Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 15 декабря 2015 г. N 8741
Муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 - 2030 годы"
1. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2016 реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010 - 2012 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Администрации города от 22.09.2009 N 3673, и муниципальной программы "Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 13.12.2013 N 8982.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы", постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 31.08.2015 N 2153 "О разработке муниципальной программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 - 2030 годы", содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Город Сургут является важнейшим экономическим, индустриальным, административным и культурным центром на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Одной из характерных черт города является многоплановость его хозяйства. В городе успешно развиваются нефтегазовая промышленность, энергетика, геологоразведка, строительство, функционирует развитая городская инфраструктура и широкая сеть муниципальных учреждений.
Важным фактором активного социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города является проведение сбалансированной экономической политики и наличие эффективно функционирующей системы муниципального управления.
В современных экономических условиях малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в решении экономических и социальных задач муниципального образования городской округ город Сургут, так как способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- снижению уровня безработицы;
- насыщению потребительского рынка товарами и услугами;
- формированию конкурентной среды;
- обеспечению экономической самостоятельности населения города, стабильности налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Кроме того, малый и средний бизнес в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Таким образом, развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Сургута.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в муниципальном образовании завершен. В то же время продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущие этой области, не только в городе Сургуте, но и в России в целом, основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за жилые помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика);
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы в получении земельных участков под объекты недвижимого имущества;
- и другие.
Вектором "Бизнес" направления "Предпринимательство" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года установлена необходимость улучшения делового климата для развития бизнеса в Сургуте, для чего необходимо:
- формирование среды развития институтов поддержки предпринимательства, банковских и кредитных организаций;
- формирование системы профессионального консалтингового и аудиторского сопровождения бизнеса, постоянного обучения и повышения квалификации;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, доступности капитала и реализации новых бизнес-проектов;
- минимизацию административных барьеров, повышение скорости и качества услуг, прозрачность и достоверность информации для бизнеса;
- повышение правовой и финансовой культуры, социальной ответственности бизнеса.
Для реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года предпринимаются меры, способствующие развитию Сургута как бизнес-города с привлекательным деловым климатом и необходимой инфраструктурой поддержки предпринимательства:
- сформирована и активно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, представленная рядом организаций и органов: сургутский филиал Фонда поддержки предпринимательства Югры, сургутский филиал общества с ограниченной ответственностью "Окружной Бизнес-Инкубатор", Сургутская торгово-промышленная палата, Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города (утвержден распоряжением Администрации города от 08.07.2010 N 2177);
- определены перспективные направления бизнеса: инновационное экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство с учетом специфики города; нефтесервисное производство и обслуживание секторов экономики топливно-энергетического комплекса; гражданско-промышленное строительство и особенно индивидуальное жилищное строительство; предпринимательство в социальной сфере; платные услуги населению в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта; услуги "шаговой доступности" с ориентацией на ассортиментную конкуренцию;
- сформирована настоящая муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 - 2030 годы", содержащая комплекс мероприятий: проведение деловых и образовательных мероприятий, конкурсов профессионального мастерства, форумов и слетов, встреч с предпринимателями, ярмарок и деловых миссий, публикацией статей в средствах массовой информации и трансляцией аудио- и видеороликов, оказание консультационной, имущественной и финансовой поддержки.
Перечень мероприятий настоящей муниципальной программы, реализуемых в рамках плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года представлен в таблице.
Таблица 1
Мероприятия программы |
Мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года |
1. Организация мониторинга деятельности малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании в целях определения приоритетных направлений развития и формирования благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве |
мероприятие "Ежегодный городской конкурс "Предприниматель года" |
мероприятие "Ярмарки товаропроизводителей на территории города Сургута с участием субъектов малого и среднего предпринимательства" | |
проект "Сделано в Сургуте" | |
2. Проведение образовательных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства |
мероприятие "Курс "Основы ведения предпринимательской деятельности" (48 часов)" |
3. Развитие молодежного предпринимательства |
мероприятие "Форум молодых предпринимателей (ежегодная тематическая площадка)" |
мероприятие "Конкурс молодежных бизнес-проектов "СТАРТ АП" ("Путь к успеху")" | |
мероприятия "Встречи успешных предпринимателей, экспертов города, округа, страны с начинающими предпринимателями и молодыми людьми, планирующими регистрацию в качестве субъектов предпринимательства" | |
4. Финансовая поддержка |
мероприятие "Оказание субъектам поддержки по бизнес-инкубированию, участию в выставках, ярмарках, конференциях и иных мероприятиях, направленных на продвижение товаров, работ, услуг на региональные и международные рынки, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов" |
мероприятие "Поддержка проектов крестьянско-фермерских хозяйств" | |
мероприятие "Поддержка производственных проектов" | |
мероприятие "Поддержка проектов мини-производства пищевой продукции и продовольственного сырья" | |
мероприятие "Поддержка проектов в области экологии" | |
мероприятие "Поддержка проектов малых инновационных предприятий" | |
мероприятие "Поддержка проектов ремесленнической деятельности, въездного и внутреннего туризма" | |
мероприятие "Поддержка проектов по сбору и переработке отходов" | |
мероприятие "Поддержка проектов по рыбодобыче, рыбопереработке" | |
мероприятие "Поддержка проектов по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания" | |
мероприятие "Поддержка проектов социального предпринимательства" | |
мероприятие "Поддержка проектов в области медицины, физкультурно-оздоровительной деятельности" | |
мероприятие "Поддержка проектов семейного бизнеса" |
Проводимые мероприятия направлены на популяризацию, повышение общественного статуса предпринимательской деятельности, повышение квалификации и компетенций представителей малого и среднего предпринимательства, повышение их деловой активности и инициативы.
