Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Характеристика текущего состояния социально-экономического развития сферы образования города Югорска"
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования муниципального образования является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями города Югорска.
Развитие и модернизация сфер образования города Югорска является необходимым условием для формирования инновационной экономики города и осуществляется на основании:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп.
Также развитие и модернизация указанной сферы осуществляется в соответствии с концептуальными правовыми актами:
Инициативой Президента Российской Федерации, объявленной 05 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами Президиума Государственного Совета Российской Федерации - "Приоритетный национальный проект "Образование";
Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 N Пр-271;
Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р;
Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р;
Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61;
Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.09.2013 N 378-п;
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2013 г. N 378-п
Муниципальная система образования представлена 16 образовательными учреждениями: 7 общеобразовательных учреждений, в том числе одно учреждение повышенного уровня - "Лицей им. Г.Ф. Атякшева", Вечерняя (сменная) школа; 4 автономных дошкольных образовательных учреждения, 5 учреждений дополнительного образования детей. Кроме того в городе функционирует негосударственное образовательное учреждение "Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского".
Профессиональное образование в городе осуществляют: Югорский политехнический колледж, Югорский художественный техникум.
Численность обучающихся и воспитанников составляет:
в дошкольных учреждениях - 2137 человек;
в муниципальных общеобразовательных учреждениях - 4408 человек;
в негосударственных общеобразовательных учреждениях - 43 человека;
в учреждениях дополнительного образования детей - 1692 человека.
Государственным приоритетом в дошкольном образовании сегодня является обеспечение 100 % доступности дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции. Следствием спада рождаемости и уменьшения численности обучающихся в 90-е годы 20 века стало сокращение числа дошкольных учреждений в городе.
С 2000 года рост показателей рождаемости обусловил рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях.
Охват детей в возрасте с 3 до 7 лет дошкольным образованием в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в 2013 году составил 67 % (2137 человека). За период с 2010 года отмечается ежегодное увеличение среднегодовой численности детей, посещающих образовательные учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Прирост за 3 года составил 5%.
Региональный норматив обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 70 мест на 100 детей дошкольного возраста, то есть 70%. В Югорске данный показатель составляет 56 мест на 100 детей (80 % от норматива).
В период реализации Программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Негосударственный сектор дошкольного образования в городе не значителен по масштабу. Количество негосударственных общеобразовательных организаций представлено шестью предпринимателями города Югорска, которые оказывают услуги предшкольного образования. Развитие негосударственного сектора сдерживается высокими ставками арендной платы, а также - до недавнего времени - отсутствием доступа к бюджетному финансированию.
В сфере общего образования проведена масштабная модернизация, а именно:
оптимизация сети учреждений, оснащение их оборудованием, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты:
обновлены учебной литературой библиотечные фонды. Учащиеся первых, вторых и третьих классов на 100 % обеспечены учебниками;
возможность выхода в сеть Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 37,65 % учащихся;
доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) составляет 78,2%.
Для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота в 2 учреждениях проведены локальные внутренние сети.
В 2013 году в общеобразовательные учреждения города приобретено и установлено: 914 единицы учебно-лабораторного, 95 единиц учебно-производственного, 28 единиц спортивного, 554 единицы компьютерного оборудования.
Все кабинеты начальных классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обеспечены мультимедийным комплектом оборудования: компьютер, проектор, мультимедийная доска, экран.
Сто процентов педагогов начальных классов прошли повышение квалификации для преподавания по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Это предполагает владение учителями современными информационными технологиями, умение организовать коллективную работу учащихся, помощь ученикам в выборе индивидуальной программы обучения.
Очень важно, чтобы в каждом общеобразовательном учреждении были обеспечены современные бытовые условия, в связи, с чем ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий. Устраняются замечания надзорных органов, принимаются меры по укреплению антитеррористической безопасности, благоустройству территорий, энергосбережению зданий, по совершенствованию организации питания. В 2011-2012 годах проведена реконструкция 1 общеобразовательного учреждения и капитальный ремонт 1 общеобразовательного учреждения.
Результаты работы по укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 78 %, средствами пожарной и антитеррористической безопасности - 100 % общеобразовательных учреждений.
Актуальной задачей последних лет стал поиск эффективных инструментов обеспечения доступности качественных образовательных услуг для особых групп детей в сфере образования и социализации (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, одаренные дети).
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей-инвалидов в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) реализуется проект по развитию системы обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий. Двое детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата обучаются дистанционно в МБОУ "Лицей им. Г.Ф. Атякшева". В 2012 году начата работа по созданию условий для инклюзивного обучения детей - инвалидов - в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 3" созданы условия для безбарьерного обучения малоподвижных групп населения (имеются пандусы, расширенные двери, лифты). Для 75 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется индивидуальное обучение на дому и обучение в специальных (коррекционных) классах 8 вида в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2".
