Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации г. Когалыма
от 13 ноября 2015 г. N 3311
1. Характеристика текущего состояния сферы образования и молодежной политики города Когалыма
В городе Когалыме действует 7 общеобразовательных школ, 2 организации дополнительного образования детей, 7 дошкольных образовательных организаций.
С 01 января 2015 года изменен тип образовательных организаций: все детские сады, школы и организации дополнительного образования стали автономными.
С 01.09.2015 года реорганизованы дошкольные образовательные организации путем присоединения дошкольных образовательных организаций:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Буратино" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Маугли",
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Сказка" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Почемучка,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Золушка" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Росинка",
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Березка" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Улыбка",
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Цветик-семицветик" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Медвежонок",
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Чебурашка" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Родничок",
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Колокольчик" реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма "Детский сад "Солнышко" комбинированного вида".
Все образовательные организации города Когалыма расположены в типовых зданиях, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию. В данный период в городе нет школ и дошкольных организаций, находящихся в аварийном состоянии.
Очень важно, чтобы в каждой общеобразовательной организации были обеспечены современные бытовые условия, в связи с чем ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий. Устраняются замечания надзорных органов, принимаются меры по укреплению антитеррористической безопасности, благоустройству территорий, энергосбережению зданий, по совершенствованию организации питания.
Для обеспечения комплексной безопасности во всех 16 образовательных организациях функционирует кнопка тревожной сигнализации; установлены системы наружного и внутреннего видеонаблюдения, видеодомофоны. Охрана общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и двух организаций дошкольного образования осуществляется частными охранными предприятиями.
Реализация проекта по модернизации общего образования была запущена Президентом Российской Федерации в апреле 2011 года, в мае 2012 года её основные приоритеты были закреплены в указах Президента. В связи с этим в 2012-2013 учебном году была продолжена реализация мероприятий по модернизации образования и достигнуты следующие результаты:
- все школы имеют библиотеки, мастерские, спортивные, актовые залы, располагают оборудованными медицинскими кабинетами и пищеблоками с полным циклом приготовления пищи в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учреждениям образования;
- общеобразовательные школы города Когалыма обеспечены учебниками и учебными пособиями на 100%. Все кабинеты начальных классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обеспечены мультимедийным комплектом оборудования (компьютер, проектор, мультимедийная доска, экран). Продолжается работа по приобретению лабораторного оборудования и учебно-наглядных пособий для оснащения учебных кабинетов, обеспечивающих основное общее и среднее общее образование, а также интерактивного, мультимедийного и компьютерного оборудования для оснащения школ в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности;
- 100% педагогов начальных классов прошли курсы повышения квалификации для преподавания по новым федеральным государственным образовательным стандартам;
- библиотечные фонды образовательных организаций ежегодно обновляются на 15 000 тыс. экземпляров учебной литературы;
- рабочее место библиотекаря во всех образовательных организациях города оснащено автоматизированной информационной системой для школьных библиотек "MARK-SQL".
Возможность выхода в Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 100% обучающихся;
- доля обучающихся-пользователей широкополосным Интернетом (не менее 1 Мб/с) 100 %;
- 7 общеобразовательных организаций пользуются сетью Интернет (скорость 1024 кбит/с) по безлимитному тарифу "Бизнес ультра 1024" (Образование);
- во всех общеобразовательных организациях города функционируют сайты, созданы локальные сети;
- школьные медиатеки пополняются электронными пособиями, программами, материалами, что является основой базы цифровых образовательных ресурсов нового поколения.
В целях создания равного доступа к качественному образованию развивается дистанционное обучение.
В общеобразовательных организациях города завершился переходный этап внедрения новых федеральных государственных стандартов начального общего образования. На сегодняшний день в общеобразовательных организациях города ведется активная работа по подготовке внедрения стандартов основного общего образования: проводится мониторинг готовности образовательных организаций к введению стандартов второго поколения в основной школе, приводится в соответствие нормативно-правовая база, продолжается работа по укреплению и совершенствованию материально-технической базы и оснащения школьной библиотеки для работы в соответствии с требованиями ФГОС.
В целях создания условий для реализации ФГОС дошкольного, основного общего образования в 2015 -2016 учебном году продолжается работа по укреплению материально - технической базы образовательных организаций: приобретено учебное и компьютерное оборудование; цифровые лаборатории и интерактивные доски; игровое оборудование и многофункциональные установки; многие образовательные организации приобрели робототехнику и специальное оборудование для занятия моделированием, конструированием и творчеством; пополнен фонд школьных библиотек.
