Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния
социально-экономического развития города Нефтеюганска
В настоящее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в социальной и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.
Использование методов стратегического планирования и коммуникации стратегических субъектов территории позволит повысить эффективность управления развитием муниципалитета и создаст благоприятные возможности для преодоления существующих и потенциальных проблем и устранения ограничений в их социально-экономическом развитии.
Эффективно функционирующая система стратегического планирования социально-экономического развития позволит решать задачи повышения качества жизни населения и роста экономики города.
Важным шагом на пути формирования системы стратегического управления является регламентация процессов муниципального управления. В систему стратегического управления города Нефтеюганска входят действующие целеполагающие документы:
1. Стратегия социально-экономического развития города Нефтеюганска до 2020 года, утверждённая решением Думы города от 08.04.2010 N 748-IV, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на повышение эффективности и устойчивости экономики, улучшение качества жизни и сохранение населения города.
2. Генеральный план города Нефтеюганска, утверждённый решением Думы города Нефтеюганска от 01.10.2009 N 625-IV.
В основу системы стратегического управления заложена оценка фактического состояния социально-экономического положения города Нефтеюганска.
По итогам 2012 года социально-экономическая ситуация в Нефтеюганске характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
Прирост среднегодовой численности населения за 2012 год составил 1,0%, при этом естественный прирост достиг 10,8%. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась на 21,6%, и составила 160 человек.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами производителей промышленной продукции достиг 25,2 млрд. рублей, что на 3,6% превышает показатель 2011 года. Индекс промышленного производства по итогам 2012 года составил 97,9%, что обусловлено снижением объёмов производства и распределения электроэнергии в связи с переходом корпоративной энергосберегающей компании ООО "РН-Энерго" на другую территорию.
Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2012 года сложились в размере 24,4 тыс. рублей, реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 1,67%.
Потребительские расходы на душу населения составили 15,8 тыс. рублей.
Потребительский рынок продолжает оказывать влияние на поддержание общеэкономической динамики. В ответ на потребительские предпочтения и растущие требования к ассортименту, качеству и доступности предоставляемой продукции и услуг увеличивается доля современных форм торговли и обслуживания населения, повышается уровень конкурентоспособности, что способствует ускорению развития оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Потребительский рынок города динамично развивается. При этом еще остается ряд проблем, требующих решения. Так объемы реализации, ассортимент и качество товаров, стабильность их поставок в розничную сеть напрямую зависят от состояния оптового звена. Оптовое звено продовольственных товаров в городе представлено только 20 крупными предприятиями, чего недостаточно, учитывая потребность розничной сети. Поставки в розничную торговлю города осуществляются через оптовые склады других регионов Российской Федерации (Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Москва). Недостаточное развитие оптовой торговли в городе и зависимость от оптового звена других регионов отражается на качестве прогнозирования запасов товаров первой необходимости, стабильности ассортимента и, как следствие, вызывает колебания розничных цен.
Основные проблемы розничной торговли города:
- нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 кв. м;
- территориальные диспропорции в размещении предприятий;
- достаточно высокий уровень выявления фактов нарушений санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- увеличение числа обращений граждан с признаками нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, вызванные в том числе и растущими требованиями потребителей к качеству продукции;
- низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).
Сегодня фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в городе составляет 496 кв. м на 1000 жителей.
Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.
Особая роль в развитии розничной торговли отводится ярмаркам, которые должны находиться в шаговой доступности для населения. Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Наиболее остро это решение требуется в сфере реализации товаров на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основное количество подобной продукции.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации города Нефтеюганска по реализации стратегии социально-экономического развития города Нефтеюганска до 2020 года является поддержка и развитие малого предпринимательства.
Малый и средний бизнес города Нефтеюганска охватывает практически все основные виды экономической деятельности и в его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей муниципального образования. Кроме того, малый и средний бизнес способствует формированию среднего класса и смягчает социальную нагрузку на бюджет.
