Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Нижневартовского района
от 2 декабря 2013 г. N 2543
Паспорт муниципальной программы
"Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений в Нижневартовском районе
на 2014-2016 годы"
(далее - муниципальная программа)
Наименование муниципальной программы |
"Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в Нижневартовском районе на 2014 - 2016 годы" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
отдел по вопросам общественной безопасности администрации района |
Соисполнители муниципальной программы |
управление образования администрации района; управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации района; управление культуры администрации района; управление по вопросам социальной сферы администрации района; управление организации деятельности администрации района; управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации района; отдел по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района; отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации района; отдел по информатизации и сетевым ресурсам администрации района; пресс-служба администрации района; муниципальное бюджетное учреждение "Телевидение Нижневартовского района"; муниципальное бюджетное учреждение "Редакция районной газеты "Новости Приобья"; администрации городских и сельских поселений района (по согласованию); отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижневартовскому району (по согласованию); Межведомственная комиссия района по противодействию экстремистской деятельности |
Цель муниципальной программы |
создание в Нижневартовском районе условий для толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, обеспечения равенства прав и свобод человека |
Задачи муниципальной программы |
воспитание толерантности через систему образования; укрепление толерантности и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде; развитие толерантной среды, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в Нижневартовском районе; совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений |
Подпрограммы и (или) отдельные мероприятия |
нет |
Целевые показатели муниципальной программы (показатели непосредственных результатов) |
количество мероприятий, направленных на укрепление толерантности, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений и профилактику экстремизма, для различных категорий населения района - увеличение с 239 до 284 мероприятий; количество жителей района, принявших участие в мероприятиях, направленных на укрепление толерантности, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений и профилактику экстремизма, - с 11 700 до 12 900 человек |
Сроки реализации муниципальной программы |
2014-2016 годы |
Финансовое обеспечение муниципальной программы |
общий объем финансирования мероприятий муниципальной программы за счет средств бюджета района составляет 1 095,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 365,0 тыс. рублей; в 2015 году - 365,0 тыс. рублей; в 2016 году - 365,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (показатели конечных результатов) |
доля населения района, охваченного мероприятиями, направленными на укрепление толерантности, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений и профилактику экстремизма, (%) - увеличение с 32,37 до 35,69; количество межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов - сохранение показателя на нулевом уровне. |
I. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Нижневартовского района
Муниципальная программа направлена на создание в Нижневартовском районе условий для толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, обеспечения равенства прав и свобод человека.
Нижневартовский район является полиэтнической территорией. Усиление миграционных потоков требует выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения района к базовым общечеловеческим ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением района разных национальностей.
Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения района. Согласно сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в районе осуществляют деятельность 39 общественных объединений, в том числе 6 религиозных, 10 национальных общин и одно национальное общественное объединение.
Отделением Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в районе выявлены факты организации незаконной миграции, административные правонарушения в сфере трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства. Возрастает количество совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений против личности, в том числе убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, хищений чужого имущества.
В условиях увеличения потока в район мигрантов правоохранительным органам удается не допустить рост числа совершенных ими противоправных деяний.
С 2011 года реализовывалась муниципальная целевая программа администрации района "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Нижневартовском районе на 2011 - 2014 годы". Органами местного самоуправления района осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самоидентификации.
Результаты социологических исследований показали политическую и социальную стабильность на территории района. В ходе исследований выявлено, что проблемы экстремизма, межнациональных отношений, национализма являются для жителей района низко актуализированными.
Однако выявлена конфликтогенность этноконфессионального фактора, причем напряженность носит скрытый характер. В данной ситуации высокое значение приобретает профилактика потенциальной возможности возникновения этнических проблем, выявление, локализация и погашение очагов назревающей напряженности.
В образовательных учреждениях района немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников и школьников основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
В средствах массовой информации района публикуются материалы по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети "Интернет". Этих мер явно недостаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по соотношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных ценностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни района.
В целом в районе сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, однако необходимо дальнейшее совершенствование согласованности действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных организаций, государственных и общественных структур.
