Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 2 октября 2013 г. N 2811
Муниципальная программа
"Поддержка развития институтов гражданского общества города Когалыма на 2014 - 2016 годы"
17 июля 2014 г.
Постановлением администрации г. Когалыма от 17 июля 2014 г. N 1769 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
1. Характеристика состояния гражданского общества
В настоящее время в России происходят процессы демократизации всех сфер жизнеобеспечения граждан. Однако государство не может успешно проводить демократические преобразования без участия гражданского общества.
Вот почему организация содействия со стороны органов государственной власти формированию дееспособного гражданского общества, укреплению и развитию процессов гражданской активности, стимулированию деятельности общественных, некоммерческих организаций, так называемого "третьего сектора" экономики, является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.
Принимая во внимание тот факт, что только на уровне местного самоуправления возможно реальное развитие гражданской самостоятельности, предприимчивости, активизации общественного движения, государство возлагает особые надежды на муниципальные образования, где собственно и происходит процесс становления гражданского общества.
В свою очередь, формирующееся гражданское общество является важнейшей гарантией развития местного самоуправления, участвуя в котором, граждане многократно увеличивают его имеющиеся потенциал и ресурсы для развития и удовлетворения самых разнообразных своих потребностей: потребности в знаниях, общении, самоутверждении и самовыражении, здоровой среде обитания, в моральной поддержке и материальной помощи.
Именно поэтому взаимодействие населения и органов местного самоуправления становится повседневной практикой, проводится большая работа по вовлечению жителей в решение важнейших вопросов местного значения, создаются институты, способствующие повышению гражданской активности и социальной ответственности жителей.
Не исключение и город Когалым, где в последние три года наблюдается тенденция роста гражданского самосознания некоторых групп населения, представленных через общественные организации, осуществляющие культурные, социальные, политические и другие виды самодеятельности граждан.
Согласно статье 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (основное назначение которого - стимулировать процесс развития форм общественного самоуправления на местах, а в конечном итоге обеспечить реальное участие населения в управлении государством) население муниципальных образований имеет право на участие в осуществлении местного самоуправления в различных формах (наиболее устойчивые и эффективные формы проявления социальной активности - общественные организации).
При этом "государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления".
В этой связи проблема содействия развитию общественных объединений граждан как институтов гражданского общества переходит в разряд приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования и относится к компетенции органов местного самоуправления.
Гражданское общество развивается гораздо успешнее и эффективнее при определенных благоприятных условиях, предполагающих воспитание у людей гражданской культуры, преодоление проявлений правового нигилизма и коррупции, активное и заинтересованное участие населения в процессах разработки и реализации планов социально-экономического развития территорий, создание в обществе атмосферы доброжелательности и здорового оптимизма.
Однако невозможно сформировать правовую культуру населения в одночасье, как нельзя в кратчайшие сроки повысить гражданскую активность населения без прямого участия в данном процессе институтов гражданского общества - общественных объединений и некоммерческих общественных организаций, обладающих необходимым интеллектуальным, творческим потенциалом, конструктивным стремлением и желанием внести свой вклад в поддержку процессов консолидации всего общества. Этого можно добиться, проводя последовательную политику на протяжении многих лет, выстраивая и укрепляя взаимовыгодные партнерские отношения государственных органов, органов местного самоуправления и общественных структур, учитывая интересы и потребности каждой из сторон.
В настоящее время в городе Когалыме осуществляют свою уставную деятельность 68 общественных объединений граждан, в которых состоит 11441 человек, что составляет 19% от общего числа населения города Когалыма.
Из них:
1. национально-культурные общества - 7;
2. ветеранские - 5;
3. спортивные - 12;
4. фонды - 3;
5. благотворительные организации - 2;
6. религиозные организации - 6;
7. организации по интересам -10;
8. профсоюзные организации - 23.
В профсоюзных организациях состоят 80% работающих граждан города Когалыма. Их можно выделить как наиболее крупный и самостоятельный блок гражданского общества. Они выполняют колоссальную работу по социальной защите и поддержке своих работников, и, помимо этого, выступают с инициативами на городском уровне, осуществляя серьезные благотворительные программы и проекты.
Начиная с 2008 года создано 17 новых гражданских формирований, в том числе 7 национально-культурных объединений, что является свидетельством роста гражданского, национального самосознания когалымчан.
