Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Кондинского района"
Жилищная политика является одним из приоритетов государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Необходимость комплекса мероприятий в рамках данной Программы вызвана тем, что, не смотря на неплохие темпы строительства жилья, эта проблема остается, тем не менее, одной из наиболее острых.
Бурное развитие экономики в районе началось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века, когда начали развивать в округе нефтяную и газовую промышленность. В районе создали лесозаготовительные предприятия, которые обеспечивали лесопродукцией нефтяников Сибири.
В связи с бурным развитием лесозаготовительной промышленности, притоком трудовых ресурсов активно строилось жилье, которое по истечению полувека перешло в разряд непригодного или аварийного. Каждый восьмой квадратный метр признан непригодным для проживания. Но нужно учесть еще и то, что далеко не все жилье обследовано. Из общего числа проживающих в районе 25% - это пенсионеры, то есть те, которые имеют низкие доходы.
В конце 90-х годов произошел обвал лесозаготовительной промышленности. Вместо крупных предприятий, которые работали на территории района, и на которых работала львиная доля трудоспособного населения, остались небольшие предприятия. В результате уменьшения объемов производства остались без работы жители района.
В Кондинском районе в очереди на улучшение жилищных условий состояло на 01 апреля 2013 года 1324 семьи или 11,8% от общего количества населения. Для удовлетворения потребности, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий потребность в жилье составляет около 71,5 тыс. кв. м жилья. Полная расчетная потребность в жилье, из условия обеспеченности на среднероссийском уровне, то есть 22 кв. м на человека, составляет 132,4 тыс. кв. м, с учетом сноса ветхого и "фенольного" жилья.
Остается одной из наиболее острых социальных проблем - обеспечение жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Это ветераны войны, ветераны боевых действий, инвалиды, сироты, а также дети из числа сирот. В Кондинском районе по состоянию на 01 января 2013 года состояло 147 человек данной категории.
По состоянию на 01 января 2013 года на территории Кондинского района около 88,1 тыс. кв. м жилья относится к непригодному для проживания. В связи с этим, проблема обеспечения жильем населения, проживающего в аварийном жилищном фонде и жилищном фонде, имеющем высокий процент износа остается в числе первостепенных.
С 2005 по 2010 год в районе работала программа "Улучшение жилищных условий населения Кондинского района", которая соизмерима по целям и задачам программе "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра" на 2005-2015 годы".
В итоге, обеспеченность населения жильем за период 2005-2010 года выросла с 18,6 до 21,2 кв. м на человека. Количество семей, состоящих на учете на получение жилья, сократилось с 3317 семей в 2005 году до 1622 семей - на 01 января 2011 года.
Ввод жилья по итогам 5 лет реализации Программы составляет:
2006 год - 10,6 тыс. кв. м;
2007 год - 23,567 тыс. кв. м;
2008 год - 24,234 тыс. кв. м;
2009 год - 21,980 тыс. кв. м;
2010 год - 22,306 тыс. кв. м;
Итого: 102,687 тыс. кв. м.
Средний ввод жилья на 1 человека в районе за этот период составляет 0,56 кв. м в год.
Нужно отметить другие наиболее значимые итоги реализации программы за 2006-2010 годы:
- снесено жилых помещений, признанных непригодными для проживания - 5,6 тыс. кв. м;
- улучшили свои жилищные условия около 872 семей, проживающих на территории Кондинского района, в том числе:
- количество семей, улучшивших жилищные условия в связи с переселением из непригодного жилья и в порядке очередности на условиях социального найма - 224 семьи;
- количество семей, получивших финансовую поддержку из средств бюджета автономного округа (субсидия, компенсация части уплачиваемых процентов по ипотечным займам, предоставление льготных ипотечных займов) - 648 семей.
Всего в рамках реализации Программы за четыре года было построено и приобретено жилых помещений с участием средств бюджета автономного округа, муниципального образования общей площадью 59,9 тыс. кв. м.
С 2011 по 2013 годы в районе реализовывались три программы по улучшению жилищных условий:
1. "Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года в Кондинском районе".
2. "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
Ввод жилья по итогам 3 лет реализации Программ составляет:
2.1.1. 2011 год - 19,619 тыс. кв. м.
