Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Егорова А.А, Таргына А.О,
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному исковому заявлению Ооржак Ш.Э. к Министерству земельных и имущественных отношений по Республике Тыва о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка на условиях аренды путем проведения аукциона незаконным и возложении обязанности провести аукцион на право заключения договора аренды на земельный участок по апелляционной жалобе административного истца Ооржак Ш.Э. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак Ш.Э. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая на то, что решением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 августа 2018 года N ей отказано в предоставлении земельного участка на условиях договора аренды путем проведения аукциона в связи с тем, что указанный в заявлении земельный участок имеет вид разрешенного использования под административное здание, который не соответствует основному виду разрешенного использования в данной зоне. Считает, что решение не соответствует законодательству, поскольку, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, целевым назначением земельного участка является его разрешенное использование в соответствии с зонированием территории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Вид разрешенного использования "под административное здание" соответствует назначению земельного участка, а указанное ответчиком основание опровергается ст.58 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", которыми допускается размещение объектов общественно-делового назначения, рассчитанных на прием посетителей в пределах участков жилой застройки. Просила признать решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 августа 2018 г. N об отказе в предоставлении земельного участка на условиях аренды путем проведения аукциона незаконным и обязать устранить допущенные нарушения путем проведения аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок.
Определением суда от 07 декабря 2018 года в качестве заинтересованного лица привлечен С.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2019 года административный иск Ооржак Ш.Э. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, указывая, что решение подлежит отмене ввиду нарушений закона, неправильного применения норм материального и процессуального права. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Вид разрешенного использования под "административное здание" соответствует назначению земельного участка, основание указанное в отказе Министерства опровергается нормами Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденных решением Кызылского городского Хурал представителей от 27.11.2012 N. Указывает, что суд первой инстанции посчитал, что истец не представила доказательства использования земельного участка либо использования земельного участка сопутствующего вида, а также, что административный истец в заявлении о предоставлении земельного участка не указала, в каких целях планируется использовать офисное здание, в эскизе данное обстоятельство не отражено, при этом не учел, что согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" категория земель, к которой отнесен земельный участок, относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании административный истец Ооржак Ш.Э. и ее представитель Котовщикова Н.В. поддержали апелляционную жалобу.
Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав административного истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 1 и ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с п.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 03 июля 2018 года административный истец обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении спорного земельного участка.
Согласно выписке ЕГРН от 02.07.2018 г, земельный участок имеет кадастровый номер N, присвоенный 24 июня 2014 г, находится по адресу: **, общая площадь земельного участка ** кв.м, имеет статус временные до 25.06.2019 г, вид разрешенного использования "под административное здание".
На обращение Ооржак Ш.Э. 20 августа 2018 года Министерство ответило отказом, ссылаясь на Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республика Тыва, утвержденные Хуралом представителей г. Кызыла от 27.11.2012 г. N, так как данный земельный участок расположен в зоне Ж-1, а его вид разрешенного использования "под административное здание" не соответствует основному виду разрешенного использования в данной зоне.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республика Тыва, утвержденным Хуралом представителей г. Кызыла от 27.11.2012 г. N, зона, на которой расположен спорный земельный участок, предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными (5-8 этажей) и многоэтажными (до 10 этажей) жилыми домами с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Основным видом разрешенного использования является "многоэтажная и среднеэтажная жилая застройка". Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка "под административное здание" не соответствует основному виду разрешенного использования в данной зоне.
Условно разрешенными видами использования территориальной зоны Ж-1 являются: обслуживание жилой застройки (2.7); коммунальное обслуживание (3.1); социальное обслуживание (3.2); бытовое обслуживание (3.3); здравоохранение (3.4); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); стационарное медицинское обслуживание (3.4.2); образование и просвещение (3.5); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); среднее и высшее профессиональное образование (3.5.2); культурное развитие (3.6); религиозное использование (3.7); деловое управление (4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); магазины (4.4); банковская и страховая деятельность (4.5); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3).
Вспомогательными видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 являются земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
Постановлением Мэрии г. Кызыла N от 25.02.2011 года данный земельный участок, общей площадью **.м, предоставлялся С. в аренду на 11 месяцев - в целях использования под строительство капитальных гаражей и 04.07.2012 года между С... и Министерством был заключен договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью ** кв.м, в целях использования под строительство капитальных гаражей на срок 11 месяцев.
Согласно ответу Министерства на запрос суда, договор аренды с С... не продлевался, у сторон договора аренды обязательства по исполнению данного договора прекратились, так как земельный участок был снят с государственного кадастрового учета 23.03.2013 года (аннулирован).
Отказывая в удовлетворении требований Ооржак Ш.Э, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не представил доказательств использования земельного участка в соответствии с основным видом разрешенного использования либо вспомогательным видом разрешенного использования в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка, не указал, в каких целях планируется использовать офисное здание, в эскизе здания также данное обстоятельство не отражено, поэтому Министерство обоснованно отказало в предоставлении земельного участка на условиях аренды путем проведения аукциона.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда мотивированными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.