Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 13 августа 1996 г. N 685
Концепция
развития и деятельности киносети столицы на переходный период (1996-1999 гг.)
1. Введение
В связи с развитием электронных средств кинопоказа, в конце 60-х годов в Москве, как и в других городах страны, наметилась тенденция к спаду кинопосещаемости.
Престиж кинотеатра, переставшего быть единственным местом просмотра кинофильмов, в дальнейшем неуклонно падал.
Бурное развитие многоканального телевизионного кинопоказа, появление видеосалонов и возможности просмотра фильмов с видеомагнитофонов, находящихся в личном пользовании, все больше сдвигали культурный досуг в сторону домашнего кино.
После 1990 года произошел обвальный спад посещаемости кинотеатров. За последние 5 лет она снизилась примерно в 20 раз, что объясняется также резким переходом отечественного кинематографа к рыночным отношениям.
Предлагаемая концепция разработана как концепция переходного периода с учетом проектов Союза кинематографистов России и Роскомкино по возрождению отечественного кинематографа и социологических исследований реальной и потенциальной зрительской аудитории.
Цель Концепции - определение пути и средств для достижения к 1999 году увеличения посещаемости кинотеатров, необходимой для рентабельного функционирования киносети и удовлетворения спроса на кинообслуживание.
Главная задача Концепции - обеспечить московской киносети условия для перехода к новой модели функционирования, учитывающей современные социально-экономические реалии города и страны в целом.
При самых оптимистических прогнозах возврат зрителей в кинотеатры не может произойти также быстро, как их потеря. Обратный процесс более длителен, но он может быть ускорен при условии научно обоснованной увязки структуры киносети, а также форм и методов ее деятельности с реальными запросами населения.
2. Структура киносети
С учетом современных условий требуется пересмотр структуры киносети и соответствующие формы регулирования и координации ее деятельности.
В новой структуре кинотеатры столицы следует организационно сформировать в виде нескольких групп: кинотеатры общегородского значения, кинотеатры, входящие в унитарное предприятие "Московский кинопоказ" и кинотеатры окружного значения (см. схему).
Кинотеатры общегородского значения, как и создаваемое предприятие "Московский кинопоказ", подведомственны Комитету по культуре Москвы.
Комитету по Культуре Москвы также подведомственны:
- МГП "Киновидеопрокат"
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 1998 г. N 410 МГП "Киновидеопрокат" переименовано в Государственное унитарное предприятие "Московское кино"
- Кинопроизводственная мастерская
- Городская дирекция школьного и передвижного кино (ГДШиПК)
- Билетная база
Кинотеатры окружного значения передать префектам округов.
В схеме предусмотрены также кинотеатры, входящие в акционерные общества и частные кинотеатры.
Таким образом, киносеть Москвы будет представлена объединением альтернативных систем кинопоказа, равномерно охватывающих всю территорию города, и каждая из которых имеет свой особый статус и приоритетную специализацию.
Для регулирования и координации деятельности кинопредприятий города необходимо подразделение, которое может быть создано в структуре Комитета по Культуре Москвы.
При формировании новой структуры киносети следует предусмотреть вывод из состава киносети кинотеатров, не имеющих перспективы развития основной деятельности.
Здания и помещения этих кинотеатров целесообразно использовать для других учреждений культуры или иных услуг, на которые имеется спрос населения, или реализовать по конкурсу для привлечения средств в интересах киносети.
Структура киносети г. Москвы
/----------------------\
/-------| Правительство Москвы |---------------\
| \----------------------/ |
v v
/-------------------\ /-------------------\
/-->| Комитет |..........................| Префекты |
| | по культуре |............. | округов |
| \-------------------/ : \-------------------/
| /----------------------\ /-------------------\ /--------v----------\
| | Кинотеатры | | Кинотеатры | | Кинотеатры |
| | общегородского | | акционерных | | окружного |
|>| значения | | обществ и | | значения |
| | | | частные | | |
| \----------------------/ \-------------------/ \-------------------/
| /-----------------------\
|>| Унитарное предприятие |
| | "Московский кинопоказ"|
| \-----------------------/
| /-----------------------\
| | Кинопроизводственная |
|>| мастерская |
| \-----------------------/
| /-----------------------\
|>| ГДШиПК |
| \-----------------------/
| /-----------------------\
|>| Билетная База |
| \-----------------------/
| /-----------------------\
|>| МГП "Киновидеопрокат" |
| \-----------------------/
3. Реконструкция киносети
В крупных городах Европы и Америки развитие получили многозальные кинотеатры небольшой вместимости каждого зала.
Мировой опыт эксплуатации таких кинотеатров свидетельствует об их достоинствах в сравнении с однозальными кинотеатрами прежнего поколения.
