Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы защиты населения и территорий Кондинского района от угроз природного и техногенного характера
Одной из приоритетных задач Кондинского района (далее - район) на долгосрочную перспективу, является совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В условиях сохранения высокого уровня угроз техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций одним из важных элементов обеспечения безопасности района является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения района, минимизация материального ущерба и снижение случаев гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала района и повышения качества жизни населения.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе связана, прежде всего, со структурной спецификой хозяйственной деятельности и обусловлена наличием предприятий топливно-энергетического комплекса, значительной протяжённостью сети трубопроводов. Существующая сеть автомобильных, в том числе зимних автодорог, железнодорожных, водных путей, авиасообщение, с одной стороны, является одним из определяющих факторов экономического развития района, а с другой - источником потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Климат района резко континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий. Вследствие этого основными источниками природных чрезвычайных ситуаций на территории района являются опасные гидрометеорологические явления.
Кроме того, на территории района осуществляют деятельность 16 потенциально-опасных объектов (пожароопасных, взрывоопасных). В перечень критически важных объектов, расположенных на территории района, входит ЛПДС "Конда" ОАО "Сибнефтепровод" АК "Транснефть".
Актуальность проблемы заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путём создания материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях по созданию условий для безопасной жизнедеятельности и координации действий органов местного самоуправления.
Наиболее характерными и актуальными видами аварийно-спасательных работ на территории района являются ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте (ДТП) на автодорогах круглогодичного и зимнего использования (протяженность зимних автодорог на территории района составляет 594,5 км), техногенные и природные пожары, поисково-спасательные работы в природной среде, поиск и спасение пострадавших на внутренних акваториях.
В районе общая площадь лесосырьевых ресурсов составляет 5124,8 тыс. га. Лесной государственный фонд на территории района находится в ведении двух территориальных отделов лесничеств. В 2012 году на территории района зарегистрирован 301 лесной пожар площадью 16592,73 га (в 2011 году 170 пожаров площадью 6157,3 га). Количество лесных пожаров на территории района увеличилось в 1,8 раза, площади лесных пожаров увеличились в 2,7 раза. В 2011 году лесные пожары угрожали п. Дальний, п. Мулымья, д. Кама. В связи с этим развитие материально-технической базы добровольной пожарной охраны является одним из направлений деятельности.
Актуальным для района остаётся вопрос обеспечения безопасности людей на водных объектах. Беспрепятственность и доступность для стихийного и бесконтрольного купания населения в водоёмах района создаёт предпосылки для несчастных случаев на воде. Кроме того, вследствие достаточно массового распространения индивидуальных плавсредств (катеров, моторных лодок и др.), нарушения правил их использования значительно повышается угроза несчастных случаев на воде. Сложившееся положение обусловлено, в том числе, и недостаточным количеством пляжей, работающих в летний период (всего 1 пляж на весь район), а также отсутствием спасательных постов в традиционных местах купания населения. В этой связи обеспечение безопасности пользования водоёмами, создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучение населения, прежде всего, детей плаванию и приёмам спасения их на воде, профилактика и предупреждение несчастных случаев на воде являются приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2007 года N 241-п "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" каждый спасательный пост должен иметь следующее оснащение:
личный состав - не менее 3 человек;
гребная лодка - 1 шт.;
аптечка первой медицинской помощи - 1 шт.;
спасательные круги - 5 шт.;
"конец Александрова" - 2 шт.;
спасательные жилеты - 5 шт.;
громкоговоритель - 1 шт.;
легководолазное снаряжение (ласты, маски) - 2 шт.;
противопожарный щит - 1 шт.
Применение программно-целевого подхода к данной проблеме позволит обеспечить оснащение 8 общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения района, а их оснащение и обеспечение наглядной агитацией будет способствовать профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде.
Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предупредить, поэтому мероприятия по минимизации ущерба и потерь от них являются важным элементом районного звена территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - районного звена территориальной подсистемы РСЧС). В основу здесь должны быть положены прогнозирование, своевременное предупреждение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому решение вопроса создания муниципальной (местной) автоматизированной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях является необходимым.
Актуальным является и создание резервов (запасов) средств индивидуальной защиты для обеспечения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и приказ МЧС Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 19 января 2006 года, регистрационный N 7384).
В целях координации сил и средств районного звена территориальной подсистемы РСЧС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зоне чрезвычайных ситуаций и оперативного руководства силами и средствами в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с места чрезвычайной ситуации, организации жизнеобеспечения пострадавшего населения необходимо оснащение подвижного пункта управления ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров также являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития района.
За 2012 год на территории района зарегистрировано 82 пожара, при которых материальный ущерб (подтверждённый документально) составил 1 040 643 руб., в результате пожаров 1 человек погиб, 8 человек получили травмы (за 2011 год - 78 пожаров, материальный ущерб составил 182 712 руб., погибло 6 человек, травмировано 8 человек). Количество пожаров увеличилось на 5,12%, гибель людей снизилась на 83%, травматизм людей на пожарах остался на прежнем уровне, материальный ущерб увеличился в 5,69 раз.
