Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 15 октября 2013 г. N 2927
3 сентября, 25 ноября 2014 г., 5 февраля 2015 г.
Постановлением администрации г. Когалыма от 5 февраля 2015 г. N 303 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы "Профилактика экстремизма в городе Когалыме на 2014 - 2016 годы"
1. Характеристика текущего состояния развития муниципальной политики по профилактике экстремизма в городе Когалыме
Настоящая Программа направлена на укрепление в городе Когалыме толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Город Когалым является многонациональным муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В городе Когалыме проживают представители более 50 национальностей.
Отделом Министерства внутренних дел России по городу Когалыму (далее - ОМВД) выявлены факты организации незаконной миграции, административные правонарушения в сфере трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства. Возрастает количество совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений против личности, в том числе умышленного причинения тяжкого вреда, хищений чужого имущества.
С 2011 года в городе Когалыме в соответствии с постановлением Администрации города Когалыма от 13.05.2011 N 1070 реализовывалась долгосрочная целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в городе Когалыме на 2011-2013 годы".
В результате ее реализации:
- проведены курсы повышения квалификации для работников системы образования;
- организованы обучающие семинары для педагогов, специалистов, работающих с молодёжью, а также муниципальных служащих Администрации города Когалыма;
- состоялись конкурсы программ по воспитанию толерантности, проектов образовательных организаций, социальных проектов, направленных на развитие межэтнической интеграции, фестивали национальных культур и выставочные проекты.
В программу мероприятий входило рассмотрение проблемы создания альтернативы асоциальному поведению и вовлечению молодежи в социально активную деятельность.
В целях организации воспитания толерантности через систему образования разработаны и опробованы программы по воспитанию и социализации детей мигрантов. Разработаны учебно-методические пособия.
Проводились социологические исследования.
Через средства массовой информации реализовалась стратегия социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей.
Осуществлялась поддержка производства и размещения телевизионных и радиопрограмм.
Результаты социологических исследований, проведенных в городе Когалыме в 2011-2012 годы, показали, что динамика основных социологических индикаторов позволяет говорить о стабильной ситуации в городе Когалыме, данные сопоставимы с общероссийскими показателями.
Однако выявлена конфликтогенность этноконфессионального фактора, причем напряженность носит скрытый характер. Даже небольшие инциденты, связанные с участием национальных групп, могут спровоцировать реальные конфликты на национальной почве.
В данной ситуации - высокое значение приобретает профилактика потенциальной возможности возникновения этнических проблем, локализация и погашение очагов назревающей напряженности.
В условиях увеличения потока в городе мигрантов правоохранительным органам удается не допустить рост числа совершенных ими противоправных деяний. Статистика ОМВД фиксирует наличие лиц, склонных к экстремистской деятельности.
Приобретаемый в процессе исполнения мероприятий опыт позволял более точно оценивать ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды города Когалыма обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий по всем направлениям. Все это способствовало, в том числе, сокращению числа правонарушений, совершаемых на почве межнациональной ненависти, и, соответственно, уменьшению количества негативных событий, наносящих ущерб развитию положительного облика муниципального образования.
Вместе с тем, в настоящее время в условиях повышенное значение в сравнении с периодом реализации предшествующей целевой программы приобретают проблемы адаптации мигрантов, особенно прибывающие с ними дети. Органичное включение категории мигрантов-жителей в социокультурную среду города Когалыма сегодня выступает важнейшей задачей, от решения которой зависит качество жизни в муниципальном образовании город Когалым и темпы его социально-экономического развития. В то же время, интеграция в новый социум - это сложный, длительный и подчас болезненный процесс, предполагающий освоение новых, отличающихся от имевших место в предыдущем жизненном опыте человека, моделей взаимодействия с окружающим миром.
В связи с этим, настоящая Программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся из числа детей мигрантов, содействие адаптации мигрантов. При этом настоящая Программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей города, так и у приезжих в город Когалым.
Администрацией города Когалыма осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самобытности.
В образовательных организациях города Когалыма немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников и учащихся образовательных организаций основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, наличие конфликтов на этнической почве.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
Не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления чувства безразличия по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни в городе Когалыме.
В целом в городе Когалыме сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, однако отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных организаций, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей.
Настоящая Программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей города Когалыма.
2. Цели, задачи и показатели их достижения
К долгосрочной цели стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп, относится профилактика экстремизма и укрепления толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества. Приоритетной задачей социально-экономического развития и государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на долгосрочную перспективу является, в том числе, совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целью Программы является, создание условий для профилактики экстремизма и укрепления толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, обеспечения равенства прав и свобод человека, успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в городе Когалыме.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Воспитание толерантности через систему образования;
2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодёжной среде;
3. Укрепление толерантности через средства массовой информации;
4. Содействие национально-культурному взаимодействию в городе Когалыме;
5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в городе Когалыме;
6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в городе Когалыме;
7. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города Когалыма.
