Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 26 июля 2013 г. N 892 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 20 ноября 2012 г. N 1323
Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы"
28 мая, 26 июля 2013 г.
I. Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы"
Наименование долгосрочной целевой программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Правовое обоснование для разработки целевой программы |
1) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; 2) постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"; 3) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2012 N 195-п "О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; 4) распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска от 03.09.2012 N 258-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы" |
Разработчик целевой программы |
Управление по физической культуре, спорту, молодежной политике Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчик-координатор целевой программы |
Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчик целевой программы |
Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска; МБУ "Управление по туризму и внешним связям"; Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска; Управление по физической культуре, спорту, молодежной политике Администрации города Ханты-Мансийска |
Основные цели и задачи целевой программы |
Цель Программы - создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске, расширения спектра туристских услуг для жителей города, российских и иностранных граждан. Задачи Программы: 1. Формирование конкурентоспособного туристического продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках. 2. Содействие привлечению инвестиций в развитие объектов инфраструктуры индустрии туризма. 3. Развитие и поддержка спортивного, культурно-познавательного, этнографического, событийного и оздоровительного туризма. 4. Повышение качества туристских услуг |
Сроки и этапы реализации целевой программы |
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2013 году и рассчитана по 2015 год включительно |
Перечень подпрограмм целевой программы (при наличии) |
Нет |
Основные мероприятия целевой программы |
1. Создание и ведение реестра туристских ресурсов и субъектов туристской индустрии города. 2. Изготовление видеороликов, презентационных фильмов, аудиороликов, радиопрограмм о туризме в городе Ханты-Мансийске, их прокат на телевидении, радио и иных средствах размещения информации. 3. Создание электронной базы данных туристских объектов и достопримечательностей города. 4. Размещение на официальном портале органов власти города и иных интернет-ресурсах актуальной информации о туристских объектах и достопримечательностях города. 5. Разработка и изготовление полиграфической продукции, направленной на популяризацию существующих и новых туристских продуктов. 6. Проведение рекламных кампаний, организация пресс-туров с привлечением региональных и российских средств массовой информации и туроператоров. 7. Организация экскурсионного обслуживания делегаций и официальных лиц, посещающих город. 8. Изготовление мобильной экспозиции для участия города Ханты-Мансийска в международных, российских и региональных туристских выставках. 9. Организация и проведение городского конкурса на разработку туристского бренда города Ханты-Мансийска. 10. Участие в конференциях, совещаниях, форумах, выставках, ярмарках, съездах, фестивалях, экспедициях, слетах, конкурсах и прочих мероприятиях, направленных на развитие туризма. 11. Организация и проведение конкурса на лучший любительский ролик о городе Ханты-Мансийске, размещенный в интернет-ресурсах. 12. Организация и проведение конкурса на лучший сувенир, отражающий туристическую специфику города Ханты-Мансийска. 13. Грантовая поддержка проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма. 14. Разработка механизма субсидирования и предоставление субсидий на поддержку проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма. 15. Субсидирование и предоставление субсидий на поддержку проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма. 16. Организация и проведение городских мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма (туристские слеты, соревнования по туристскому многоборью и технике лыжного туризма, сплавы на катамаранах, экскурсионно-образовательные, экскурсионно-досуговые программы, виртуальные экскурсии, квестовые игры). 17. Проведение акций по привлечению туристских потоков при проведении массовых мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма. 18. Участие в мероприятиях по формированию инфраструктуры для развития оздоровительного туризма. 19. Организация и проведение Международного Дня туризма в городе Ханты-Мансийске. 20. Организация обучения специалистов туриндустрии в сфере создания и продвижения туристских продуктов. 21. Проведение городских конкурсов на лучшую туристско-экскурсионную программу (маршрут), авторскую экскурсию. 