение населения города, следует признать, что установить экономически обоснованный и необходимый объем такого взноса в ближайшие годы не представляется возможным, следовательно, необходимо прогнозировать недостаточность накоплений на своевременное проведение капитального ремонта за счет взносов собственников, а значит предусматривать иные источники финансирования этих работ.
Вышесказанное требует предусматривать предоставление мер государственной и муниципальной поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, что закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации и законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон по ХМАО - Югре N 54-оз).
Кроме того, для создания долгосрочных организационных и финансовых механизмов обеспечения своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в автономном округе ведется работа по созданию Югорского оператора (некоммерческой организации для исполнения функций регионального оператора), деятельность которого (формирование средств и имущества) не может обеспечиваться за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, а значит должна обеспечиваться его учредителем - Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы благоустройства населенных пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако данному вопросу органы местного самоуправления не всегда уделяют должное внимание. Одной из основных причин этого является отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок осуществления содержания дворовых территорий многоквартирных домов.
Проблемы благоустройства населенных пунктов рассматривались на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 сентября 2010 года. По итогам заседания был подготовлен перечень поручений Президента Российской Федерации, в том числе Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать правовые механизмы регулирования отношений в сфере строительства, содержания и капитального ремонта внутриквартальных территорий (придомовых территорий) и проездов к ним.
Правовой пробел в части определения пределов придомовой территории, за благоустройство которой несет ответственность управляющая организация, в условиях, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, привел к тому, что техническое состояние дворовых территорий многоквартирных домов не отвечает требованиям безопасности и комфорта для жителей многоквартирного дома.
Таким образом, анализ в жилищной сфере показывает, что жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.
В связи с этим органы государственной власти и местного самоуправления должны сосредоточить усилия на решении следующих задач.
Таблица 1
Перечень и обоснование задач, направленных на достижение цели
Наименование задачи |
Обоснование поставленной задачи на предмет соответствия заявленной цели |
Подпрограмма 1 "Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов" | |
Цель: улучшение технического состояния многоквартирных домов, повышение их энергетической эффективности и благоустройство дворовых территорий | |
Задача 1. Повышение эффективности управления и содержания общего имущества многоквартирных домов |
Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду проживания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. |
Подпрограмма 2 "Отдельные мероприятия по ремонту жилого фонда" | |
Цель: Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, сохранение муниципального жилого фонда | |
Задача 1. Завершение комплексного капитального ремонта в многоквартирных домах, а также приведение их в соответствие со стандартами качества и обеспечения комфортных условий проживания |
Решение этой задачи позволит завершить комплексный капитальный ремонт в многоквартирных домах, которые участвуют в рамках реализации окружных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и провести работы, которые не включены в перечень работ по проведению капитального ремонта окружных программ. |
Задача 2. Приведение муниципального жилого фонда в соответствии с нормативным сроком эксплуатации |
Решение этой задачи позволит сохранить муниципальный жилой фонд в состоянии, пригодным для проживания, обязанность которого возложена на органы местного самоуправления проводить капитальный ремонт муниципального жилого фонда как собственника жилых помещений. |
Программа направлена на дальнейшее улучшение условий проживания жителей города Югорска в многоквартирных домах и благоустройство дворовых территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.