Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа
Современное состояние транспортной системы: транспортный комплекс Кондинского района (далее - район) сформирован автомобильным, воздушным, железнодорожным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения, железные дороги и водные пути, 3 железнодорожные станции, 2 аэропорта, 6 вертолетных площадок, пристани, различные организации, осуществляющие деятельность по транспорту пассажиров, грузов и функционированию транспортного комплекса.
Недостаточна плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются и на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства территории района и автономного округа в целом, и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы района. На территории района 48 % населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Очень слабо используется транзитный потенциал территории района. Реализация транзитного потенциала района возможна при комплексном развитии транспортного коридора в направлении "Север - Юг", - строительство автомобильной дороги г. Тюмень - п. Нижняя Тавда - п. Междуреченский - г. Урай - г. Нягань - п. Приобъе на участке г. Тюмень - п. Нижняя Тавда - п. Междуреченский.
Дорожное хозяйство
Общая сеть автомобильных дорог на территории района по состоянию на 01 января 2013 года более 1500,0 км, в том числе регионального и межмуниципального значения с твердым типом покрытия 261,66 км. Из общего количества 390,5 км внутрипоселковых дорог, из них: с твердым 110,2 км, грунтовые 279,8 км, остальные межпоселковые 421,0 - грунтовые. Для обеспечения населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи по автомобильным дорогам, ежегодно осуществляется устройство и содержание зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования межмуниципального значения. По состоянию на 01 января 2013 года протяженность зимних автомобильных дорог межмуниципального значения составила 702,0 км, включая 1,57 км ледовых переправ (8 переправ).
Сеть автомобильных дорог в районе имеет характерное отличие от окружной. Доля частных (ведомственных) автомобильных дорог в общей протяженности дорог на территории района составляет 22 %.
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения общего пользования, составляя 17,6 % от общей протяженности автомобильных дорог, являются структурообразующими в общей сети автомобильных дорог и воспринимают основную нагрузку от автомобильного транспорта.
Строительство частных платных автомобильных дорог на территории района в настоящее время не эффективно. Это объясняется относительно невысокими транспортными потоками и достаточно сложными природными условиями, приводящими к большим затратам на строительство, что исключает интерес бизнеса к сооружению платных дорог.
Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог приводит к значительным потерям экономики, снижению качества жизни населения и инновационной привлекательности территории, является одним из существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития района.
Отмеченное выше делает актуальным:
Развитие сети автомобильных дорог (строительство).
Совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция).
Формирование дорожной сети как единого транспортного пространства.
Приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.
Проблемы транспортной системы требуют программно-целевого метода решения, целесообразность которого определяется:
Структурой транспорта, объединяющей различные его виды транспорта, и его особой системообразующей ролью в развитии экономики и социальной сферы района.
Большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющими их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации.
Возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системных проблем и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта.
Решение проблем транспортной системы программно-целевым методом позволяет снять внутренние угрозы, которые могут возникнуть в транспортом комплексе и окажут существенное воздействие на снижение экономической и социальной безопасности района. К внешним угрозам относится фактор недофинансирования развития и совершенствования транспортного комплекса, так как это ведет к снижению темпов в повышении связанности социальной сферы и секторов экономики, уменьшению скоростей пассажиропотоков и товародвижения, росту удельных затрат на транспорте, а также к снижению безопасности его функционирования. Результатом недофинансирования будет снижение качества жизни населения и инвестиционной привлекательности района.
Автомобильный транспорт
По состоянию на 01 января 2013 года в районе зарегистрировано более 2 тыс. ед. автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 1,7 тыс. ед. грузовых 0,2 тыс. ед. иных транспортных средств 0,1 тыс. ед.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом выполняют 2 предприятия и 2 индивидуальных предпринимателя. Организации автомобильного пассажирского транспорта обеспечивают перевозки по 18 социально-значимым маршрутам, в том числе по 6 внутрипоселковым и 12 пригородным и межмуниципальным. Годовой объем перевезенных пассажиров составляет более 64,5 тыс. пассажиров.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
Высокий износ автобусного парка.
Убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих пассажирские перевозки на социальных маршрутах в районе, характеризуется убыточностью. Так, по итогам работы за 2012 год убытки по пассажирским перевозкам составили 10,5 млн. рублей.
Субсидирование пассажирских перевозок позволяет компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надежность и безопасность по основным социально-значимым маршрутам. Тем не менее, объем выделяемых бюджетных средств недостаточен. Полученная прибыль от прочих видов деятельности автотранспортных предприятий не позволяет обеспечивать развитие материальной базы. В результате автотранспортные предприятия не имеют возможности обновить основные фонды собственными силами без государственной и окружной поддержки.
Воздушный транспорт
На территории района функционирует 2 аэропорта и 6 вертолетных площадок, осуществляющих прием и отправку пассажиров и грузов по четырем регулярным социальным маршрутам: "Кондинское - Междуреченский - Кондинское", Кондинское - Междуреченский - Шугур - Междуреченский - Кондинское", "Кондинское - Ханты-Мансийск - Кондинское" и "Кондинское - Тюмень - Кондинское".
Авиакомпания, осуществляющая свою деятельность на территории района, эксплуатирует воздушные суда типа МИ-8. Ежегодный объем обслуживаемых пассажиров в аэропортах и на вертолетных площадках составляет более 10,9 тыс. пассажиров.
Общие проблемы аэропортов и вертолетных площадок: высокая себестоимость аэропортовых и наземных услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность, высокий износ основных фондов аэропортов, старение парка воздушных судов выполняющих регулярные перевозки пассажиров.
Водный транспорт
В 2013 году на водных путях района функционирует три регулярные линии. Протяженность внутрирайонных и межмуниципальных маршрутов составляет от 24 до 289 км.
По внутренним водным путям, протяженность которых составляет 586 км, ежегодно перевозится более 27,9 тыс. пассажиров. Помимо промышленных, обеспечивается доставка народно-хозяйственных грузов в отдаленные населенные пункты района по программе досрочного завоза, объемы которого ежегодно составляют более 1,5 тыс. тонн топлива. Перевозка пассажиров осуществляется теплоходами "Заря" на трех основных социальных регулярных маршрутах: "Междуреченский - Луговой - Междуреченский", "Кондинское - Междуреченский - Кондинское" и "Ханты-Мансийск - Кондинское - Ханты-Мансийск".
Основные проблемы развития пассажирских перевозок водным транспортом:
Значительный износ пассажирских судов.
По состоянию на конец 2013 года средний износ водного транспорта, находящегося в эксплуатации, составляет более 70 %. Дальнейшее отставание темпов обновления водного транспорта от темпов их старения приведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, что приведет к снижению объемов пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом необходимо поддержание технической готовности пассажирских судов.
Убыточность пассажирских перевозок.
Деятельность предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки по социальным маршрутам, являются планово убыточной. Субсидии пассажирских перевозок водным транспортом позволяет сохранить стабильность выполнения социально-значимых маршрутов. Однако прибыль от прочих видов деятельности таких предприятий не обеспечивает развития материальной базы и обновления основных фондов.
Железнодорожный транспорт
Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования на территории района составляет 117 км железнодорожной ветки "Екатеринбург - Егоршино - Тавда - Устье-Аха".
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с действующим расписанием осуществляется по двум регулярным маршрутам: N 609/610 "Екатеринбург - Устье-Аха - Екатеринбург" и N 7397/7398 "Устье-Аха - Тавда - Устье-Аха".
По итогам первого полугодия 2013 года количество перевезенных пассажиров составило более 141,7 тыс. человек.
На территории района функционируют три железнодорожных станции: Устье-Аха, Мортка, Куминская. Основной пассажирообразующей станцией является ст. Устье-Аха, на которую приходится наибольшее количество отправленных и прибывших пассажиров.
Существующие здания на железнодорожных станциях не отвечают современным требованиям безопасности и комфорта пассажиров. Требуется либо строительство новых зданий, либо реконструкция.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.