Муниципальная программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в районе на 2014 - 2016 годы" призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей района.
II. Цели, задачи и показатели их достижения.
Основной целью муниципальной программы является создание в Нижневартовском районе условий для толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, обеспечения равенства прав и свобод человека.
2.1. Достижение указанной цели в рамках муниципальной программы предполагает решение следующих задач:
воспитание толерантности через систему образования;
укрепление толерантности и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде;
развитие толерантной среды, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в Нижневартовском районе;
совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений.
Целевые показатели, характеризующие результаты реализации муниципальной программы, приведены в приложении 2 к муниципальной программе.
2.2. Показатели непосредственных результатов реализации муниципальной программы.
количество мероприятий, направленных на укрепление толерантности, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений и профилактику экстремизма для различных категорий населения района, - увеличение с 239 до 284 мероприятий;
количество жителей района, принявших участие в мероприятиях, направленных на укрепление толерантности, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений и профилактику экстремизма, - с 11 700 до 12 900 человек.
2.3. Показатели конечных результатов реализации муниципальной программы:
доля населения района, охваченного мероприятиями, направленными на укрепление толерантности, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений и профилактику экстремизма, (%) - увеличение с 32,37 до 35,69;
количество межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов - сохранение показателя на нулевом уровне.
III. Обобщенная характеристика программных мероприятий
Для реализации программных мероприятий муниципальной программы предусмотрено решение следующих задач:
Решение задачи 1. "Воспитание толерантности через систему образования" планируется посредством реализации следующих основных мероприятий:
"Организация выпуска и распространение в образовательных учреждениях района информационных материалов (стикеры, буклеты, листовки, плакаты и др.), направленных на воспитание культуры толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания, ориентированных на разные возрастные группы детей и молодежи" - предполагает воспитание межнационального общения, формирование у обучающихся позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия;
"Разработка и распространение методических и практических рекомендаций для преподавателей дошкольных и общеобразовательных учреждений, родителей по формированию у детей толерантных этнокультурных установок" - предполагает обучение педагогов и родителей новейшим технологиям и принципам работы по вопросам воспитания толерантности подрастающего поколения;
"Организация социологического исследования по вопросам межнациональных отношений в школьной среде для выявления группировок по национальному признаку и принятия мер быстрого реагирования с целью повышения уровня культуры межнационального общения в современной школе" - направлено на выявление фактов и причин проявления в учреждениях образования национальной нетерпимости, наличие конфликтов на этнической почве, принятия мер по локализации и погашения очагов назревающей напряженности.
"Разработка и выпуск информационных буклетов и листовок, содержащих информацию о порядке приема иностранных граждан, лиц без гражданства в общеобразовательные учреждения района" - осуществляется для информированности родителей о механизме поступления детей, в том числе детей мигрантов, в образовательные учреждения района; социальная адаптация мигрантов.
Решение задачи 2. "Укрепление толерантности и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде" планируется посредством реализации следующих основных мероприятий.
"Ведение реестра подростковых и молодежных движений, объединений, в том числе без образования юридического лица, включающих молодежные субкультуры" - направлено на активное и сбалансированное вовлечение молодежи в социально активную деятельность.
"Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического, религиозного, политического, социального экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи, конференции, семинары и др.)" - предполагает выявление и поддержку молодежных предложений, направленных на предупреждение фактов националистического или религиозного экстремизма, воспитание культуры межнационального общения;
"Проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности, на базе подростково-молодежных формирований, клубов по месту жительства" - направлено на воспитание толерантности в подростково-молодежной среде;
"Информирование при проведении спортивных соревнований об укреплении толерантности, мира и согласия между народами разных национальностей" - реализуется путем ведения пропаганды активного использования государственной символики при проведении соревнований с целью недопустимости пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности;
"Организация работы по информационному противодействию распространения идей экстремизма среди молодежи в сети Интернет" - предполагает ограничение доступа к ресурсам сети Интернет предположительно экстремистского и террористического характера, а также к ресурсам, противоречащим принципам морали и нравственности;
"Закрепление общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе склонных к противоправным действиям экстремистского характера" - планируется посредством реализации профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей;
"Организация социологического исследования по вопросам межнациональных отношений в молодежной среде для выявления группировок по национальному признаку и принятия мер быстрого реагирования с целью повышения уровня культуры межнационального общения" - выявление неформальных молодежных течений и принятие мер по профилактике потенциальной возможности возникновения этнических проблем.
