Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Характеристика текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования город Нягань представляет собой многоотраслевой комплекс, основными задачами которого являются жизнеобеспечение населения, формирование эффективной, конкурентоспособной системы хозяйствования, обеспечивающей предоставление полного спектра жилищно-коммунальных услуг.
Жилищный фонд:
Жилищный фонд муниципального образования город Нягань по состоянию на 01.01.2013 составил 1 112, 6 тысяч квадратных метров (далее - тыс. кв м). Средняя обеспеченность жильем на одного человека составила 20,75 кв м. По состоянию на 01.01.2013 общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 206,1 тыс. кв м. (517 домов), что в расчете на одного жителя муниципального образования город Нягань составляет 3,7 кв м. Площадь многоквартирных жилых домов составляет 1 066 тыс. кв. м. Из общего количества многоквартирных домов 95,6% или 1 192 многоквартирных дома возведено до 1995 года. Доля многоквартирных домов общей площадью 493,7 тыс. м.кв., имеющих физический износ от 31 до 65%, составляет 50,56% от общего количества многоквартирных домов. Доля многоквартирных домов общей площадью 11,6 тыс. м.кв. с физическим износом от 66 до 70% составляет 27,13% от общего количества многоквартирных домов.
Это тот объем жилищного фонда, который во избежание дальнейшего разрушения необходимо привести в нормативное состояние и повысить его энергетическую эффективность.
Большинство граждан не имеют финансовой возможности осуществлять в полном объеме финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
С 2014 года муниципальное образование город Нягань участвует в региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (с изменениями и дополнениями).
Участие средств бюджета в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов возможно лишь посредством предоставления субсидий в соответствии с утвержденным краткосрочным планом.
Острой проблемой является благоустройство домовых территорий многоквартирных домов. Действующие нормативные документы формируют требования к собственникам помещений многоквартирных домов, направленные на содержание домовой территории.
Для приведения домовых территорий многоквартирных домов в состояние, отвечающее требованиям безопасности и комфорта, а также в целях развития системы управления многоквартирными домами и проведения капитального ремонта многоквартирных домов на условиях софинансирования, предусматривается предоставление субсидий для благоустройства домовых территорий многоквартирных домов.
Условием предоставления из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидий муниципальным образованиям на благоустройство домовых территорий многоквартирных домов является обеспечение установленной доли софинансирования за счет средств местного бюджета в размере не менее 10%.
Коммунальная инфраструктура:
Теплоснабжение:
Одним из главных направлений деятельности органов самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
По состоянию на 01.01.2013 в городе Нягани источниками теплоснабжения являются 17 муниципальных котельных. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 195,3 км.
По данным открытого акционерного общества "Няганские энергетические ресурсы", оказывающего услуги теплоснабжения, процент износа инженерных сетей составляет 68%. Износ котлов составляет 59%, коэффициент полезного действия (далее - КПД) котлов 79%.
В городе Нягани принимаются меры по замене ветхих сетей тепло - и водоснабжения.
В результате в 2013 году число инцидентов на сетях теплоснабжения и водоснабжения снизилось по сравнению с предыдущим годом на 40%.
Учитывая обозначенные обстоятельства, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2015 N 54-рп "О плане мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы муниципальных образований Ханты - Мансийского автономного округа - Югры к работе в осенне-зимний период 2015 - 2016 годов" предусматривается замена инженерных сетей не менее 5% от общей протяженности. При этом реализуемые мероприятия позволяют лишь не допустить рост изношенных сетей, а не снизить их количество в целом.
Водоснабжение и водоотведение:
Основная цель водоснабжения - обеспечение города питьевой водой гарантированного качества, в достаточном количестве и поддержание безопасного водопользования при достижении современного технического уровня.
В городе Нягани источником водоснабжения служат подземные воды, отбираемые водозабором в городе Нягани, Хуготским водозабором и водозабором поселка Пионерный.
В городе Нягани существует централизованная система водоснабжения, которая представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений и процессов, условно разделенных на три составляющие:
- подъем и транспортировка природных вод на станцию водоподготовки;
- подготовка воды;
- транспортировка воды потребителям в жилую застройку, на предприятия города Нягани.
