Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 6 марта 2012 г. N 46
Правила разработки и утверждения административных регламентов
предоставления муниципальных услуг
28 февраля 2013 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения администрацией Ханты-Мансийского района (далее - администрация района) административных регламентов предоставления муниципальных услуг (далее - административный регламент), в том числе по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
2. Административный регламент является нормативным правовым актом администрации района, устанавливающим порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.
2.1. Порядок предоставления муниципальной услуги предусматривает установление сроков и последовательности административных процедур и административных действий администрации Ханты-Мансийского района по предоставлению муниципальной услуги по запросу физического или юридического лица или его уполномоченного представителя (далее - заявитель) в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при осуществлении возложенных исполнительно-распорядительных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ханты-Мансийского района и иными муниципальными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского района.
3. Административный регламент предоставления муниципальной услуги также устанавливает порядок взаимодействия между органами и должностными лицами администрации района, а также взаимодействие администрации района с государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными органами местного самоуправления, организациями при предоставлении муниципальной услуги.
4. Административные регламенты администрации района по предоставлению муниципальных услуг разрабатываются администрацией района.
4.1. Распорядительным правовым актом администрации района определяется перечень муниципальных услуг администрации района и отраслевой (функциональный) орган администрации района, ответственный за разработку и утверждение административных регламентов, осуществляющий деятельность по соответствующему направлению в установленных сферах деятельности администрации района (далее - ответственный исполнитель).
5. Ответственный исполнитель при разработке административного регламента предусматривает оптимизацию (повышение качества) предоставления муниципальной услуги, в том числе:
упорядочение административных процедур и административных действий;
устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
сокращение количества документов, представляемых заявителями для получения муниципальной услуги, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителя с администрацией района при предоставлении муниципальной услуги, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при предоставлении муниципальной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
сокращение сроков предоставления муниципальной услуги, а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий, относящихся к предоставлению муниципальной услуги;
ответственность должностных лиц за несоблюдение требований административного регламента при исполнении административных процедур (действий);
предоставление муниципальной услуги в электронной форме.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2013 г. N 46 пункт 6 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
6. Ответственный исполнитель обязан разместить сроком на один месяц разработанный проект административного регламента с приложением проекта нормативного правового акта об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги и пояснительной записки на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района в сети "Интернет" для проведения независимой экспертизы, при этом указать срок, отведенный для проведения независимой экспертизы. Со дня размещения проекта административного регламента заинтересованным лицам обеспечивается доступ для ознакомления с ним.
7. Все поступившие заключения независимой экспертизы на проект административного регламента рассматриваются администрацией района, по результатам каждой такой экспертизы принимается решение.
8. Проект административного регламента подлежит экспертизе, проводимой экспертной комиссией администрации района (далее - экспертная комиссия) в установленном порядке.
9. На экспертизу предоставляется следующий перечень материалов:
проект нормативного правого акта администрации района об утверждении административного регламента;
проект административного регламента с приложениями;
пояснительная записка, в которой приводится анализ практики предоставления муниципальной услуги, информация об основных предполагаемых улучшениях предоставления муниципальной услуги в случае принятия административного регламента;
заключения независимой экспертизы и принятые по ним решения, предложения заинтересованных организаций и граждан и сведения об их учете.
10. В случае, если в процессе разработки проекта административного регламента выявлена возможность оптимизации (повышения качества) предоставления муниципальной услуги путем исключения дублирующих процедур и действий при условии внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты Ханты-Мансийского района, в уполномоченный орган предоставляются проекты соответствующих муниципальных правовых актов.
11. Внесение изменений в административные регламенты предоставления муниципальных услуг осуществляется в соответствии с порядком, установленным для разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
II. Требования к административным регламентам
12. Наименование административного регламента определяется в соответствии с формулировкой соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена муниципальная услуга.
13. Структура административного регламента содержит следующие разделы:
общие положения;
стандарт предоставления муниципальной услуги;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к их выполнению, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронном виде;
формы контроля за исполнением административного регламента;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия), принимаемых и совершаемых администрацией района при предоставлении муниципальной услуги.
14. Раздел "Общие положения" состоит из следующих глав:
предмет регулирования административного регламента;
сведения о заявителях, а также о физических и юридических лицах, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления (в том числе непосредственно с администрацией района или органами местного самоуправления Ханты-Мансийского района);
требования к информированию о правилах предоставления муниципальной услуги.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2013 г. N 46 пункт 15 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
15. В главе, устанавливающей требования к информированию о порядке предоставления муниципальной услуги, указываются в том числе:
информация о месте нахождения и графике работы администрации района, о месте расположения (предоставления муниципальной услуги), графике приема заявителей, адреса электронной почты, справочные телефоны органов администрации района и их должностных лиц, ответственных за предоставление администрацией района муниципальной услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора о способах получения информации о местах нахождения и графиках работы государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, иных органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
адрес официального сайта администрации Ханты-Мансийского района в сети "Интернет" с указанием раздела официального исполнителя;
адреса официальных сайтов органов государственной власти, иных органов местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов, организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, содержащих информацию, необходимую для предоставления муниципальной услуги, и услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, адреса их электронной почты;
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления муниципальной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
порядок, форма и место размещения указанной в настоящем подпункте информации, на стендах в местах предоставления муниципальной услуги, а также на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района в сети "Интернет", в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры."