Следует отметить тот факт, что некоммерческий сектор города Когалыма приобрел относительную устойчивость. Его основу составляют организации, существующие уже достаточно длительное время:
- 7 - 10 лет - 34 организации, что составляет 50% от общего числа общественных объединений,
- от 3 до 5 лет - 12 организаций - это 17,6%,
- работающие более 2 лет - 35 организаций - это 51,5%,
- созданы в 2013 году - 1 организация - 1,5%.
Органами местного самоуправления города Когалыма предпринимаются значительные усилия по содействию развитию этой сферы: функционирует Координационный совет по вопросам взаимодействия Администрации города Когалыма с общественными, национально-культурными и религиозными объединениями, работают комиссии по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, по общественно значимым направлениям деятельности. Эти коллегиальные органы, в составе которых как представители власти различных уровней, так и представители гражданских формирований, являются переговорными площадками для обсуждения насущных общественно значимых проблем и принятия конструктивных решений.
В 2010 году постановлением Администрации города Когалыма от 29.10.2010 N 2165 утверждена долгосрочная целевая программа "Поддержка развития институтов гражданского общества города Когалыма на 2011 - 2013 годы". За период ее реализации наработан богатый опыт в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. На первом этапе реализации целевой программы разработаны необходимые правовые, методологические, научно-методические основы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечено широкое информирование жителей города Когалыма о целях, задачах и содержании целевой программы через средства массовой информации; привлечено внимание к ее целям, задачам и содержанию представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, проведены запланированные мероприятия.
Осуществляет деятельность ресурсный центр, который оказывает методическую, образовательную и правовую помощь общественным формированиям в вопросах создания, регистрации, ликвидации общественных структур.
Проводится последовательная политика в отношении развития национальных традиций и культур города Когалыма.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, массовому участию граждан в местных общественных объединениях препятствует существование в этой области ряда серьезных проблем, эффективное решение которых возможно программно-целевым методом. К числу таких проблем относятся:
- недостаточное использование потенциала общественных объединений в решении проблем местного значения. Решение данной проблемы станет возможным через реализацию комплекса программных мероприятий, нацеленных на создание условий для развития гражданских инициатив;
- недостаточное использование возможностей молодежных общественных объединений в решении местных проблем и, в частности, проблем самой молодежи. В настоящее время наряду с политической апатией и социальной пассивностью значительной части молодых людей намечается противоположная тенденция повышения социально-политической активности той части молодежи, которая не утратила гражданские и патриотические чувства. Этот процесс находит свое отражение в возрождении школьного и студенческого самоуправления, волонтерского движения, проведении молодыми людьми благотворительных акций и расширении деятельности молодежных объединений политико-правовой направленности. При создании необходимых условий для обучения и профессионального роста лидеров молодежных общественных объединений, предусмотренных Программой, они могли бы составить резерв руководящих кадров муниципальных органов власти;
- немаловажным условием эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и населения города Когалыма является их доверие по отношению друг к другу и стремление совместными усилиями решать проблемы местного значения. Решение вопроса - в организации системы учета общественного мнения населения города Когалыма по актуальным проблемам жизнедеятельности города Когалыма;
- в современных условиях без организации конструктивного диалога между властью и гражданским обществом невозможно решить ни одну из ключевых задач, стоящих как перед городом, округом, так и перед Россией в целом. В условиях демократии невозможно представить себе политические, общественные процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. Программой также предусмотрены мероприятия, способствующие созданию условий для развития и укрепления межсекторного диалога;
- сохранение и развитие национальных культур, формирование установок толерантного сознания и поведения граждан, терпимого отношения друг к другу - это основные предпосылки сохранения мира и согласия между народами, обеспечивающие социальную, политическую и экономическую стабильность и поступательное развитие муниципального образования. Для осуществления этих задач в Программу включено финансирование мероприятий - фестиваля дружбы народов "В семье единой", конференций в рамках Дня народного единства, Гражданских Форумов, семинаров по обмену опытом;
- сильные, самостоятельные общественные объединения, способные изыскивать и привлекать необходимые средства для достижения своих уставных целей, способны стать реальной опорой власти в реализации поставленных перед муниципалитетом задач. Среди общественных объединений, действующих на территории города Когалыма, навыками фандрайзинговых технологий обладают лишь 14% организаций. С целью преодоления возникшей проблемы в план мероприятий Программы включены обучающие семинары по освоению технологий социального фандрайзинга и проектирования;
- в рамках программных мероприятий предполагается также проведение конкурса социально значимых проектов, что позволит общественным структурам повысить эффективность участия в решении острых социальных задач, предусмотренных их уставной деятельностью;
- гражданская пассивность населения, выжидательно - иждивенческие настроения определяется, по мнению ведущих отечественных социологов, и рядом других проблем, прежде всего, недостатком информированности общественности о действиях власти, недоверием населения к любому властному уровню.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, а также учитывая современные тенденции развития гражданского общества в Российской Федерации, на территории муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, развития общественного движения в городе Когалыме, выступая за широкое привлечение к сотрудничеству представителей общественных объединений граждан, национальных сообществ в решении задач сохранения стабильности городского гражданского сообщества, расширения диалога культур с целью обеспечения атмосферы межнационального мира и гражданского согласия, гармонизации межэтнических отношений на территории города Когалыма, демократизации всех сторон жизни, утверждения новых отношений между общественными и властными структурами, органы местного самоуправления должны осуществлять системную работу, направленную на оказание поддержки гражданским формированиям.
