Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску... Архипова Николая Николаевича,... Сергеевой Натальи Гавриловны о признании не действующими в части Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 25 апреля 2017 года N 1012, поступившее по апелляционным жалобам и дополнениям в ней... Архипова Н.Н,... Сергеевой Н.Г. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1012 утвержден Порядок согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов (далее также Порядок).
Данный нормативный правовой акт был опубликован 25 апреля 2017 года на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru, а также в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары от 04 мая 2017 года N 8 (200), газете "Чебоксарские новости" от 04 мая 2017 года N 46.
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2019 года N 23 внесены изменения в пункты 3.6 и 3.8 Порядка, а также в пункт 2.9 Порядка создания и работы комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 23.06.2017 N 1557.
Названное постановление опубликовано 15 января 2019 года на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru, а также в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары от 18 января 2019 года N 1.
Пунктом 1.1 названного Порядка предусмотрено, что он определяет процедуру согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что согласование внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с настоящим Порядком в случае, если требования к внешнему виду (архитектурно-художественному решению) не включены в информационное сообщение о проведении торгов на право размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что требования к внешнему виду (архитектурно-художественному решению) нестационарных торговых объектов (далее - Требования) определяются соответствующим архитектурно-художественным решением, являющимся неотъемлемой частью договора на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - договор). При этом Требования, включенные в условия договора, заключенного по результатам торгов, не могут отличаться от Требований, включенных в информационное сообщение о проведении торгов на право размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что по итогам согласования архитектурно-художественного решения между администрацией города Чебоксары и субъектом торговли заключается дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым согласованное архитектурно-художественное решение является неотъемлемой частью договора.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что основанием для установки (монтажа) нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары является заключенный с администрацией города Чебоксары договор, а в случае согласования архитектурно-художественного решения в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка также заключенное дополнительное соглашение к договору.
Пунктом 3.2. Порядка предусмотрено, что основанием для эксплуатации субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары является акт приемки нестационарного торгового объекта в эксплуатацию на соответствие размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре, и архитектурно-художественному решению (далее - акт приемки нестационарного торгового объекта в эксплуатацию), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 3.6. Порядка предусмотрено, что нестационарный торговый объект, размещенный в соответствии с требованиями, указанными в договоре и архитектурно-художественном решении, должен быть предъявлен для оценки Комиссии:
не позднее трех месяцев с даты заключения договора в случае сезонного периода осуществления торговой деятельности;
не позднее шести месяцев с даты заключения договора в случае круглогодичного периода осуществления торговой деятельности.
Пунктом 3.8 Порядка предусмотрено, что по результатам оценки нестационарных торговых объектов составляется акт приемки нестационарного торгового объекта в эксплуатацию, утверждаемый управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в лице заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства - главного архитектора города Чебоксары в течение пяти дней со дня осмотра. Утвержденный акт приемки нестационарного торгового объекта в эксплуатацию подтверждает готовность нестационарного торгового объекта к эксплуатации, составляется в двух экземплярах.
Раздел 4 "Согласование архитектурно-художественного решения нестационарных торговых объектов" Порядка содержит пункты 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11.
... Архипов Н.Н. (далее также ИП Архипов Н.Н.) обратился в суд с административным иском о признании не действующими со дня принятия пункты 1.1, 1.2, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.6, 3.8, всего раздела 4 Порядка, возложении обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий пункты в отмененной части.
... Сергеева Н.Г. (далее также... Сергеева Н.Г.) обратилась в суд с административным иском о признании не действующими со дня принятия пункты 1.2, 2.3, 3.6, 3.8, всего раздела 4 Порядка, возложении обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий пункты в отмененной части.
Заявленные требования мотивированы тем, что административные истцы длительное время осуществляют сезонную розничную торговлю продуктами питания (мороженое, безалкогольные напитки) с использованием морозильного ларя, право размещения которого приобретено по результатам аукциона, проведенного согласно Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013, и на них возложена обязанность по выполнению требований архитектурно-художественного решения нестационарных торговых объектов согласно оспариваемых правовых норм, что нарушает их права, свободы и законные интересы, поскольку вводит дискриминационные условия, не предусмотренные законом, ущемляет право предпринимателей на свободу экономической деятельности, свободу торговли, создают препятствия для ведения указанной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, направлены на передел рынка, сокращение или прекращение торгового бизнеса. Пункт 1.1 Порядка противоречит части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" поскольку основные требования внешнего вида (архитектурно-художественное решения) нестационарных торговых объектов, типовые формы и порядок их применения, должны быть определены Чебоксарским городским собранием депутатов в Правилах благоустройства территории города Чебоксары. Пункт 1.2 Порядка содержит коррупциогенный фактор, поскольку с одной стороны, требования к внешнему виду (архитектурно-художественное решения) - элемент благоустройства территории, требования к которым надлежаще не определены в Правилах благоустройства территории города Чебоксары, а с другой стороны - это обязательное требование к установке объекта по результатам торгов на право размещения нестационарного торгового объекта.