Решение задачи 3. "Развитие толерантной среды в Нижневартовском районе" планируется посредством реализации следующих основных мероприятий:
"Организация работы по созданию и прокату видеороликов социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в районе, направленной на укрепление позитивного имиджа Нижневартовского района как территории дружбы народов" - направлено на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма;
"Производство и трансляция циклов телевизионных программ, направленных на освещение многообразия российского общества, на раскрытие характера российской цивилизации и расширение представления о понятии "россиянин", на распространение установок на взаимоуважение и взаимопонимание между представителями различных национальностей и конфессий" - реализуется путем предоставления субсидий муниципальному бюджетному учреждению "Телевидение Нижневартовского района" для производства и трансляции циклов телевизионных программ;
"Выпуск тематических рубрик и информационно-публицистических материалов в печатных средствах массовой информации, посвященных истории, культуре и традициям народов, современной жизни национальных общин, в том числе публикаций для детей и молодежи" - предполагает использование потенциала пресс-службы администрации района, региональных и муниципальных средств массовой информации для обсуждения имеющихся проблем, преодоления чувства безразличия по отношению к группам и идеологиям, проповедующих нетерпимость;
"Ведение рубрики на официальном веб-сайте администрации района, содержащей информационные материалы, освещающие ход реализации муниципальной программы и способствующей позиционированию района как района дружбы народов" - направлено на содействие свободному и открытому диалогу по вопросам противодействия экстремизму;
"Реализация Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Нижневартовском районе на 2013 - 2015 годы, утвержденного постановлением администрации района от 28.06.2013 N 1304" - направлено на реализацию основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в районе;
"Оказание содействия национально-культурным объединениям в реализации культурно-просветительских программ, социально значимой деятельности, в подготовке и проведении мероприятий, направленных на развитие межнационального диалога и сотрудничества" - направлено на содействие свободному и открытому диалогу по вопросам противодействия экстремизму;
"Привлечение представителей религиозных организаций района к подготовке и проведению мероприятий, направленных на развитие межконфессионального диалога и сотрудничества, в том числе при организации и проведении семинаров, круглых столов, конференций, мероприятий, способствующих развитию межконфессионального диалога, направленных на совершенствование органов местного самоуправления и религиозных организаций" - направлено на содействие свободному и открытому диалогу по вопросам противодействия экстремизму.
Решение задачи 4. "Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений" планируется посредством реализации следующих основных мероприятий:
"Организация работы Межведомственной комиссии района по профилактике экстремистской деятельности" - направлено на обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремистской деятельности, повышение эффективности системы профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, обеспечение общественной безопасности и правопорядка, защиты конституционных прав и свобод граждан на территории района;
"Организация и проведение цикла встреч обучающихся образовательных учреждений района с представителями правоохранительных органов по вопросам уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления" - направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, недопущение совершении им правонарушений, совершаемых на почве межнациональной ненависти;
"Проведение профилактических мероприятий по формированию социальной и культурной состоятельности семьи (круглые столы, диспуты по вопросам возрождения ценностей русской культуры, духовного иммунитета, формирование активной позиции родителей)" - направлено на возрождение и формирование традиционных семейных ценностей русского народа;
"Организация и проведение цикла встреч руководителей национальных, религиозных, молодежных общественных объединений с представителями правоохранительных органов по вопросу профилактики экстремизма" - направлено на выработку эффективных мер профилактики экстремизма на религиозной и межнациональной основе;
"Проведение работы, направленной на недопущение распространения литературы, листовок, плакатов экстремистского толка, а также аудио- и видеоматериалов, способствующих пропаганде экстремизма" - предполагает недопущение распространения литературы, листовок, плакатов, а также аудио- и видеоматериалов, способствующих пропаганде экстремизма и национализма в учреждениях образования, культуры, спорта и торговли;
"Организация управляющими компаниями района работы по выявлению в многоквартирных домах символов и знаков экстремистской направленности в виде нанесения их на архитектурные сооружения и принятия мер оперативного реагирования по уведомлению правоохранительных органов и ликвидации экстремистской символики" - направлено на выявление лиц, склонных к экстремистской деятельности и профилактической работы с данным контингентом;