Непосредственно результатами реализации Программы являются следующие целевые показатели:
- количество специалистов по работе с молодежью, педагогов, общественных лидеров, прошедших обучение по изучению технологий и принципов работы по вопросам воспитания толерантности подрастающего поколения;
- количество реализованных в городе Когалыме молодежных и образовательных проектов, направленных на предупреждение фактов националистического или религиозного экстремизма, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан;
- количество учащейся молодежи, вовлеченной в мероприятия, направленные на межнациональное единство и дружбу народов;
- количество тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет - проектов, направленных на воспитание культуры межэтнического и межконфессионального общения;
- количество национально-культурных и иных общественных объединений, реализующих программы работы с гражданами из среды недавних мигрантов, и программы, направленные на реализацию социально значимых проектов (акций) по развитию межэтнической толерантности.
Перечень целевых показателей приведён в приложении 1 к Программе "Профилактика экстремизма в городе Когалыме
3. Обобщенная характеристика мероприятий
Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решить следующие задачи:
Задача 1. "Воспитание толерантности через систему образования" Настоящая задача будет реализовываться через ряд основных мероприятий:
1.1. Участие детей в конкурсах по вопросам толерантности и укреплению межнациональных отношений.
1.2. Проведение в образовательных организациях мероприятий, направленных на развитие межнациональных отношений, профилактику проявления ксенофобии и экстремизма.
1.3. Участие в семинарах, конференциях, курсах, направленных на укрепление межэтнических и межкультурных отношений.
Данные программные мероприятия направлены на организацию и проведение ежегодных конкурсов по вопросам формирования культуры толерантности и противодействия ксенофобии, профилактики экстремизма среди образовательных организаций, молодежных и детских объединений города Когалыма предполагает выявление и поддержку молодежных проектов, направленных на предупреждение фактов националистического или религиозного экстремизма, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан. Среди которых:
- городские фестивали и конкурсы детского творчества;
- ежегодный конкурс по вопросам формирования культуры толерантности и противодействия ксенофобии среди образовательных организаций, молодежных и детских объединений;
- конкурс театральных проектов, направленных на укрепление межэтнических и межкультурных отношений.
Задача 2. "Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде".
Решение настоящей задачи планируется посредством реализации мероприятия:
2.1. Встречи с молодёжью города "Живое слово":
- встречи с представителями традиционных религиозных концессий (православие, ислам);
- встречи с людьми интересных судеб - неравнодушными, сильными духом, основой жизненного успеха которых, являются высокие нравственные ценности;
- просмотр и обсуждение тематических документальных видеофильмов;
- тематические диспуты, круглые столы, беседы, мастер-классы, др.
Вышеуказанное программное мероприятие направлено на проведение и участие в профилактических мероприятиях по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (тематические диспуты, круглые столы, беседы, мастер-классы и др.).
Задача 3. "Укрепление толерантности через средства массовой информации".
Решение настоящей задачи планируется посредством реализации мероприятия:
3.1. Оказание содействия средствам массовой информации в освещении событий этнокультурного характера.
3.2. Организация работы по размещению социальной рекламы, пропагандирующей взаимоуважение между лицами разных национальностей и вероисповедания и способствующей формированию позитивных установок на этническое многообразие, сосуществование народных традиций, а также укрепление единства и добрососедства народов, в том числе в образовательных учреждениях.
Данное программное мероприятие направлено на информирование населения путем размещения материалов в средствах массовой информации этнокультурного характера.
Задача 4. "Содействие национально-культурному взаимодействию в городе Когалыме".
В рамках настоящей задачи планируется реализация следующих мероприятий:
4.1. Обеспечение равноправного существования в городе Когалыме всех форм национально-культурной самоорганизации.
4.2. Организация и проведение "круглых столов", встреч представителей органов местного самоуправления города Когалыма с лидерами национально-культурных, религиозных объединений.
4.3. Оказание содействия национально-культурным объединениям в реализации культурно-просветительских программ, социально значимой деятельности, в подготовке и проведении мероприятий, направленных на развитие межнационального диалога и сотрудничества, в целях укрепления мира и согласия в городе Когалыме.
4.4. Организация и проведение городских мероприятий с участием национально-культурных объединений, национальных ансамблей и национальных коллективов: "День оленевода", "Сабантуй", концерт "Национальное содружество", Дни национальных культур, фестиваль дружбы народов "В семье единой", праздник "День народного единства".
4.5. Проведение мероприятий, приуроченных к дню толерантности (концерты, фестивали, конкурсы рисунков, конкурсы плакатов и др.).
4.6. Организация на базе школьных библиотек тематических книжных выставок, посвященных национальной литературе.
4.7. Участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях.
Задача 5. "Поддержание межконфессиального мира и согласия в городе Когалыме".
В рамках настоящей задачи планируется реализация следующих мероприятий:
5.1. Реализация плановых мероприятий в рамках Соглашения между Администрацией города Когалыма, национально-культурными и религиозными объединениями города Когалыма "О сохранении межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории города Когалыма".