Согласование внешнего вида нестационарных торговых объектов является муниципальной услугой и подлежит регламентации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) администрации города Чебоксары должен быть сформирован в качестве отдельного нормативного правового акта. Пункт 2.2 Порядка не отвечает требованиям статей 448, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из правой природы торгов и заключаемого по их результатам гражданско-правового договора, при формировании аукционной документации, требования к архитектурно-художественному решению нестационарных торговых объектов отражаются в обязательном порядке в документации аукциона. Изменение договора путем согласования иного внешнего вида объекта может нарушить интересы неопределенного круга потенциальных участников торгов. Пункт 3.1 Порядка содержит широту дискреционных полномочий органа местного самоуправления, в том числе не содержит условий или оснований для принятия решения. Пункт 3.2 Порядка противоречит пункту 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 3.3.14.2 Правил благоустройства территории города Чебоксары.
Пункт 3.6 Порядка противоречит пункту 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 3.3.14.2 Правил благоустройства территории города Чебоксары, поскольку необоснованно увеличивает срок для представления размещенного нестационарного торгового объекта комиссии, что может привести к невозможности осуществления торговой деятельности победителем аукциона. Пункт 3.8 Порядка не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку порядок и условия размещения нестационарного торгового объекта в Чувашской Республике не установлен, а полномочия Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары по утверждению актов приема в эксплуатацию нестационарного торгового объекта надлежащим образом не регламентированы. Раздел 4 Порядка противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", пункту 3.3.14.2 Правил благоустройства территории города Чебоксары.
Административный истец... Архипов Н.И. и представитель административных истцов Тимофеев А.В. в суде первой инстанции поддержали заявленные требования, представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Мясникова И.С. требования не признала.
Представители заинтересованных лиц - Чебоксарского городского Собрания депутатов, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике в судебном заседании не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением... Архипов Н.Н,... Сергеева Н.Г. просят отменить решение суда по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на ненадлежащую проверку судом порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и обличения его в надлежащую форму, отсутствия в резолютивной части решения суда указания на необходимость его опубликования или сообщения о его принятии, необоснованном отклонении ходатайства о выделении в отдельное производство административного искового заявления... Архипова Н.Н, отсутствии аудиопротокола судебного заседания, состоявшегося 18 сентября 2018 года, неверной оценки доводам о противоречии оспариваемых норм правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, неопределенности раздела 4 Порядка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель... Сергеевой Н.Г. Тимофеев А.В. поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Мясникова И.С. просила оставить решение суда без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Вопросом местного значения городского округа, в числе прочих, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Названное полномочие отнесено к вопросу местного значения также пунктом 15 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40.
Статьей 23 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики определено, что в структуру органов местного самоуправления города Чебоксары входят, в числе прочего, представительный орган города Чебоксары- Чебоксарское городское Собрание депутатов, исполнительно-распорядительный орган города Чебоксары - администрация города Чебоксары.
Статьями 31, 50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики определены полномочия указанных органов местного самоуправления: Чебоксарское городское Собрание депутатов осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Чебоксары полномочий по решению вопросов местного значения(пункт 12), администрация города Чебоксары - организует разработку, осуществление, а также внесение предложений по изменению и дополнению в генеральный план города Чебоксары, Правила землепользования и застройки, проекты планировки и застройки, планы землеустройства на территории города Чебоксары; осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что Чебоксарское городское Собрание депутатов осуществляет лишь контроль за исполнением администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения, в отсутствие иного нормативного регулирования, действовавшего на момент принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно пришел к выводу, что принятый администрацией города Чебоксары оспариваемый Порядок принят уполномоченным органом.
При этом судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционных жалоб о том, что полномочиями на принятие оспариваемого нормативного правового акта обладало Чебоксарское городское Собрание депутатов ввиду того, что положения Порядка предопределяют иной способ регулирования конструктивного и эстетического решения внешнего вида объектов и элементов благоустройства нестационарных торговых объектов через процедуру подготовки и согласования проекта архитектурно-художественного решения нестационарного торгового объекта со структурными подразделениями администрации города Чебоксары подлежащих определению в Правилах благоустройства территории города Чебоксары с указанием последовательности действий.
Действительно, согласно пункту 11 части 10 статьи 35, пункту 2 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, включающего, в числе прочего, требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Между тем, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта указанные требования в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ отсутствовали, данные положения введены Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, не подлежат применению.
Согласно пункта "в" части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Исполняя названные требования процессуального закона, суд проанализировав представленные в материалы дела административным ответчиком доказательства, пришел к выводу об отсутствии нарушений при принятии оспариваемого муниципального нормативного правового акта.
Судебная коллегия не может согласиться с правильностью данного вывода суда.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Чебоксары, утвержденный постановлением администрации города Чебоксары от 05 марта 2014 года N 855 (далее - Порядок проведения оценки регулирующего воздействия).
