Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами города Нягани
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики, социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования город Нягань (далее - город Нягань).
Система управления муниципальными финансами города Нягани постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, региональном уровне, так и на муниципальном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В результате реализации комплекса мероприятий по реформированию бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах бюджетный процесс в городе Нягани был переориентирован на решение проблем повышения эффективности функционирования общественного сектора экономики. В систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
мониторинг состояния общественного сектора экономики;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных программ города Нягани и ведомственных целевых программ, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета города Нягани на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Нягани.
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики города Нягани осуществлялись в направлении расширения горизонта бюджетного планирования, внедрения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления города Нягани, повышения качества оказания муниципальных услуг. В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений, по состоянию на 01.01.2015 года в правовом статусе казенных функционирует 12, в статусе бюджетных 10 и в статусе автономных 26 муниципальных учреждений.
Как и многие другие муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальное образование город Нягань осуществило переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета города Нягани на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трехлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития города Нягани, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (далее - ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.
Большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань по адресу: www.admnyagan.ru в разделе "Бюджет и финансы" размещается информация о деятельности Комитета по финансам на всех стадиях бюджетного процесса. Информация об исполнении и плановых показателях бюджета города Нягани также передается в АИС "Мониторинг Югра", портал данной системы имеет открытый доступ в сети Интернет. В рамках полномочий финансового органа Комитет по финансам организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
Для автоматизации бюджетного процесса в Комитете по финансам используется программное обеспечение АС "Бюджет", для формирования отчетности в форматах Министерства финансов и Федерального казначейства Российской Федерации используется программный комплекс "СКИФ", в эксплуатации находятся и другие программные комплексы, требующие актуализации и адаптации в условиях постоянно меняющегося законодательства.
В городе Нягани утверждена Методика планирования долговых обязательств муниципального образования город Нягань и определения долговой нагрузки на бюджет муниципального образования город Нягань, создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования.
Результаты и достижения реформ в сфере управления муниципальными финансами города Нягани получили высокую оценку в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2011 N 65-п "О порядке проведения мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" по результатам мониторинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях, проводимого Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по результатам мониторинга финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2010 - 2014 годы город Нягань вошел в число муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с высоким и надлежащим качеством организации бюджетного процесса.
В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы муниципального образования город Нягань продолжилось в рамках целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Нягань на период до 2013 года", утвержденной постановлением Администрации города Нягани от 29.12.2011 N 5485 (с изменениями на 06.09.2013).
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в городе Нягани еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
отсутствие единого регистра муниципальных услуг на основе базовых, ведомственных перечней государственных услуг, утвержденных на уровне Российской Федерации и сформированных на их основе муниципальных заданий;
разрозненность информационных систем, используемых для целей муниципального управления, в том числе в сфере управления муниципальными финансами;
недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Бюджетная система города Нягани перешла на программный принцип планирования и исполнения бюджета. Достижение запланированных стратегических целей осуществляется на основе муниципальных программ города Нягани.
Долгосрочное бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению в долгосрочной перспективе.
В связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в соответствии с разделом IX "Государственный (муниципальный) финансовый контроль". Статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет участников финансового контроля, в том числе: контрольно - счетные органы, органы (должностные лица) исполнительной власти и финансовые органы муниципальных образований.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Долговая политика города Нягани является неотъемлемой частью бюджетной политики города Нягани и направлена на сокращение муниципального долга, совершенствование механизмов управления муниципальным долгом и соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Управление муниципальным долгом города Нягани осуществляется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Думы города Нягани от 01.10.2008 N 440 "О Положении об управлении муниципальным долгом города Нягани" (с изменениями на 24.08.2015).
Объем муниципального долга и объем расходов на его обслуживание соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Сокращение долговых обязательств муниципального образования город Нягань позволит обеспечить долгосрочную устойчивость и финансовую стабильность бюджета города Нягани.
В целях обеспечения оптимизации управления муниципальным долгом города Нягани, программой предусмотрена реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга города Нягани, сокращения стоимости обслуживания.
Реализация мероприятий, направленных на исполнение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", потребует дополнительных источников финансирования в период с 2014 по 2018 годы, что приведет к решению следующих задач:
сохранение и наращивание доходной базы бюджета города Нягани;
повышение эффективности бюджетных расходов;
привлечение дополнительных средств.