Такие комфортабельные кинотеатры-мультиплексы предоставляют зрителю выбор кинопрограмм, сокращают время ожидания очередного киносеанса, что способствует увеличению их посещаемости.
В Москве строительство кинотеатров многие годы осуществлялось по проектам крупных однозальных кинотеатров, которые соответствовали высокому зрительскому интересу того времени.
Понятно, что перестроить развитую киносеть столицы по примеру мультиплексов за короткий срок нереально.
Вместе с тем, представляется возможным реконструировать многие кинотеатры Москвы, приблизив их облик и содержание к современным требованиям.
О строительстве многозальных кинотеатров см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 апреля 1998 г. N 435-РП
Реконструкцию кинотеатров столицы целесообразно осуществить следующим образом:
Для кинотеатров, которые войдут в унитарное предприятие "Московский кинопоказ". Программа их реконструкции предполагает индивидуальный подход к каждому кинотеатру.
Для кинотеатров большей составляющей киносети Москвы целесообразно реконструкцию проводить путем пристройки к отдельно стоящим зданиям кинотеатров блоков с двумя малыми залами по 150 мест, сохранив большой зал. В пристройке предусматривать помещения, которые будут отданы будущим инвесторам реконструкции.
При такой схеме реконструкции кинотеатр, практически, будет работать, не закрываясь до завершения пристройки.
Кроме того, сохранение больших залов даст возможность кинотеатрам наряду с показом фильмов проводить фестивали, концерты, различные культурные программы, организовывать Центры досуга и отдыха москвичей.
Учитывая значение кинотеатра в облике города как архитектурного сооружения объекта культуры, следует особое внимание уделить состоянию и оформлению фасадов кинотеатров.
Поддерживая предложение Союза кинематографистов России, представляется целесообразным построить в Москве ультрасовременный многозальный кинотеатр-мультиплекс, который явится центральным местом для проведения Международных и Российских кинофестивалей, внедрения новейших технологий в области кинообслуживания, своего рода методическим Центром.
По заключению Москомархитектуры такой кинотеатр может быть размещен на набережной Тараса Шевченко при условии разработки комплексного проекта застройки набережной и бизнес-плана освоения ее территории.
Длительное время не решался вопрос о кинотеатре "Круговая кинопанорама", расположенного на территории ВВЦ (бывшей ВДНХ). Он устарел морально и физически и влачит жалкое существование.
С учетом нового подхода к кино, как аттракциону и зрелищу, в котором используются новейшие технические достижения, целесообразно этот кинотеатр реконструировать для создания на его базе киноаттракциона по отечественной системе "СТЕРЕО-ШОУ".
В соответствии с комплексной целевой программой "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов г. Москвы на 1995-1997 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.06.95 г. N 577, в порядке эксперимента, реконструировать один из кинотеатров города для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения.
4. Финансовое обеспечение
Финансовая поддержка функционирования киносети столицы и ее развития до достижения уровня ее рентабельности (1999 год) может обеспечиваться:
из Федерального бюджета - на общегосударственные цели (Международные и Российские кинофестивали, культурные программы государственного значения);
- из городского бюджета - на общегородские культурные программы, сохранение и пополнение фильмофонда Государственного Московского "Киновидеопроката", специализированным детским кинотеатрам на покрытие убытков.
- из средств сторонних инвесторов - на реконструкции кинотеатров;
- из средств арендаторов - на ремонт и коммунальные услуги кинотеатров и их основную деятельность.
Для привлечения средств арендаторов на ремонт, коммунальные услуги кинотеатров и их основную деятельность создать при Комитете по Культуре Москвы внебюджетный Фонд поддержки кинофикации и кинопроката, в котором основным источником доходов будут средства, получаемые от организаций, использующих нежилые помещения по договорам аренды с государственными предприятиями - кинотеатрами.
Финансовая поддержка Государственного Московского "Киновидеопроката" из городского бюджета должна осуществляться целевым назначением на сохранение и пополнение фильмофонда по соответствующим Договорам.
Косвенная финансовая поддержка кинотеатров должна выражаться в предоставлении им льгот на коммунальные услуги, освобождении кинотеатров от платы за аренду их земельных участков.
5. Проблемы привлечения зрителей в кинотеатры
Проведенные социологические исследования Московской киноаудитории уже дали возможность определить каким по предпочтению зрителей должен быть кинотеатр.
Для каждого второго кинотеатр является, прежде всего, местом проведения досуга, где можно не только посмотреть фильм, но и развлечься, приятно провести время.
Требования к современному кинотеатру разнообразны. Но на первом месте - широкий выбор фильмов.
Углубляющееся имущественное расслоение населения находит отражение в дифференциации требований публики к формам кинообслуживания. 75% зрителей выступают за льготное обслуживание, дешевые кинобилеты. В то же время, часть населения нуждается в дополнительных платных услугах, например, в охраняемой автостоянке (63%).
