Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Олькова А.В,
судей: Быстрова А.Н, Кияшко Л.В,
при секретаре Айбатулине С.К,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО "АТЭК" по доверенности Сердюковой Веры Николаевны на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Быстрова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дзюба Т.Я. обратилась в суд с иском к ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее ОАО "АТК"), уточненным в ходе судебного разбирательства, об обязании произвести расчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры за период с октября 2016 года по декабрь 2018 года включительно; признать окончательную сумму в размере 4 457 рублей 94 рублей, как оплату за потребленную тепловую энергию в квартире за период с октября 2016 года по декабрь 2018 года включительно.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2019 года иск к АО "АТЭК" филиалу AО "АТЭК" "Краснодартеплоэнерго" об обязанности произвести расчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры за период с октября 2016 года по декабрь 2018 года включительно; признать окончательную сумму в размере 4457,94 руб, как оплату за потребленную тепловую энергию в квартире за период с октября 2016 года по декабрь 2018 года включительно удовлетворен частично.
Суд обязал OA"АТЭК" "Краснодартеплоэнерго" произвести расчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии и произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры только за период: с октября 2016 года по 11 июня 2017 года и с февраля 2018 года по декабрь 2018 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель АО "АТЭК" по доверенности Сердюкова В.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных истцами требований отказать.
В судебном заседании Дзюба Т.Я. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, уважительности неявки не сообщили, заявлений, ходатайств не представили.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так, согласно пункту 42(1) данных Правил (в редакции до 01 января 2019 года) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективньм (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Приведенное нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, то есть не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Абзацем 5 пункта 2 Правил установлено, что индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяет рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общёдомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределённость, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2018 года N 30-П признан частично не соответствующим Конституции РФ абзац 3 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так, Конституционный Суд РФ указал в постановлении, что часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
В соответствии счастью 3 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Судом установлено, что Дзюба Т.Я. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "... " от 16 октября 2014 года.
15 июля 2013 года истицей приобретен индивидуальный прибор учета- теплосчетчик "Senso-Star2/2+". Согласно свидетельству о поверке "... ", указанное средство измерения было действительно до 11 июня 2017 года.
27 декабря 2013 года на основании акта, удостоверенного Товариществом собственников жилья "Суворовское" (далее ТСЖ), приобретенный теплосчетчик "Senso-Star2/2+" был введен в эксплуатацию, с указанием следующей поверки 2017 год.
25 декабря 2014 года Дзюба Т.Я. обратилась с заявлением в ОАО "АТЭК" произвести ввод в эксплуатацию квартирного прибора учета тепловой энергии на отопление с указанием о том, что датой следующей поверки является - 2017 год.
12 января 2015 года ОАО "АТЭК" был согласован рабочий проект: "Производство работ по внедрению приборов учета тепловой энергии", представленный ТСЖ "Суворовское" и в этот же день между Дзюба Т.Я. и ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" заключен договор "... " возмездного оказания услуг (с физическим лицом).
Во исполнение указанного договора, истица Дзюба Т.Я. оплатила услуги ответчику по согласованию проекта узла учета, о чем имеется квитанция "... " от 12 января 2015 года на сумму 4 518 рублей 74 копеек.
17 января 2015 года ответчиком на основании утвержденного акта был допущен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в квартире у Дзюба Т.Я.
Из указанного акта следует, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 12 января 2015 года по 01 ноября 2015 года, а датой очередной поверки является 11 июня 2017 года.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно установлено, что в квартире у Дзюба Т.Я. в установленном порядке для учета тепловой энергии был установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
При этом из материалов дела следует, что 21 апреля 2015 года Дзюба Т.Я. заключила договор "... " на поставку тепловой энергии с ответчиком - АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - РСО "Ресурсоснабжающая организация").
Согласно п. 1.1. договора АО "АТЭК" обязуется поставлять потребителю Дзюба Т.Я. через присоединенную сеть коммунальные услуги по закрытой схеме теплоснабжения, а потребитель Дзюба Т.Я. обязуется оплачивать принятые коммунальные услуги, обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем и приборов (систем) коммерческого счета, с использованием которых осуществлялось потребление и учет коммунальных ресурсов, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности считается наружная сторона стены здания (п. 1.4).
В соответствии с п. 2.2. договора на потребителя Дзюба Т.Я. были возложены следующие обязанности: при наличии коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета - ежемесячно снимать показания приборов учета в период с 24 числа предыдущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективного и индивидуальных приборов учета, и предоставить их в РСО до первого числа месяца следующего за расчетным; не позднее однодневного срока извещать РСО о неисправности приборов учета и производить их ремонт или замену; обеспечить исправность используемых узлов и приборов учета и производить поверку приборов учета расхода тепловой энергии и теплоносителя в сроки, установленные Госстандартом. После истечения срока поверки приборы учета считаются неисправными.