Поддержка, предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства, позволяет предпринимателям создать и вести успешно предпринимательскую деятельность на начальном этапе, развить новые направления и масштабировать бизнес, приобрести качественное оборудование, получить квалифицированные консалтинговые услуги, увеличить оборот и увеличить число рабочих мест, что в свою очередь способствует повышению качества предоставляемых населению товаров и услуг, повышению объема налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-экономическому развитию города в целом.
Порядок и условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат представлен в приложении 2 к настоящей муниципальной программе.
Порядок предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, представлен в приложении 3 к настоящей муниципальной программе.
По данным Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отмечена положительная динамика всех показателей, по которым производится оценка уровня развития предпринимательства, что подтверждает эффективность проводимой политики в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программно-целевой метод позволяет провести анализ выполнения мероприятий программы по годам и выработать механизм совершенствования в период ее реализации, достичь гибкого и оперативного принятия управленческих решений.
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год (оценка) |
Объем налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
млн. руб. |
1 264,3 |
1 267,9 |
1 326,9 |
2. Цели и задачи муниципальной программы
Задачи муниципальной программы |
Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы (2016 - 2030 годы) |
Цель программы: повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике муниципального образования городской округ город Сургут | |
Задача 1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность |
решение задач в течение срока реализации муниципальной программы путем реализации программных мероприятий способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
Задача 2. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства | |
Задача 3. Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки предпринимательства |
3. Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию
программы и показатели результатов реализации муниципальной программы
Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию муниципальной программы и показатели результатов реализации муниципальной программы представлены в приложении 4 к настоящей муниципальной программе.
4. Механизм реализации муниципальной программы, система
организации контроля за исполнением муниципальной программы
4.1. Механизм реализации муниципальной программы и система организации контроля осуществляется с применением единого подхода.
4.2. Куратором муниципальной программы является Глава города.
Куратор осуществляет контроль за ходом реализации программы путем координации действий администратора и соадминистраторов муниципальной программы.
4.3. Администратор муниципальной программы - департамент по экономической политике Администрации города несет ответственность за:
- эффективное использование бюджетных средств;
- качественное выполнение реализуемых мероприятий муниципальной программы;
- достижение показателей результатов реализации муниципальной программы как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
- соблюдение сроков предоставления и качества подготовки отчетов об исполнении муниципальной программы.
Администратор осуществляет контроль за достижением установленной цели и задач муниципальной программы.
Администратор муниципальной программы обеспечивает эффективное взаимодействие с соадминистраторами в ходе реализации программы, вносит необходимые изменения в программу, в том числе по предложениям соадминистраторов программы.
Ответственные лица за реализацию муниципальной программы назначаются приказом администратора с учетом замены на период отсутствия.
4.4. Соадминистратор - комитет по управлению имуществом (в части мероприятия 3.5 приложения 4 к настоящей муниципальной программе) несет ответственность за:
- качественное выполнение реализуемых мероприятий муниципальной программы;
- достижение показателей результатов реализации муниципальной программы как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
- соблюдение сроков предоставления и качества подготовки отчетов об исполнении муниципальной программы.
В целях подготовки отчетности соадминистратор представляет администратору:
- отчет об исполнении мероприятий программы с указанием причин, повлекших за собой их неисполнение/перевыполнение, ежеквартально на 01 апреля, на 01 июля текущего года, а начиная с 01 августа текущего года - ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным;
- годовой отчет об исполнении мероприятий программы в разрезе показателей результатов реализации программы, непосредственно связанной с их деятельностью, в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Отчет об исполнении муниципальной программы составляется в формате Excel по форме согласно приложению 4 к порядку, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями), с приложением описания расчета показателей результатов реализации муниципальной программы и исходных данных, используемых при расчете, в случае расчета показателей не прямым счетом.
В случае если отклонение составило более 5%, выделяются внешние и внутренние факторы, повлиявшие на исполнение показателей результатов реализации муниципальной программы.
Ответственные лица за реализацию мероприятий муниципальной программы назначаются приказом соадминистратора с учетом замены на период отсутствия.
4.5. Оценка хода исполнения мероприятий муниципальной программы основана на мониторинге ожидаемых непосредственных и конечных результатов ее реализации путем сопоставления фактически достигнутых и целевых значений показателей. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в муниципальную программу могут быть внесены корректировки в перечень мероприятий программы, их содержание и объемы финансирования в установленном порядке.
Для проведения мониторинга реализации программы администратор программы осуществляет сбор аналитической информации о реализации мероприятий программы от соадминистратора программы.
Итоги оценки полученных результатов, проведенной на основании системы целевых показателей программы, отражаются в отчетности о реализации программы.
Результаты мониторинга реализации программы используются куратором программы, администратором, соадминистратором программы для принятия управленческих решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.