Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
Председательствующего Петровой О.А,
судей Халиулина А.Д. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе ПА.овой А.Р. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ПА.овой А. Р. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", заместителю мэра г. Йошкар-Олы о признании незаконным уведомления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
ПА.ова А.Р. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 октября 2018 года N 028-29/2297 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении на административного ответчика обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование административный истец указала, что с "... " года является собственником земельного участка по адресу: "... " категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения жилого дома, на котором расположен индивидуальный жилой дом.
"дата" она подала в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, по результатам рассмотрения которого получила уведомление N 028-29/2297 от 25 октября 2018 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление N 028-29/2297). Уведомление основано на том, что размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 (зона застройки многоквартирными жилыми домами), в границах которых расположен земельный участок, поскольку перечнем видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденными решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года, размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Дополнительно в уведомлении N 028-29/2297 сообщено, что согласно топографической основе города Йошкар-Олы на указанном земельном участке имеется жилой дом, расположенный на расстоянии менее 3 м от границы земельного участка с северной стороны, что не соответствует предельным параметрам территориальной зоны Ж-1, поскольку градостроительным регламентом данной территориальной зоны установлено, что минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений составляет 3 м.
Административный истец считает уведомление N 028-29/2297 незаконным, препятствующим реализации ее прав как собственника земельного участка с кадастровым номером "... " ссылаясь на то, что Генеральный план г. Йошкар-Олы в отношении территории, на которой расположен принадлежащий ей земельный участок, фактически не был реализован, земельный участок с 1990-х годов используется для размещения жилого дома, для нужд городского округа изъят не был, никаких ограничений права собственности не зарегистрировано, вследствие чего у органа местного самоуправления не было препятствий для выдачи ей уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ПА.ова А.Р. просит об отмене решения суда по основаниям его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных ею требований. Указывает, что в соответствии с постановлением мэра города Йошкар-Олы от 18 августа 2006 года N 2273 "О предоставлении земельного участка в собственность "... ".В." (предыдущий собственник земельного участка) земельный участок расположен в территориальной зоне - жилая зона, функциональное назначение территориальной зоны - индивидуальная жилая застройка с приусадебными земельными участками. Жилой дом возведен на земельном участке до 1990 года, то есть существовал к моменту утверждения документации о планировке территории города, в связи с чем нахождение земельного участка и жилого дома, возведенного до принятия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", в территориальной зоне Ж-1, среди видов разрешенного использования которой не указано размещение индивидуальных жилых домов, не может в данном случае являться законным основанием для запрета строительства собственником нового индивидуального жилого дома. Административный ответчик не представил суду доказательства существования ограничений прав собственника в отношении спорного земельного участка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный ответчик первый заместитель мэра г. Йошкар-Олы Покровский Л.К. и представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения ПА.овой А.Р. и ее представителя
Сарычевой Е.А, поддержавших апелляционную жалобу, представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Хлебникова В.И, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, изучив жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договора дарения землепользования от "дата" ПА.ова А.Р. является собственником земельного участка по адресу: "... ".
Согласно градостроительному плану земельного участка от "дата", земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона застройки многоквартирными домами (Ж-1)", имеет ограничение в части минимального отступа от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено их строительство, - 3 м. На земельном участке расположен 2-этажный жилой дом.
Имея намерение осуществить на земельном участке строительство нового индивидуального жилого дома, Панкратова И.Р. в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обратилась в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно полученному административным истцом уведомлению
N 028-29/2297 от 25 октября 2018 года размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 (зона застройки многоквартирными жилыми домами), в границах которых расположен земельный участок, поскольку перечнем видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Дополнительно в уведомлении N 028-29/2297 сообщено, что согласно топографической основе города Йошкар-Олы на указанном земельном участке имеется жилой дом, расположенный на расстоянии менее 3 м от границы земельного участка с северной стороны, что не соответствует предельным параметрам территориальной зоны Ж-1, поскольку градостроительным регламентом данной территориальной зоны установлено, что минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Разрешая заявленные ПА.овой А.Р. требования, суд первой инстанции, проанализировав положения ГрК РФ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", установив, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, в соответствии с градостроительным регламентом расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоквартирными домами), для которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено в качестве разрешенного вида использования земельных участков, а также приняв во внимание фактическое расположение возведенного индивидуального жилого дома с нарушением минимального отступа в 3 м от границы земельного участка, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами, изложенными в судебном решении, считает их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и правовому регулированию спорных правоотношений.
В соответствии с положениями статьи 51.1 ГрК РФ, введенной в действие с 4 августа 2018 года, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (часть 1).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7).
В силу части 10 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в частности, в случаях, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно части 11 в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Требованиям статьи 51.1 ГрК РФ уведомление N 028-29/2297 от 25 октября 2018 года соответствует, в нем содержатся предусмотренные законом основания для направления застройщику такого уведомления с указанием установленного вида разрешенного использования земельного участка, в связи с которым на спорном участке не допускается строительство нового индивидуального жилого дома, а также предельные параметры разрешенного строительства, которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", индивидуальное жилищное строительство не относится к видам разрешенного использования земельного участка, расположенного в зоне Ж-1. Принимая во внимание положения статьи 85 ЗК РФ об обязательности градостроительных регламентов для исполнения всеми собственниками и пользователями земельных участков, использовании земельных участков только в соответствии с предусмотренным видом разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны, возможности строительства новых объектов недвижимости на земельном участке только в соответствии с установленным градостроительным регламентом, оспариваемое административным истцом решение органа местного самоуправления в полной мере согласуется с требованиями закона. Иное решение противоречило бы существующему градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.
Кроме того, судом обоснованно указано, что административным ответчиком правомерно учтено также фактическое расположение уже возведенного Панкратовой А.И. объекта на расстоянии менее 3 м от границы земельного участка с северной стороны. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении предельных параметров разрешенного строительства.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" должна была принимать решение с учетом существующего с 90-х годов прошлого века фактического землепользования, не принимаются судебной коллегией, поскольку они основаны на неверном толковании положений законодательства.
В части 8 статьи 36 ГрК РФ и в части 4 статьи 85 ЗК РФ закреплено положение, согласно которому земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данное положение подлежит применению в совокупности с иными нормами градостроительного и земельного законодательства. Так, допуская использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, реконструкция существующих объектов разрешается лишь путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, что предусмотрено частью 9 статьи 36
ГрК РФ. В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не установлено. Постановленное решение принято в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению в спорных правоотношениях, и без нарушения норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПА.овой А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Петрова
Судьи
А.Д. Халиулин
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.