Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами города Нягани
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования город Нягань (далее - город Нягань).
Система управления муниципальными финансами города Нягани постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, региональном уровне так и на муниципальном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В результате реализации комплекса мероприятий по реформированию бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах бюджетный процесс в городе Нягани был переориентирован на решение проблем повышения эффективности функционирования общественного сектора экономики. В систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
мониторинг состояния общественного сектора экономики;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку целевых программ города Нягани и ведомственных целевых программ, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета города Нягани на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Нягани.
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики города Нягани шли в направлении расширения горизонта бюджетного планирования, внедрения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления города Нягани, повышения качества оказания муниципальных услуг. В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений, в настоящее время, в правовом статусе казённых функционирует 4, в статусе бюджетных 15 и в статусе автономных 27 муниципальных учреждений.
Как и многие другие муниципальные образования автономного округа, город Нягань осуществил переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета города Нягани на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трехлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития города, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (далее - ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном сайте Администрации города Нягани по адресу: www.admnyagan.ru в разделе "Бюджет и финансы" размещается информация о деятельности Комитета по финансам на всех стадиях бюджетного процесса. Информация об исполнении и плановых показателях бюджета города Нягани также передается в АИС "Мониторинг Югра", портал данной системы имеет открытый доступ в сети Интернет. В рамках полномочий финансового органа Комитета по финансам организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
Для автоматизации бюджетного процесса в Комитете по финансам используется программное обеспечение АС "Бюджет", для формирования отчетности в форматах Министерства финансов и Федерального казначейства Российской Федерации используется программный комплекс "СКИФ", в эксплуатации находятся и другие программные комплексы, требующие актуализации и адаптации в условиях постоянно меняющегося законодательства.
Результаты и достижения реформ в сфере управления муниципальными финансами города Нягани получили высокую оценку в автономном округе. В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2011 N 65-п "О порядке проведения мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по результатам мониторинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях, проводимого Департаментом по финансам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по результатам мониторинга финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2010 - 2012 годы город Нягань вошел в число муниципальных образований автономного округа с высоким, и надлежащим качеством организации бюджетного процесса.
В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы муниципального образования город Нягань продолжилось в рамках целевой Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Нягань на период до 2013 года", утвержденной постановлением Администрации города Нягани от 29.12.2011 N 5485.
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в городе Нягани еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
отсутствие единого регистра муниципальных услуг на основе базовых, ведомственных перечней государственных услуг, утвержденных на уровне Российской Федерации, и сформированных на их основе муниципальных заданий;
разрозненность информационных систем, используемых для целей муниципального управления, в том числе в сфере управления муниципальными финансами;
недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Бюджетная система города Нягани переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджета. Достижение запланированных стратегических целей, будет осуществляться на основе муниципальных программ города Нягани.
Долгосрочное бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению в долгосрочной перспективе.
В связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в соответствии с разделом 9 "Государственный (муниципальный) финансовый контроль". Статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет участников финансового контроля, в том числе: контрольно-счетные органы, органы (должностные лица) исполнительной власти и финансовые органы муниципальных образований.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Долговая политика города Нягани является неотъемлемой частью бюджетной политики города Нягани и направлена на сокращение муниципального долга, совершенствование механизмов управления муниципальным долгом и соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Управление муниципальным долгом города Нягани осуществляется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Думы города Нягани от 01.10.2008 N 440 "О Положении об управлении муниципальным долгом города Нягани" (в ред. от 04.06.2013 N 412).
Муниципальный долг города Нягани по состоянию на 1 января 2013 года составил 203 328 тыс. рублей или 0,2% к доходам бюджета города Нягани без учета безвозмездных поступлений.
В 2013 году на погашение сложившихся долговых обязательств города Нягани будут направлены средства в объеме 68 334,0 тыс. рублей.
В 2014 и 2015 годах долговые обязательства будут выполняться согласно утвержденному графику гашения кредитов.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2013 году составили 13 278 тыс. рублей.
Сокращение долговых обязательств муниципального образования позволит обеспечить долгосрочную устойчивость и финансовую стабильность бюджета города.
В настоящее время, реализация мероприятий, направленных на исполнение Указов Президента Российской Федерации ("О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" от 07.05.2012 N 597, "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" от 01.06.2012 N 761) приведет к росту муниципального долга в период с 2014 по 2016 годы, что потребует решения следующих задач:
сохранение и наращивание доходной базы бюджета города;
повышение эффективности бюджетных расходов;
привлечение дополнительных средств.
В целях обеспечения оптимизации управления муниципальным долгом города Нягани, программой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга города Нягани, сокращение стоимости обслуживания.
Учитывая, что большая часть мероприятий в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации будет осуществлена до 2016 года включительно, начиная с 2017 года долговая политика муниципального образования города Нягани будет направлена на сокращение долговых обязательств. На погашение долговых обязательств будут направлены средства от поступления сверхплановых доходов бюджета города Нягани, а так же рассмотрена возможность изменения налоговой политики города Нягани в части уменьшения налоговых льгот.
В последнее десятилетие в сфере автоматизации управления общественными финансами муниципального образования город Нягань проведен ряд реформ, которые позволили:
создать механизм эффективного управления единым счетом бюджета;
организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджета с использованием средств удаленного взаимодействия Комитета по финансам с главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;
внедрить механизмы планирования бюджетных ассигнований и формирования реестра расходных обязательств муниципального образования в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2007 года N 77н "Об утверждении рекомендаций по заполнению форм реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
внедрить элементы юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи.
Таким образом, на сегодняшний момент в городе Нягани сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления муниципальными финансами.
Однако до настоящего времени:
не во всех сферах управления муниципальными финансами города применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей нуждается в доработке и развитии.
Дальнейшая интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля предусматривается в рамках создание и развития муниципального сегмента информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - муниципальный сегмент информационной системы "Электронный бюджет").
Реализация и развитие регионального сегмента информационной системы "Электронный бюджет" в городе Нягани будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде:
перевод всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в электронный вид, структурирование ее по заданным правилам с обязательным использованием единых реестров и классификаторов;
внесение изменений в нормативно - правовые акты города Нягани по вопросам информационного обеспечения бюджетного процесса.
2. Формирование единого информационного пространства с применением электронной подписи между органами государственной власти, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, которое обеспечивает единство принципов работы, унификацию бизнес-процессов, исключает дублирование процедур сбора информации путем однократности ее ввода для всех участников процесса управления финансами.
3. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения процессов управления общественными финансами - разработка порядков, регламентов и методик, обеспечивающих региональные и муниципальные особенности автоматизации бизнес-процессов с учетом интеграции с федеральным сегментом "Электронного бюджета".
При создании и развитии информационной системы предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления автономного округа, а также исключить дублирование прикладных и инфраструктурных решений.
Муниципальная программа муниципального образования город Нягань "Управление муниципальными финансами в муниципальном образовании город Нягань на 2014 - 2020 годы" направлена на урегулирование нерешенных проблем в сфере управления муниципальными финансами города Нягани.
Муниципальная программа является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления, реализующих другие муниципальные программы города Нягани.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы в существенной степени зависит от Прогноза социально-экономического развития на период до 2020 года. В настоящее время указанный документ дорабатывается, поэтому в муниципальной программе определены принципиальные тенденции, которые будут уточнены после их утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.