Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния социально-экономического развития города Когалыма
Одним из главных направлений Администрации города Когалыма является устойчивое развитие города и повышение уровня и качества жизни его жителей.
Полноценного развития можно добиться в результате системной деятельности, позволяющей определить "точки роста", правильно распределить силы, рационально расходовать ограниченные ресурсы. Формой реализации такого подхода является планирование социально-экономического развития муниципального образования и регламентация процессов муниципального управления.
В систему муниципального управления входят действующие целеполагающие документы:
1. Стратегия социально-экономического развития городского округа города Когалыма до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная решением Думы города Когалыма от 23.12.2014 N 494-ГД, которая закрепляет систему мер муниципального управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения города Когалыма в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике города Когалыма.
2. Прогноз социально-экономического развития города Когалыма на текущий год и плановый период.
3. Муниципальные программы города Когалыма, определяющие ключевые муниципальные функции.
4. Доклады и отчёты ответственных структурных подразделений Администрации города Когалыма по направлениям и видам деятельности о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
В основе системы стратегического управления лежит оценка фактического состояния социально-экономического положения города Когалыма.
В целом динамика социально-экономического развития города Когалыма характеризуется стабильным темпом роста основных экономических показателей.
Так, среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника на 01.01.2015 года достигла 63 294 рублей и по отношению к аналогичному периоду прошлого года возросла на 6,7%. Можно отметить, что рост средней заработной платы наблюдается во всех сферах деятельности.
Растут и денежные доходы на душу населения, в 2014 году денежные доходы составили 40 886,4 рублей, увеличившись на 3,4% по отношению к 2013 году.
Средний размер дохода пенсионера по городу Когалыму также увеличился и на 1 января 2015 года составил 17 402,7 рубля. Рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 8,2%, и почти в два раза превысил бюджет прожиточного минимума пенсионера.
Достижение устойчивого развития города Когалыма невозможно без значительного привлечения инвестиций в экономику города, создания благоприятного инвестиционного климата и роста инвестиционной активности. Кроме того, формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определенным Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп (далее - Стратегия 2030).
Привлечение инвестиций является решающим фактором подъёма производства, развития транспортной инфраструктуры, решения проблемы изношенности основных фондов и инженерной инфраструктуры города.
В рамках муниципальной программы планируется разработать и внедрить наиболее эффективные механизмы и инструменты воздействия органов местного самоуправления города Когалыма на процессы привлечения инвестиций в экономику города и повышения результативности городской инвестиционной политики.
Так, в 2014 году выполнен ряд поставленных муниципальной программой задач.
В целях полного доступа к информации о развитии инвестиционной деятельности в городе Когалыме, на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети "Интернет" (http://www.admkogalym.ru/) создан раздел "Инвестиционная деятельность, формирование благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности". В данном разделе размещена вся информация о проводимой работе по формированию инвестиционного климата в городе Когалыме, а также необходимая инвесторам информация. Раздел постоянно обновляется и пополняется, вся размещенная в нём информация находится в актуальном состоянии.
В целях создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе Когалыме сформирована нормативная правовая база.
Решением Думы города Когалыма от 23.05.2014 N 426-ГД утверждён Порядок предоставления муниципальных гарантий города Когалыма.
Утверждён состав и положение о Совете по вопросам развития инвестиционной деятельности в городе Когалыме (далее - Совет).
Разработана и размещена на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети "Интернет" (http://www.admkogalym.ru/) схема реализации инвестиционных проектов в городе Когалыме;
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 2014 году на развитие экономики и социальной сферы города Когалыма было направлено 17 285,7 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 28,9% выше уровня 2013 года.
Наибольший объём инвестиций был направлен в сферу добычи нефти и природного газа (60,7% от общего объёма инвестиций по крупным и средним предприятиям), 22,5% инвестиций направлено в финансовую деятельность.
Открытость - один из важнейших факторов инвестиционной привлекательности города. Любому инвестору требуется целостная и комплексная информация, которая аккумулирует в себе всё необходимое, чтобы принять правильное решение, в связи с чем, работа по обеспечению доступа инвесторов к имущественным ресурсам и инженерной инфраструктуре, повышению информационной открытости будет продолжена.
В основу повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в городе Когалыме, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
В свою очередь, повышение качества жизни населения неразрывно связано с качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг.
Одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения является предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
В марте 2014 года в городе Когалыме было открыто муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МАУ "МФЦ", учреждение).
