Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 14 января 2019г, которым постановлено: "Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Каховка, дом 6 корпус 2, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года, в следующих суммах:
- помещения с кадастровым номером - в сумме рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме ** рубль;
- помещения с кадастровым номером - в сумме ** рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме ** рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме *** рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме **** рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме **** рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме **** рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме *** рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме *** рубля;
- помещения с кадастровым номером в сумме *** рубль;
- помещения с кадастровым номером в сумме *** рубль;
- помещения с кадастровым номером - в сумме *** рублей;
- помещения с кадастровым номером *** - в сумме 607 630 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 607 630 рублей;
- помещения с кадастровым номером ********* - в сумме 545 775 рублей;
- помещения с кадастровым номером ******* - в сумме 567 606 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4855 - в сумме 585 799 рублей;
- помещения с кадастровым номером ********** - в сумме 556 691 рубль;
- помещения с кадастровым номером ********** - в сумме 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 582 161 рубль;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 553 052 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 549 414 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 600 353 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 593 076 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 553 052 рубля;
- помещения с кадастровым номером :4867 - в сумме 563 968 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 596 715 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 574 883 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 596 715 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 593 076 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 563 968 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 593 076 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 556 691 рубль;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 600 353 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 603 992 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 614 907 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 542 137 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 582 161 рубль;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 549 141 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 560 329 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 600 353 рубля;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 629 461 рубль;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 549 414 рублей;
- помещения с кадастровым номером - в сумме 600 353 рубля.
Взыскать с ООО "Статус-Риэлти" в пользу ООО "Центр делового консультирования" 75 000 рублей в счет возмещения расходов по проведению экспертизы N 1812-171ЭК от 18.12.2018 г. по административному делу N 3а-19/2019 (3а-4035/2018).
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости перечисленных выше нежилых помещений.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений считать 22 декабря 2017 года".
УСТАНОВИЛ:
ООО "Статус-Риэлти" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением и просило установить кадастровую стоимость нежилых помещений (машиномест) с кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, ссылаясь на то, что является собственником данных объектов и заинтересовано в уменьшении налоговых платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости перечисленных выше объектов.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство, где просил установить кадастровую стоимость указанных в исковом заявлении объектов равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Москвы, одновременно представляющий интересы Департамента городского имущества города Москвы, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения, где указал на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также на недостоверность представленного истцом отчета об оценке.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что истец является собственником нежилых помещений (машиномест) с кадастровыми номерами, расположенных по адресу: г. Кадастровая перечисленных выше объектов была определена по состоянию на 01.01.2016 г, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 790-ПП и внесена в Единый государственный реестр недвижимости (т.2, л.д. 1-50).
Обращению в суд административного истца с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости предшествовало его обращение в комиссию при Управлении Росреестра по г. Москве, однако, поданное им 22.12.2017 г. заявление было отклонено, что подтверждено представленным истцом решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.01.2018 г. (л.д. 51-70, т. 2). Таким образом, обращение административного истца в суд с указанными требованиями соответствует положениям закона, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта, истец в подтверждение своих доводов представил составленный ООО "Кадастровый центр" отчет N 17-Н-1512-5 об оценке рыночной стоимости перечисленных в исковом заявлении нежилых помещений, согласно которому, таковая составляет суммы, приведенные в первоначально поданном административном исковом заявлении.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в представленном административным истцом отчете об оценке от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Центр делового консультирования".
Согласно выполненному указанной экспертной организацией заключению судебной оценочной экспертизы N 1812-171ЭК от 18.12.2018 г, представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость принадлежащих истцу нежилых помещений по состоянию на 01.01.2016 г. составляет:
- помещения с кадастровым номером - помещения с кадастровым номером рубля;
- помещения с кадастровым номером рублей;
- помещения с кадастровым номером рубль;
- помещения с кадастровым номером рубля;
- помещения с кадастровым номером рублей;
- помещения с кадастровым номером рублей;
- помещения с кадастровым номером рублей;
- помещения с кадастровым номером ************ - 560 329 рублей;
- помещения с кадастровым номером ********** - 585 799 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4843 - 596 715 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4847 - 553 052 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4848 - 582 161 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4849 - 582 161 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4850 - 542 137 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4851 - 607 630 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4852 - 607 630 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4853 - 545 775 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4854 - 567 606 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4855 - 585 799 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4856 - 556 691 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4857 - 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4858 - 582 161 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4859 - 553 052 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4860 - 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4861 - 549 414 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4862 - 600 353 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4863 - 593 076 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4864 - 553 052 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4867 - 563 968 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4868 - 596 715 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4869 - 574 883 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4870 - 596 715 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4871 - 593 076 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4872 - 563 968 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4873 - 593 076 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4874 - 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4875 - 556 691 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4876 - 600 353 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4879 - 603 992 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4880 - 614 907 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4881 - 542 137 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4882 - 578 522 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4885 - 582 161 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4887 - 549 141 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4890 - 560 329 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4894 - 600 353 рубля;
- помещения с кадастровым номером ***********:4783 - 629 461 рубль;
- помещения с кадастровым номером ***********:4784 - 549 414 рублей;
- помещения с кадастровым номером ***********:4791 - 600 353 рубля.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 14 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.