Особое место в процессе формирования гражданского общества принадлежит средствам массовой информации. Выступая одним из особых институтов гражданского общества, СМИ являются выразителями социально-экономических и политических интересов населения. От достоверности и своевременности информации зависит объективность оценки и прогноза развития социально-экономических процессов.
Информационная открытость - один из важнейших принципов деятельности органов муниципального управления, призванный обеспечить доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, систематическое информирование граждан о готовящихся и принятых решениях. По уровню информационной открытости население оценивает не только деятельность органов ее управления, но и "качество" самой структуры и ее представителей. По результатам опроса жителей города Когалыма, проведенного в 2009 году Центром гуманитарных, социально-экономических и политических исследований, коэффициент удовлетворенности условиями, созданными органами местного самоуправления, составил 66%, а информирование население о деятельности Администрации города Когалыма по обеспечению жизнедеятельности горожан - 65%. Таким образом, обеспечение информационной открытости деятельности органов власти позволит оперативно координировать и контролировать действия Администрации города и ее структурных подразделений в вопросах социально-экономического развития.
С целью реализации права граждан на достоверную информацию в настоящее время в городе функционируют электронные и печатные средства массовой информации, обеспечивающие население города актуальной, качественной и достоверной информацией о деятельности органов местного самоуправления. В городе Когалыме осуществляют свою деятельность 4 печатных средства массовой информации (газеты: "Когалымский вестник", "Жемчужина Сибири", "Бизнес партнер", еженедельник "ЗапСиб-Информ"), телекомпания "Инфосервис+", редакция "Когалым - Сибирь - радио". Так, в эфире телеканала "Инфосервис+" ежедневно транслируются новостные сюжеты о деятельности Администрации города с комментариями актуальных для населения города вопросов, в том числе с участием главы города Когалыма, заместителей главы Администрации города Когалыма, руководителей структурных подразделений Администрации города и муниципальных учреждений. В городской газете "Когалымский вестник" еженедельно публикуются информационные, новостные, справочные и аналитические материалы, касающиеся деятельности Администрации города Когалыма. На официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет в разделе "Новости", "Анонсы" ежедневно размещаются материалы информационного характера о деятельности Администрации города Когалыма.
Таким образом, Программа "Поддержка развития институтов гражданского общества города Когалыма на 2014-2016 годы" призвана сохранить и закрепить достигнутые показатели развития институтов гражданского общества города Когалыма, так как на данном этапе наработанные результаты пока не обеспечивают стабильности работы некоммерческого сектора в городе. Программа обеспечит поддержку мероприятиям, направленным на решение предусмотренных задач.
Постановлением администрации г. Когалыма от 17 июля 2014 г. N 1769 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели, задачи и показатели их достижения
Цели Программы:
1. Обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на получение своевременной, достоверной, полной и разносторонней информации о деятельности Администрации города Когалыма.
Задачи Программы:
1. Обеспечение прозрачной и конкурентной системы муниципальной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Распространение лучших практик социально ориентированных некоммерческих организаций на территории города Когалыма.
3. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности структурных подразделений Администрации города Когалыма.
Программа реализуется в один этап в течение 2014 - 2016 годов.
Инвестиции в развитие "некоммерческого сектора" не имеют прямого экономического и бюджетного эффекта. Программа имеет социальную эффективность. Результат такого инвестирования направлен на формирование здорового гражданского общества, способного самостоятельно решать вопросы обеспечения социальной стабильности и сохранения межнационального и межконфессионального мира.
