Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Кондинского района
Жилищная политика является одним из приоритетов государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Необходимость комплекса мероприятий в рамках данной муниципальной программы вызвана тем, что не смотря на неплохие темпы строительства жилья эта проблема остается, тем не менее одной из наиболее острых.
Бурное развитие экономики в районе началось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века, когда начали развивать в округе нефтяную и газовую промышленность. В районе создали лесозаготовительные предприятия, которые обеспечивали лесопродукцией нефтяников Сибири.
В связи с бурным развитием лесозаготовительной промышленности, притоком трудовых ресурсов активно строилось жилье, которое по истечению полувека перешло в разряд непригодного или аварийного. Каждый восьмой квадратный метр признан непригодным для проживания. Но нужно учесть еще и то, что далеко не все жилье обследовано. Из общего числа проживающих в районе 25% - это пенсионеры, то есть те, которые имеют низкие доходы.
В конце 90-х годов произошел обвал лесозаготовительной промышленности. Вместо крупных предприятий, которые работали на территории района, и на которых работала львиная доля трудоспособного населения, остались небольшие предприятия. В результате уменьшения объемов производства остались без работы жители района.
Сегодня в Кондинском районе в очереди на улучшение жилищных условий состоит по состоянию на 01 апреля 2013 года 1324 семьи или 11,8 % от общего количества населения. Для удовлетворения потребности, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий потребность в жилье составляет около 71,5 тыс. кв. м жилья. Полная расчетная потребность в жилье, из условия обеспеченности на среднероссийском уровне, т. е. 22 кв. м на человека, составляет 132,4 тыс. кв. м, с учетом сноса ветхого и "фенольного" жилья.
Остается одной из наиболее острых социальных проблем - обеспечение жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Это ветераны войны, ветераны боевых действий, инвалиды, сироты, а также дети из числа сирот. В Кондинском районе по состоянию на 01 января 2013 года состояло 147 человек данной категории.
По состоянию на 01 января 2013 года на территории Кондинского района около 88,1 тыс. кв. м жилья относится к непригодному для проживания. В связи с этим, проблема обеспечения жильем населения, проживающего в аварийном жилищном фонде и жилищном фонде, имеющем высокий процент износа остается в числе первостепенных.
С 2005 года по 2010 год в районе работала муниципальная программа "Улучшение жилищных условий населения Кондинского района", которая соизмерима по целям и задачам муниципальной программе "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра" на 2005-2015 годы".
В итоге обеспеченность населения жильем за период 2005-2010 года выросла с 18,6 до 21,2 кв. м на человека. Количество семей, состоящих на учете на получение жилья, сократилось с 3317 семей в 2005 году до 1622 семей - на 01 января 2011 года.
Ввод жилья по итогам 5 лет реализации муниципальной программы составляет:
2006 год - 10,6 тыс. кв. м;
2007 год - 23,567 тыс. кв. м;
2008 год - 24,234 тыс. кв. м;
2009 год - 21,980 тыс. кв. м;
2010 год - 22,306 тыс. кв. м;
Итого: 102,687 тыс. кв. м.
Средний ввод жилья на 1 человека в районе в год составляет 0,56 кв. м.
Нужно отметить другие наиболее значимые итоги реализации муниципальной программы за 2006-2010 гг.:
- снесено жилых помещений, признанных непригодными для проживания - 5,6 тыс. кв. м;
- улучшили свои жилищные условия около 872 семей, проживающих на территории Кондинского района.
В том числе:
- количество семей, улучшивших жилищные условия в связи с переселением из непригодного жилья и в порядке очередности на условиях социального найма - 224 семьи;
- количество семей, получивших финансовую поддержку из средств бюджета автономного округа (субсидия, компенсация части уплачиваемых процентов по ипотечным займам, предоставление льготных ипотечных займов) - 648 семей.
Всего в рамках реализации муниципальной программы за четыре года было построено и приобретено жилых помещений с участием средств бюджета автономного округа, муниципального образования общей площадью 59,9 тыс. кв. м.
С 2011 года по 2013 год в районе реализовывались три программы по улучшению жилищных условий:
1. "Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года в Кондинском районе".
2. "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
Ввод жилья по итогам 3 лет реализации муниципальной программы составляет:
2011 год - 19,619 тыс. кв. м;
2012 год - 25,158 тыс. кв. м;
2013 год - плановый ввод 23,0 тыс. кв. м;
Итого: 67,777 тыс. кв. м.