Согласно пунктов 2.5, 2.6. Порядка проведения оценки регулирующего воздействия, в целях проведения публичных консультаций уполномоченное подразделение размещает на сайте regulations.cap.ru в сети "Интернет" уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагаются проект акта, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, пояснительная записка к нему, а также перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций. В уведомлении должны быть указаны срок проведения публичных консультаций, а также способ направления участниками публичных консультаций своего мнения по вопросам, обсуждаемым в ходе публичных консультаций.
Публичные консультации могут также проводиться посредством обсуждения проекта акта с участием объединений предпринимателей, научно-экспертных организаций в постоянно действующих или специально создаваемых в этих целях консультативных органах, рабочих группах в соответствии с положениями об этих органах (рабочих группах); в виде неформальных (кратких) переговоров с представителями заинтересованных сторон, путем анкетирования, целевой рассылки опросных листов и иными способами.
Результаты публичных консультаций оформляются в форме справки. К справке прилагается обзор полученных в результате публичных консультаций комментариев, предложений и замечаний к проекту акта. В справке указываются участники, с которыми были проведены консультации, основные результаты консультаций, включая предложения о возможных выгодах и затратах предлагаемого варианта достижения поставленной цели, об альтернативных способах решения проблемы и оценке их последствий.
Справка о результатах публичных консультаций подписывается заместителем главы администрации города Чебоксары, курирующем сферу регулирования проекта акта, и в течение 2 рабочих дней со дня подписания размещается уполномоченным подразделением на сайте regulations.cap.ru в сети "Интернет".
Как видно из материалов дела на сайте regulations.cap.ru в сети "Интернет" администрацией города Чебоксары было опубликовано уведомление о проведении публичных консультаций, содержащее, в числе прочего, срок проведения публичных консультаций с 12 по 21 апреля 2017 года, к которому приложен проект постановления "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" с приложением Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, пояснительная записка к нему, перечень вопросов в рамках публичных консультаций (том 2 л.д. 102-112).
По результатам публичных консультаций заместителем главы администрации города Чебоксары... подготовлена справка не к опубликованному проекту, а к проекту постановления администрации города Чебоксары "Об утверждении Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов", содержащей сведения о том, что за период проведения публичных консультаций по проекту поступили замечания и предложения от Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики,.., ООО "... ", подготовлен обзор замечаний.
Далее, указано, что в связи с отсутствием полномочий у органов местного самоуправления по регулированию порядка размещения нестационарных торговых объектов, принято решение внести изменения в проект постановления. В частности, исключены положения, регулирующие порядок размещения нестационарных торговых объектов. При этом, положения, регулирующие порядок согласования внешнего вида нестационарных торговых объектов в целом остались без изменений. В связи с чем, наименование проекта подвергнуто изменению. Наименование проекта постановления "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" изменено на "Об утверждении Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов".
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении администрацией города Чебоксары процедуры оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта "Об утверждении Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов".
Так, одним из признаков, характеризующих нормативный правовой акт, являются наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Следовательно, целью необходимости проведения оценки регулирующего воздействия, служит ознакомление субъектов регулируемых отношений с проектом муниципального правового акта в целях выявления положений, вводящих избыточные на них обязанности, запреты и ограничения.
Из содержания опубликованного проекта постановления "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" следует, что он определяет процедуру и основания для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (пункт 1.2).
Следовательно, опубликованный проект муниципального нормативного правового акта содержал нормы, регламентирующие порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт определяет процедуру согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (пункт 1.1 Порядка), т.е. регулирует иные правоотношения нежели содержались в опубликованном проекте.
Предусмотренные пунктами 1.2, 1.3. Порядка проведения оценки регулирующего воздействия, положения о том, что наличие в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Чебоксары, не является препятствием к его принятию, позволяли органу местного самоуправления принять нормативный правовой акт с учетом поступивших замечаний, предложений, не изменяя его правового регулирования относительно процедуры и оснований для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Таким образом, при принятии Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов, содержащего новые обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, нарушена процедура оценки регулирующего воздействия, а потому вывод суда первой инстанции о соблюдении административным ответчиком процедуры его принятия не может быть признан верным.
Довод представителя административного ответчика о том, что по содержанию положения, регулирующие порядок согласования внешнего вида нестационарных торговых объектов в целом остались без изменений в варианте, предложенном в проекте, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку их идентичность не усматривается, в оспариваемом Порядке содержатся отдельные нормы, отсутствующие в проекте постановления "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары".
Отсутствие в оспариваемом муниципальном нормативном правовом акте одного из элементов его законности - соблюдение процедуры принятия, исключает возможность признания его соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований основано на неправильном применении норм материального права, что является основанием для его отмены с вынесением по делу нового решения.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемай муниципальный нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся в отношении субъектов предпринимательской деятельности, подлежит признанию не действующим постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1012 "Об утверждении Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов" со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2019 года и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление... Архипова Н.Н,... Сергеевой Н.Г. удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1012 "Об утверждении Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов".
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru или в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары или в газете "Чебоксарские новости".
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.