Необходимо дальнейшее оснащение образовательных организаций информационным и учебным оборудованием с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования.
Результаты работы по укреплению материально-технической базы школ позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 75% (среднее по России 43,0%), обеспечить всеми видами благоустройства 90% школ (среднее по России 78,0%), средствами пожарной и антитеррористической безопасности 91,3 % школ.
Благодаря проведённым мероприятиям по реализации долгосрочной целевой программы "Новая школа Югры на 2010-2013 и на период до 2015 года" удалось достичь высокого уровня оснащения образовательных организаций интерактивным и лабораторным оборудованием, повысить качество образования.
Средний тестовый балл ЕГЭ в 2015 году по основным предметам имеет следующие показатели в сравнении с аналогичными показателями по ХМАО - Югре и России:
- математика - Когалым - 43,2; Югра - 44,5; Россия - 45,4.
- русский язык - Когалым - 67,4; Югра - 69,4; Россия - 65,9.
Средний тестовый балл ЕГЭ в 2013 году по основным предметам имеет следующие показатели в сравнении с аналогичными показателями по ХМАО - Югре, Уральскому федеральному округу и России:
- математика - Когалым - 43, Югра - 46, УФО - 42,5, Россия - 44,6;
- русский язык - Когалым - 62, Югра - 61,9, УФО - 60, Россия - 61,1.
О качестве образования можно судить и по количеству выпускников 11-х классов, получивших аттестат с отличием и медаль "За особые успехи в учении", (доля награжденных - 7,5% от количества выпускников 11-х классов), а также по количеству выпускников 9-х классов, получивших аттестат с отличием (3,8% от общего количества выпускников 9-х классов).
В городе созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - выбор форм и программ обучения в зависимости от психофизиологических особенностей развития ребенка; организация государственной итоговой аттестации в щадящем режиме; осуществление индивидуального подхода в процессе обучения; психологическое и медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса; бесплатное обеспечение учащихся необходимой учебной литературой. Для расширения доступности образования для детей-инвалидов в городе организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, позволяющее обеспечить доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования.
С 2014 года МАОУ "Средняя школа N 3" и МАОУ "Средняя школа N 5" г. Когалыма определены базовыми учреждениями в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в городе Когалыме. В течение 2014-2015 учебного года проводилось оснащение данных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием.
Происходящие изменения условий в образовательных организациях, соответствующих требованиям безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, расширяют возможности реализации инклюзивного образования. Это способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальному и личностному развитию детей, коррекции нарушений и индивидуальных особенностей их развития.
Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Высокие показатели демографического развития привели к увеличению количества учащихся, что вызвало нехватку площадей: 33% учащихся обучаются во вторую смену, недостаточно спортивных залов для организации третьего часа физкультуры. Одной из задач управления образования Администрации города Когалыма в области образования является обеспечение организации качественного образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе перевод обучения учащихся в одну смену к 2025 году. У общеобразовательных организаций появляются дополнительные возможности для реализации федеральных государственных стандартов, которые включают в себя, в качестве одной из важных составляющих, внеурочную деятельность.
Одной из задач школьного образования является подготовка школьника к осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. Показателем успешного решения данной задачи является тот факт, что 94 % выпускников школ города продолжают обучение в учреждениях профессионального образования. Доля выпускников 11-х классов, поступающих в высшие учебные заведения, составила в 2014 году 86,8 %.
Основополагающую роль в решении данной задачи играет введение и распространение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение внедряется в различном объёме (от 1 до 4 профилей в организации) во всех общеобразовательных организациях города Когалыма, охват составляет 66,9% от общего количества учащихся 10 и 11 классов. Внедряются различные модели сетевого взаимодействия: "школа-школа", "школа-организация". Сетевое взаимодействие развивается только в рамках реализации программ курсов по выбору и элективных курсов.
В рамках решения задачи развития системы доступного дополнительного образования, в соответствии с индивидуальными запросами населения, предусмотрено обеспечение функционирования кружков, секций, студий по всем направлениям развития детей, проведение на городском уровне мероприятий и конкурсов различной направленности, создание материальных и кадровых условий для организации дополнительного образования. Однако имеется необходимость развития системы дополнительного образования детей в части технического творчества, робототехники, моделирования, которые на настоящий момент развиты недостаточно.