22. Проведение маркетинговых исследований в туристской отрасли для определения объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории города. 23. Разработка методики оценки влияния развития сферы туризма на улучшение социально-экономического развития города Ханты-Мансийска. 24. Приобретение туристского оборудования и снаряжения (катамараны 3 шт., палатки, жумары, карабины, страховочные каски, костровое оборудование, индивидуальные страховочные системы и другое) для поддержки действующих и создания новых продуктов в сфере внутреннего въездного туризма. 25. Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве в сфере туризма. Разработка и реализация рекомендаций по праздничному (в том числе новогоднему) оформлению для предприятий, организаций и бизнес-структур города Ханты-Мансийска. 26. Разработка концепции развития этнографического (экологического) туризма и доступности туристских объектов для маломобильных групп на территории города Ханты-Мансийска. 27. Создание интерактивной туристской карты безбарьерной среды и размещение в специализированных интернет-ресурсах |
Объемы и источники финансирования целевой программы (всего, в том числе по подпрограммам, годам реализации целевой программы) |
Общий объем финансирования из средств бюджета города Ханты-Мансийска, необходимый для реализации мероприятий Программы, составляет 24 950 тысяч рублей, в том числе: 2013 год - 4 500 тысяч рублей; 2014 год - 10 500 тысяч рублей; 2015 год - 9 950 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы |
1. Формирование и продвижение образа Ханты-Мансийска как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов. 2. Увеличение количества людей, ежегодно посещающих город Ханты-Мансийск. 3. Создание информационно-аналитической базы данных для принятия управленческих решений в сфере туризма. 4. Мониторинг влияния туристской отрасли на экономику города, анализ динамики доходов в бюджет города в результате туристической деятельности. 5. Эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, иных организаций в реализации проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности города. 6. Создание туристского бренда города Ханты-Мансийска. 7. Увеличение количества участников мероприятий в сфере спортивного, культурно-познавательного, событийного и других видов туризма. 8. Создание экономически привлекательных условий для ведения турбизнеса на территории города. 9. Удовлетворение потребностей российских граждан, в том числе жителей города, в активном отдыхе. 10. Увеличение количества туров, туристских маршрутов, экскурсионных программ, действующих на территории города Ханты-Мансийска. 11. Инновационное, методическое, кадровое обеспечение туристской отрасли. Содействие развитию этнографического туризма, позиционирование города Ханты-Мансийска как современной площадки для проведения мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Город Ханты-Мансийск обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом: особо охраняемыми природными территориями, памятниками истории и культуры, культурно-историческими ресурсами, самобытным культурным наследием коренных малочисленных народов Севера и современной инфраструктурой. Однако сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает город, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма.
Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
Развитие туризма в городе рассматривается и как одно из направлений активизации социально-экономического развития муниципального сектора. На определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются новые отрасли хозяйства - обеспечение туристов продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией и так далее.
Для удовлетворения потребностей жителей и гостей города имеются следующие ресурсы:
развитая структура транспортных сообщений (воздушное, автобусное и речное);
хорошая внутренняя транспортная инфраструктура: общественный транспорт (автобусы), 25 компаний предлагают услуги такси. На территории города расположено 11 автозаправочных станций, 2 газозаправочные станции, около 45 станций технического обслуживания, 38 автомоек;
достаточный номерной фонд коллективных средств размещения, представленный 26 гостиницами вместимостью более 2200 мест;
развитая сфера общественного питания - 54 заведения (кафе, рестораны, бары, закусочные).
Для удобства путешествующих в городе работают 23 точки банковского обслуживания физических лиц, которые осуществляют все виды денежных операций, в том числе с кредитными картами и обменом валюты, имеется 81 банкомат.
На территории города действуют 23 туристические компании и агентства. Из них 4 ориентированы на внутренний и въездной туризм: общество с ограниченной ответственностью "Туристическая компания Югра Интур Сервис", общество с ограниченной ответственностью "ЮГРА-ТРЭВЕЛ", туристическая компания "ЮграМегаТур" и туристическая компания "Лето есть". С целью привлечения туристских потоков туристическими компаниями разработаны и действуют на территории города туры, туристские маршруты и экскурсионные программы для различных категорий туристов.