Функции по защите населенных пунктов от пожаров на территории района возложены на филиал казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" по Кондинскому району. Подразделения пожарной охраны расположены в следующих населенных пунктах: п. Междуреченский, п. Шугур, п. Мортка, п. Ямки, п. Куминский, п. Ягодный, п. Луговой, п. Кондинское, с. Болчары, с. Алтай, д. Кама, п. Мулымья, п. Чантырья, п. Половинка.
Основными причинами недостаточного уровня обеспечения пожарной безопасности в районе являются:
- отсутствие пожарных подразделений противопожарной службы в малочисленных и труднодоступных населённых пунктах (д. Супра, с. Карым, д. Сотник, д. Ильичевка, д. Никулкина, п. Дальний);
- низкое обеспечение или отсутствие противопожарного водоснабжения в населенных пунктах района (п. Ушья, д. Шаим, п. Назарово, п. Чантырья, п. Мортка, д. Юмас, п. Ямки, д. Сотник, п. Кондинское, п. Шугур, с. Болчары, с. Алтай, д. Кама, п. Куминский, п. Луговой);
- недостаточная транспортная схема дорог с круглогодичным твёрдым покрытием.
Существующая инфраструктура и отсутствие источников противопожарного водоснабжения в ряде населенных пунктов района не позволяют обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и объектов.
В малочисленных населенных пунктах д. Супра, с. Карым, д. Сотник, д. Ильичевка, д. Никулкина, п. Дальний принятие мер по локализации пожаров и спасению людей и имущества возможно созданием в данных населенных пунктах членами добровольной пожарной охраны регламентированной Федеральным законом Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2011 года N 86-оз "О добровольной пожарной охране".
Проведенными надзорными органами проверками населённых пунктов района в 2010-2011 годах установлено, что для выполнения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению противопожарным водоснабжением жилого сектора необходимо строительство 146 пожарных водоемов (резервуаров) в 21 населённом пункте. С целью устранения данных нарушений требований законодательства администрациями поселений района выполнены инженерные изыскания и разработана проектно-сметная документация на строительство пожарных водоёмов. В настоящее время проектно-сметная документация для строительства пожарных водоёмов имеется на все населённые пункты района.
В 2012 году адресной целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Укрепление пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" в районе было построено 38 пожарных водоёмов (п. Половинка - 7 ПВ; п. Дальний - 3 ПВ; п. Мулымья - 10 ПВ; с. Леуши - 7 ПВ; п. Лиственичный - 6 ПВ; п. Ягодный - 5 ПВ).
Всего, для полного устранения нарушений требований законодательства по обеспечению противопожарным водоснабжением, требуется построить ещё 106 пожарных водоемов в 15 населённых пунктах района, а именно: сп. Болчары - 18 ПВ в т.ч. с. Болчары - 12 ПВ, с. Алтай - 3 ПВ, д. Кама - 3 ПВ; гп. Кондинское - 18 ПВ; гп. Куминский - 12 ПВ; гп. Луговой - 10 ПВ; гп. Мортка - 26 ПВ в т.ч. пгт. Мортка - 13 ПВ, д. Юмас - 6 ПВ, п. Ямки - 4 ПВ, д. Сотник - 3 ПВ; сп. Мулымья - 17 ПВ в т.ч. п. Назарово - 6 ПВ; п. Чантырья - 5 ПВ; д. Ушья - 5 ПВ; д. Шаим - 1 ПВ; сп. Шугур - 5 ПВ.
Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" проведена проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция и техническое перевооружение) которых финансируется с привлечением средств бюджета автономного округа 15 проектов (строительство 106 пожарных водоемов в 15 населенных пунктах района). По всем проектам получены положительные заключения из бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" суммарный подтвержденный объем финансирования для строительства 106 пожарных водоемов в 15 населенных пунктах района составляет 191 109,70 тыс. руб.
При отсутствии финансирования (в течение двух лет) проектно-сметная документация на строительство 106 пожарных водоемов в 15 населенных пунктах района, акты выбора земельных участков, заключения из бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" потребуют корректировки.
Отсутствие противопожарного водоснабжения в населённых пунктах не только влияет на безопасность проживающих в них граждан, но и существенно наносит урон бюджету поселений. Так только по результатам одной проверки населённого пункта надзорными органами штрафные санкции за отсутствие противопожарного водоснабжения составляют: на юридическое лицо до 240 тыс. руб., на главу поселения - 11 тыс. руб. Таких проверок надзорными органами осуществляется от одной до четырёх в течение года.
Кроме того, решениями Кондинского районного суда от 2011 года, по искам прокурора района к органам местного самоуправления о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в населённых пунктах района, необходимо строительство противопожарного водоснабжения (пожарных резервуаров) в следующие сроки: до августа 2012 года - 41 водоем, до марта 2013 года 61 водоем, до октября 2013 года - 19 водоемов. В настоящее время судебные приставы выносят предупреждения главам поселений о невыполнении решений районного суда, предупреждая их об уголовной ответственности.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 19), одним из мероприятий первичных мер пожарной безопасности, является:
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.
Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 63) в первичные меры пожарной безопасности дополнительно включен пункт:
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
В связи с этим должно существенно возрасти требование к системе противопожарной агитации и распространению знаний пожарной безопасности. Данная система является совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами данной системы являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.