Основные результаты деятельности в сфере поддержки развития институтов гражданского общества выражаются в отложенном социальном эффекте и проявляются в изменении жизненных ценностей населения, формировании активной гражданской позиции, изменении гражданского самосознания, что предполагает:
- рост гражданского самосознания населения города Когалыма;
- активизацию деятельности национально-культурных ансамблей, участвующих в городских мероприятиях;
- развитие благотворительного движения;
- положительную динамику показателей эффективности участия лиц с ограниченными физическими возможностями в спортивных мероприятиях;
- повышение авторитета институтов гражданского общества, социальной и деловой активности молодежи.
Для оценки эффективности Программы используются показатели результативности, характеризующие непосредственные результаты деятельности институтов гражданского общества.
Система показателей Программы приведена в приложении 1 к Программе.
Целевые показатели непосредственных результатов:
1. Количество социально ориентированных некоммерческих объединений города - получателей грантов на реализацию социально значимых проектов.
2. Количество вновь созданных социально ориентированных некоммерческих объединений города Когалыма.
3. Количество информационных материалов с упоминанием Администрации города Когалыма.
4. Количество информационных материалов о деятельности некоммерческих общественных объединений города Когалыма.
5. Количество мероприятий городского уровня с участием представителей общественных организаций города Когалыма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Повышение уровня гражданской активности населения города Когалыма.
2. Повышение уровня информированности населения о деятельности общественных объединений города Когалыма.
3. Повышение уровня информированности населения о деятельности Администрации города Когалыма.
4. Увеличение процента населения, удовлетворённого информационной открытостью Администрации города Когалыма.
Постановлением администрации г. Когалыма от 17 июля 2014 г. N 1769 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Обобщённая характеристика мероприятий программы
Для решения задач и достижения целей Программы предполагается реализовывать мероприятия, перечень и описание которых представлены в приложении 2 к Программе. Сроки и затрачиваемые ресурсы на каждое мероприятие определяются исходя из их масштабности и социальной значимости.
В основных подпрограммах предусмотрены мероприятия по:
1) Поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
2) Информационно-аналитическому обеспечению деятельности структурных подразделений Администрации города Когалыма;
3) Организации деятельности отдела координации общественных связей Администрации города Когалыма.
В рамках первой подпрограммы особое внимание уделяется, прежде всего, внедрению единых правовых и организационных основ оказания поддержки развитию институтов гражданского общества города Когалыма.
Среди наиболее эффективных механизмов финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций можно выделить предоставление на конкурсной основе субсидий (городской конкурс социально значимых проектов, направленных на развитие гражданских инициатив).
В данном разделе планируются такие мероприятия, которые позволят общественности расширить спектр предоставляемых населению услуг города Когалыма в рамках уставной деятельности, развивать гражданские инициативы, реализовывать свое право на осуществление местного самоуправления через участие в социологических исследованиях, касающихся самых актуальных вопросов жизнедеятельности города Когалыма, в общественно значимых мероприятиях: Гражданском Форуме, общественных слушаниях, работе комиссий, в осуществлении общественного контроля за качеством реализации национальных проектов. Обеспечение функционирования Ресурсного центра поддержки некоммерческих организаций.
Благодаря программному обеспечению лидеры, активисты общественных объединений смогут приобрести необходимые знания (правовые, экономические и др.), умения и навыки фандрайзинга и лидерства, участвовать в мероприятиях окружного и Всероссийского уровней, создавать и реализовывать социальные проекты и программы.
Кроме того, планируется поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации, что подразумевает деятельность автономий, обществ, организаций, ансамблей по национальному признаку. Создание таких условий позволит национальным обществам реализовывать мероприятия, нацеленные на сохранение и развитие культуры народов, представители которых проживают на территории города Когалыма; на приобщение населения города Когалыма, в том числе детей и молодежи, к культуре этих народов, постижение ее истоков, обрядов, традиций; что, в свою очередь, будет способствовать противодействию экстремизма, формированию установок толерантного сознания и поведения горожан, сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории города Когалыма.
Осуществление информационной поддержки общественных объединений через городские средства массовой информации, через размещение информационных материалов для общественных объединений на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети "Интернет" (www.admkogalym.ru), а также через публикацию и распространение информационных материалов, докладов, сборников о взаимодействии органов местного самоуправления с общественными объединениями, через издание информационного бюллетеня позволит заполнить информационный вакуум о роли общественных объединений в жизни города, о поддержке их социально полезной деятельности органами местного самоуправления, повысить уровень доверия населения к общественным объединениям.