На посещаемость кинотеатров оказывает влияние обстановка в кинотеатре, качество обслуживания, организация буфета, его ассортимент и доступность цен.
В настоящее время актуальной становится дифференциация кинотеатров по уровню комфортабельности, т.е. чтобы кинотеатры делились на разряды (67%) и т.д.
Вместе с тем, киноаудитория города (потенциальная и активная) изменяется динамично, и для решения задач, стоящих перед социологами в данной отрасли, требуется периодическое проведение социологических исследований с соответствующей корректировкой программ по развитию деятельности киносети.
Следует провести социологические исследования на более широком поле опроса с учетом производства фильмов и кинорынка, и маркетинговые исследования по каждому административному округу.
Для привлечения зрителей в кинотеатры коренного улучшения требует кинореклама и информация населения о работе кинотеатров столицы. Кинореклама в городе в настоящее время, практически, отсутствует, отсутствует и служба, которая смогла бы обеспечить эту важнейшую область деятельности по продвижению фильмов. Для решения этой проблемы целесообразно рассмотреть вопрос о создании специального рекламно-информационного центра.
С учетом результатов опроса столичных зрителей (активных и потенциальных) следует в кинотеатрах предложить широкий выбор услуг. При этом должен быть соблюден принцип разнообразия в ориентации конкретных кинотеатров на специфические группы зрителей с их предпочтениями и интересами.
При безусловном сохранении основной деятельности кинотеатров должна получить развитие клубная система предсеансового обслуживания.
Особое внимание следует уделить организации в кинотеатрах творческих встреч, кинофестивалей, ретроспективных и тематических кинопоказов.
Всестороннего совершенствования требует деятельность специализированных детских кинотеатров, имеющих огромное социальное значение. Необходимо сохранить за этой категорией кинотеатров существующую бюджетную поддержку.
Ситуация на рынке киноуслуг и последние социологические исследования зрительской аудитории свидетельствуют о возрастающем интересе массового зрителя к отечественному кино.
В связи с этим, особое значение приобретают Центры Российского фильма, функционирование которых должно осуществляться под непосредственной опекой и при поддержке Роскомкино.
6. Кадры
Для обеспечения подготовки киномехаников и повышения квалификации руководителей кинопредприятий необходимо:
- пересмотреть программу подготовки киномехаников на базе технического училища ТУ-96 для получения учащимися дополнительных знаний и навыков в области телевизионной и видеотехники, а также в работе на компьютере;
- организовать учебу руководителей кинотеатров и кинопредприятий на базе Всероссийского института переподготовки и повышения квалификации кинематографии. При разработке программ обучения предусмотреть дисциплины: маркетинг, современные средства информации, основы законодательства, бухгалтерский учет и налоговая политика, охрана труда.
7. Мероприятия к 850-летию основания Москвы
1. Производство 100 короткометражных фильмов о Москве. По заявке кинорежиссера Саввы Кулиша.
Серия коротких отрезков экранного времени объединит историю и современность, даст возможность увидеть в остросюжетных проблемах современного города след, оставленный прошлым. И наоборот - в прошлом истоки того, чем мы живем сегодня.
Продолжительность фильмов учитывает их показ по телевидению, поэтому предлагаемый сериал должен занимать стандартную ячейку в 26 минут (2 фильма по 13 минут).
Формат фильмов - 35 мм кинопленка.
Часть сюжетов сняты на видео по ряду причин, с последующим переводом на кинопленку.
В сериал о Москве войдут такие фильмы как "Третий Рим", "Мавзолей", "Дворянские гнезда", "Прогулки по старой Москве", "У Константина Сергеевича" (МХАТ), "Большой" (Большой театр), "День Победы", "Храм Христа Спасителя", "Московские небоскребы", "Хрущобы и др.
2. Московский городской кинофестиваль "Ретроспектива фильмов о Москве" По заявке Госфильмофонда.
3. XVII Московский Международный кинофестиваль для детей и юношества под девизом "Москве - 850 лет".
По заявке Ролана Быкова.
С 4 по 15 января 1997 года.
Кинофестиваль для детей и юношества в юбилейном году должен содействовать решению главной проблемы - "Дети и молодежь", которую общество России выдвигает на первый план.
4. Московский городской кинофестиваль "Московская встреча".
По заявке Дома Ханжонкова (киновидеоцентр "Москва").
Кинофестиваль "Московская встреча" будет состоять из конкурсной программы "Моя Москва" и панорамы "Московская киносага", включающая в себя фильмы разных времен и народов, повествующие о Москве и москвичах.
Такой кинофестиваль целесообразно проводить ежегодно с началом в "День Кино" (август) и завершением в "День города" (сентябрь).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 13 августа 1996 г. N 685 "О мерах по повышению уровня кинообслуживания населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.