2.1.2. 2012 год - 25,158 тыс. кв. м.
2.1.3. 2013 год - 27,417 тыс. кв. м.
Итого: 72,194 тыс. кв. м.
Наиболее значимые итоги реализации Программы за 2011-2013 годы:
снесено ветхого жилья за три года реализации 14,916 тыс. кв. м;
признано непригодным для проживания - 19,762 тыс. кв. м;
улучшили свои жилищные условия 738 семей.
3. "Капитальный ремонт многоквартирных домов "Наш дом" на 2011-2013 годы".
За весь период реализации Программы отремонтировано 30 многоквартирных домов:
3.1. 2011 год - 8 домов.
3.2. 2012 год - 10 домов.
3.3. 2013 год - 12 домов.
Всего за три года реализации Программы улучшили жилищные условия 328 семей.
Из-за резкой дифференциации доходов населения разрешение жилищной проблемы для большинства желающих более чем затруднительно. При этом в очереди состоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно, используя кредит или частичную помощь государства, приобрести жилье.
Время ожидания в очереди на получение социального жилья 11 лет.
В 2013 году была утверждена программа "Сельский дом", но не реализовывалась, так как средства на ее реализацию не были доведены в виду отсутствия финансирования.
Вопрос обеспечения жильем молодых учителей (педагогических работников) является одним из актуальных в муниципальной системе образовательной политики Кондинского района.
Общеобразовательные учреждения городских и сельских населенных пунктов все больше ощущают нехватку молодых специалистов. Значительная часть работающих в сельской местности - учителя пенсионного или предпенсионного возраста.
В связи с этим остается актуальным вопрос привлечения молодых кадров в городские, но особенно сельские местности. Прирост молодых учителей, работающих менее трех лет в образовательных учреждениях, в последние годы составляет 3-5% педагогического состава. В 2012 году 18 выпускников поступили в высшие учебные заведения на педагогические специальности.
В 2012 году количество учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - учителей), составляло 43 (из них до 35 лет - 39 человек), из них смог улучшить жилищные условия 1 человек. Учителя вынуждены снимать жилье, оплачивая его по высоким ценам. Это в свою очередь противоречит требованиям Закона Российской Федерации "Об образовании", который определяет первоочередное право на предоставление жилой площади педагогам и право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В 2013 году количество нуждающихся значительно увеличилось, в связи с тем, что ежегодно в школы района приходит до 10 молодых специалистов, которые нуждаются в жилье.
Для регулирования ситуации необходимо шире использовать механизмы обеспечения молодых специалистов жильем, реализация которых позволит привлечь на работу в школы муниципальной бюджетной сферы квалифицированных специалистов, создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем работников муниципальной бюджетной сферы, создать условия для улучшения демографической ситуации, снижения социальной напряженности в районе.
Отсутствие жилья у данной категории граждан приводит к таким негативным последствиям, как высокий уровень текучести кадров, отсутствие заинтересованности у молодежи к работе в школе из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни. Особо остро стоит проблема укомплектованности сельских школ педагогическими работниками.
Притоку и закреплению на селе учителей, в первую очередь молодых, будет способствовать улучшение жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство работников муниципальной бюджетной сферы не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно, необходимо оказание финансовой поддержки данной категории граждан в улучшении жилищных условий. Это позволит повлиять на решение о продолжении работы в муниципальной бюджетной сфере многих работников, а также привлечь молодежь в данную сферу.
Необходимость комплекса мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках данной Программы вызвана тем, что, не смотря на неплохие темпы строительства жилья, эта проблема остается, тем не менее, одной из наиболее острых. Наиболее уязвимыми являются молодые семьи.
По состоянию на 01 января 2013 года в районе проживало 3877 молодых семей, из них состоят в очередности на улучшении жилищных условий 336 семей. Для удовлетворения потребности нуждающихся в очередности молодых семей потребность жилья составляет 18,1 тыс. кв. м. Частично молодые семьи решают свои жилищные условия самостоятельно. Эти семьи квалифицированы, как участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Таких семей квалифицировано по состоянию на 01 января 2015 года 114 семей.