Наиболее значимые итоги реализации программы за 2011-2013 гг.:
Снесено ветхого жилья за три года реализации 14,916 тыс. кв. м.
Признано непригодным для проживания - 19,762 тыс. кв. м.
Улучшили свои жилищные условия 738 семей (данных за 2013 год нет).
3. "Капитальный ремонт многоквартирных домов "Наш дом" на 2011-2013 годы".
За весь период реализации программы отремонтировано 30 многоквартирных домов:
2011 год - 8 домов;
2012 год - 10 домов;
2013 год - 12 домов.
Всего за три года реализации муниципальной программы улучшили жилищные условия 328 семей.
Из-за резкой дифференциации доходов населения разрешение жилищной проблемы для большинства желающих, более чем затруднительно. При этом в очереди состоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно, используя кредит или частичную помощь государства, приобрести жилье.
Время ожидания в очереди на получение социального жилья 11 лет.
В 2013 году была утверждена муниципальная программа "Сельский дом", но была не реализована, так как средства на ее реализацию не были доведены.
Вопрос обеспечения жильём молодых учителей (педагогических работников) является одним из актуальных в муниципальной системе образовательной политики Кондинского района.
Общеобразовательные учреждения городских и сельских населённых пунктов все больше ощущают нехватку молодых специалистов. Значительная часть работающих в сельской местности - учителя пенсионного или предпенсионного возраста.
В связи с этим актуальным остается вопрос привлечения молодых кадров в городские, но особенно сельские местности. Прирост молодых учителей, работающих менее трёх лет в образовательных учреждениях, в последние годы составляет 3-5% педагогического состава.
Увеличивается число учащихся поступающих в педагогические вузы - будущих педагогических кадров. В 2012 году 18 выпускников поступили в высшие учебные заведения на педагогические специальности.
В 2012 году количество учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - учителей), составляло 43 (из них до 35 лет - 39 человек), из них смогли улучшить жилищные условия 1 человек. Учителя вынуждены снимать жилье, оплачивая его по высоким ценам. Это в свою очередь противоречит требованиям Закона Российской Федерации "Об образовании", который определяет первоочередное право на предоставление жилой площади педагогам и право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В 2013 году количество нуждающихся значительно увеличилось, в связи с тем, что ежегодно в школы района приходит до 10 молодых специалистов, которые нуждаются в жилье.
Для регулирования ситуации необходимо шире использовать механизмы обеспечения молодых специалистов жильём, реализация которых позволит привлечь на работу в школы муниципальной бюджетной сферы квалифицированных специалистов, создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем работников муниципальной бюджетной сферы, создать условия для улучшения демографической ситуации, снижения социальной напряженности в районе.
Отсутствие жилья у данной категории граждан приводит к таким негативным последствиям, как высокий уровень текучести кадров, отсутствие заинтересованности у молодежи к работе в школе из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни. Особо остро стоит проблема укомплектованности сельских школ педагогическими работниками.
Притоку и закреплению на селе учителей, в первую очередь молодых, будет способствовать улучшение жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство работников муниципальной бюджетной сферы не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно, необходимо оказание финансовой поддержки данной категории граждан в улучшении жилищных условий. Это позволит повлиять на решение о продолжении работы в муниципальной бюджетной сфере многих работников, а также привлечь молодежь в данную сферу.
Необходимость комплекса мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках данной муниципальной программы вызвана тем, что не смотря на неплохие темпы строительства жилья эта проблема остается тем не менее одной из наиболее острых. Наиболее уязвимыми являются молодые семьи.
По состоянию на 01 января 2013 года в районе проживает 3877 молодых семей, из них состоят в очередности на улучшении жилищных условий 336 семей. Для удовлетворения потребности нуждающихся в очередности молодых семей потребность жилья составляет 18,1 тыс. кв. м.
Разрешение жилищной проблемы для большинства молодых семей, более чем затруднительно: это низкие доходы, так как именно на этот возраст приходится время, когда в семье работает один из родителей, а второй находится по уходу за ребенком.
Принятие новой муниципальной программы "Обеспечение жильем населения Кондинского района на 2014-2016 годы" обусловлены:
1. Формированием нового сегмента строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем дохода.
2. Согласованием муниципальной программы с региональной программой развития жилищного строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.