Несмотря на имеющиеся возможности, туристическая отрасль не оказывает существенного влияния на экономику города. Это обусловлено следующими факторами:
отсутствие единой стратегии развития туризма в городе;
недостаточная изученность собственного туристского ресурсного потенциала территории;
отсутствие механизмов использования и продвижения туристских возможностей территории;
отсутствие результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка;
нескоординированная деятельность органов местного самоуправления, организаций, учреждений, производителей;
дефицит профессиональных туристских кадров, не достаточно высокое качество обслуживания в сфере туристской индустрии.
Учитывая ту важную роль, которую туризм может играть в социально-экономическом развитии города Ханты-Мансийска и улучшении жизни его жителей, проблемы отрасли нуждаются в первостепенном решении.
Необходимость выделения средств из местного бюджета продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия органов власти в формировании и продвижении туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых мероприятий, рекламно-информационной деятельности, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры.
Внесенные изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сформировали правовую основу для более активной реализации муниципальной политики в сфере туризма. Данные изменения наделили органы местного самоуправления правом создавать условия для развития туризма.
В настоящий момент органы местного самоуправления имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального управления сферой туризма.
Среди основных функций органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма выделяются: организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории) и контролирующая (обеспечение рационального ресурспользования и качественного предоставления услуг).
Отсутствие программы развития туризма в городе негативно отразится на состоянии внутреннего и въездного туризма, являясь сдерживающим фактором социально-экономического развития территории, не способствующим привлечению частных инвестиций.
При этом процесс формирования и развития туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности города, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
Эффективное развитие туризма позволит обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны органов местного самоуправления будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития города Ханты-Мансийска.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли является историко-культурное наследие. Природная любознательность человека в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных туристских мотивов. Возрастает количество туристских поездок с культурно - познавательными целями. Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как ресурса регионального развития, а также влияния на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка.
Потребность в изучении и развитии сферы культурного туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.
Город Ханты-Мансийск имеет свою историю и памятные места, интересные для посещения с познавательной целью. Культурно-познавательный туризм реализуется в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, культурно-исторических центров), объектов культовой архитектуры. Город перспективен в плане развития культурно-исторического потенциала.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать сохранению и рациональному использованию природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала городской территории.
III. Основные цели и задачи целевой программы, оценка ожидаемой эффективности целевой программы (экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
Цель Программы - создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске, расширения спектра туристских услуг для жителей города, российских и иностранных граждан.
Задачи Программы:
1) формирование конкурентоспособного туристического продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках;
2) содействие привлечению инвестиций в развитие объектов инфраструктуры индустрии туризма;
3) развитие и поддержка спортивного, культурно-познавательного, этнографического, событийного и оздоровительного туризма;
4) повышение качества туристских услуг.
Целевые показатели Программы приведены в приложении 1.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2013 году и рассчитана по 2015 год включительно.
IV. Программные мероприятия
Для решения задачи "Формирование конкурентоспособного туристического продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках" предлагается реализовать следующие мероприятия:
4.1. Создание и ведение реестра туристских ресурсов и субъектов туристской индустрии города.
4.2. Изготовление видеороликов, презентационных фильмов, аудиороликов, радиопрограмм о туризме в городе Ханты-Мансийске, их прокат на телевидении, радио и иных средствах размещения информации.
4.3. Создание электронной базы данных туристских объектов и достопримечательностей города.
4.4. Размещение на официальном портале органов власти города и иных интернет-ресурсах актуальной информации о туристских объектах и достопримечательностях города.
4.5. Разработка и изготовление полиграфической продукции, направленной на популяризацию существующих и новых туристских продуктов.
4.6. Проведение рекламных кампаний, организация пресс-туров с привлечением региональных и российских средств массовой информации и туроператоров.
4.7. Организация экскурсионного обслуживания делегаций и официальных лиц, посещающих город.
4.8. Изготовление мобильной экспозиции для участия города Ханты-Мансийска в международных, российских и региональных туристских выставках.