Одним из условий повышения качества образования является организация и проведение работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей, учащихся, проявляющих интерес к различным сферам деятельности (интеллектуальной, творческой, спортивной, экологической, социальной).
Реализация мероприятий по выявлению и поддержке талантливых и способных детей, мотивации и стимулированию победителей и призёров интеллектуальных состязаний среди обучающихся, способствовала увеличению количества участников, победителей и призёров олимпиадного движения, конкурсных мероприятий. В 2014 году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 54,5% от общего количества обучающихся 5-11 классов. В региональном этапе учащиеся школ города заняли два первых места. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в январе-феврале 2015 года команда победителей и призеров муниципального этапа приняла участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по 14 предметам, из них 2 человека стали призерами: ученица 10 класса МАОУ СОШ N 7 заняла 3 место по биологии, ученица 9 класса средней школы N 5, заняла 3 место по истории. В 2012 - 2013 учебном году 4795 школьников приняли участие в городских, окружных, Всероссийских и международных творческих конкурсах, из них - 2171 человек заняли призовые места.
По сравнению с 2011-2012 учебным годом доля призовых мест в творческих мероприятиях различного уровня увеличилась на 20 % и составила 45% (в 2011-2012 уч. году - 21%).
Грантовая поддержка является одним из приоритетных направлений в сфере образования города Когалыма. Конкурсные мероприятия среди образовательных организаций города, лучших педагогов (преподавателей), способной и талантливой молодёжи на получение грантов, премий Администрации города Когалыма в 2013 году проводились в рамках долгосрочной целевой программы "Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года". Данные мероприятия нацелены на решение основной проблемы - развитие инновационного потенциала как образовательных организаций города Когалыма, так и педагогических работников, учащейся молодёжи. Средства, полученные от участия в конкурсе, расходуются на улучшение материально-технической базы образовательной организации: приобретение компьютерных программ, электронных учебников, компьютерного оборудования, мебели для кабинетов, лабораторного оборудования, наглядных пособий и других средств, необходимых для внедрения в современную образовательную деятельность. На протяжении последних трёх лет количество участников в конкурсных мероприятиях остаётся стабильным.
В рамках долгосрочной целевой программы "Новая школа Югры на 2010-2015 годы" и долгосрочной целевой программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в городе Когалыме на 2011-2013 годы"были проведены конкурсные мероприятия и среди педагогических работников на получение грантов Администрации города Когалыма в 4 номинациях. Из 26 участников конкурса 13 педагогов школ N N 5, 6, 7, 8, 10, Дома детского творчества, Школы искусств, детских садов "Золушка", "Сказка", "Маугли", "Буратино" стали победителями.".
"Всего в 2013 году стали участниками, победителями и призерами городских конкурсных мероприятий 268 педагогов (27,8%), очно-заочных, дистанционных и интернет-конкурсов - 83 педагога образовательных организаций, что составляет 36,4% от общего числа педагогических работников образовательных организаций города. Развитие системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов - одно из приоритетных направлений в развитии кадрового потенциала образовательных организаций города.
С целью сохранения и укрепления здоровья детей во всех образовательных организациях города ведётся системная работа по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Разработаны и реализуются здоровьеориентированные программы, профилактические программы, направленные на формирование позитивного имиджа здоровья. Общеобразовательные организации города Когалыма характеризуются хорошо развитой оздоровительной инфраструктурой; достаточным количеством специалистов; хорошим уровнем организации медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы; высокой квалификацией педагогических кадров. Во всех образовательных организациях организовано качественное питание детей. Все школы оборудованы столовыми с полным циклом приготовления блюд и предоставлением дополнительного питания школьникам через реализацию буфетной продукции, что способствует обеспечению рационального питания детей. Горячее питание получают 100% обучающихся за счёт субвенций округа, а также дотаций из бюджета города Когалыма. 32,5% школьников льготной категории получают двухразовое горячее питание.
Дошкольное образование сегодня - это важный фактор образования, обеспечивающий каждому ребёнку равные условия для последующего успешного обучения в школе. В силу специфики демографической ситуации в нашем городе, проблема доступности дошкольного образования является одной из приоритетных задач для муниципальной системы образования.