Распространение лучших практик социально ориентированных некоммерческих организаций на территории города Когалыма планируется посредством реализации следующих мероприятий: проведение пресс-конференций, брифингов, круглых столов, встреч представителей органов власти, бизнес - сообществ с лидерами общественных объединений, что позволит развивать систему социального партнерства между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями и бизнесом, а также окажет положительное влияние на формирование имиджа власти, на укрепление к ней доверия со стороны населения города.
Для реализации подпрограммы 2 "Информационно-аналитическое обеспечение деятельности структурных подразделений Администрации города Когалыма" предусмотрено проведение следующих мероприятий. Подготовка и размещение информации о деятельности Администрации города Когалыма в СМИ: в газете "Когалымский вестник", в информационно-коммуникационной сети "Интернет", печатных и электронных СМИ. Организация и проведение пресс-конференций, брифингов, "прямых эфиров", выходов к прессе, подготовка и направление в СМИ пресс-релизов, размещение в газете "Когалымский вестник" информации о проводимых Администрацией города Когалыма мероприятиях, обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления через организацию контактов с населением города.
Реализация подпрограммы 3 "Создание условий для выполнения функций, возложенных на отдел координации общественных связей" осуществляется посредством организации деятельности отдела координации общественных связей для реализации своих полномочий.
Реализация программных мероприятий в итоге позволит вести системную комплексную работу по дальнейшему содействию развитию общественных объединений как институтов гражданского общества в городе Когалыме, тем самым укрепляя демократическую основу российского государства, формируя правовую культуру и гражданское самосознание населения, а также содействуя реализации нераскрытого потенциала городского гражданского сообщества на благо города Когалыма, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и России в целом.
Постановлением администрации г. Когалыма от 17 июля 2014 г. N 1769 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации муниципальной программы
Механизм реализации Программы включает в себя три основных направления:
- утверждение расходов на реализацию Программы в соответствии с предусмотренными мероприятиями;
- организацию выполнения мероприятий;
- контроль и координацию Программных мероприятий.
Текущее управление Программой осуществляет ответственный исполнитель Программы, который:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей по реализации программных мероприятий, контролирует их выполнение, обеспечивает при необходимости их корректировку;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, уточняет затраты на программные мероприятия, а также механизм реализации Программы;
- направляет в управление экономики Администрации города Когалыма отчет о ходе реализации Программы в форме сетевого графика, в следующие сроки:
1) ежемесячно до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, - на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
2) ежегодно, до 25 числа месяца, следующего за отчетным годом, - на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
- размещает отчет о ходе реализации Программы на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru) для информирования населения, бизнес - сообщества, общественных организаций, до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным;
- размещает годовой отчет на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru), до 20 апреля года, следующего за отчетным.
Соисполнители мероприятий Программы:
- участвуют в разработке Программы и осуществляют реализацию мероприятий Программы;
- передают при необходимости часть функций подведомственным учреждениям (организациям) для её выполнения;
- предоставляют ответственному исполнителю Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки годового отчета;
- несут ответственность перед координатором Программы за использование средств бюджета города Когалыма, выделенных на реализацию программных мероприятий, за своевременное предоставление полной и достоверной информации об исполнении программных мероприятий.
Оценка основных показателей выполнения Программы будет производиться путем анализа предоставляемых отчетов о реализации проектов, официальных данных органов государственной регистрации общественных объединений, информации органов муниципальной власти, анализа освещения реализации Программы в СМИ, обобщения статистической информации.
Эффективность реализации Программы будет определяться соотношением цели и задач Программы к ее результатам.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы Администрации города Когалыма, курирующий данную сферу деятельности.
Основными условиями, влияющими на ход реализации Программы, являются:
- внешние условия: развитие экономики Российской Федерации, социально-экономическое развитие города Когалыма.
- внутренние условия: развитие гражданской активности населения города Когалыма, государственная поддержка развития институтов гражданского общества путём предоставления на конкурсной основе субсидий.
В процессе реализации программы может проявиться ряд рисков:
- сокращение бюджетного финансирования, выделенного на выполнение государственной программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр ее задач с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения;
- ухудшение финансово-экономической ситуации на мировом финансовой рынке;
- возникновение форс-мажорных обстоятельств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.