Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
1.1. Стратегическим ориентиром развития образования является реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
1.2. Основными направлениями образовательной инициативы являются:
переход на новые образовательные стандарты;
развитие системы поддержки талантливых детей;
совершенствование учительского корпуса;
изменение школьной инфраструктуры;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
расширение самостоятельности школ.
1.3. Настоящая программа рассматривается как инструмент реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
1.4. Город Ханты-Мансийск принадлежит к числу развитых муниципальных образований, располагающих предприятиями различного профиля, достаточно развитой сферой обслуживания, богатой социальной, культурной, образовательной, оздоровительно-спортивной инфраструктурой, что является благоприятным условием для развития системы образования.
1.5. Основной стратегической целью всех изменений, происходящих в городе, является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина города Ханты-Мансийска.
1.6. В системе образования города Ханты-Мансийска в последние годы сложились устойчивые тенденции создания условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.
1.7. Современная система образования города Ханты-Мансийска представляет собой сеть муниципальных разноуровневых и разнонаправленных организаций дошкольного, общего, дополнительного и специального образования, которые реализуют разнообразные образовательные программы и удовлетворяют потребности обучающихся.
1.8. Муниципальная система образования представлена 43 образовательными организациями, из них: 9 общеобразовательных организаций, 21 дошкольная образовательная организация, 9 организаций дополнительного образования детей и 4 прочих образовательных организации. В муниципальной сети созданы условия для обеспечения потребностей социума в дифференцированном обучении.
1.9. За последнее десятилетие муниципальная образовательная сеть претерпела изменения: в соответствии с графиком реструктуризации 1 организация была закрыта, 2 организации (начальная школа - детский сад) перешли в статус "детский сад". Сохранена вариативность общеобразовательных организаций - в городе функционируют школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия.
1.10. В городской системе образования в целом сложилась эффективная система управления, которая сохраняет и развивает свой потенциал и продолжает являться определяющим фактором социально-экономического развития города.
1.11. Приняты меры по обеспечению общедоступности дошкольного образования. За период 2010 - 2012 годов в рамках целевых программ введено в эксплуатацию 3 детских сада общей мощностью 530 мест: в рамках реализации программы "Новая школа Югры" в декабре 2010 года завершилось строительство детского сада по улице Рябиновая на 200 мест; в декабре 2011 года начал работу детский сад по улице Мичурина проектной мощностью 200 мест; Администрацией города Ханты-Мансийска в 2011 году приобретено в муниципальную собственность здание детского сада проектной мощностью 130 мест. Запланировано строительство детских садов общей мощностью 2320 мест, что позволит обеспечить 95% детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием.
1.12. Введена дифференциация дошкольных образовательных организаций по видам и категориям, развита сеть детских организаций и групп компенсирующего вида, ведется целенаправленная работа по осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования. Направленно решается проблема полного охвата детей дошкольным образованием. Муниципальная система дошкольного образования предоставляет услуги по воспитанию и оздоровлению детей с нарушениями зрения в группах компенсирующей направленности в детском саду N 20 "Сказка". С нарушениями речи или логопедическими проблемами оздоравливаются и воспитываются дети в детских садах N 15 "Страна чудес", N 8 "Солнышко", в специализированных группах детского сада комбинированного вида N 14 "Березка", детского сада N 7 "Ёлочка", детского сада N 19 "Серебряные крылышки".
1.13. Осуществляется обновление содержания общего образования, в школах города с 2011 года введены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, реализуется профильное обучение на старшей ступени обучения. В 100% средних общеобразовательных организаций функционируют 25 профильных классов (с охватом 70% учащихся 10 - 11 классов) разной направленности: социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, химико-биологический, математико-экономический, физико-математический, оборонно-спортивный.
1.14. В городе проводятся мероприятия по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу, по их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни.
1.15. Значительно улучшена материально-техническая база образовательных организаций, кабинеты начальных классов оснащены в соответствии с требованиями к оснащенности учебных кабинетов в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
1.16.В муниципальной системе образования сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций в обеспечении доступности и качества образовательных услуг. Наблюдается диспропорция между состоянием сети образовательных организаций, темпами и тенденциями территориального развития.
1.17. Увеличивающийся рост численности детского населения привел к дефициту мест в дошкольных образовательных организаций, воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов.
1.18. В ближайшие годы последствия существовавшего ранее демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Таблица 1. Изменение контингента обучающихся общеобразовательных организаций
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество учащихся в общеобразовательных организациях (чел.) |
8 498 |
9 011 |
9 564 |
1.19. За последние три года численность учащихся в общеобразовательных организациях увеличилась на 10,1%. Уже в настоящее время численность детей младшего школьного возраста превышает численность учащихся 5 - 9 классов, отсутствует динамика роста численности учащихся старшей ступени обучения.
Таблица 2. Изменение численности обучающихся общеобразовательных организаций по ступеням обучения
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||||
Количество учащихся в общеобразовательных организациях (чел.) |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
3955 |
3863 |
680 |
4210 |
4044 |
757 |
4452 |
4312 |
800 |
1.20. Динамику увеличения численности учащихся общеобразовательных организаций подтверждает факт увеличения количества учащихся в школах, которые обучаются в две смены.
Таблица 3. Изменение численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся во II смену
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество учащихся в общеобразовательных организациях, обучающихся во II смену (чел.) |
5 930 |
5 749 |
6 363 |
1.21. Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Сохраняется большое число учителей пенсионного возраста, слабый приток в образовательные организации молодых специалистов, не происходит обновления кадрового ресурса. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров - менеджеров в сфере образования, готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности. Сохранение и развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования является важной задачей данной программы.
1.22. Показатель очередности на устройство в дошкольные образовательные организации имеет незначительную динамику в сторону уменьшения, несмотря на ввод в действие детских садов. Увеличение количества мест в дошкольных образовательных организациях муниципальной системы образования за счет ввода в действие новых детских садов не соответствует реальной численности детского населения в связи с увеличением численности населения за счет естественного и миграционного прироста.
Таблица 4. Очередь в дошкольные образовательные организации
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей, ожидающих предоставления места в дошкольной организации (чел.) |
5779 |
6667 |
6714 |
Таблица 5. Количество детей от 0 до 7 лет в городе Ханты-Мансийске
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей от 0 до 7 лет, проживающих на территории города (чел.) |
9015 |
9649 |
10218 |
Таблица 6. Количество детей, посещающих дошкольные образовательные организации
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей, посещающих дошкольные образовательные организации (чел.) |
3260 |
3484 |
3953 |
1.23. Результаты анализа свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.
1.24. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей данной категории.
Таблица 7. Изменение численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях (чел.) |
54 |
72 |
67 |
Без комплексного программного подхода данная проблема не может быть решена. В ходе реализации программы будут выполнены мероприятия по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.25. Дальнейшее развитие наметившейся в последние годы позитивной тенденции восстановления ответственности системы образования за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гражданской идентичности и национального самосознания зависит от обеспеченности образовательных организаций высококвалифицированными специалистами. Однако в результате оптимизации штатных расписаний в образовательных организациях произошло сокращение ставок воспитательной работы. Имеет место незавершенность процессов, обеспечивающих актуализацию воспитательного потенциала образования.
1.26. В муниципальной системе образования еще недостаточно сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне каждой образовательной организации. Необходимо совершенствовать как систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.
1.27. Данная программа разработана на основе программно-целевого метода и представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед муниципальной системой образования в 2014 - 2020 годах.
Использование программно-целевого метода связано с определенными рисками. Среди наиболее опасных рисков можно назвать риск сокращения финансирования программы в процессе ее реализации, а также риск неэффективного управления программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.