5.2. Обеспечение деятельности коллегиальных органов: комиссии по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках координационного Совета по взаимодействию Администрации города Когалыма с общественными, национально-культурными и религиозными объединениями; Межведомственной комиссии по противодействию экстремистской деятельности.
5.3. Концерт творчества народов России, приуроченный ко Дню Конституции Российской Федерации.
5.4. Проведение совместно с представителями (руководителями) негосударственных общественных, национально-культурных, религиозных объединений (организаций) предупредительно-профилактических и информационно-пропагандистских мер по недопущению распространения радикальной исламской идеологии, экстремистских настроений среди населения, а также по оказанию влияния на ближайшее окружение лиц, причастных к фактам проявления религиозного экстремизма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Задача 6. "Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в городе Когалыме".
Поддержание межконфессионального мира и согласия планируется посредством реализации следующих мероприятий:
6.1. Организация работы консультационного пункта по вопросам государственной регистрации, перерегистрации и ликвидации общественных объединений.
6.2. Подготовка и реализация через средства массовой информации информационных материалов по предупреждению экстремистской деятельности в городе Когалыме.
Постановлением администрации г. Когалыма от 5 февраля 2015 г. N 303 пункт 6.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
6.3. Организация проведения проверок образовательных учреждений, библиотек города Когалыма на предмет реализации мероприятий по ограничению доступа к сайтам экстремистского характера и наличия списков экстремистской литературы.
Задача 7. "Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города Когалыма".
Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное социальное пространство города Когалым планируется посредством реализации следующего мероприятия:
7.1. Вовлечение общественных, национально-культурных и религиозных объединений, организаций города Когалыма в деятельность по социальной адаптации мигрантов, развитию межнационального и межконфессионального диалога, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 2 к Программе.
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется ответственным исполнителем - отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Когалыма совместно с соисполнителями Программы.
Ответственный исполнитель осуществляет:
разработку в пределах своих полномочий проектов муниципальных нормативных правовых актов города Когалыма, необходимых для её выполнения;
координацию деятельности соисполнителей по реализации программных мероприятий;
формирование сводного перечня предложений соисполнителей по выделению дополнительных средств на мероприятия Программы, для включения новых мероприятий в Программу с обоснованием необходимости реализации мероприятий, с указанием предлагаемых направлений, объемов и источников финансирования Программы;
управление и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
разработку и утверждение комплексного плана (сетевого графика) по реализации Программы;
организацию освещения в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru) хода реализации Программы.
Соисполнитель Программы:
обеспечивают целевое использование средств, выделяемых на реализацию Программы в пределах установленных полномочий участника бюджетного процесса города Когалыма;
передают при необходимости часть функций подведомственным учреждениям (организациям) для её выполнения;
осуществляют функции муниципального заказчика в области размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд в рамках реализации Программы;
представляют ответственному исполнителю Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки годового отчёта.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями формировать предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований в пределах утверждённых лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом.
Предложения вносятся ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на параметры Программы и не приведут к ухудшению плановых значений целевых показателей Программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий Программы.
Ответственный исполнитель Программы направляет в управление экономики Администрации города Когалыма отчёт о ходе её реализации в форме сетевого графика.
Отчёт представляется по форме, определенной управлением экономики Администрации города Когалыма в сроки, предусмотренные Порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных программ в городе Когалыме, утвержденным постановлением Администрации города Когалыма от 26.08.2013 N 2514 "О муниципальных и ведомственных целевых программах".
В адрес ответственного исполнителя Программы отчёт представляется соисполнителями до 3 числа каждого месяца, следующего за отчётным.
Отчёт о ходе реализации Программы в форме сетевого графика содержит информацию о:
- финансировании программных мероприятий в разрезе источников финансирования (бюджет города Когалыма);
- соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при их утверждении, а также причинах их не достижения;
- результатах реализации Программы и причинах невыполнения программных мероприятий;
- ходе размещения муниципальных заказов (в том числе о сложившейся экономии) и выполнении заключенных муниципальных контрактов (причины несоблюдения сроков, а также неисполнения календарного плана заключенных муниципальных контрактов);
- наличии, объёмах и состоянии объектов незавершенного строительства;
- необходимости корректировки Программы (с указанием обоснований).
Ответственный исполнитель Программы до 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным, размещает отчет о ходе реализации Программы на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru) для информирования населения, бизнес - сообщества, общественных организаций.
В срок до 20 апреля года, следующего за отчётным, ответственный исполнитель размещает годовой отчет на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru).
На достижение целей и задач Программы могут оказать влияние следующие внешние риски:
- сокращение бюджетного финансирования, выделенного на выполнение Программы;
- невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств поставщиками и подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы.
С целью минимизации внутренних рисков планируется:
- осуществление мониторинга реализации мероприятий Программы;
- корректировка программных мероприятий и показателей результативности Программы;
- перераспределение финансовых ресурсов в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджета города Когалыма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.