В сфере автоматизации управления общественными финансами муниципального образования город Нягань, в последнее десятилетие, проведен ряд реформ, которые позволили:
создать механизм эффективного управления единым счетом бюджета;
организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджета с использованием средств удаленного взаимодействия Комитета по финансам с главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;
внедрить механизмы планирования бюджетных ассигнований и формирования реестра расходных обязательств муниципального образования в соответствии с постановлением Администрации города Нягани от 24.05.2010 N 2058 "О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования город Нягань" (с изменениями от 12.12.2014);
внедрить элементы юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи.
Таким образом, на сегодняшний момент в городе Нягани сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления муниципальными финансами.
Однако до настоящего времени:
не во всех сферах управления муниципальными финансами города Нягани применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей нуждается в доработке и развитии.
Дальнейшая интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля предусматривается в рамках создания и развития муниципального сегмента информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - муниципальный сегмент информационной системы "Электронный бюджет").
Реализация и развитие регионального сегмента информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в городе Нягани будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде:
- перевод всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в электронный вид, структурирование ее по заданным правилам с обязательным использованием единых реестров и классификаторов;
- внесение изменений в нормативные правовые акты города Нягани по вопросам информационного обеспечения бюджетного процесса.
2. Формирование единого информационного пространства с применением электронной подписи между органами государственной власти, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, которое обеспечивает единство принципов работы, унификацию бизнес-процессов, исключает дублирование процедур сбора информации путем однократности ее ввода для всех участников процесса управления финансами.
3. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения процессов управления общественными финансами - разработка порядков, регламентов и методик, обеспечивающих региональные и муниципальные особенности автоматизации бизнес-процессов с учетом интеграции с федеральным сегментом информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
При создании и развитии информационной системы предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также исключить дублирование прикладных и инфраструктурных решений.
Повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р. Эти национальные инициативы призваны в конечном итоге обеспечить укрепление среднего класса, повысить финансовое благосостояние населения и снизить экономические и финансовые риски в условиях колебаний рыночной экономики. Их реализация предполагает расширение взаимодействия населения и финансовых институтов, в том числе на основе новых финансовых схем и инструментов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к финансовой грамотности населения и к уровню защиты прав потребителей в финансовой сфере.
Муниципальная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности, проведение информационной кампании в сферах оказания финансовых услуг, управления личными финансами, что позволит населению в полной мере участвовать в экономике и повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Для привлечения большего количества граждан муниципального образования к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета города Нягани и его исполнения на веб-сайте органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань в разделе "Бюджет и финансы" разработан подраздел "Бюджет для граждан". "Бюджет для граждан" предназначен, прежде всего, для жителей муниципального образования, не обладающих специальными знаниями в сфере бюджетного законодательства. Информация, размещаемая в подразделе "Бюджет для граждан" в доступной форме знакомит граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики муниципального образования город Нягань, с основными характеристиками бюджета города Нягани и результатами его исполнения.
Организация публичных слушаний по проектам решений о бюджете города Нягани на очередной финансовый год и плановый период, по годовому отчету об исполнении бюджета представляет гражданам открытый доступ к качественной информации.
С 2011 года ежегодно муниципальное образование город Нягань принимает участие во Всероссийской акции "День финансовой грамотности в учебных заведениях", обеспечив максимальный охват организаций, осуществляющих образовательную деятельность в городе Нягани, с привлечением авторитетных экспертов финансового сообщества для проведения уроков, лекций.
Регулярное размещение информации на официальном веб-сайте органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань в информационно - телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "Бюджет для граждан", организация публичных слушаний по проектам решений о бюджете города Нягани на очередной финансовый год и плановый период, по годовому отчету об исполнении бюджета, проведение "Дня финансовой грамотности в учебных заведениях" позволят обеспечить публичность управления общественными финансами, расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажут влияние на ускорение темпов роста экономики города Нягани.
Программа направлена на урегулирование нерешенных проблем в сфере управления муниципальными финансами города Нягани.
Программа является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления города Нягани, реализующих другие муниципальные программы города Нягани.
Прогноз развития сферы реализации Программы в существенной степени зависит от Прогноза социально-экономического города Нягани и утверждения Бюджетного прогноза города на долгосрочный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.