Учреждение было создано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2012 N 718-рп "О плане мероприятий по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; постановлением Администрации города Когалыма от 17.12.2012 N 3000 "О создании муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Целями учреждения являются: развитие и совершенствование форм межведомственного взаимодействия, упрощение процедуры получения государственных и муниципальных услуг, а также повышение комфортности, качества, удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг.
В МАУ "МФЦ" функционирует система электронной очереди "Энтер", имеется информационный киоск для обеспечения доступа к Порталу государственных услуг, платежный терминал Сбербанка для оплаты государственной пошлины и налогов, услуг связи, жилищно-коммунальных услуг, банкомат открытого акционерного общества Банк "Открытие", детский уголок. Для обеспечения доступности услуг маломобильным группам населения предусмотрен специальный подъёмник для инвалидов, входная группа оборудована пандусом, специальные туалетные комнаты.
Учреждение предоставляет государственные и муниципальные услуги гражданам и юридическим лицам города Когалыма по принципу "одного окна", в том числе в электронной форме, организовывает выдачу универсальных электронных карт в городе Когалыме, регистрирует, активирует и восстанавливает учётные записи заявителей в Единой системе идентификации и аутентификации на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, а также исследует общественное мнение в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2014 году МАУ "МФЦ" оказывало 237 услуг (из них подуслуг - 142), в том числе: федеральные - 71 (из них подуслуг - 15), региональные - 152 (из них подуслуг - 127), муниципальные - 14 (из них на полном исполнении - 6 муниципальных услуг, предоставляемых по принципу "одного окна" - 8 муниципальных услуг).
Объём услуг, фактически предоставленных работниками МАУ "МФЦ" за 2014 год: федеральные - 10 006, региональные - 1 553, муниципальные - 342.
В общем количестве работниками учреждения было оказано 11 901 услуга, что превысило утвержденный плановый показатель в количестве 10 000 услуг на 19%.
Количество консультаций (услуг информирования и консультирования), предоставленных работниками МАУ "МФЦ": федеральные - 2 660, региональные - 815, муниципальные - 36.
В общем количестве работниками учреждения было оказано 3 511 консультаций, что превысило утвержденный плановый показатель в количестве 2 400 консультаций на 46%.
Было принято 372 заявления на оформление универсальной электронной карты, что превысило утвержденный плановый показатель в количестве 200 заявлений на 86%.
В 2014 году в адрес МАУ "МФЦ" поступила одна жалоба на работу специалистов учреждения, количество благодарностей - 201, количество предложений по работе учреждения - 28.
Среднее время ожидания в очереди для получения информации (консультации) в 2014 году - 3,93 минуты.
Среднее время ожидания в очереди для подачи и получения документов в 2014 году - 4,12 минут.
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - 99%, что превысило утвержденный плановый показатель на 19%.
На 01 октября 2015 года МАУ "МФЦ" оказывало 252 услуги (из них подуслуг - 142), в том числе: федеральные - 71 (из них подуслуг - 15), региональные - 152 (из них подуслуг - 127), муниципальные - 29 (из них на полном исполнении - 6 муниципальных услуг, предоставляемых по принципу "одного окна" - 23 муниципальных услуг).
Объём услуг, фактически предоставленных работниками МАУ "МФЦ на 01 октября 2015 года: федеральные - 14 505, региональные - 8 136, муниципальные - 628.
Количество консультаций (услуг информирования и консультирования), предоставленных работниками МАУ "МФЦ" на 01 октября 2015 года: федеральные - 3 901, региональные - 3 788, муниципальные - 142.
Среднее время ожидания в очереди для получения информации (консультации) на 01 октября 2015 года - 4 минуты.
Среднее время ожидания в очереди для подачи и получения документов на 01 октября 2015 года - 4 минуты.
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - 99%.
В связи с закрытием приема граждан Когалымским филиалом Центра социальных выплат прием документов на предоставление социальных пособий, субсидий, а также иных мер социальной поддержки с 1 января 2015 года осуществляет МАУ "МФЦ". С января 2015 года началась выдача универсальных электронных карт по заявлениям заявителей, принятых в 2014 году.
В МАУ "МФЦ" в 2015 году осуществлён переход на оказание государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций ("Рождение ребёнка", "Утрата документов", "Выход на пенсию", "Смена места жительства", "Перемена имени", "Утрата близкого человека", "Индивидуальное жилищное строительство", "Открытие своего дела", "Приобретение жилого помещения").