Общая протяженность сетей водоснабжения составляет 242,04 км.
По данным организаций, оказывающих услуги водоснабжения, процент износа сетей составляет 72%.
Проблемными характеристиками системы водоснабжения являются:
- износ оборудования и сетей, в результате потеря воды составляет до 16%;
- отсутствие действующих очистных сооружений.
По причине отсутствия очистных сооружений качество воды удовлетворяет требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 только по микробиологическим показателям. Для дезинфекции воды используется хлор, обладающий токсическими свойствами и недостаточной эффективностью.
Для снижения проблем водоснабжения необходимо строительство новых сетей и замена существующих. Необходим ремонт магистральных водопроводов с применением современных технологий и материалов. Также существует необходимость проведения комплекса работ по полному развитию питьевого водоснабжения на технологической станции очистки воды.
Протяженность сетей водоотведения по состоянию на 01.07.2013 составляет 104,4 км.
По данным организаций, оказывающих услуги водоотведения, процент износа оборудования транспортировки стоков составляет 60%, а системы очистки стоков (далее - КОС) составляет 90%.
Муниципальное образование город Нягань имеет разветвленную канализационную сеть и очистные сооружения биологической очистки стоков на аэротенках и доочисткой на фильтрах производительностью 7 000 кубических метров в сутки (далее - м/сутки). Выпуск очищенных стоков осуществляется в реку Нягань-Юган. Очистные сооружения перегружены, фактический объем поступающих на них стоков значительно превышает проектную мощность существующей очистной станции. Вследствие морально устаревшей технологической схемы очистки воды и перегрузкой существующие КОС не обеспечивают эффективной очистки стоков до установленных предельно допустимых норм сброса.
Реализация проекта по строительству городской канализационной станции (далее - ГКНС) и КОС с расчетной производительностью 27 000 м куб./сутки гарантированно обеспечит качество очистки сточных вод в соответствии с предельно-допустимыми нормами сброса, в том числе с учетом перспективы развития города Нягани.
Газоснабжение:
Система существующего газоснабжения организована через автоматическую газораспределительную станцию города Нягани, построенную в 2008 году. Газоснабжение осуществляется от магистральных трубопроводов "Уренгой-центр" и "Уренгой-Ужгород" с давлением в сетях 6 Мега Паскаль (далее - МПа), давление в городской системе 0,6 МПа. Материал труб газопроводов - сталь и полиэтилен:
Существующая система газоснабжения имеет следующие проблемы:
- малое количество потребителей;
- отсутствие второго магистрального газопровода;
- отсутствие закольцовок поселка "Западный", микрорайона "Восточный" микрорайонов 5, 6, 7;
- необходимость применения газораспределительных пунктов, понижающих давление с 0,6 до 0,3 МПа, при прохождения газопроводов в жилой застройке города Нягани;
- потери в системе газораспределения.
В целях повышения надежности газоснабжения необходима газификация жилого района "Западный", микрорайонов 5, 6, 7.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности:
На текущий момент инженерные системы города требуют значительной модернизации, значения ряда показателей энергоэффективности ниже, чем в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Потери и неучтенный расход воды в муниципальном образовании город Нягань в 2012 году составляют 17,8% от общего объема, среднее значение по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет 12%.
В 2013 году для города Нягани актуальными задачами являлись модернизация инженерных систем, сохранение и в отдельных секторах повышения уровня энергоэффективности, создание комплексной системы мониторинга энергопотребления.