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2013 г. N 46 пункт 16 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
16. Раздел "Стандарт предоставления муниципальной услуги" содержит следующие главы:
наименование муниципальной услуги;
наименование органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, его органа (органов), должностных лиц, участвующих в предоставлении муниципальной услуги;
результат предоставления муниципальной услуги;
срок предоставления муниципальной услуги;
правовые основания для предоставления муниципальной услуги;
исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. В случае, если основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, следует прямо указать на это в административном регламенте;
исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. В случае, если основания для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, следует прямо указать на это в административном регламенте;
размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Ханты-Мансийского района. В случае, если взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление муниципальной услуги не предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, следует прямо указать на это в административном регламенте;
максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги;
срок регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
показатели доступности и качества муниципальной услуги;
иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме. При определении особенностей предоставления муниципальной услуги в электронной форме указывается перечень классов средств электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением муниципальной услуги, оказываемой с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, и определяются на основании утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях приема обращений за получением муниципальной услуги и (или) предоставления такой услуги;
результат предоставления муниципальной услуги.
16.1. В подразделе "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги" указывается:
исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, в том числе с указанием, какие из перечисленных документов и информации должны предоставляться самостоятельно заявителем, а какие заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, так как они подлежат предоставлению в соответствии с межведомственным информационным взаимодействием;
сведения об участвующих в предоставлении муниципальной услуги органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах государственных внебюджетных фондов, организаций и выдаваемых ими документах и информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
способы получения заявителем указанных в настоящем подпункте документов и информации, в том числе в электронной форме, если это не запрещено законом;
требования к документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
порядок предоставления документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе в электронной форме, если это не запрещено законом;
информация для заявителя о том, что непредставление заявителем документов и информации, которые он вправе представить по собственной инициативе, не является основанием для отказа ему в предоставлении муниципальной услуги;
требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
16.2. Бланки, формы обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводятся в качестве приложения к административному регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрена свободная форма подачи этих документов.
17. В главе "Срок предоставления муниципальной услуги" срок предоставления муниципальной услуги указывается с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, с учетом срока приостановления предоставления муниципальной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом срока выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги.
18. В разделе указывается на запрет требования от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, иных органах местного самоуправления либо в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальными правовыми актами Ханты-Мансийского района, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг ";
осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги, и связанных с обращением в государственные органы, иные органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления администрацией района муниципальных услуг, утверждаемого нормативным правовым актом Думы Ханты-Мансийского района.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2013 г. N 46 пункт 19 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
19. Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении муниципальных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления муниципальной услуги. В начале раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в нем.
19.1. В данном разделе отдельно описывается административная процедура формирования и направления межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги. Описание процедуры должно также содержать порядок подготовки и направления межведомственного запроса с указанием должностных лиц, уполномоченных направлять такой запрос.
19.2. Раздел также должен содержать порядок осуществления административных процедур в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, если это не запрещено законом.
20. Каждая административная процедура должна содержать следующие элементы:
юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия;
сведения о лицах, ответственных за выполнение административной процедуры, и каждого административного действия, входящего в её состав. Если нормативные правовые акты, в том числе муниципальные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского района, непосредственно регулирующие предоставление муниципальной услуги, содержат указание на конкретную должность, то она указывается в административном регламенте; содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
критерии принятия решений;
результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующей административной процедуры;
способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронном виде, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры, в том числе в электронных системах.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2013 г. N 46 в пункт 21 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
21. Раздел "Формы контроля за предоставлением муниципальной услуги" включает в себя следующие подразделы:
порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, а также за принятием ими решений;
порядок, формы и периодичность проведения проверок за полнотой и качеством предоставления в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций;
ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействия), принимаемые и совершаемые в ходе предоставления муниципальной услуги;
положения, характеризующие требования к осуществлению и формам контроля за предоставлением муниципальной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2013 г. N 46 в пункт 22 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
См. текст пункта в предыдущей редакции
22. Раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия), принятых и совершенных в ходе предоставления муниципальной услуги" должен содержать:
информацию для заявителя о его праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги;
сведения о предмете досудебного (внесудебного) обжалования;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;
основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы (формы обращений с жалобой, способы ее направления, требования к содержанию жалобы);
сведения для заявителя о его праве на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
должностные лица администрации района, уполномоченные на рассмотрение жалоб заявителей в досудебном (внесудебном) порядке;
сроки рассмотрения жалобы;
результат рассмотрения жалобы, в том числе требования к содержанию ответа по результатам рассмотрения жалобы;
исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации;
порядок обжалования решения по жалобе;
способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы.
23. Административный регламент должен содержать обязательные элементы о порядке предоставления муниципальной услуги в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в частности при:
предоставлении в установленном порядке информации заявителям и обеспечении доступа заявителей к сведениям о муниципальной услуге;
подаче заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов;
получении заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении муниципальной услуги;
взаимодействии администрации района с органами государственной власти, иными органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги, в том числе порядок и условия такого взаимодействия;
получении заявителем результата предоставления муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
совершение иных действий, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
24. Блок-схема предоставления муниципальной услуги приводится в приложении к административному регламенту.
25. Проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг подлежат независимой экспертизе.
26. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента предоставления муниципальной услуги (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента.
27. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении администрации района.
28. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в администрацию района.
29. Ответственный исполнитель рассматривает поступившие заключения независимой экспертизы, предложения заинтересованных организаций и граждан и принимает от имени администрации района по каждому из них решение.
30. Не поступление заключения независимой экспертизы в администрацию района в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы экспертной комиссией и последующего утверждения административного регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.