"Проведение мониторинга сайтов в сети Интернет на наличие материалов экстремистской направленности" - направлено на недопущение распространения идей экстремизма с использованием информационно-коммуникационных технологий;
"Организация социологических исследований: о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Нижневартовском районе; о миграционных процессах" - реализация мероприятий позволит оценивать ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, осуществление мероприятий на поддержку этнокультурной самобытности;
"Организация работы по обмену опытом в вопросах профилактики экстремистской деятельности" - направлено на повышение уровня культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах профилактики экстремистской деятельности;
"Подготовка и выпуск информационно-справочных материалов, памяток по профилактике экстремистской деятельности" - предусматривает информирование населения об основах толерантного мировоззрения и экстремистской деятельности.
IV. Механизм реализации муниципальной программы
Муниципальная программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальными правовыми актами района в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма.
Управление и контроль за ходом реализации муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель муниципальной программы - отдел по вопросам общественной безопасности администрации района.
Текущее управление муниципальной программой осуществляет начальник отдела по вопросам общественной безопасности администрации района.
Начальник отдела по вопросам общественной безопасности администрации района является руководителем муниципальной программы.
Ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы реализуют свои функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальными правовыми актами района.
Механизм реализации муниципальной программы включает следующие элементы:
разработку и принятие правовых актов, необходимых для реализации мероприятий муниципальной программы;
ежегодную подготовку и уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат на реализацию программных мероприятий;
совершенствование организационной структуры управления муниципальной программы с четким определением состава, функций, механизмов, координации действий исполнителей и соисполнителей мероприятий муниципальной программы;
осуществление мониторинга и оценки результативности мероприятий, анализ и предоставление главе администрации района отчетов о реализации мероприятий муниципальной программы;
размещение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте администрации района информации о ходе и результатах реализации муниципальной программы.
Управление и контроль за реализацией муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель муниципальной программы - отдел по вопросам общественной безопасности администрации района.
Ответственный исполнитель муниципальной программы реализует свои функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальными правовыми актами района.
Отдел по вопросам общественной безопасности администрации района осуществляет взаимодействие по реализации программы с соисполнителями целевой программы.
Муниципальная программа реализуется совместными усилиями ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы с привлечением образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории района, а также юридических лиц, осуществляющих работы в соответствии с договорами подряда.
Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы осуществляют организацию работы и выполнение мероприятий, предусмотренных муниципальной программой (приложение 1 к муниципальной программе), в полном объеме, качественно и в срок.
Исполнители и соисполнители муниципальной программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется на основе муниципальных контрактов, договоров на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для муниципальных нужд, заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации муниципальной программы ответственный исполнитель:
ежемесячно, в срок до 05-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в комитет экономики администрации района информацию о реализации муниципальной программы и использовании финансовых средств;
ежегодно, до 25-го января года, следующего за отчетным, в соответствии с порядком проведения критериев ежегодной оценки реализации муниципальной программы, предоставляет в комитет экономики администрации района отчет о ходе реализации муниципальной программы;
согласовывает с комитетом экономики администрации района уточненные показатели эффективности выполнения мероприятий муниципальной программы на соответствующий год.
Межведомственную координацию муниципальной программы осуществляет Межведомственная комиссия района по противодействию экстремистской деятельности, определяющая (конкретизирующая) приоритетные направления, цели и задачи в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности на территории района.
Общий контроль за ходом реализации муниципальной программы осуществляет заместитель главы администрации района по управлению делами.
Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет глава администрации района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.