Среднесписочная численность детей в детских садах с учетом групп кратковременного пребывания детей составила 3 929 человек (2014 г.- 3703 чел.) Увеличение количества детей в дошкольных образовательных организациях произошло благодаря оптимизации площадей образовательных организаций, за счет функционирования на полную мощность нового детского сада "Цветик-семицветик" (13 групп), при открытии детского сада в марте 2014 года было создано 5 групп на 100 детей.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%. Однако наблюдается увеличение детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, нуждающихся в получении мест в дошкольных образовательных организациях.
Городская очередность в дошкольные образовательные организации на 24.08.2015 составляет 2 072 человек (в 2014 году - 2 630 человека). Дефицит мест для детей от рождения до 1,5 лет составляет 1202 места (в 2014 году - 1207 мест), с 1,5 до 3 лет -870 мест (в 2014 году - 1 203 места).
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием продолжено развитие вариативных форм образования (субботние группы и группы кратковременного пребывания детей), взаимодействие с негосударственным сектором (центры временного пребывания детей: "Теремок" и "Лунтик", предоставляющие на платной основе услуги по уходу и присмотру за детьми раннего возраста).
В городе также работают центры негосударственного сектора, которые посещают 316 детей дошкольного возраста.
С целью поддержки и развития семейного воспитания продолжают работу консультационные пункты по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
С 2018 года запланировано начало строительства нового детского сада на 320 мест по ул. Градостроителей.
Особого внимания требует проблема обеспечения равного доступа и получения качественного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Услуга дошкольного образования предоставляется воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам как в общеразвивающих группах, так и в группах комбинированной и компенсирующей направленности. В 2014-2015 учебном году в дошкольных образовательных организациях обучалось 33 ребенка-инвалида, из них 17 посещали группы полного дня, 16-группы кратковременного пребывания (в 2013-2014 учебном году обучалось 29 детей-инвалидов).
С целью повышения качества образования проводятся мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных организаций, улучшение предметно-развивающей среды, в том числе для организации детской опытно-экспериментальной деятельности, формирования естественнонаучных и экологических представлений воспитанников, их физического развития.
Молодёжь города Когалыма составляет почти треть населения города - 14403 человека (25%). Это - значимый трудовой, интеллектуальный, культурный ресурс развития муниципального образования. Выполнение долгосрочных задач, поставленных перед городом, невозможно без внимания к потребностям молодого поколения, решения проблем, существующих в молодёжной среде, и инвестиций в развитие потенциала молодых граждан города Когалыма. Без создания комфортных социальных условий, которые касаются не только обеспечения жильём, наличия образовательных учреждений, уровня заработной платы, но и обеспечения возможностей для организации духовного и культурного роста, полноценного отдыха и досуга молодёжи, развитие города и обновление трудового ресурса во всех отраслях маловероятно.
Решение вопросов сферы молодёжной политики осуществляется отделом молодёжной политики Управления культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Когалыма и муниципальным бюджетным учреждением "Молодёжный комплексный центр "Феникс" (далее - МБУ "МКЦ "Феникс") при участии активистов детско-юношеских и молодёжных объединений.
На сегодняшний день в сфере работы с молодёжью оказывается 6 видов муниципальных услуг:
- организация временного трудоустройства безработных несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время;
- предоставление консультаций правового характера несовершеннолетним гражданам и их законным представителям в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан;
- организация досуга жителей города Когалыма посредством занятий в творческих коллективах, студиях, клубах по интересам;
- организация досуга жителей города Когалыма посредством проведения мероприятий на базе учреждений культуры и молодёжной политики;
- предоставление информации о дате, месте и времени проведения мероприятий сферы молодёжной политики.
На базе МБУ "МКЦ "Феникс" работают клубные формирования гражданско-патриотического, спортивно-технического, информационного, вокального, театрального, духовно-нравственного направлений. Ежегодно МБУ "МКЦ "Феникс" и отдел молодёжной политики становятся организаторами более 22 городских массовых мероприятий, которыми охватывается более 30% от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. За последние два года молодёжь города Когалыма стала участниками трёх международных мероприятий, более 30 окружных мероприятий.
В Ханты-Мансийском автономном округе, в г. Когалыме благодаря реализации целевых программ на протяжении ряда лет создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодого поколения потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Необходимо закрепить существующие положительные тенденции посредством реализации программных мероприятий регионального и муниципального уровней, усовершенствовать направления реализации образовательной и молодежной политики в Когалыме.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление администрации г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 ноября 2015 г. N 3311 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.