Ключевые показатели в 2012 году, характеризующие состояние энергосистемы города, следующие:
- потери в электрических сетях составляли 16,6% (при среднем показателе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 10,6%);
- удельный расход топлива при производстве тепловой энергии составлял 215,9 кг у.т./Гкал, что значительно выше предельного требуемого уровня в 155,3 кг у.т./Гкал;
- утечка и неучтенный расход воды в системе водоснабжения составляли 16%, что на 30% превышает средний уровень потерь по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (12%);
- удельный расход электрической энергии на подъем и перекачку воды составил 2,7 кВт*ч/куб.м., что превышает допустимый уровень нормативов, утвержденных приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 28.03.2014 N 33 "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на 2015 - 2017 годы" (1 кВт*ч/ куб. м);
- удельный расход тепловой энергии в бюджетной сфере составлял 0,22 Гкал/кв. м. в год;
- суммарное потребление электроэнергии всеми муниципальными учреждениями на территории муниципального образования город Нягань в 2013 году составило 6 300 840 кВт, в сравнении с 2012 годом потребление уменьшилось на 0,9%
В настоящее время все муниципальные учреждения муниципального образования город Нягань провели энергетическое обследование, срок которого заканчивается в 2016 году. Для решения вопроса необходимо провести очередное энергетическое обследование в 2016 - 2017 годах.
Жилищный фонд не в полном объеме оснащен индивидуальными приборами учета энергоресурсов.
На сегодняшний день 100% многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов.
Для решения вопроса повышения энергоэффективности города Нягани необходимо применение комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода планирования.
Благоустройство территорий:
Помимо проблем тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, существуют проблемы благоустройства, обеспеченности населения города безопасными и комфортными зонами отдыха. В первую очередь данные проблемы отрицательно отражаются на имидже города Нягани, эстетическом развитии жителей муниципального образования город Нягань. Решение данной проблемы возможно путем проведения работ по благоустройству города Нягани.
В настоящее время в городе Нягани сложилась серьезная ситуация с отсутствием мест для захоронения. Территория, предназначенная под расширение существующего кладбища в западной части города Нягани, исчерпала свой резерв. Решением данной проблемы является проектирование и строительство кладбища с выделением зон захоронений с разделением на кварталы и участки, в том числе на секторы по вероисповеданиям.
Очистка и содержание свободных территорий города Нягани - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Решение данной проблемы возможно путем проведения работ по регулярной санитарной очистке свободных территорий и внутриквартальных проездов, своевременному проведению работ по демонтажу зданий, приспособленных под проживание.
В настоящее время на территории муниципального образования город Нягань обитает большое количество безнадзорных животных (2500 особей), из них 50% это особи женского пола, которые приносят в среднем от 6 до 10 щенков 2 раза в год. Поголовье собак без принятия необходимых мер может увеличиться за год примерно в 6 раз.
Большую угрозу для населения представляют агрессивные и больные безнадзорные животные, которые нападают на людей и являются переносчиками заразных болезней, передающихся человеку. За 8 месяцев 2013 года в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская окружная больница" обратилось более 120 человек, пострадавших от укусов безнадзорных животных. За аналогичный период 2012 года количество обратившихся составило 214 человек. Большее количество нападений наблюдается весной и осенью, с началом периода размножения. В целях предотвращения нападения бездомных агрессивных животных на людей и в целях предупреждения переноса заразных болезней общих для животных и человека, принимаются меры по отлову и эвтаназии агрессивных и больных животных.
В настоящее время существует проблема озеленения городских территорий травянистой растительностью - газонами и цветниками. Большая часть газонов характеризуется высокой степенью рекреационной дигрессии: проективное покрытие не превышает 60%, остальная часть занята тропинками и стоянками автомобилей. Под сомкнутыми кронами растительность практически отсутствует. Отсутствие необходимого ухода за газонами делает их экологически малоценными.
При создании цветочных композиций необходимо учитывать климатические особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и планировать посадку подходящего ассортимента цветочных растений. Для создания эстетического облика городской среды необходимо осуществлять комплексные меры по озеленению территорий: восстановление газонов, посадка цветочной рассады, качественный уход за зелеными насаждениями, приобретение конструкций для вертикального озеленения и высадки в них цветов.
Мероприятия по озеленению осуществляют с целью оздоровления воздушного бассейна, формирования оптимального микроклимата, снижения шума, обеспечения условий для отдыха, а также с декоративно-планировочными целями.
Отходы производства и потребления:
Отходы производства и потребления являются источником антропогенного загрязнения окружающей природной среды. К отходам производства относят материалы, вещества, изделия, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и не находящие применения на данном предприятии (организации), либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Отходы потребления - это изделия, материалы, вещества, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в процессе общественного или личного потребления.