По состоянию на 01.07.2013 в городе Нефтеюганске действует 791 малое и среднее предприятие и 4077 индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет 11,6 тысяч человек. Оборот малых предприятий по итогам 2012 года составил 26 171,0 млн. рублей.
Структура отраслей малого предпринимательства в нашем городе представлена следующим образом: строительство - 27%, торговля - 21%, транспорт - 15%, предоставление прочих видов услуг - 37%.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, численность занятых на малых предприятиях и объём выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, сельском хозяйстве доля малых предприятий ещё незначительна.
Анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства на территории города Нефтеюганска свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить ряд проблем, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске, в том числе:
- недостаток и недоступность финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции;
- недостаточные возможности поиска новых деловых партнёров и формирования деловых связей.
Все перечисленные проблемы требуют программного решения, консолидирующего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов местного самоуправления.
Реализация мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования требует комплексного и последовательного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий Подпрограммы по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса контроля.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить опубликование официальной информации для вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, проведение обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также доведение до сведения населения муниципального образования информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, что предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создать условия для обеспечения гласности и открытости принимаемых решений.
Для этого органам местного самоуправления необходимо проведение целенаправленной информационной политики, направленной на более широкое освещение своей деятельности.
Данная необходимость вытекает также из высокого уровня политической грамотности населения, и, как следствие, возрастающих потребностей жителей поселения в информации о деятельности органов местного самоуправления поселения. Очевидно, что положительный эффект от деятельности органов местного самоуправления существенно снижается, если эта деятельность не обеспечена соответствующей информационной поддержкой.
Комитет записи актов гражданского состояния ведет первичный учет демографических событий муниципального образования. На информации предоставляемой Комитетом ЗАГС основывается анализ демографической ситуации, а так же демографические прогнозы, выявляются соотношения рождаемости и смертности, браков и разводов. В связи, с чем ежегодно растет архивный фонд. В 2012 году архивный фонд составлял 157 007 записей актов гражданского состояния (далее - агс), 2013 году 162 543 записей агс, 2014 году - 167 895 записей агс.
По итогам 2014 года отделом по делам архивов было предоставлено муниципальных услуг по исполнению запросов социально правового 9366 и 113 тематического характеров, на хранение на конец года в архиве числится 58 409 единиц хранения (постоянного срока хранения и личного состава).
По состоянию на 01.01.2015 агропромышленный комплекс города Нефтеюганска представляют 25 крестьянских (фермерских) и 8 личных подсобных хозяйств.
Развитие агропромышленного комплекса муниципального образования город Нефтеюганск характеризуется положительной динамикой.
В результате оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям по итогам 2014 года зафиксировано увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, в сравнение с аналогичным периодом прошлого года, на 38,4% (1838 голов). Динамика производства за период 2011 - 2014 годы характеризуется ростом по всем видам продукции.
Так, производство молока увеличилось за 4 года в 2,2 раза, производство мяса - на 54,7%, производство яиц - в 3,5 раза. Выручка за реализованную сельскохозяйственную продукцию за 2014 год в действующих ценах составила 57,7 млн. рублей.
На полученные субсидии сельхозпроизводителями приобретаются корма и горюче-смазочные материалы.В 2014 году возмещены расходы сельхозтоваропроизводителям на развитие материально-технической базы в размере 50% от фактических затрат в сумме 4 311,4 тысяч рублей на модернизацию помещения для содержания сельскохозяйственных животных (свиней), установку водяной скважины и отопительных котлов, приобретение сельскохозяйственного оборудования.
Администрацией города организуются и проводятся: ежегодно выставка - ярмарка "Дары земли Нефтеюганской"; еженедельно ярмарки выходного дня для реализации конкурентоспособной и экологически чистой продукции.
На территории города размещено 4 нестационарных торговых объекта по реализации продукции местных сельхозтоваропроизводителей. В целях повышения конкурентоспособности одно хозяйство сертифицировало все виды реализуемой сельхозпродукции, в трёх хозяйствах данная сертификация в процессе оформления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, являясь коллегиальным органом, призвана обеспечивать координацию деятельности органов и учреждений профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.