С целью создания благоприятных условий для воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии, обучении и поведении, ограниченные возможности здоровья в образовательных учреждениях осуществляется психолого-логопедическое сопровождение. Вместе с тем отстает от потребностей масштаб сектора услуг психолого-медико-социального сопровождения.
Улучшились результаты образования. Средний тестовый балл по всем общеобразовательным предметам в дневных общеобразовательных учреждениях составил 63,2 процента, что выше окружного показателя, который составляет 62,8 процента.
Ежегодно в олимпиадах и различных конкурсных мероприятиях принимает участие каждый 5 учащийся школ города.
Доля учащихся 10-11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений), составляет 87,7 %. При этом действующая система профильного обучения в городе Югорске не может удовлетворить в полной мере образовательные потребности всех обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями. Для решения данной проблемы Управлением образования совместно с образовательными учреждениями города созданы условия (нормативно-правовые, организационные) для функционирования муниципальной сети профильного обучения.
Услугами дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных Управлению образования в настоящее время пользуются 1 692 ребенка или 38 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Ежегодно количество девочек значительно превышает количество мальчиков. Для привлечения мальчиков в учреждения необходимо обновление содержания образовательных программ, расширение спектра предоставляемых услуг.
Анализ возрастного состава обучающихся свидетельствует о наибольшем количестве детей 6-9 лет и 10-14 лет. Наряду с этим, недостаточным является охват обучающихся в возрасте 15-17 лет. Очевидно, что направленность образовательных программ не представляет для них интереса. Образовательные учреждения дополнительного образования готовы расширить спектр образовательных программ, но материально-технические условия учреждений не позволяют реализовывать программы, востребованные старшеклассниками.
Дополнительное образование детей обеспечивает образование обучающихся по выбору в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Основными направлениями дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях являются: эколого-биологическое, физкультурно-спортивное, художественно - эстетическое, исследовательское, правовое.
Возможность получения дополнительного образования для 85,6 % детей также обеспечивается муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями, подведомственными Управлению образования. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
Для обеспечения повышения охвата детей и расширения спектра услуг дополнительного образования необходимо строительство здания центра дополнительного образования детей с материально-технической базой, соответствующей современным требованиям.
Исполнение мероприятий по реализации стратегических задач и тактических задач привело к достижению конкретных результатов, повлекших за собой видимый социальный эффект, который отразился на оценке населением результатов деятельности органов местного самоуправления:
- 64,9 % населения удовлетворены качеством дошкольного образования;
- 63 % населения удовлетворены качеством общего образования;
- 79,1 % населения удовлетворены качеством дополнительного образования детей.
Во исполнение положений указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" решаются задачи по повышению оплаты труда отдельных категорий работников образовательных организаций, при этом это повышение взаимосвязано с повышением качества образовательных услуг (переход на "эффективный контракт").
Во втором квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост средней заработной платы составил:
- по общеобразовательным учреждениям 24 процента, при этом средняя заработная плата учителей - 55 974 рубля;
- по дошкольным образовательным учреждениям 26 процентов, при этом средняя заработная плата воспитателей - 33 376 рублей;
- по учреждениям дополнительного образования детей 23 процента, при этом средняя заработная плата педагогического персонала - 43 623 рубля.
На текущий момент в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного сопровождения образования, психолого-медико-социального сопровождения;
низкий потенциал системы воспитания и медленное обновление ее технологий;
несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг учреждений дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;
низкий уровень вовлеченности детей в неформальное (вне рамок организаций дополнительного образования детей) и информальное (медиа, интернет) образование.
На решение обозначенных проблем направлены программные мероприятия муниципальной программы.
Перечень задач муниципальной программы с их обоснование приведен в таблице.