В целях реализации мер по повышению информированности граждан в учреждении внедрена информационная система "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг", позволяющая заявителям принять участие в опросе по оценке качества предоставления государственных услуг, полученных непосредственно в МАУ "МФЦ".
С 12 октября 2015 года в учреждении для организаций и жителей города стали доступны услуги в рамках сотрудничества с автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" по изготовлению сертификатов ключей электронной подписи и услуги по передаче неисключительных прав на использование и воспроизведение ПО СКЗИ "КриптоПро CSP".
С 26 октября 2015 года в МАУ "МФЦ на портале сети МФЦ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по адресу http://mfc.admhmao.ru/ в разделе "Муниципальные образования", выбрав МФЦ г. Когалыма, появилась возможность отслеживания в режиме онлайн состояния электронной очереди и записи в выбранное время на получение услуг.
Установлен перечень из 12 муниципальных услуг, запланированных на передачу в IV квартале 2015 года на предоставление в МАУ "МФЦ".
Потребительский рынок, наиболее гибкая сфера городского хозяйства, реагирующая на изменение всех социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития города Когалыма.
Торговую сеть составляют: 103 стационарных предприятий розничной торговли, 24 мелкорозничных торговых предприятия, 14 аптек и 1 торговый комплекс. Сеть общественного питания представлена 116 предприятиями, общим количеством посадочных мест 5 574.
В городе действует 1 предприятие оптовой торговли площадью 6,2 тыс. кв. м, которое специализируются на продовольственной группе товаров. Оптовая торговля в городе Когалыме не развивается. Сказывается близость крупных городов, таких как Сургут и Нижневартовск, где, прежде всего большую роль играет удобная транспортная "развязка" и "развитая" материально-техническая база.
Основные проблемы потребительского рынка:
- низкая обеспеченность населения торговыми объектами;
- высокая арендная плата торговых площадей;
- низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности.
На 01.01.2015 обеспеченность населения площадью торговых объектов в городе Когалыме составила 455 кв. м на 1 000 жителей, увеличившись на 28% к 2012 году.
Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.
В 2014 году открылись 2 крупных объекта - Торговый дом "Фламинго" и Торговый комплекс "Омега", в 2015 году - кафе "Friends" на 48 посадочных мест и торговый центр "Лайм".
В целях реализации государственной политики по недопущению резкого повышения цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости проводится еженедельный мониторинг розничных цен в 5 торговых точках по 25 наименованиям для определения уровня изменения цен. Все данные направляются для формирования Регионального информационного мониторинга в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В целях расширения межрегиональных партнерских отношений и развития торгово-экономического сотрудничества Администрацией города Когалыма, при содействии Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, организованы и успешно проведены 3 большие сельскохозяйственные ярмарки, посвященные 70-летию Тюменской области. Жителям города было предложено свежее мясо птицы, свинины, говядины, рыба, молочная и кисломолочная продукция, яйцо и дикоросы от лучших производителей юга Тюменской области. Всего в рамках данных ярмарок было реализовано 51,1 тонн продукции на сумму 4 297,5 тыс. рублей.
Для полноценного развития здоровой конкуренции на территории города Когалыма необходимо наличие максимального количества форматов розничной торговли.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" поставлена задача по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим перечнем развитых сфер хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом квалифицированного управленческого персонала.
Малый и средний бизнес в городе Когалыме в 2014 году был представлен 1 836 субъектами малого и среднего предпринимательства, из них 339 субъектов малого и среднего предпринимательства и 1 497 индивидуальных предпринимателей. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличилось на 5,4% (2013 год - 1 742 субъекта). В сфере малого и среднего предпринимательства занято более 9 тысяч человек или 24,5% от общего числа занятых в экономике города. Оборот малых предприятий, отражающий отгруженную продукцию собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами предприятий, а также реализацию товаров несобственного производства в 2014 году составил более 6-ти миллиардов рублей.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания, в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса.
Всего в 2014 году на развитие малого и среднего предпринимательства выделено 5 429,6 тыс. рублей. Освоение составило 4 877,9 тыс. рублей (89,8%).
Ведётся совместная работа по оказанию консультационной, финансовой, информационной поддержки малому и среднему предпринимательству города Когалыма.
В 2011 году ООО Научно-консалтинговым центром инноваций и социальных технологий "Инсайт" проведен мониторинг развития Субъектов города Когалыма в целях сбора данных об их количестве, категории, виде экономической деятельности. Данный мониторинг проводился методом анкетирования и интервью, в котором приняли участие 5% предпринимателей города Когалыма, осуществляющих разные виды деятельности. Были опрошены, как представители малых предприятий (30%), так и индивидуальные предприниматели (70%). Результаты проведенного мониторинга позволили выявить оценку состояния и уровня развития малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме.