Разрешение жилищной проблемы для большинства молодых семей более чем затруднительно: это низкие доходы, так как именно на этот возраст приходится время, когда в семье работает один из родителей, а второй - находится по уходу за ребенком.
Принятие новой целевой программы "Обеспечение жильем населения Кондинского района на 2014-2016 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) обусловлены:
1. Формированием нового сегмента строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем дохода.
2. Согласованием муниципальной программы с региональной программой развития жилищного строительства.
В 2014 году, первый год реализации Программы, ввод жилья в эксплуатацию достиг максимального значения - 33 214 кв. м, что является самым высоким показателем за последние четверть века. Но с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации, в связи с ограничением закупок традиционных товаров российского экспорта: нефти, газа, металлов, специальной техники и целого ряда других товаров уменьшились бюджетные ассигнования на реализацию Программы. Как следствие - снижение ряда показателей программы.
Показатели целевых показателей, характеризующих результаты реализации программы:
1. Ввод жилья в эксплуатацию. В связи с тем, что доходы населения района невысоки, а субсидии на улучшение жилищных условий по ряду программ по улучшению жилищных условий на территории Кондинского района за последние годы минимизированы, то основным Покупателем жилых помещений является администрация Кондинского района. В связи с тем, что средств на мероприятия на выкуп построенного и введенного в эксплуатацию не достаточно, то строительство жилья будет приостановлено в рамках Программы. Как следствие, основная доля планируемого к вводу жилья - это индивидуальное жилищное строительств, а это по анализу предыдущих лет 10,0-12,0 тыс. кв. м. Таким образом, основной задачей программы является необходимость сохранения достигнутых результатов и отсутствие отрицательной динамики.
2. Снос ветхого и аварийного жилья принимается из реестра сноса жилья, который ведется комитетом по управлению муниципальным имуществом в соответствии с утвержденным порядком.
3. Общая площадь жилья на конец года рассчитывается как площадь жилья, состоящая на учете на начало года минус снос жилых домов плюс ввод жилья в эксплуатацию.
4. Объем ввода жилья эконом-класса должен быть, достигнут в размере 20% от общего объема ввода жилья.
5. Доля жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, в общем объеме введенного жилья, согласно программы увеличивается до нормативного и составит в 2020 году 20%.
6. Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия, принимаются в расчет из учета средств, выделенных на реализацию данного мероприятия согласно очередности молодых семей, квалифицированных и состоящих в общей очередности.
7. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, не будет исполнен в полном объеме, как планировалось ранее, так как данные мероприятия, запланированные в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, с 2016 года будут приостановлены до принятия новой федеральной программы.
8. Коэффициент доступности жилья рассчитывается согласно утвержденной методике.
9. Число семей, получивших меры государственной поддержки, рассчитывается как сумма граждан, получивших субсидии, социальные выплаты, переселились из аварийного и непригодного жилья, получили жилое помещение по договору социального найма, найма.
10. Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за один год в среднем на одного жителя, рассчитывается, как отношение общей площади жилых помещений, введенных в эксплуатацию за год, к общей численности, проживающих в районе.
11. Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившие жилищные условия в отчетном году, состоящего на учете на улучшение жилищных условий, рассчитывается как отношение общего числа, семей получивших меры государственной поддержки к общему количеству граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий.
12. Количество семей, состоящих на учете для получения жилого помещения на условиях социального найма определяется, как сумма, состоящих на учете в администрации городских и сельских поселениях.
Показатели конечного результата:
1. Снижение стоимости 1 кв. м жилья на первичном рынке принимается учетом индекса - дефлятора на соответствующий год.
2. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда рассчитывается как отношение объема ввода жилья в эксплуатацию к общей площади жилищного фонда.
3. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, так как в связи с тем, что не планируется новое строительство, а признание жилых домов непригодными для проживания не может быть приостановлено в связи с достижение жилых домов определенного срока эксплуатации и рассчитывается как отношение общей площади жилых помещений, признанных непригодными для проживания, к общей площади жилищного фонда.
4. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя, рассчитывается как отношение общей площади жилищного фонда к общей численности населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.