4.9. Организация и проведение городского конкурса на разработку туристского бренда города Ханты-Мансийска.
4.10. Участие в конференциях, совещаниях, форумах, выставках, ярмарках, съездах, фестивалях, экспедициях, слетах, конкурсах и прочих мероприятиях, направленных на развитие туризма.
4.11. Организация и проведение конкурса на лучший любительский ролик о городе Ханты-Мансийске, размещенный в интернет-ресурсах.
4.12. Организация и проведение конкурса на лучший сувенир, отражающий туристическую специфику города Ханты-Мансийска.
4.13. Грантовая поддержка проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма.
4.14. Разработка механизма субсидирования и предоставление субсидий на поддержку проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма.
4.15. Субсидирование и предоставление субсидий на поддержку проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма.
4.16. Организация и проведение городских мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма (туристские слеты, соревнования по туристскому многоборью и технике лыжного туризма, сплавы на катамаранах, экскурсионно-образовательные, экскурсионно-досуговые программы, виртуальные экскурсии, квестовые игры).
4.17. Проведение акций по привлечению туристских потоков при проведении массовых мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма.
4.18. Участие в мероприятиях по формированию инфраструктуры для развития оздоровительного туризма.
4.19. Организация и проведение Международного Дня туризма в городе Ханты-Мансийске.
4.20. Организация обучения специалистов туриндустрии в сфере создания и продвижения туристских продуктов.
4.21. Проведение городских конкурсов на лучшую туристско-экскурсионную программу (маршрут), авторскую экскурсию.
4.22. Проведение маркетинговых исследований в туристской отрасли для определения объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории города.
4.23. Разработка методики оценки влияния развития сферы туризма на улучшение социально-экономического развития города Ханты-Мансийска.
4.24. Приобретение туристского оборудования и снаряжения (катамараны 3 шт., палатки, жумары, карабины, страховочные каски, костровое оборудование, индивидуальные страховочные системы и другое) для поддержки действующих и создания новых продуктов в сфере внутреннего въездного туризма.
4.25. Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве в сфере туризма.
Разработка и реализация рекомендаций по праздничному (в том числе новогоднему) оформлению для предприятий, организаций и бизнес-структур города Ханты-Мансийска.
4.26. Разработка концепции развития этнографического (экологического) туризма и доступности туристских объектов для маломобильных групп на территории города Ханты-Мансийска.
4.27. Создание интерактивной туристской карты безбарьерной среды и размещение в специализированных интернет-ресурсах.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 2.
VI. Механизм реализации целевой программы
Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2015 годы составляет 24 950 тысяч рублей, в том числе:
2013 год - 4 500 тысяч рублей;
2014 год - 10 500 тысяч рублей;
2015 год - 9 950 тысяч рублей.
Источником финансирования Программы является бюджет города Ханты-Мансийска. Кроме того, возможно привлечение средств на реализацию мероприятий Программы из бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
Ежегодный объем финансирования Программы определяется в соответствии с утвержденным бюджетом города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год.
VI. Механизм реализации целевой программы
Механизм реализации Программы включает разработку и принятие муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения Программы, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых целевых показателей реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы, финансирования программных мероприятий.
Заказчиком-координатором Программы является управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска.
Заказчик-координатор осуществляет координацию деятельности исполнителей по реализации программных мероприятий, непосредственный контроль за реализацией Программы.
Оценка хода исполнения мероприятий Программы основана на мониторинге ожидаемых непосредственных и конечных результатов Программы как сопоставление фактически достигнутых с целевыми показателями. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в Программу могут быть внесены корректировки. В случае выявления лучших практик реализации программных мероприятий в Программу могут быть внесены корректировки, связанные с оптимизацией этих мероприятий.
Исполнители Программы - управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска, Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска, Управление по физической культуре, спорту, молодежной политике Администрации города Ханты-Мансийска и управление информатизации Администрации города Ханты-Мансийска осуществляют реализацию мероприятий Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами Администрации города Ханты-Мансийска.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Глава Администрации города Ханты-Мансийска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.