В городе Когалыме осуществляет свою деятельность филиал общества с ограниченной ответственностью "Окружной Бизнес-Инкубатор" Югры (далее - ОБИн).
В 2014 году ОБИн предоставил в субаренду нежилые помещения 28 субъектам малого и среднего предпринимательства, этот показатель остался на уровне 2013 года.
ОБИн взаимодействует с Фондом поддержки предпринимательства Югры и Фондом микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в режиме "одного окна", что позволяет обеспечить доступ резидентов ОБИн к образовательной и финансовой поддержке организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2014 году 211 жителей были вовлечены в мероприятия по популяризации предпринимательской деятельности, 85 человек прошли тестирование на выявление предпринимательских способностей.
За 2014 год 323 человека проживающих в городе Когалыме получили консультации на местах, по "горячей линии", при помощи онлайн консультирования.
Фондом поддержки предпринимательства Югры в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" проведён конкурс молодёжных бизнес-проектов "Путь к успеху", победителями стали 3 субъекта малого и среднего предпринимательства, всем победителям оказана грантовая поддержка на сумму 900,0 тыс. рублей.
В рамках программы "Гарантия" в 2013 году сумма поручительства по обязательствам составила 17 199 тыс. рублей, в 2014 году таких проектов не было.
В рамках программы "Компенсация части процентной ставки" сумма компенсации составила 404,16 тыс. рублей (2013 год - 454,14 тыс. рублей).
В рамках программы "Компенсация части лизинговых платежей" сумма компенсации составила 1 870,27 тыс. рублей (2013 год-1 876,28 тыс. рублей).
Из средств фонда микрофинансирования Югры в 2014 году было одобрено 6 проектов на сумму 4 650 тыс. рублей.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства, существует ряд причин и факторов, препятствующих становлению и дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме.
При изучении данных факторов выявилось, что на первом месте находится проблема ограниченности доступа к финансированию на всех стадиях "развития" предпринимательства, на втором месте - отсутствие подходящих для ведения предпринимательской деятельности помещений.
Фактическая недоступность финансово-кредитных ресурсов, необходимых для создания и развития бизнеса, обусловлена в большей части следующими причинами: высокими процентными ставками по кредитам и чрезмерно жесткими требованиями к гарантийному обеспечению кредитов. Особенно это касается предпринимателей, находящихся на стадии создания своего бизнеса. Банки избегают кредитовать таких предпринимателей ввиду высокого риска невозврата кредита и отсутствия ликвидного залога. Поэтому особо важную роль в решении данной проблемы играют организации, образующие инфраструктуру поддержки Субъектов, которые предоставляют обеспечение обязательств Субъектов перед банками и другими кредитными учреждениями в форме поручительства.
Сдерживающим фактором развития также является высокая арендная плата за аренду помещений, используемых под ту или иную предпринимательскую деятельность. В городе Когалыме по-прежнему остается актуальной проблема дефицита помещений, подходящих для осуществления предпринимательской деятельности (помещения не соответствуют существующим требованиям, строительство новых муниципальных помещений не осуществляется).
Вместе с тем, существует проблема получения достоверной оперативной информации о деятельности Субъектов, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями, что не позволяет составить полного представления о ситуации, сложившейся в предпринимательской среде. Так, многие Субъекты являются уже не действующими, но не ликвидированными, что искажает реальные показатели развития предпринимательства в городе Когалыме.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединёнными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки Субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях оказания поддержки и объединения усилий по решению вышеуказанных проблем был создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме. Регулирование деятельности данного органа: Положение о Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме и его состав утверждаются постановлением Администрации города Когалыма.
Все это свидетельствует о необходимости значительного увеличения потенциала малого и среднего предпринимательства и изменения его отраслевой структуры с торговли на другие, необходимые городу виды деятельности. Для этих целей требуется активная поддержка со стороны Администрации города Когалыма.
Муниципальная программа направлена на сохранение и развитие достигнутых результатов и положительных тенденций, содержит цели, задачи и приоритетные направления развития экономики и социальной сферы муниципального образования на среднесрочную перспективу, целевые ориентиры, позволяющие делать выводы о ходе ее реализации.
Достижение целей муниципальной программы позволит создать условия для дальнейшего развития экономики и социальной сферы, сформировать комфортную городскую среду, повысить качество жизни населения города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.