Объем поставленной/принятой коммунальной услуги определяется коллективным (общедомовым) и (или) индивидуальным прибором учета тепловой энергии, установленных в границе раздела сетей потребителя с сетями РСО и введенными в эксплуатацию в установленном порядке. При установке коллективных (общедомовых) приборов учета не на границе раздела сетей, а также при наличии на балансе (общедолевая собственность собственников помещений) соответствующего абонента (многоквартирного дома) участков тепловой сети, тепловые потери трубопроводов на участках тепловой сети включаются в количество тепловой энергии, потребленной этим абонентом (многоквартирным домом) (п. 3.1. договора).
Таким образом, в указанном договоре было определено, что объем поставленной коммунальной услуги определяется двумя способами: коллективным (общедомовым) и индивидуальным прибором учета.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что учет тепловой энергии должен был осуществляться по данным индивидуального прибора учета, установленного в квартире истицы Дзюба Т.Я, поскольку на момент заключения договора от 21 апреля 2015 года в квартире у " Ф.И.О. "7 в установленном порядке был установлен и введен в эксплуатацию индивидуальный прибор учета, а также согласован с ответчиком.
Более того, 22 апреля 2015 года ответчиком АО "АТЭК" был осмотрен указанный индивидуальный прибор учета тепловой энергии у Дзюба Т.Я. и составлен соответствующий акт, в котором была установлена дата следующей поверки прибора учета - 11 июня 2017 года.
При этом, 22 октября 2016 года был произведен повторный допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (индивидуального прибора учета тепловой энергии) у потребителя Дзюба Т.Я, который был опломбирован и принят в эксплуатацию до 11 июня 2017 года.
Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями, данными в судебном заседании специалистом по расчетам АО "АТЭК" " Ф.И.О. "8, а также и то, что с октября 2016 года по 11 июня 2017 года и с февраля 2018 года по декабрь 2018 года, она получала от истицы показания для оплаты с индивидуального прибора учета. После этого, все полученные данные, она передавала в расчетный отдел.
В судебном заседании заместитель начальника по расчетам АО "АТЭК" " Ф.И.О. "9, при этом также показал, что полученные для расчета показания с индивидуального прибора учета были проигнорированы, поскольку все квартиры в жилом доме не были оборудованы индивидуальными приборами учета, в связи с чем, начисление истице осуществлялось по нормативу.
При этом, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Дзюба Т.Я. в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовала добросовестно при исполнении своих обязанностей по договору на поставку тепловой энергии "... " от 21 апреля 2015 года, в связи с чем обосновано определил, что только за период: с октября 2016 года по 11 июня 2017 года и с февраля 2018 года по декабрь 2018 года расчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры должен производиться исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, поскольку ОАО "АТЭК" был согласен по учету тепловой энергии потребителя Дзюба Т.Я. по ее индивидуальному прибору учета, а не с октября 2016 года по декабрь 2018 года, так как после окончания срока поверки индивидуального прибора учета - 11 июня 2017 года, Дзюба Т.Я. произвела замену указанного прибора учета только 30 января 2018 года, что сторонами не оспаривалось.
В связи с чем, в удовлетворении требований Дзюба Т.Я. о признании окончательной суммы в размере 4 457 рублей 94 рублей, как оплату за потребленную тепловую энергию в квартире за период с октября 2016 года по декабрь 2018 года включительно судом первой инстанции обоснованно отказано.
Доводы жалобы о том, что ответчиком правомерно начислено за отопление по нормативу (без учета приборов учета), несостоятельны, поскольку опровергаются решением Советского районного суда города Краснодара от 26 марта 2015 года, вступившего в законную силу, по исковому заявлению " Ф.И.О. "10, " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "12, " Ф.И.О. "13, " Ф.И.О. "14, согласно которому были признаны незаконными действия ОАО "Автономной тепловой энергетической компании "Краснодартеплоэнерго", выразившиеся в отказе опломбировать общедомовой узел учета тепловой энергии и в предъявлении платы за коммунальную услугу по нормативу при наличии общедомового узла учета и обязанности ответчика опломбировать общедомовой узел учета тепловой энергии шестисекционного дома "... " по "... " с даты подачи заявления об опломбировании узла учета от 31 октября 2014 года, для расчетов с потребителями за фактически потребленную тепловую энергию в порядке, установленном жилищным законодательством.
24 октября 2017 года Ленинским районным судом города Краснодара было вынесено решение по исковому заявлению " Ф.И.О. "14, согласно которому было признано незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя ОСП по Западному округу города Краснодара " Ф.И.О. "15 по неисполнению решения Советского районного суда города Краснодара от 26 марта 2015 года (л.д. 52-53).
После этого, в связи с неисполнением указанных судебных актов, 08 ноября 2018 года Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края N 3140 было вынесено предписание Акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" о нарушении подпункта "с" пункта 31, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года. Согласно данному предписанию было установлено, что ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме АО "АТЭК" не был обеспечен и на ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии с 10 ноября 2016 года по 30 ноября 2017 года.
Таким образом, в период с 26 марта 2015 года по 01 декабря 2018 года не был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, в связи с чем доводы ответчика о начислении оплаты за отопление только по нормативу являются необоснованными.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2019 года, следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО "АТЭК" по доверенности Сердюковой Веры Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.