Перечень и обоснование задач, направленных на достижение цели
Наименование задачи |
Обоснование поставленной задачи на предмет соответствия заявленной цели |
Программа "Развитие образования города Югорска на 2014-2020 годы" | |
Цель: Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя города Югорска | |
1. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования |
Необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер. Тем не менее, отмечено уменьшение результативности участия учащихся общеобразовательных учреждений в олимпиадах. Необходимо изменение образовательного процесса традиционных общеобразовательных учреждений, что позволит создать условия для более широкого проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В процессе внедрения новых стандартов необходимо модернизировать работу общеобразовательных учреждений, создав условия не только для проявления одаренности, но, в первую очередь, для ее развития в образовательной деятельности. Это возможно посредством индивидуализации образовательного процесса, разработки и внедрения вариативных форм профильного и углублённого обучения: создания профильных классов, групп, потоков школах и лицее на основе сетевого взаимодействия; построения индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента |
2. Модернизация системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений |
Дальнейшей модернизации, внедрения персонифицированной модели требует система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений. Ключевой составляющей новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов, сформулированных на основе согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства, а также современных научных представлений о развитии ребенка в соответствующих возрастах. Достижение этих новых результатов потребует не только адекватных материально-технических условий, но и существенных изменений в деятельности педагогов, в системе оценки их деятельности |
3. Оснащение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями |
В связи с введением новых государственных образовательных стандартов к 2020 году необходимо обеспечить всех обучающихся общеобразовательных учреждений возможностью пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС |
4. Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса в общем образовании и дополнительном образовании детей |
Школьное питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. С целью создания условий для обеспечения 100% обучающихся дневных школ качественным горячим питанием необходимо обеспечить всех обучающихся общеобразовательных учреждений возможностью пользоваться столовыми, соответствующими современным требованиям |
5. Развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей |
Одной из основных проблем общего образования является отсутствие доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения. Несмотря на реализуемые меры по введению дополнительных мест (увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания, расширения альтернативных форм дошкольного образования, вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных учреждениях), в связи с высокими показателями рождаемости по состоянию на 1 января 2013 года охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет снизился на 2% по сравнению с 2012 годом и составил 98%. Общая численность детей, стоящих в очереди на получение места в дошкольных образовательных учреждениях, составила 1175 человек. Инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Большая часть зданий действующих общеобразовательных организаций вводилась массово в период построения социальной инфраструктуры в 1970-1980 годы и также массово подошла к критической точке износа или ветшания. Несмотря на меры, принимаемые администрацией по строительству, реконструкции, ремонту объектов сферы образования, 42 % всех общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта. Необходимо создание безбарьерной среды в типовых зданиях образовательных учреждений, что требует значительных финансовых затрат и проведения работ капитального характера (расширение дверных проемов, создание подъемных устройств и т.д.). Имеются типовые здания школ, несоответствующие современным требованиям к душевым, туалетам, спортивным залам, пищеблокам. Данные недостатки неустранимы даже при проведении работ капитального характера. Кроме того, высокие показатели демографического развития привели к увеличению количества учащихся, что вызвало нехватку площадей: 13 % учащихся обучаются во вторую смену (к 2018 это показатель превысит 20 %), недостаточно спортивных залов для организации третьего часа физкультуры. Необходимо развитие системы дополнительного образования детей: а именно технического творчества, робототехники, моделирования, которые на настоящий момент развиты недостаточно, а соответственно необходимо строительство здания учреждения дополнительного образования детей |
6. Финансовое и организационно-методическое сопровождение по исполнению муниципальными образовательными учреждениями муниципального задания на оказание муниципальных услуг |
Развитие организационно-методических и экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, обновление содержания образования. Повышение эффективности управления расходами за счет перехода к формированию бюджета и контролю за его исполнением по целям и задачам муниципальных программ города Югорска. Формирования муниципальных заданий с детальной проработкой таких позиций как получатели услуги, потребность в услуге, объем услуги, качество услуги, стоимость услуги, контроль над выполнением услуги. |
7. Финансовое обеспечение функций по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию муниципальных услуг в сфере образования, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и работников образовательных учреждений |
Обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях города Югорска; Исходя из анализа текущего состояния сферы образования, в соответствии с приоритетами государственной политики, в том числе зафиксированными Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "По реализации государственной политики в области образования и науки", определены следующие направления развития: повышение заработной платы педагогических работников дошкольного, дополнительного образования, работников общеобразовательных учреждений; повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики |
8. Развитие муниципальной системы оценки качества образования, включающей оценку результатов деятельности по реализации федерального государственного образовательного стандарта. |
Обеспечение высокого качества образования связано не только с созданием организационных, кадровых, инфраструктурных, материально- технических и учебно-методических условий. Важной составляющей обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения является объективная и охватывающая все уровни образования система оценки качества. Модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. В соответствии с Указом Президента от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" необходимо обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
Прогноз состояния сферы образования построен с учетом демографических прогнозов о численности детей школьного возраста, прогноза социально-экономического развития города Югорска на период до 2030 года в соответствии с приоритетами государственной политики, в том числе зафиксированными указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", а также с учетом планируемых результатов реализации программных мероприятий муниципальной программы.
Среди основных направлений развития в прогнозный период предусмотрено:
1. Повышение доступности дошкольного образования с учетом внедрения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитания ребенка. Особенностью сети дошкольных образовательных учреждений станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста.
2. Обновление структуры общеобразовательных учреждений: общеобразовательные учреждения будут включать следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее образование с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с образовательными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы культуры и спорта.
3. Повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики.
4. Повышение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений общего образования, педагогов учреждений дополнительного образования детей.
5. Модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
6. Создание условий для успешной социализации обучающихся: повышение охвата детей дополнительным образованием, формирование целостной системы поддержки детей, обладающей лидерскими навыками; гражданское и патриотическое воспитание детей и, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.