Одной из проблем муниципального образования город Нягань является отсутствие полигона по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. На сегодняшний день в городе Нягани отходы производства и потребления размещаются на санкционированной свалке площадью 18 гектар, расположенной на 2 километре автодороги Нягань-Талинка, находящейся на обслуживании муниципального предприятия муниципального образования город Нягань "Чистый город". Существующая свалка отходов на территории муниципального образования город Нягань принимает около 42,11 тысяч тонн бытовых отходов в год, с учетом бытовых отходов Октябрьского района и не отвечает требованиям СП 2.1.7.1038 - 01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, что является источником постоянного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Эксплуатация санкционированной свалки осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. В настоящий момент требуется ликвидация существующей свалки и строительство нового полигона по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
Накопление отходов на санкционированной свалке несет значительный экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые и пищевые отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В бытовых отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и другое. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на свалке. К тому же на свалку попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов. По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия свалки, так как разложение отходов и вынос веществ с территории свалки не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.
Проблемой в работе по обеспечению экологической безопасности является ежегодное увеличение объема несанкционированных свалок, которое напрямую зависит от увеличения объемов потребления товаров и услуг и, как следствие, увеличения объемов образующихся отходов. Образование несанкционированных свалок, захламление земель бытовыми и промышленными отходами (автомобильные покрышки, железобетонные, строительные отходы) приводит к интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха. Ежегодно на территории муниципального образования город Нягань проводятся мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок: в 2011 году вывезено 2406,8 кубических метра отходов; в 2012 году - 4934 кубических метра; в 2013 году - 2612 кубических метра; в 2014 году - 2713 кубических метра. В 2015 году запланировано вывезти 2788 кубических метра отходов.
Также проблемой в работе по ликвидации несанкционированных свалок является их возобновляемость в местах, где невозможно ограничить доступ недобросовестным предпринимателям и физическим лицам, не желающим платить за вывоз и утилизацию своих отходов на санкционированной свалке твердых бытовых отходов. Наиболее проблемными территориями в этом отношении являются карьер по улице Авиационной, карьер за городским кладбищем в поселке Западном.
Экологическое образование и просвещение:
Рассматривая экологическую обстановку в городе, нельзя не остановиться на одной из основных экологических проблем - низкий уровень экологической культуры населения города.
Экологическое образование - это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности и обеспечивающий ответственное отношение к окружающей природной среде.
Решение экологических проблем на территории города лишь административными мерами и техническими способами невозможно. Существенную роль в этом процессе могут и должны сыграть сами жители. Решение данной проблемы заключается в переориентации мировоззрения и поведения человека через систему всеобщего экологического образования и просвещения. По мнению воспитателей и педагогов, знаний, полученных на уроках в рамках школьной программы, недостаточно для формирования культуры природолюбия и экологической культуры ребенка и подростка. Большинство школьников не видят взаимосвязей в природе, не осознают вред, причиняемый природе действиями человека. В рамках программ дополнительного образования детей и подростков должны разрабатываться и активно внедряться новые методы, формы, подходы и приемы, дающие возможность формирования у подрастающего поколения культуры природолюбия. В настоящее время комплексная всесторонняя работа по формированию экологического мышления, воспитанию природоохранного поведения у детей и подростков осуществляется посредством их участия в мероприятиях международной экологической акции "Спасти и сохранить".
"Спасти и сохранить" - всемирно известная инициатива Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и населения, направленная на бережное отношение к природе края и его богатствам. Главной идеей акции является уважение к родному краю и бережное отношение к природе. Как и раньше, каждый может принять участие в программе и внести свой вклад.
Сегодня эта акция объединяет своей идеей всю общественность региона, от представителей власти и бизнеса до рядовых граждан. Ежегодно в акции на территории города принимают участие более 8 тысяч человек, проводится более 30 мероприятий в дошкольных, общеобразовательных организациях и учреждениях культуры.
Формирование экологической культуры населения, повышение уровня экологического воспитания и образования особенно в детском и подростковом возрасте являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде в перспективе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.